УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Н.ПУСТОВОЙ
25 ноября 2002 г. N ЦТ-926
СОГЛАСОВАНО
Министерство труда
и социального развития
Российской Федерации,
письмо
от 15 октября 2002 г. N 6926-КЛ
ОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА
ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА БАЗАХ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ПОТ РО-13153-ЦТ-926-02
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Настоящие Отраслевые правила по охране труда на базах твердого топлива железных дорог (далее - Правила) устанавливают основные требования безопасности при погрузке, выгрузке, складировании, хранении твердого топлива (угля, дров, торфа, торфяных брикетов), разделке лесо- и пиломатериалов на базах твердого топлива (далее - база топлива).
При погрузке, выгрузке и хранении нефтепродуктов следует руководствоваться требованиями безопасности, изложенными в Правилах безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств <*>.
<*> Перечень и реквизиты нормативных актов приведены в Приложении N 1 к настоящим Правилам (здесь и далее по тексту).
1.2. Безопасность труда при работах на базах топлива должна обеспечиваться в соответствии с требованиями настоящих Правил, ГОСТ 12.3.002, государственных стандартов системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р, ССБТ) и иных нормативных документов, приведенных в Приложении N 1 к настоящим Правилам.
1.3. При работе на базах топлива железных дорог на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003:
движущийся подвижной состав и транспортные средства;
движущиеся машины и механизмы, элементы подъемно-транспортного и другого оборудования, поднимаемый и перемещаемый груз, острые кромки транспортируемого груза;
перемещаемые изделия, заготовки и материалы;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
повышенная или пониженная влажность воздуха;
повышенная или пониженная подвижность воздуха;
повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
физические перегрузки при перемещении тяжестей вручную;
падающие с высоты предметы;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на высоте и железнодорожных путях.
1.4. Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать значений ГОСТ 12.1.003 и ГОСТ 12.1.012.
1.5. Освещенность рабочих мест в производственных помещениях и на территории базы топлива должна соответствовать ОСТ 32.120 и отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
1.6. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны на открытых площадках и в помещениях базы топлива не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005, ГН 2.2.5.686.
Микроклимат производственных помещений должен соответствовать требованиям СанПиН 2.2.4.548-96.
1.7. Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004 и ГОСТ 12.1.010.
1.8. Организация и ведение технологических процессов, требования пожарной безопасности к производственному оборудованию, помещениям и территории баз топлива, хранению угля и торфа, дров, лесо- и пиломатериалов должны соответствовать Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте и Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации.
1.9. Оснащение баз топлива пожарным инвентарем должно соответствовать нормам оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения. Основные нормы оснащения пожарным инвентарем приведены в Приложении N 2 к настоящим Правилам.
На территории базы топлива (на каждые 5000 кв. м площади) должны быть пожарные пункты (посты) в виде шкафов или щитов, окрашенных в красный цвет с надписью "Пожарный пункт (пост)" с набором следующего пожарного оборудования, пожарного инструмента и огнетушителей:
огнетушители воздушно-пенные, порошковые - 2 шт.;
углекислотные огнетушители - 2 шт.;
топоры пожарные - 2 шт.;
багры металлические - 2 шт.;
лопаты металлические (штыковые) - 2 шт.;
Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.
На базе топлива должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.
Для баз топлива должны быть разработаны планы тушения пожаров в соответствии с Методическим пособием по разработке планов тушения пожаров и расчета сил и средств на объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта.
1.10. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования.
1.11. Места, отведенные под штабели, должны быть очищены до грунта от травяного покрова, горючего мусора и отходов или покрыты слоем песка, земли или гравия толщиной не менее 15 см.
1.12. При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках баз топлива должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
1.13. Эксплуатация водопроводных, канализационных сооружений и сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006, Правилам по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства, СНиП 2.04.01, СНиП 2.04.02, СНиП 2.04.03.
1.14. На территориях, в производственных помещениях, сооружениях и технологическом оборудовании, которое может служить источником опасности для работников, должны быть установлены, нанесены знаки безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.4.026, Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта и Рекомендациями по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей.
1.15. При разработке технологических процессов выполнения работ на базах топлива необходимо руководствоваться настоящими Правилами, государственными стандартами системы ССБТ, СНиП, межотраслевыми, отраслевыми правилами и нормами. Вновь издаваемые технологические процессы о правилах ремонта технологического оборудования, технологические инструкции и карты на ремонт отдельных узлов и агрегатов должны соответствовать требованиям ГОСТ 3.1120 и настоящим Правилам.
1.16. Для работников баз топлива должны быть разработаны инструкции по охране труда исходя из их профессии или вида выполняемой работы с учетом требований настоящих Правил.
1.17. Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил на базах топлива должен осуществляться согласно Положению о контроле за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте.
1.18. Работники баз топлива должны быть обеспечены соответствующей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
При выдаче работникам респираторов, противогазов, касок и других типов СИЗ работники должны быть обучены правилам пользования и простейшим способам проверки их исправности, а также пройти тренировку по применению СИЗ.
1.19. Порядок выдачи, хранения и использования спецодежды, спецобуви и других СИЗ должен соответствовать Положению о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта.
1.20. Состояние СИЗ должно периодически проверяться визуальным осмотром и подвергаться испытаниям в сроки, установленные нормативной документацией на соответствующие СИЗ.
1.21. Работники профессий, связанных с движением поездов и вредными и опасными производственными факторами, должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90, Приказом МПС России от 29.03.99 N 6Ц и Приказом МПС России от 05.11.99 N 15 ЦЗ.
Сведения о медицинских осмотрах должны храниться в личных делах работников базы топлива. При наличии жалоб на состояние здоровья работники должны быть подвергнуты внеочередному медицинскому осмотру.
1.22. К обслуживанию электроустановок допускается обученный персонал, прошедший проверку знаний по Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок, а также Правилам электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах.
1.23. Работники, связанные с эксплуатацией электроустановок, в зависимости от должности, профессии и характера работ должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.
1.24. К работе на транспортных и подъемно-транспортных средствах баз топлива (погрузчиках, тракторах, автомашинах, кранах) допускаются лица, имеющие удостоверения на право управления этими средствами. Водители машин, выезжающие за пределы базы топлива, должны иметь удостоверения, выданные государственной инспекцией безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств, работа которых связана с пересечением железнодорожных путей на территории базы топлива, могут быть допущены к работе только после проверки знания Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и соответствующих разделов Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
1.25. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие медицинское освидетельствование, обучение и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности. Стропальщики должны иметь удостоверения, выданные соответствующей квалификационной комиссией.
1.26. К работам, непосредственно связанным с движением поездов, производством маневров и управлением локомотивов, допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.
1.27. К работе по распиловке на механической пиле, с бензомоторными и электропилами допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение правилам работы по распиловке, инструктаж и проверку знаний по правилам эксплуатации, охране труда и пожарной безопасности.
1.28. При переноске тяжестей вручную допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин - 15 кг, для женщин - 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.
При переноске тяжестей грузчиками на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.
Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза грузчиком допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других грузчиков.
1.29. Обучение, проверка знаний, стажировка и все виды инструктажей работников баз топлива (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) должны проводиться в соответствии с положением об организации обучения и проверки знаний по охране труда на железнодорожном транспорте.
Сведения о прохождении обучения, проверки знаний, стажировки и проведении инструктажей должны регистрироваться с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего в соответствующих журналах, личной карточке, наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ.
