Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 2002 г. N 3885
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 22 октября 2002 г. N 287
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
(в ред. Приказов Минюста РФ от 31.03.2003 N 74, от 30.05.2003 N 129)
В целях совершенствования организации и повышения эффективности деятельности федеральных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам приказываю:
1. Утвердить Положение о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу для каждого федерального управления (приложение N 1), включенного в Перечень федеральных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам (приложение N 2).
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.2001 N 235 "Об утверждении Положения о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 09.08.2001, регистрационный N 2859).
3. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации оказать организационную и методическую помощь федеральным управлениям Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам в освоении и реализации ими полномочий и функций, предусмотренных Положением о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу.
4. Начальникам федеральных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам:
до 01.12.2002 с учетом решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации проанализировать результаты работы управлений, выработать и спланировать меры по реализации новых полномочий, определенных Положением о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу;
до 15.01.2003 привести в соответствие с Положением о Федеральном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу организационно - распорядительные документы, регламентирующие деятельность структурных подразделений федеральных управлений;
до конца 2002 года закрепить за главными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, действующими в пределах федерального округа, направления организационно - методического обеспечения деятельности территориальных органов юстиции.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя Министра Карлина А.Б.
Министр
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение N 1
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 октября 2002 г. N 287
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
(в ред. Приказов Минюста РФ от 31.03.2003 N 74, от 30.05.2003 N 129)
I. Общие положения
1. Федеральное управление Министерства юстиции Российской Федерации по федеральному округу (далее - Федеральное управление) является окружным территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации.
2. В своей деятельности Федеральное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Федеральное управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, счета в банке.
4. Финансирование Федерального управления осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также из других законных источников.
II. Основные задачи
5. Основными задачами Федерального управления являются:
1) обеспечение реализации Министерством юстиции Российской Федерации в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;
2) организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном округе;
3) организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации, не входящие в уголовно - исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации во взаимодействии с Управлением уголовно - исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации;
4) координация деятельности территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, входящих в федеральный округ.
III. Основные функции
6. Федеральное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в федеральном округе следующие основные функции:
1) организует работу и осуществляет контроль за проведением юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, проводит повторную или дополнительную экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по поручению Министерства юстиции Российской Федерации, при обращении полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, органов власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, или по собственной инициативе, вносит при необходимости соответствующие предложения полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе и в Министерство юстиции Российской Федерации;
2) анализирует формы, результаты и эффективность участия территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в нормотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации федерального округа, а также изучает формы и методы этой работы;
3) организует работу по созданию и ведению баз данных правовой информации в сфере юстиции, в том числе по созданию и ведению федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также осуществляет контроль за государственным учетом и ведением контрольных экземпляров нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ;
4) осуществляет взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, а также организует указанное взаимодействие территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа;
5) представляет информацию о процессах в сфере юстиции в федеральном округе полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном округе, а также иным заинтересованным юридическим и физическим лицам в порядке и на условиях, определенных Министерством юстиции Российской Федерации;
6) организует контроль за исполнением территориальными органами и учреждениями юстиции, действующими в пределах федерального округа, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также за реализацией федеральных программ по вопросам, отнесенным к ведению Министерства юстиции Российской Федерации;
7) организует и осуществляет контроль за выполнением соглашений между Министерством юстиции Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере юстиции;
8) анализирует, контролирует и координирует работу территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, по выполнению задач и функций в сфере нотариата и адвокатуры;
9) контролирует и координирует деятельность территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, по регистрации региональных отделений политических партий, торгово - промышленных палат, общественных и религиозных объединений, осуществлению контроля за соответствием деятельности зарегистрированных общественных и религиозных объединений уставным целям;
10) обеспечивает реализацию Министерством юстиции Российской Федерации на территории федерального округа функций по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с действующим законодательством, организует проведение проверок деятельности учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, действующих в пределах федерального округа, в пределах полномочий, определяемых Министерством юстиции Российской Федерации;
11) осуществляет контроль за деятельностью руководителей территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, по организационному и методическому руководству службами судебных приставов;
