ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2025 г. по делу N 08/05/28-15/2025
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<...>,
Члены Комиссии:
<...>,
<...>,
<...>,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи материалы о распространении рекламы вклада по ставке до 25% Банка ГПБ (АО) в эфире телеканала "СТС", а также в эфире радиостанции "Авторадио" в ноябре - декабре 2024 года,
в присутствии лица, участвующего в деле:
Банк ГПБ (АО) (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: 13.11.2001) - Ш. (доверенность N Д-30/13 от 09.01.2024),
установила:
В ФАС России поступили обращения граждан с жалобой на рекламу вклада по ставке до 25% Банка ГПБ (АО), распространявшейся в эфире телеканала "СТС", а также в эфире радиостанции "Авторадио" в ноябре - декабре 2024 года.
В видеоряде рекламного ролика хронометражем 10 секунд, распространявшемся на телеканале "СТС", крупно демонстрируется утверждение "Вклад до 25% на 6 месяцев".
Видеоряд сопровождается словами "Поймать перо жар-птицы непросто. А вот получить волшебную ставку по вкладу в Газпромбанке до 25% годовых может каждый. Откройте вклад на gazprombank.ru".
Рекламный ролик сопровождается поясняющей сноской, разделенной на три части, демонстрируемые по 3 секунд на 6% площади кадра, с информацией об условиях вклада:
- Вклад "Заоблачный процент 2024". Валюта: рубли РФ. Срок - 181 день, разделен на периоды (1 - 60 дней, 61 - 120 дней, 121 - 181 день). Ставка в зависимости от периода вклада и канала открытия: от 20,5% до 25% годовых.
- Мин. сумма: от 15 тыс. руб. при открытии вклада в интернет-банке и в моб. приложении Газпромбанка (0+), от 300 тыс. руб. при открытии в офисе банка. Без частичного снятия и пополнения.
- Выплата процентов - в конце срока. При досрочном востребовании - 0,01% годовых. Подробнее на gazprombank.ru. Банк ГПБ (АО). Адрес: <...>, ОГРН <...>. Реклама.
В рекламе, распространявшейся в эфире радиостанции "Авторадио", сообщается:
"Генеральный партнер проекта Банк ГПБ (АО). Откройте вклад в Газпромбанке и получите до 25% годовых. Информация на 1 ноября 2024 года. Банк ГПБ (АО). Реклама".
"Генеральный партнер проекта Банк ГПБ (АО). До 25% годовых по вкладу в Газпромбанке. Больше ставка, значит больше желаний сбудется в новом году. Откройте вклад на gazprombank.ru. Информация на 1 декабря 2024 года. Банк ГПБ (АО). Реклама".
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
К условиям договора банковского вклада относятся: сумма банковского вклада, срок банковского вклада, проценты по вкладу, валюта вклада, порядок снятия денежных средств со счета по вкладу и его пополнения, дополнительные услуги банка или третьих лиц.
Согласно паспорту продукта "Срочный вклад "Заоблачный процент 2024" продукт имеет следующие условия:
- Минимальная сумма вклада:
300 000 российских рублей - при открытии вклада в подразделении банка (головном офисе/филиале);
15 000 российских рублей - при открытии вклада посредством использования систем "МА".
- Срок вклада ограничен: 181 день.
Срок вклада разделен на периоды в целях установления процентной ставки для начисления процентов (1 - 60 дней, 61 - 120 дней, 121 - 181 день).
- Минимальная гарантированная процентная ставка
При открытии вклада в офисе банка - до 20, 500% годовых;
При открытии вклада в системах "МБ" и "Интернет-Банк" - 21, 500%.
Максимально возможная процентная ставка 25,00%.
Размер процентов устанавливается для каждого периода срока вклада.
При открытии вклада в офисе банка: с 1 по 60 день - 20,50%, с 61 по 120 день - 21,50%, с 121 по 181 день - 24,00%.
При открытии вклада в системах "МБ" и "Интернет-Банк": с 1 по 60 день - 21,50%, с 61 по 120 день - 22,50%, с 121 по 181 день - 25,00%.
Возможность пополнения - недопустимо.
Расходные операции - недопустимо.
В рекламе вклада Банка ГПБ (АО), распространявшейся на телевидении, крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по вкладу - до 25% годовых и сроке вклада - 6 месяцев.
Текст с иными условиями вклада, влияющими на его доходность, такими как
- сумма банковского вклада (мин. сумма: от 15 тыс. руб. при открытии вклада в интернет-банке и в моб. Приложении, от 300 тыс. руб. при открытии в офисе банка);
- условия, от которых зависит размер процентной ставки по вкладу, указанные в паспорте продукта;
- невозможность частичного снятия и пополнения, размещался в рекламе трудным для восприятия способом мелким шрифтом в течение короткого времени, либо отсутствовал в рекламе, что говорит о недобросовестности рекламы.
Форма и время размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о размере процентной ставки по вкладу и сроке вклада, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях вклада, определяющих размер вклада и влияющих на его доходность.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
Таким образом, в рекламе вклада Банка ГПБ (АО) при указании нескольких из условий, влияющих на доходность вклада, умалчиваются остальные такие условия.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта информации, которая должна быть приведена в рекламе обязательно в силу закона, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В рекламе вклада Банка ГПБ (АО), распространявшейся в эфире радиостанции, сообщалась привлекательная для потребителя информация о процентной ставке по вкладу - до 25% годовых. Информация об иных условиях вклада, влияющих на его доходность, в рекламе отсутствовала.
Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, а также пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Банк ГПБ (АО) (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: <...>).
Банк ГПБ (АО) полагает, что текст в пояснительных сносках в рекламе, распространявшейся на телевидении, исполнен контрастным цветом размером, позволяющим среднестатистическому потребителю его прочитать в установленный срок размещения. Текст сносок сменялся с комфортной периодичностью, исходя из сложившейся правоприменительной практики ФАС России (не менее 1 секунды на 1 строку текста в сноске). Таким образом, спорная реклама вклада, с учетом дисклеймера, содержала все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.
Вместе с тем Комиссия ФАС России не согласилась с указанным доводом. Форма и время размещения текста сноски в рекламе, распространявшейся на телевидении, не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о размере процентной ставки по вкладу и сроке вклада, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. В рекламе, распространявшейся на радиостанции информация об иных условиях вклада, влияющих на его доходность, отсутствовала.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922.
Руководствуясь пунктом частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 42 - 48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, пункт 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", рекламу вклада по ставке до 25% Банка ГПБ (АО), распространявшуюся в эфире телеканала "СТС", а также в эфире радиостанции "Авторадио" в ноябре - декабре 2024 года, поскольку в рекламе поскольку в данной рекламе при указании одного из условий, влияющих на доходность вклада (процентной ставки 25% годовых), умалчиваются остальные такие условия, и соответственно умалчивается часть существенной информации об условиях вклада, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, что искажает содержание рекламы и потребители вводятся в заблуждение относительно условий вклада.
2. Выдать Банк ГПБ (АО) (адрес: <...>, ОГРН <...>, ИНН <...>, КПП <...>, дата регистрации: 13.11.2001) предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о необходимости возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Банк ГПБ (АО).
Решение изготовлено в полном объеме 10 марта 2025 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.