Срок стажировки дежурных помощников начальника базы топлива - не менее 2 смен (дежурств), для остальных работников - не менее 3 смен (дежурств).
1.30. Организация безопасного обслуживания электроустановок на базе топлива возлагается на работника из числа административно-технического персонала, ответственного за электрохозяйство.
1.31. Исполнение должностных обязанностей работниками баз топлива, находящимися в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, не допускается. Лица, обнаруженные в таком состоянии, немедленно отстраняются от работы и привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.32. Руководители и работники баз топлива, допустившие нарушение требований нормативных актов по охране труда и пожарной безопасности, настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ
2.1. Требования безопасности труда при маневровой работе на путях базы топлива
2.1.1. Маневровая работа на железнодорожных путях базы топлива должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации и инструкцией по производству маневровой работы на базах топлива, разработанной с учетом местных условий.
Ответственным за подготовку маневрового маршрута является дежурный по базе топлива. Разрешение на въезд на территорию базы топлива дает дежурный по базе топлива по согласованию с дежурным по железнодорожной станции.
2.1.2. В инструкции при производстве маневровой работы на базе топлива с учетом местных условий должны быть отражены:
характеристика соединительных железнодорожных путей, ведущих к базе топлива;
места с нарушением приближения габарита строений;
порядок производства маневровой работы;
порядок ввода и вывода подвижного состава на территорию базы топлива;
порядок закрепления подвижного состава на железнодорожных путях базы топлива;
правила нахождения работников на железнодорожных путях и безопасные маршруты служебных проходов;
места нахождения составителя поездов и других работников во время маневров;
обязанности работников, участвующих в маневровой работе;
меры безопасности при закреплении подвижного состава, при соединении и разъединении тормозных рукавов;
количество тормозных башмаков, кто и когда производит их укладку и снятие, с какой стороны производится укладка тормозных башмаков;
порядок применения ручных и звуковых сигналов, радиосвязи, средств индивидуальной защиты;
порядок очистки железнодорожных путей и стрелочных переводов от снега.
2.1.3. Подача подвижного состава на базу топлива должна производиться с разрешения и в присутствии начальника базы топлива (его заместителя, дежурного по базе, старшего по смене).
Маневровой работой на базах топлива должен руководить специально назначенный работник, обеспеченный необходимыми сигнальными принадлежностями и средствами связи.
2.1.4. Расцепка вагонов на повышенных разгрузочных железнодорожных путях и эстакадах должна производиться после остановки вагонов.
Для подъема составителя на повышенный разгрузочный железнодорожный путь или эстакаду на базе топлива должны применяться переносные лестницы.
Отцепка локомотива разрешается только после закрепления вагонов тормозными башмаками.
Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должны быть приняты меры по исключению случайной подачи на место производства этих работ другого подвижного состава.
2.1.5. Скорость передвижения вагонов на повышенных разгрузочных железнодорожных путях и эстакадах не должна превышать 3 км/ч. Маневры толчками, а также сцепление и расцепление вагонов во время движения не допускаются.
2.1.6. Перед началом передвижения вагонов руководитель работ по радиосвязи должен предупредить работников базы топлива, находящихся вблизи вагонов, о начале передвижения, убедиться в отсутствии препятствий для передвижения вагонов, а также в отсутствии людей под вагонами и на пути их движения.
2.1.7. На базах топлива, где нет маневровых тяговых средств, разрешается передвижение железнодорожными кранами двух порожних или одного груженого полувагона со скоростью не более 3 км/ч по железнодорожным путям базы топлива, расположенным на площадках или уклоне не круче 0,0025, а вагонов, оборудованных роликовыми подшипниками, - только на горизонтальных железнодорожных путях. Допускается перемещать вагоны специальной лебедкой.
Сцепление и расцепление полувагонов с краном производит работник, специально обученный для этой цели.
2.1.8. Проезд крана по электрифицированным железнодорожным путям под воздушной линией электропередачи допускается при стреле, установленной вдоль железнодорожного пути и опущенной до уровня крыши кабины крана.
2.1.9. При производстве маневров на железнодорожных путях баз топлива составительские и локомотивные бригады должны своевременно подавать звуковые сигналы при приближении подвижного состава к находящимся около пути или на платформах людям, а также предупреждать о движении подвижного состава работников, производящих погрузку, выгрузку и другие работы.
2.2. Требования безопасности труда при погрузке, выгрузке, транспортировании, складировании и хранении твердого топлива
2.2.1. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение грузов на базах топлива должны проводиться в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин) и другой нормативной документацией.
2.2.2. Погрузка и выгрузка твердого топлива (угля, торфяных брикетов, лесо- и пиломатериалов, дров) должны выполняться механизированным способом с применением подъемно-транспортного оборудования и средств механизации.
2.2.3. Погрузка и выгрузка твердого топлива из полувагонов железнодорожным краном должны производиться по сигналам и под наблюдением стропальщика, который должен находиться в зоне видимости машиниста крана в безопасном месте, обеспечивающем хорошую видимость операций, производимых краном.
При перемещении грузов кранами между стропальщиком и крановщиком должна использоваться знаковая сигнализация.
Знаковая сигнализация и система обмена сигналами должны быть отражены в инструкции по охране труда для крановщиков и стропальщиков.
2.2.4. При выполнении на базах топлива погрузочно-разгрузочных работ кранами необходимо соблюдать следующие требования безопасности:
немедленно приостанавливать работу по сигналу "Стоп" независимо от того, кем он подан;
подъем, опускание, перемещение груза, торможение при всех перемещениях выполнять плавно, без рывков;
перед подъемом или опусканием груза необходимо убедиться в том, что вблизи груза, штабеля, вагона, автомобиля в опасной зоне не находится стропальщик или другие лица;
зацеплять и отцеплять груз необходимо после полной остановки грузозахватного устройства;
для подводки стропов под груз необходимо применять специальные приспособления;
строповку, зацепку груза необходимо производить в соответствии со схемой строповки для данного груза;
груз во время перемещения должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на его пути предметов;
опускать груз необходимо на предназначенное и подготовленное для него место на подкладки, обеспечивающие устойчивое положение груза и легкость извлечения из-под него стропов.
2.2.5. На базе топлива в установленном месте должны быть вывешены схемы (плакаты) способов строповки, зацепки грузов.
2.2.6. Во время выгрузки твердого топлива работникам запрещается находиться под грейфером, в зоне разворота стрелы крана, перемещения крана по путям, в полувагоне, на платформе и кузове автомобиля.
2.2.7. Работы грузоподъемными кранами вблизи воздушной линии электропередачи следует производить по наряду-допуску при обязательном присутствии руководителя работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами) в зоне погрузки и выгрузки.
2.2.8. При погрузке и разгрузке платформ и полувагонов запрещается грузить кусковые или смерзшиеся навалочные грузы, весом отдельных кусков более 100 кг, с раскрыванием грейфера на высоте более 2,3 м от пола вагона или поверхности груза.
2.2.9. Погрузка и выгрузка смерзшегося угля или слипшегося брикета должны производиться под руководством дежурного по базе или бригадира с применением пневматического инструмента, виброрыхлителей или других механизмов.
2.2.10. Работы по пробивке угля в бункерах должны производиться с помощью шеста с применением лестницы, предохранительных поясов и страхующих канатов для спуска в бункер. Работа выполняется бригадой в составе не менее двух человек.