12) координирует деятельность территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, в осуществлении функций дознания по уголовным делам, отнесенным уголовно - процессуальным законодательством к подследственности судебных приставов, и производства по делам об административных правонарушениях, анализирует результаты их работы;
13) оказывает содействие в обеспечении деятельности судебно - экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, в соответствии с их уставами. По поручению Министерства юстиции Российской Федерации участвует в проверках их деятельности;
14) организует взаимодействие по вопросам информационно - аналитического обеспечения деятельности с территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, иными органами и учреждениями юстиции, действующими в пределах федерального округа, а также информирование Министерства юстиции Российской Федерации в определенном им порядке и объеме;
15) контролирует исполнение в установленном порядке территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации обязательств Министерства юстиции Российской Федерации по международным договорам о правовой помощи и правовым отношениям, международных обязательств Российской Федерации в части истребования с территории государств - членов СНГ и Российской Федерации документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, копий наследственных дел и материалов по ним, а также по вопросам, связанным с исполнением поручений о вручении документов, производства отдельных процессуальных действий, ходатайств о продлении и исполнении судебных решений;
16) осуществляет контроль за исполнением территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, действующими в пределах федерального округа, нормативных правовых актов по вопросам помилования осужденных, оказывает им необходимую методическую помощь;
17) организует и контролирует создание резерва руководящих кадров территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, не входящих в уголовно - исполнительную систему, вносит по данному вопросу предложения в Министерство юстиции Российской Федерации;
18) участвует в осуществлении контроля за финансово - экономической и хозяйственной деятельностью территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, вносит предложения о проведении ревизии бухгалтерского учета и отчетности в этих органах, принимает участие в проверках, проводимых Контрольно - ревизионным управлением Министерства юстиции Российской Федерации;
19) рассматривает жалобы, заявления граждан и организаций, связанные с работой территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, в том числе органов и учреждений уголовно - исполнительной системы в части соблюдения ими законности и прав человека в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, находящихся под стражей;
20) обеспечивает координацию и методическое руководство деятельностью подразделений собственной безопасности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа;
21) организует и контролирует проведение на базе главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, учебно - методических мероприятий, подготовку информационно - аналитических материалов в целях переподготовки и повышения квалификации работников территориальных органов юстиции по направлениям деятельности;
22) анализирует результаты деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, действующих в пределах федерального округа, по выполнению возложенных на них задач, разрабатывает мероприятия и методические рекомендации по повышению эффективности их деятельности, а также предложения по совершенствованию законодательства в сфере юстиции;
23) во взаимодействии с Управлением уголовно - исполнительной системы при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы в федеральном округе в пределах, установленных Министерством юстиции Российской Федерации, вносит в установленном порядке предложения по устранению выявленных нарушений;
24) совместно с Управлением уголовно - исполнительной системы по федеральному округу информирует Министерство юстиции Российской Федерации в установленном порядке о деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы по соблюдению законности и прав человека, принимаемых мерах по защите интересов осужденных и лиц, заключенных под стражу;
25) оказывает содействие территориальным органам Министерства юстиции Российской Федерации, действующим в пределах федерального округа, в решении в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации вопросов капитального строительства и их материально - технического обеспечения;
26) участвует в организации выполнения мероприятий по мобилизационной подготовке, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
27) организует и ведет бухгалтерский учет исполнения сметы расходов, составляет бухгалтерскую и статистическую отчетность Федерального управления по вопросам финансово - экономической и хозяйственной деятельности;
28) контролирует и координирует деятельность территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, по выполнению задач и функций в сфере осуществления контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; (в ред. Приказа Минюста РФ от 30.05.2003 N 129)
29) осуществляет другие функции в соответствии с правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации. (в ред. Приказа Минюста РФ от 30.05.2003 N 129)
IV. Взаимоотношения и связи
7. Федеральное управление в пределах своей компетенции осуществляет взаимодействие:
1) с полномочным представителем Президента Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящими в состав федерального округа, по вопросам деятельности Федерального управления, территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа;
2) с органами прокуратуры в федеральном округе при осуществлении контроля за соответствием Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральном округе, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности органов и учреждений уголовно - исполнительной системы;
3) с Управлением уголовно - исполнительной системы по федеральному округу при Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации контроля за исполнением уголовно - исполнительного законодательства в органах и учреждениях уголовно - исполнительной системы, разработки региональных программ, касающихся деятельности уголовно - исполнительной системы;
4) с правоохранительными органами в федеральном округе по вопросам контроля за соответствием деятельности общественных и религиозных объединений их уставным целям, обеспечения расследования уголовных дел органами дознания служб судебных приставов, а также с органами судебной власти и органами внутренних дел в федеральном округе по вопросам обеспечения безопасности судей, заседателей и иных участников судебного процесса;
5) со средствами массовой информации по проблемам в сфере юстиции в федеральном округе;
6) с научными и другими организациями для осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органами и учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, действующими в пределах федерального округа.