Ручная пробивка смерзшихся сыпучих материалов допускается только сверху отбойными молотками.
2.2.11. К работе с пневматическим инструментом допускаются лица не моложе восемнадцати лет, прошедшие производственное обучение и проверку знаний по охране труда.
2.2.12. Работники, занятые на работах с использованием ручного пневматического инструмента ударного или вращательного действия, должны быть обеспечены виброзащитными рукавицами и защитными очками.
2.2.13. Перед подключением отбойного молотка к сети необходимо выполнить следующее:
проверить отсутствие повреждений на шлангах и их крепление к штуцерам. Шланги к штуцерам должны быть плотно подтянуты хомутами;
продуть вентиль перед присоединением шланга, продуть шланг перед присоединением молотка;
проверить, закрыт ли вентиль. Присоединение и отсоединение отбойного молотка к сети должно производиться при закрытом вентиле на воздушной магистрали.
2.2.14. При работе отбойным молотком необходимо оберегать шланг от повреждений и следить за нагревом хвостовика пики (при сильном нагреве возможно ее заедание).
2.2.15. При коротких перерывах в работе молоток должен быть размещен так, чтобы он не загрязнялся, при длинных перерывах в работе молоток следует хранить в теплом помещении во избежание замерзания смазки.
2.2.16. При формировании штабелей угля (дров) необходимо соблюдать габарит приближения строений. Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и наземных крановых путей, должны располагаться не ближе двух метров от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса при высоте укладки до 1,2 м и не менее 2,5 м при большей высоте укладки груза.
2.2.17. Формирование штабеля угля должно производиться наращиванием его высоты путем послойной укладки угля одновременно по всей длине подштабельной площади правильной формы с естественным углом откоса.
Запрещается длительно хранить уголь в бесформенных кучах.
Штабели угля с откосами крутизной более угла естественного откоса должны быть ограждены прочными подпорными стенками.
Высота штабеля угля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.
2.2.18. Выбирать уголь, торфяной брикет в нижней части штабеля, оставляя верхнюю в нависающем положении, грозящем обрушением, не допускается.
2.2.19. В штабеле угля для замера температуры должны быть вертикально установлены металлические трубы диаметром 25 - 50 мм в шахматном порядке на расстоянии 25 м одна от другой. Концы труб должны находиться от нижнего основания штабеля на расстоянии 1/4 высоты штабеля.
2.2.20. Систематически, не менее одного раза в месяц, следует проверять температуру в штабеле путем опускания термометра на 15 - 20 минут в металлическую трубу. При температуре штабеля до 40 °C следует проверять каждые 10 дней, а свыше 40 °C - ежедневно. Опасным очагом самонагревания и самовозгорания угля считается участок штабеля с температурой 60 °C и выше.
Результаты замера температуры должны заноситься в журнал контроля температуры в штабеле.
2.2.21. Штабеля угля или отдельные участки, подвергшиеся самонагреванию до температуры свыше 60 °C или самовозгоранию, подлежат немедленному освежению (замене) независимо от установленных для них сроков хранения.
2.2.22. При разгрузке угля, торфяных брикетов из полувагонов на повышенных железнодорожных путях перед открыванием люков следует убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих передвижению работников, а также в исправности запоров, исключающих самопроизвольное открывание люков.
2.2.23. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов работникам следует открывать и закрывать люки специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии, а на эстакадах и железнодорожных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.
2.2.24. Открывать люки полувагонов следует последовательно с двух сторон от одной торцевой стены к другой, работники при этом должны находиться сбоку от люков. Открывать люки из-под вагона запрещается.
2.2.25. При открытии люков хопперов и полувагонов нахождение работников в вагоне не допускается.
2.2.26. При открытии люков работники должны пользоваться защитными очками.
2.2.27. При входе в полувагон для очистки от остатков груза и выходе из него необходимо пользоваться исправными лестницами.
2.2.28. Люки вагонов должны закрываться с помощью люкоподъемников. При отсутствии люкоподъемников люки полувагонов должны закрываться вручную бригадой в составе не менее трех человек: двое должны осуществлять подъем крышки люка подручными приспособлениями (на ломах), третий должен лом заводить в проушину и прижимать крышку к раме полувагона; крышка фиксируется, после чего должны устанавливаться предохранительные сектора (замки).
2.2.29. Пуск и работа механизмов углеподающих эстакад запрещается при наличии следующих неисправностей:
надрыве транспортерной ленты или каната, износе каната;
поломке зубьев в шестеренных передачах, спадания канатов лебедок с блоков и роликов;
неисправности рычагов управления и тормозов;
перекосе скипа;
неисправностях ловителей скиповых подъемников;
неисправности канатного зажима или захвата вагонеток (трудность включения или выключения, проскальзывание каната, обрыв проволок каната и пр.);
появлении резких толчков во время работы лебедки скипового, при которых может произойти обрыв троса;
неисправности блокировок;
резком повышении показаний амперметра до остановки механизмов.
2.2.30. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, средства транспортирования грузов, грузоподъемное оборудование после окончания выполнения работ должны быть очищены от остатков твердого топлива.
Очистка вручную полувагона, платформы и кузова автомобиля от остатков твердого топлива и других грузов должна производиться при отведенной стреле крана.
2.2.31. Работы по погрузке, выгрузке, укладке и разборке штабелей лесо- и пиломатериалов должны производиться грузоподъемными кранами с захватами для леса, погрузчиками с челюстными и манипуляторными захватами, лебедками, оснащенными саморасцепляющимися стропами, механическими бревнозахватами (челюстными лесозахватами) и другими грузоподъемными механизмами и приспособлениями, обеспечивающими безопасное ведение работ.
2.2.32. Погрузка и разгрузка дров, пиломатериалов вручную допускается при малых объемах работ и должна выполняться не менее чем двумя работниками.
При формировании штабелей вручную одновременная работа на штабеле более двух работников запрещается. Вручную допускается укладывать доски массой не более 15 кг.
2.2.33. При выгрузке лесоматериалов должны соблюдаться следующие требования безопасности:
до начала разгрузки подвижного состава необходимо убедиться в исправности и целостности замков, стоек, прокладок;
сцепы или автомашины с неисправными стойками или их замковым устройством необходимо разгружать с применением дополнительных механизмов или устройств, исключающих произвольное раскатывание лесоматериала с подвижного состава;
при открытии стоечных замков находиться следует с противоположной стороны разгрузки;
соблюдать безопасный разрыв между разгружаемыми соседними платформами (вагонами), равный не менее одной длины платформы.
2.2.34. Не допускается формировать и разбирать штабели пиломатериалов высотой более двух метров, а также выполнять погрузочно-разгрузочные работы при скорости ветра 10 м/с и более, ливневом дожде, густом снегопаде, тумане, когда видимость не превышает 50 м, и других чрезвычайных ситуациях.
2.2.35. При формировании штабелей дров необходимо соблюдать следующие требования:
бревна и прокладки следует укладывать симметрично продольной оси штабеля;
расстояние между прокладками по ширине штабеля должно быть на 0,5 м меньше длины самых коротких бревен;
междурядные прокладки по высоте штабеля следует располагать по одной вертикальной плоскости;
концы прокладок, укладываемых вдоль штабеля в одну нитку, должны перекрываться не менее чем на 1 м;
прокладки следует прирубать к бревнам в ряду, чтобы обеспечить возможно более плотное взаимное их прилегание;
глубина зарубок не должна превышать 1/3 толщины прокладок;
высота слоев между прокладками для ели и других пород с шероховатой прочной корой должна быть не более 1,2 м; для сосны и других пород с гладкой непрочной корой - не более 0,9 м; для бревен смешанных пород - не более 1,0 м;
для прокладок в нижней половине штабеля следует использовать бревна со здоровой древесиной толщиной не менее 0,18 м;
высота штабелей должна быть не более полуторной длины укладываемых бревен;
минимальная длина штабелей должна быть не менее четырехкратной их высоты;
крайние бревна в концах штабелей должны закатываться в ложа, вырубленные на концах прокладок, глубиной не более половины их толщины.
2.2.36. При формировании штабелей круглых лесоматериалов необходимо соблюдать следующие требования:
интервалы между отдельными группами штабелей должны соответствовать противопожарным нормам проектирования складов лесоматериалов;
отдельные бревна не должны выступать за пределы штабеля более чем на 0,5 м;
прокладки должны укладываться симметрично продольной оси штабеля на расстоянии от торцов бревен не более 1 м с каждой стороны;
междурядные прокладки по высоте штабеля должны укладываться в одной вертикальной плоскости;
прокладки вдоль штабеля должны укладываться в одну линию, а их концы на стыках должны перекрываться на длину не менее 1 м;
в один штабель допускается укладывать круглые лесоматериалы, отличающиеся по длине не более 1 м для хвойных пород и не более 0,5 м для лиственных пород дерева;
концы рядового штабеля должны иметь уклон, для чего каждый новый ряд должен выполняться короче предыдущего на диаметр бревна с каждой стороны. Крайние бревна каждого ряда должны закладываться в вырубленные на концах прокладок гнезда глубиной не более половины толщины прокладок;
в конце плотных, плотнорядовых и пачковых штабелей должны быть устройства, исключающие произвольное раскатывание бревен;
количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы - 50 м и ширине - 15 м;
разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м.
2.2.37. Каждый штабель пиломатериалов (дров) через 30 см по высоте должен разделяться на пачки горизонтальными прокладками сечением не менее 125 x 125 мм. Концы прокладок не должны выступать из штабеля.
2.2.38. Пакеты пиломатериалов в штабелях должны быть разделены прокладками - деревянными брусками сечением 100 x 100 мм из древесины хвойных пород.
2.2.39. При укладке и разборке штабелей пиломатериалов необходимо выполнять следующие требования:
не сбрасывать бревна на штабель с погрузчика до установки направляющих слег (покатов), число которых должно быть не менее одной на каждые 2 м длины перемещаемых по ним бревен и во всех случаях не менее двух;
не производить одновременно работы на соседних штабелях;
не находиться ближе 10 м от укладываемых или разбираемых штабелей;
не находиться ближе 20 м от штабеля при обрушении его лебедкой с применением вспомогательного стропа;
не брать бревна из нижних рядов при разборке штабелей до тех пор, пока не убраны верхние ряды. Не откатывать бревна, находясь на пути их перемещения.
2.2.40. В конце штабелей должны быть устройства (подпорные стойки, связующие прокладки и др.), исключающие произвольное обрушение (раскатывание) бревен. При отсутствии таких устройств уклон в концах штабелей не должен превышать 30 - 35 градусов.
2.2.41. Укладка твердого топлива на погрузочно-разгрузочных площадках, в местах временного хранения вблизи стен зданий, оборудования, штабель к штабелю допускается при следующих условиях:
просветы между грузом и стеной, колонной должны быть не менее 1 м;
просветы между грузом и перекрытием здания - не менее 1 м;
просветы между грузом и светильником - не менее 0,5 м.
2.2.42. Высота штабеля круглых лесоматериалов должна быть не более 1/4 его длины, не должна превышать полуторакратную длину бревен, укладываемых в штабель, и не более: 1,8 м при штабелировании вручную, 3 м при укладке челюстным погрузчиком. Формирование и разборка штабелей высотой 7 м и более должны выполняться краном с захватами для леса.
2.2.43. Между штабелями на базе, площадках для временного хранения твердого топлива должны быть обеспечены проходы шириной не менее 1 м и проезды, ширина которых определяется габаритами транспортных средств, транспортируемых грузов и погрузочно-разгрузочных механизмов.
2.2.44. При использовании кранов для укладки и разборки штабелей и пакетов работа должна быть организована так, чтобы под поднятым и перемещаемым грузом исключалось нахождение людей.
2.2.45. Сбор мусора и отходов должен производиться в специальную тару, размещенную в отведенных для нее местах. По мере накопления мусор и отходы должны своевременно вывозиться.
2.2.46. Запрещается производить работы грузоподъемными кранами на электрифицированных железнодорожных путях без снятия напряжения и без заземления участка контактной сети в зоне погрузки и выгрузки. Снятие напряжения и заземление контактной сети производят работники энергоучастка.
2.2.47. Работа грузоподъемных кранов на путях, соседних с электрифицированными, или на путях, где имеется подвеска воздушных осветительных проводов, может производиться только при условии, чтобы ни одна часть крана (стрела, трос) не приближалась в процессе работы ближе чем на 2 м к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети.
В случае невозможности соблюдения указанных условий напряжение с проводов должно быть снято или установлено временное ограждение с тем, чтобы кран не мог приблизиться к проводам поднятой стрелой.
2.2.48. Перед началом работ по перемещению грузов каждый груз должен быть тщательно осмотрен, проверены устройства для застропки (зацепки) груза в соответствии со схемой строповки.
2.3. Требования безопасности при разделке лесоматериалов
2.3.1. Разделка дров на базах топлива должна производиться механизированным способом.
2.3.2. Работники, осуществляющие механическую обработку, распиловку лесоматериалов, должны обеспечиваться противошумными наушниками или вкладышами "Беруши".
2.3.3. Пуск и остановка механической пилы и дровокольного станка должны осуществляться только одним работником, специально назначенным для их обслуживания.
2.3.4. До начала работы механической пилы проверяются:
состояние корпуса, приводных ремней, электрических проводов и пусковой аппаратуры;
наличие и состояние смазки в подшипниках и других трущихся местах;
крепление двигателя, наличие ограждений и заземление корпуса лесопильной рамы;
состояние пильного диска (зубья должны быть заточены и не иметь заусенцев, трещин и изломов; диск также не должен иметь трещин, выпучивания и изгибов);
центровка диска на валу.
2.3.5. Работы с бензомоторной пилой должны производиться в соответствии с инструкцией по ее эксплуатации.
2.3.6. В ходе распиловки лесоматериал надо подавать равномерно и следить, чтобы в нем не было гвоздей и других посторонних предметов, при ручной подаче лесо- и пиломатериалов должны применяться ручные приспособления (толкатели).
2.3.7. При работе механической пилы работники должны находиться сбоку, а не против вращающегося диска.
Работникам запрещается:
работать без специального защитного ограждения пильного диска;
передавать и принимать над вращающимся пильным диском дрова и другие предметы;
останавливать отключенный, но еще продолжающий вращаться диск рукой или куском дерева;
работать в расстегнутой одежде;
допускать в зону работы посторонних лиц.
2.3.8. После окончания работы и остановки механической пилы, дровокольного станка электрический провод должен быть убран в специальный ящик и закрыт на замок.
2.3.9. Перед началом работы с бензомоторной пилой необходимо проверить исправность бензопилы, правильность регулировки органов управления, натяжение пильной цепи, подготовить место для безопасного производства работ.