V. Должностные обязанности и права начальника Федерального управления
8. Федеральное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром юстиции Российской Федерации по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Начальник Федерального управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром юстиции Российской Федерации, по согласованию с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе. (в ред. Приказа Минюста РФ от 31.03.2003 N 74)
9. Начальник Федерального управления:
1) осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Федерального управления и несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед ним задач;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) издает приказы и распоряжения по вопросам организации деятельности Федерального управления, утверждает должностные инструкции его работников;
4) издает по вопросам, относящимся к компетенции Федерального управления, приказы и распоряжения, обязательные для территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, а также контролирует их исполнение;
5) назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников Федерального управления;
6) разрабатывает и представляет на утверждение в Министерство организационно - штатную структуру управления; на основании утвержденной структуры, установленных численности работников и фонда оплаты труда утверждает штатное расписание Федерального управления;
7) утверждает положения о структурных подразделениях Федерального управления;
8) присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам Федерального управления, а также представляет их в установленном порядке к присвоению классных чинов, почетных званий и награждению государственными и ведомственными наградами;
9) обеспечивает в Федеральном управлении исполнение законодательства Российской Федерации о государственной службе и труде, организует и проводит мероприятия по отбору, подготовке и повышению квалификации кадров, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
10) в пределах своих полномочий создает резерв кадров для замещения должностей в Федеральном управлении;
11) вносит в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о назначении на должности и освобождении от должностей начальников территориальных органов Минюста России;
12) согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и назначения на другие должности в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации, иных органах и учреждениях юстиции по перечню должностей, определяемому Министром юстиции Российской Федерации;
13) согласовывает направляемые в Министерство юстиции Российской Федерации представления о награждении государственными и ведомственными наградами, присвоении почетных званий Российской Федерации и классных чинов;
14) вносит в Министерство юстиции Российской Федерации предложения о награждении государственными и ведомственными наградами, присвоении классных чинов и поощрении руководителей территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
15) организует повышение квалификации и переподготовку государственных служащих территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, в том числе на базе главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа;
16) согласовывает положение о коллегиях территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, а также персональный состав этих коллегий;
17) запрашивает и получает необходимые материалы от территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, действующих в пределах федерального округа, иных органов и учреждений юстиции;
18) организует в установленном порядке проверки деятельности территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, действующих в пределах федерального округа;
19) привлекает к проведению проверок, осуществлению других мероприятий работников территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, действующих в пределах федерального округа;
20) привлекает для осуществления юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации научные и другие организации, в том числе на договорной основе по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации;
21) представляет в случае несоответствия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, ведомственного нормативного правового акта федеральному законодательству мотивированное заключение в орган государственной власти, принявший данный акт, а также полномочному представителю Президента Российской Федерации в федеральном округе, в Министерство юстиции Российской Федерации и подразделение Генеральной прокуратуры по федеральному округу предложение об отмене, приостановлении действия или опротестовании данного акта, если меры, принятые территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, не привели к отмене или приостановлению такого нормативного правового акта;
22) вносит в Министерство юстиции Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, предложения по вопросам улучшения условий труда, материального и социально - бытового обеспечения работников, а также капитального строительства и материально - технического обеспечения органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации;
23) организует обработку, анализ, систематизацию статистической отчетности, представляемой территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации, действующими в пределах федерального округа, осуществляет контроль за своевременным и достоверным составлением ими установленных форм отчетности, обеспечивает представление в Министерство юстиции Российской Федерации статистической отчетности согласно установленным формам и срокам;
24) осуществляет иные полномочия в соответствии с правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации.
VI. Совет при Федеральном управлении
При Федеральном управлении образуется совет, в состав которого входят начальник Федерального управления (председатель совета), его заместители, начальник Управления уголовно - исполнительной системы по федеральному округу при ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации, руководители территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, иных органов и учреждений юстиции, действующих в пределах федерального округа.
Совет действует на основании положения, утверждаемого Министерством юстиции Российской Федерации.
Приложение N 2
к Приказу
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 22 октября 2002 г. N 287