Не допускается работать неисправной пилой.
2.3.10. При запуске двигателя запрещается наматывать трос на руку, пильная цепь не должна касаться каких-либо предметов или одежды. Ручка съемного стартера должна быть исправной.
2.3.11. Пильная цепь должна вводиться в дерево плавно, без чрезмерного усилия, с одновременным увеличением частоты вращения вала двигателя. Следует избегать зажима верхней ветви цепи - это может привести к отбросу пилы на пильщика.
2.3.12. Прежде чем коснуться пильной цепью дерева, необходимо ввести в соприкосновение с деревом упор пилы.
2.3.13. Переходить от реза к резу с бензомоторной пилой следует при работе двигателя на малой частоте вращения (когда пильная цепь не вращается). При заклинивании пильной цепи необходимо остановить двигатель и освободить зажатую в резе цепь от заклинивания. При обрыве или сбросе цепи следует немедленно сбросить газ и заглушить двигатель.
2.3.14. По окончании пиления частоту вращения вала двигателя следует сбавлять до минимальной, при которой пильная цепь останавливается.
2.3.15. Смену или регулировку натяжения пильной цепи следует выполнять только при неработающем двигателе бензомоторной пилы и отключенном двигателе электропилы от кабеля.
2.3.16. Заправлять топливно-смазочными материалами бензомоторную пилу необходимо только при неработающем двигателе.
2.3.17. При работе с бензомоторными пилами запрещается:
использовать в качестве топлива этилированный бензин;
производить при работающем двигателе поворот редуктора при переходе от пиления в горизонтальной плоскости к пилению в вертикальной плоскости и обратно;
перешагивать через работающую цепь;
распиловка нависших и наклоненных бревен;
курить и пользоваться открытым огнем около бензомоторной пилы;
оставлять бензомоторную пилу в помещении для хранения с наличием топлива в баке.
2.3.18. До начала работы на механическом дровокольном станке необходимо проверить:
наличие и надежность крепления предохранительного кольца у колющей стороны клина;
наличие ограждающих кожухов на вращающихся частях станка.
2.3.19. Работникам запрещается:
при расколке дров находиться у колющего клина дровокольного станка;
производить работу на станке при ослабшем предохранительном кольце;
пускать в работу станок в зимнее время при наличии намерзания льда и снега на колуне.
2.3.20. Подача чураков к дровокольным станкам, а также их удаление и транспортировка от станков должны быть механизированы.
2.3.21. Для навалки и ориентации чураков на тяговой цепи станка следует применять металлические крючки.
2.4. Требования по применению средств индивидуальной защиты работников
2.4.1. Применяемые средства индивидуальной защиты должны обеспечивать защиту работников от действия опасных и вредных производственных факторов при существующей технологии и условиях работы.
2.4.2. Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.
2.4.3. Администрация базы топлива должна обеспечить своевременную сушку, химическую чистку, стирку, дезинфекцию и ремонт СИЗ в установленные с учетом производственных условий сроки.
2.4.4. Перед сдачей в ремонт СИЗ должны подвергаться дезинфекции, химической чистке и стирке.
Хранение, ремонт и стирка спецодежды и защитных средств на дому запрещается.
Недопустимо применение керосина и других нефтепродуктов для очистки кожи и обработки СИЗ.
2.4.5. Работники, подвергающиеся воздействию повышенных уровней шума, должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты органов слуха (противошумными наушниками, вкладышами).
2.4.6. Работники, подвергающиеся воздействию пыли, должны обеспечиваться респираторами.
2.4.7. Стропальщики должны работать в сигнальных жилетах и касках.
2.4.8. Перед каждым применением средства защиты работник обязан проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, проверить по штампу срок годности.
Пользоваться средствами защиты с истекшими сроками годности запрещается.
2.5. Меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных ситуациях
2.5.1. При выполнении работ на базе топлива могут возникнуть следующие аварийные ситуации:
сход подвижного состава с рельсов;
наезд транспортного средства на работников;
раскатывание штабеля;
поражение электрическим током работников;
загорание, приводящее к пожару или взрыву.
2.5.2. При возникновении аварийной ситуации и опасности травмирования работники обязаны прекратить работу, немедленно подать сигнал тревоги и сообщить о случившемся руководителю работ.
При возникновении пожара необходимо сообщить в пожарную охрану и руководителю работ и принять меры по тушению пожара с применением первичных средств пожаротушения.
2.6. Режимы труда и отдыха
2.6.1. Администрация базы топлива должна обеспечивать работникам режимы труда и отдыха в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Приказом МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ "О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров".
2.6.2. Для работников баз топлива, осуществляющих работы в холодное время года на открытом воздухе с температурой воздуха ниже -5 °C, должны быть оборудованы помещения для обогрева в соответствии со СНиП 2.04.05. Для предотвращения охлаждения и обморожения работников длительность перерывов для обогрева определяется в соответствии с рекомендациями по приведенной ниже таблице.
Таблица 1
При температуре воздуха -40 °C и ниже (независимо от скорости ветра) или при скорости ветра 15 м/с и более работы на открытом воздухе запрещаются.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И ТЕРРИТОРИИ
3.1. Требования к зданиям, производственным помещениям, территории, сооружениям и устройствам
3.1.1. Здания и помещения должны содержаться в исправном состоянии и чистоте. В зимнее время крыши и карнизы зданий должны своевременно очищаться от снега и наледей.
Вокруг территории базы топлива должна быть пятидесятиметровая санитарно-защитная зона до границы жилой застройки. В санитарно-защитной зоне могут располагаться только вспомогательные здания по согласованию с дорожным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге.
3.1.2. В помещениях и на территории баз топлива должны быть обеспечены противопожарные мероприятия в соответствии с ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.4.009, СНиП 2.01.02, СНиП 2.11.06 и Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.
3.1.3. Наружное и внутреннее цветовое оформление зданий, сооружений и оборудования помещений должны быть выполнены в соответствии с указаниями по цветовой отделке интерьеров эксплуатируемых предприятий железнодорожного транспорта.
3.1.4. Территория базы топлива должна быть ограждена и постоянно содержаться в чистоте.
В зимнее время пути, проезды и проходы на территории базы необходимо очищать от снега и наледи. Проходы и проезды при необходимости должны посыпаться песком. Пути должны по возможности оборудоваться устройствами централизованного управления стрелочными переводами с автоматической очисткой их от снега.
3.1.5. На территории базы все люки, обеспечивающие доступ к подземным коммуникациям, должны быть закрыты, а траншеи, ямы, канавы надежно ограждены с отступлением от края не менее чем на 0,75 м и иметь переходные мостки с перилами высотой не менее 1,0 м.
3.1.6. Естественное и искусственное освещение производственных и вспомогательных помещений, а также территории базы топлива должно соответствовать СНиП 23-05, ОСТ 32.120 и отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.
На площадках для складирования лесоматериалов, угля, торфяных брикетов, производства погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена горизонтальная освещенность не менее 10 лк на поверхности земли, а в зоне работы грузоподъемного крана - горизонтальная освещенность не менее 20 лк по высоте груза. Освещенность подкрановых зон должна быть обеспечена осветительными приборами, установленными на кранах.
3.1.7. Устройство и эксплуатация осветительных установок должны соответствовать Правилам устройства электроустановок, Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок.
3.1.8. Зеленые насаждения на территории базы топлива следует размещать таким образом, чтобы не нарушалась видимость сигналов при движении по железнодорожным путям базы подвижного состава.
3.1.9. Территория базы перед укладкой круглых лесоматериалов в штабеля и пакеты должна быть очищена от коры, щепы, древесины, мусора, выровнена и уплотнена.
3.1.10. Для каждого штабеля должно быть оборудовано подштабельное основание из бревен-подкладок. Высота подштабельного основания должна быть не менее 15 см при влажном способе хранения и не менее 25 см - при сухом. На слабых грунтах под бревнами-подкладками должен быть сделан сплошной настил из низкосортных бревен.
3.1.11. Территория складирования лесоматериалов должна быть выровнена, грунт должен быть однородным и утрамбован, обеспечен отвод поверхностных вод.
3.1.12. Территории складирования угля и торфяных брикетов должны быть очищены, ограждены, освещены и оборудованы пожарными гидрантами.
Штабеля угля (торфяного брикета) следует располагать на расстоянии не менее 5 м до производственных и вспомогательных зданий и помещений.
3.1.13. Штабеля пиломатериалов (дров) должны быть уложены и закреплены за пределами габарита приближения строений.
3.1.14. В местах, где укладывают или разбирают штабеля и пакеты, должны быть установлены знаки безопасности и предупреждающие надписи.
3.1.15. Использовать железнодорожные пути базы топлива для отстоя подвижного состава не допускается.
3.1.16. На углеподающих эстакадах в местах засыпки угля и пересыпки его с одного агрегата на другой должны быть устроены защитные кожуха для улавливания пыли и устроена вытяжная вентиляция.
3.1.17. Запрещается чистка, мойка, обтирка локомотивов и проба песочниц на территории базы топлива.
3.1.18. Все работы на территории базы топлива, связанные с применением огня, должны производиться только с письменного разрешения начальника базы топлива с предварительным согласованием этих работ с пожарной охраной.
3.1.19. Места для распиловки дров должны быть под крышей (навесом).
3.1.20. Руководители базы топлива должны проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
3.1.21. Для подъема и спуска обслуживающего персонала с разгрузочных эстакад и повышенных железнодорожных путей должны быть устроены лестницы с перилами в начале, в конце разгрузочного пути и в промежутке через каждые 100 м. Ширина лестниц - не менее 0,7 м.
3.1.22. Тупиковые разгрузочные пути должны иметь рельсовые упоры, дополнительно ограждаемые тормозными башмаками.
3.1.23. Деревянные полы на эстакадах, их наклонных плоскостях должны быть всегда в исправном состоянии.
3.1.24. В I, II и III климатических поясах помещения для обслуживающего персонала должны быть утеплены и иметь обогревательные приборы.
3.1.25. На угольных эстакадах запрещается пользоваться переносными светильниками без защитных сеток.
3.1.26. Перед спуском людей в шахты и скиповые ямы подъемник (скип) должен быть остановлен, кабина подъемника или скип заклинены, предохранители сняты.
3.1.27. Для подъема (спуска) работников на верхнюю площадку кустового бункера должны быть лестницы с поручнями.
Верхняя площадка кустового бункера должна иметь перила высотой не менее 0,9 м, нижняя часть которых на высоту 140 мм должна быть сплошной.
3.1.28. Для предупреждения самооткрывания затвора кустового бункера в случае обрыва каната обязательно должен быть установлен ловитель затвора специальной конструкции.
3.1.29. За состоянием бункерных затворов эстакад, кустовых бункеров и загрузочных воронок-бункеров должен быть установлен контроль со стороны администрации базы. Особое внимание должно уделяться состоянию канатов, рычагов управления, шарнирных соединений, лотков, противовесов и предохранительных приспособлений.
3.1.30. Освидетельствование затворов производится не реже одного раза в квартал специальной комиссией в составе начальника базы топлива, инженера локомотивного отдела отделения железной дороги - филиала железной дороги и моториста электродвигателей. Результат освидетельствования записывается в книгу осмотра.
3.1.31. Ямы, канавы и другие углубления, устраиваемые на территории базы топлива для технических целей, должны иметь настилы или ограждения на высоту не менее 1 м с отступлением от края не менее 0,75 м. Временные ямы и траншеи, вырытые для производства ремонта, должны ограждаться, а по окончании ремонта должны быть засыпаны.
3.1.32. Для отпуска топлива на бытовые нужды населению на базе топлива должно быть отведено специальное место с необходимыми обустройствами и механизмами.
3.1.33. Полы в помещениях базы топлива должны иметь ровную, удобную для очистки поверхность.
3.2. Требования к проходам и проездам на территории баз твердого топлива
3.2.1. Движение транспортных средств на территориях баз топлива должно производиться в соответствии с утверждаемой начальником базы топлива схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, на ремонтных участках и в других местах интенсивного движения транспортных средств. В этих же местах следует устанавливать знаки, организующие в нужном режиме движение транспорта и работников.
Схема движения транспортных средств, дорожные знаки должны выполняться в соответствии с требованиями ГОСТ 10807, ГОСТ 23457.
Скорость движения транспортных средств на базе топлива не должна превышать 5 км/ч.
Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом, в узких проходах не должна превышать 3 км/ч.
Пути передвижения автомобильного транспорта и работников по территории базы должны быть по возможности короткими, число пересечений - минимальным.
3.2.2. Для проезда автомашин, погрузчиков и других транспортных средств, а также для прохода людей на территории базы должны быть проезды и проходы с твердым покрытием.
Утвержденные схемы маршрутов проездов и проходов по территории базы должны быть вывешены на видных местах. Маршруты прохода и проезда следует обозначать соответствующими указательными знаками.
Ширина прохода для людей должна быть не менее 1,5 м, а для проезда транспортных средств - 3,5 м.
В местах пересечения проездов и пешеходных переходов с железнодорожными путями должны устраиваться настилы на уровне головок рельсов.
В местах проездов и переходов через железнодорожные пути должны быть устроены настилы в уровень с головками рельсов и установлены предупреждающие знаки в соответствии с Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.
Ворота базы топлива должны иметь знаки негабаритности и ограждены в закрытом положении освещаемым запрещающим сигналом.
3.2.3. Пожарные проезды между штабелями должны быть не менее 6 м; проходы между штабелями - не менее 2 м; расстояние от штабеля до складов горючих и смазочных материалов - не менее 60 м.
Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1 м при высоте штабеля не более 3 м и не менее 2 м при большей высоте штабелей.
3.2.4. Подъездные пути баз топлива должны содержаться в технически исправном состоянии.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, ЕГО РАЗМЕЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
4.1. Технологическое оборудование (далее - оборудование), приспособления и инструмент для производства работ на базах топлива должны соответствовать ГОСТ 12.2.003 и другим государственным стандартам и техническим условиям на отдельные виды оборудования и инструменты. Каждый станок, пила должны иметь технический паспорт и инвентарный номер. Нестандартизованное оборудование должно быть снабжено принципиальными схемами и другой технической документацией.
Новое или установленное после капитального ремонта оборудование может быть сдано в эксплуатацию только после приемки его комиссией под председательством начальника базы.
Размещение оборудования должно соответствовать технологическому процессу. Расположение оборудования, органов управления производственным оборудованием и рабочих мест должно соответствовать ГОСТ 12.2.049, ГОСТ 12.2.064 и ГОСТ 12.2.061.
4.2. Оборудование, инструмент и приспособления должны быть в исправном состоянии. Перед началом эксплуатации, при монтаже и в дальнейшем периодически в установленные сроки оборудование должно осматриваться и проходить соответствующие испытания и планово-профилактический ремонт.
На все оборудование должны быть инструкции по эксплуатации, содержащие требования по безопасности обслуживания. Работать на неисправном оборудовании и неисправным инструментом запрещается.
4.3. Оборудование, которое может служить источником опасности для работников, поверхности ограждений и других защитных устройств, а также пожарной техники должны быть окрашены в сигнальные цвета в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
4.4. Устройство, содержание и эксплуатация электрических установок должны соответствовать ГОСТ 12.1.019, Правилам устройства электроустановок, Правилам эксплуатации электроустановок потребителей и Межотраслевым правилам по охране труда (правилам безопасности) при эксплуатации электроустановок.
4.5. Электрооборудование, а также оборудование и механизмы, которые могут оказаться под напряжением (корпуса электродвигателей, защитные кожухи рубильников), должны иметь заземление ("зануление"). Места крепления заземления ("зануления") должны быть доступны для осмотра.
4.6. Устройство и эксплуатация грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений осуществляются в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
4.7. Деревообрабатывающее оборудование должно отвечать требованиям ГОСТ 12.2.026.0, ГОСТ 12.3.042.
Диск механической пилы должен быть закрыт до рабочей части прочным предохранительным кожухом, а ременная передача - ограждающими сетками.
После окончания работы на механической пиле и электропилах электрический провод со штепсельной вилкой должен быть убран в специальный ящик и закрыт на замок.
4.7. У колющей стороны клина механического колуна должно быть установлено и надежно укреплено предохранительное кольцо.
4.8. Бензомоторные пилы должны храниться в несгораемом помещении или в металлическом ящике, если хранение производится в деревянном помещении.
4.9. Приспособления и инструменты должны быть закреплены за определенными работниками, которые обязаны содержать их в исправном состоянии и хранить в установленных местах.
4.10. Ручной инструмент (молотки, долота, гаечные ключи, зубила, лопаты и другой ручной инструмент) должен соответствовать выполняемой работе и выдаваться в исправном состоянии.
Порядок обеспечения рабочих мест необходимым инструментом и приспособлениями должен устанавливаться местными технологическими инструкциями.
4.11. Изготовление, проверка и регулировка, ремонт, заточка, а также хранение и выдача инструмента должны выполняться работником, специально обученным этой работе.
4.12. Рукоятки ручного инструмента должны быть удобны в работе, тщательно пригнаны, изготовляться из сухих, прочных, вязких пород дерева и надежно крепиться к инструменту. Поверхность рукояток должна быть гладкостроганой, без трещин, заусениц, сучков.
4.13. Предохранительные пояса должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 50849*.
Канаты для спуска работников и бункера подвергаются испытанию на прочность статической нагрузкой в 200 кгс. Для этого к подвешенному канату прикрепляется груз в 200 кгс, и канат остается в таком положении в течение 15 мин. После снятия груза на канате не должно быть никаких повреждений. Испытания проводятся ежеквартально.
4.14. Приставные лестницы и стремянки должны быть учтены, иметь инвентарный номер, таблички о принадлежности к конкретному участку, и на них должна быть указана дата следующего испытания.
На базе топлива должен вестись журнал учета приставных лестниц и стремянок с указанием сроков их испытаний.
Переносные приставные лестницы и раздвижные лестницы-стремянки должны быть исправны, без трещин и расслоений и иметь все ступеньки. Наращивание лестниц запрещается.
Переносные приставные лестницы и раздвижные лестницы-стремянки должны соответствовать следующим требованиям:
тетивы лестниц (продольные рейки) должны изготовляться из сухой, чистой, мелкослойной сосны или лиственницы. Допускается на погонный метр длины лестницы не более одного сучка диаметром не более 5 мм;
тетивы должны быть скреплены между собой не менее чем двумя стяжными болтами диаметром не менее 6 мм, расположенными друг от друга на расстоянии не более 2 м. Стяжные болты, находящиеся у концов тетив, должны быть расположены под второй от конца ступенькой. Крепление стяжных болтов должно быть выполнено заподлицо тетивы;
ступени лестниц (перекладины) должны быть изготовлены из прочных и вязких пород дерева и концами прочно заделаны в тетивы. Для лестниц длиной до 3 м ступени могут изготавливаться из сухой мелкослойной сосны;
общая длина приставной лестницы должна обеспечивать удобство в работе и не должна быть более 5 м;
упорные нижние концы тетив приставных лестниц должны иметь наконечники: при работе на грунте - металлические, при каменном и бетонном основании - резиновые;
поверхность деревянных лестниц должна покрываться бесцветным лаком.
Раздвижные лестницы-стремянки должны быть оборудованы устройствами, исключающими возможность их самопроизвольного складывания.
4.15. Осмотр лестниц, стремянок, подмостей должен осуществлять работник, назначаемый приказом по базе топлива, при проведении испытаний, а перед применением сам работник.
4.16. Плановые и периодические осмотры подмостей следует производить не реже одного раза в месяц.
4.17. Испытание лестниц и стремянок должно производиться после изготовления и капитального ремонта, а также периодически в процессе эксплуатации:
лестницы и стремянки металлические - 1 раз в 12 мес.;
стремянки деревянные - 1 раз в 6 мес.;
лестницы деревянные - 1 раз в 12 мес.
Испытание раздвижной лестницы должно производиться статической нагрузкой 2 кН (200 кгс), приставной лестницы - 1,2 кН (120 кгс), приложенной в середине ступени лестницы, установленной под углом 75 градусов к горизонтальной плоскости.
Испытание стремянки следует производить в рабочем положении на горизонтальной площадке статической нагрузкой 1,2 кН (120 кгс), приложенной к середине ступени лестницы.
Продолжительность испытания - 2 минуты.
Ограждения и перила при испытаниях должны выдерживать сосредоточенную статическую нагрузку 70 кг.
Результаты испытаний и осмотров должны быть зарегистрированы в журнале.
V. ТРЕБОВАНИЯ К САНИТАРНО-БЫТОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТНИКОВ
5.1. На каждой базе топлива должны быть оборудованы помещения для санитарно-бытовых нужд, содержащие гардеробную, душевую, умывальник, санузел (уборную), а также помещения для обогрева, сушки спецодежды и место для курения.
Помещения должны содержаться в чистоте и порядке.
5.2. На базах топлива должно быть организовано питьевое водоснабжение. В специально отведенных местах должны быть установлены питьевые фонтанчики или бачки, защищенные от попадания пыли и других вредных веществ.
5.3. В бачках должна находиться ежедневно сменяемая кипяченая вода с температурой при раздаче не выше плюс 20 °C и не ниже плюс 8 °C.
В местах, где водопроводная вода удовлетворяет требованиям государственного стандарта, с разрешения местных органов санитарного надзора допускается употребление некипяченой воды. Переноска воды разрешается только в закрытых сосудах.
Работники баз топлива должны быть обеспечены в необходимом количестве водой для удовлетворения гигиенических нужд.
5.4. Администрация базы должна обеспечивать снабжение и наличие у работников базы топлива мыла для мытья рук.
5.5. Для приема пищи должно быть отведено специально оборудованное помещение. Хранение и принятие пищи на рабочих местах не допускаются.
5.6. На базах топлива в установленных местах должны находиться аптечки или сумки первой помощи, укомплектованные медикаментами и перевязочными материалами, а также инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим.
Все работники должны знать места расположения аптечек и вызова медицинской помощи, уметь оказывать первую помощь пострадавшему.
5.7. Ответственность за хранение и содержание аптечки должна возлагаться на специально назначенного работника, прошедшего соответствующую подготовку.
С введением в действие настоящих Правил Правила по охране труда на базах твердого топлива, утвержденные МПС СССР 15.11.90, N ЦТ/4827, в системе МПС России не применяются.
Приложение N 1
к Отраслевым правилам
по охране труда
на базах твердого
топлива железных дорог
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, НА КОТОРЫЕ В ОТРАСЛЕВЫХ ПРАВИЛАХ ДАНЫ ССЫЛКИ <*>
<*> После названия каждого нормативного акта в скобках указан пункт настоящих Правил, где имеется на него ссылка.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30.12.01, N 197-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 3) (2.6.1)
2. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.92 N 621 (2.1.2)
3. Межотраслевые правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов. Утверждены Минтрудом России 20.03.98, N 16. ПОТ РМ-007-98 (2.2.1)
4. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок. Утверждены Минтрудом России 05.01.01 N 3. ПОТ Р М-016-2001 (1.22, 3.1.7, 4.4)
5. Правила по охране труда при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства. Утверждены Приказом Минземстроя России от 22.09.98 N 93 (1.13)
6. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (6-е издание). Утверждены Минэнерго СССР 05.10.79 (1.12, 3.1.7, 4.4)
Правила устройства электроустановок (ПУЭ) (7-е издание). Утверждены Минтопэнерго России 06.10.99 (1.12, 3.1.7, 4.4)
7. Правила эксплуатации электроустановок потребителей (5-е издание). Утверждены Госэнергонадзором России 31.03.92 (1.22, 3.1.7, 4.4)
8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены ГУГПС МВД России 16.10.93, N ППБ-01-93 (1.8)
9. Правила безопасной эксплуатации и охраны труда для нефтеперерабатывающих производств. Утверждены Минэнерго России 11.12.00. ПБЭ НП-2001 (1.1)
10. ГОСТ 12.0.003-74. ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация (1.3)
11. ГОСТ 12.1.003-83. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (1.4)
12. ГОСТ 12.1.004-85. ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования (1.7, 3.1.2)
13. ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (1.6)
14. ГОСТ 12.1.010-76. ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования (1.7)
15. ГОСТ 12.1.012-90. ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования (1.4)
16. ГОСТ 12.1.019-79. ССБТ. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты (4.4)
17. ГОСТ 12.2.003-91. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности (4.1)
18. ГОСТ 12.2.026.0-93. Межгосударственный стандарт. Оборудование деревообрабатывающее. Требования безопасности к конструкции (4.7)
19. ГОСТ 12.2.049-80. ССБТ. Оборудование производственное. Общие эргономические требования (4.1)
20. ГОСТ 12.2.061-81. ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности к рабочим местам (4.2)
21. ГОСТ 12.2.064-81. ССБТ. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности (4.2)
22. ГОСТ 12.3.002-75. ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности (1.2)
23. ГОСТ 12.3.006-75. ССБТ. Эксплуатация водопроводных и канализационных сооружений и сетей. Общие требования безопасности (1.13)
24. ГОСТ 12.3.009-76. ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности (2.2.1)
25. ГОСТ 12.3.020-80. ССБТ. Процессы перемещения грузов на предприятиях. Общие требования безопасности (2.2.1)
26. ГОСТ 12.3.042-88. ССБТ. Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности (4.7)
27. ГОСТ 12.4.009-83. ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание (3.1.2)
28. ГОСТ Р 12.4.026-2001. ССБТ. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний (1.14, 4.3)
29. ГОСТ 3.1120-83. ЕСТД. Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации (1.15)
30. ГОСТ 10807-78. Знаки дорожные. Общие технические условия (3.2.1)
31. ГОСТ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения (3.2.1)
32. ГОСТ Р 50849-96. Пояса предохранительные строительные. Общие технические условия. Методы испытаний (4.14)
33. ОСТ 32.120-98. Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта. Утвержден указанием МПС России от 20.11.98 N А-1329у (1.5, 3.1.6)
34. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения (1.13)
35. СНиП 2.01.02-85. Противопожарные нормы (3.1.2)
36. СНиП 2.04.01-85. Внутренний водопровод и канализация зданий (1.13)
37. СНиП 2.04.03-85. Канализация. Наружные сети и сооружения (1.13)
38. СНиП 2.04.05-91. Отопление, вентиляция и кондиционирование (2.6.2)
39. СНиП 2.11.06-91. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы проектирования (3.1.2)
40. СНиП 23-05-95. Естественное и искусственное освещение (3.1.6)
41. СанПиН 2.2.4.548-96. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, утверждены Госкомсанэпиднадзором России 01.10.96 (1.6)
42. ГН 2.2.5.686-98. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 04.02.98, N 4 (1.6)
43. Приказ Минздравмедпрома России от 14.03.96 N 90 "О порядке приведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии" (1.21)
44. Приказ МПС СССР от 18.09.90 N 8ЦЗ "О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров" (2.6.1)
45. Приказ МПС России от 05.11.99 N 15 ЦЗ "О перечне медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов" (1.21)
46. Положение о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта. Утверждено МПС СССР 23.02.89, N ЦРБ/4676 (1.14, 3.2.2)
47. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте. Утверждено МПС России 23.03.98, N ЦСР-543 (1.17)
48. Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, их содержания, эксплуатации и ухода за ними на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта. Утверждено МПС России 19.10.00, N ЦБТ-791 (1.19)
49. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Утверждены МПС России 11.11.92, N ЦУО-112 (1.8, 3.1.2)
50. Правила электробезопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных железных дорогах. Утверждены МПС России 22.09.95, N ЦЭ-346 (1.22)
51. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены МПС России 26.05.00, N ЦРБ-756 (1.24, 2.1.1)
52. Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, утверждена МПС России 26.05.00, N ЦРБ-757 (1.24, 2.1.1, 2.1.2)
53. Инструкция по движению поездов и работе на железных дорогах Российской Федерации, утверждена МПС России 16.10.00, N ЦД-790 (2.1.1, 2.1.2)
54. Рекомендации по предупреждающей окраске сооружений и устройств, расположенных в зоне железнодорожных путей. Утверждены указанием МПС СССР от 14.06.79 N К-20535 (1.14)
55. Методическое пособие по разработке планов тушения пожаров и расчета сил и средств на объекты и подвижной состав железнодорожного транспорта. МПС России, 21.10.99, N ЦУОП-1/98 (1.9)
56. Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения, утверждены указанием МПС России от 31.03.00 N Г-822у (1.9)
57. Отраслевые нормы естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта, утверждены МПС России 19.12.00, N М-3014у (1.5, 3.1.6)
Приложение N 2
к Отраслевым правилам
по охране труда
на базах твердого
топлива железных дорог
НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ ПОЖАРНЫМ ИНВЕНТАРЕМ БАЗ ТОПЛИВА
Примечание. В соответствии с ГОСТ 12.4.009 бочки с водой должны иметь вместимость 0,2 куб. м и комплектоваться ведрами и шваброй с длиной черенка 1,5 м.