Федеральный закон от 24.04.2020 N 123-ФЗ

"О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, об особенностях обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"
Редакция от 08.08.2024 — Действует с 01.09.2025
Показать изменения

24 апреля 2020 г. N 123-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ СОЗДАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ, ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОСТАВОВ ДАННЫХ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К РЕГИОНАЛЬНЫМ СОСТАВАМ ДАННЫХ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 6 И 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ"

(в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
14 апреля 2020 года

Одобрен
Советом Федерации
17 апреля 2020 года

Статья 1. Общие положения

1. С 1 июля 2020 года провести в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве эксперимент по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта.

2. Настоящий Федеральный закон определяет цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима, регулирует отношения, возникающие в связи с установлением экспериментального правового режима, а также устанавливает особенности обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных. (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

3. Экспериментальный правовой режим устанавливается на пять лет с 1 июля 2020 года (срок проведения эксперимента). Принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утрачивают силу по истечении срока проведения эксперимента, за исключением нормативных правовых актов, указанных в части 6 статьи 4 и статье 6.1 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

4. Положения нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

5. Результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) экспериментальный правовой режим - применение в течение предусмотренного настоящим Федеральным законом срока проведения эксперимента в отношении участников экспериментального правового режима специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта;

2) искусственный интеллект - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру (в том числе информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, иные технические средства обработки информации), программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений;

3) технологии искусственного интеллекта - технологии, основанные на использовании искусственного интеллекта (включая компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений и перспективные методы искусственного интеллекта);

4) общее регулирование - нормативное правовое регулирование, содержащее общеобязательные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение, и действующее на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;

5) специальное регулирование - нормативное правовое регулирование, установленное принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, содержащее отличный от общего регулирования порядок разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в указанном субъекте Российской Федерации, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта;

6) уполномоченный орган - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, уполномоченный на координацию мероприятий экспериментального правового режима, а также на осуществление иных функций в соответствии с настоящим Федеральным законом;

7) участник экспериментального правового режима - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.

2. Другие понятия используются в настоящем Федеральном законе в том же значении, что и в Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральном законе от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Цели, задачи и основные принципы установления экспериментального правового режима

1. Целями установления экспериментального правового режима являются:

1) обеспечение повышения качества жизни населения;

2) повышение эффективности государственного или муниципального управления;

3) повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта;

4) формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима.

2. Задачами установления экспериментального правового режима являются:

1) создание благоприятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта;

2) апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве;

3) оценка эффективности и результативности установления специального регулирования по результатам установления экспериментального правового режима.

3. Основными принципами установления экспериментального правового режима являются:

1) прозрачность экспериментального правового режима;

2) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства;

3) недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта.

Статья 4. Полномочия высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях установления экспериментального правового режима (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

1. В целях установления экспериментального правового режима высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы определяет на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы: (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

1) условия и (или) порядок разработки, создания, внедрения, реализации, оборота отдельных технологий искусственного интеллекта и (или) производства, реализации, оборота отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий, а также требования к указанным технологиям и (или) товарам (работам, услугам);

2) случаи и порядок использования результатов применения искусственного интеллекта;

3) случаи обязательного применения и (или) учета результатов применения искусственного интеллекта в деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы и подведомственных им организаций; 

4) уполномоченный орган;

5) порядок и случаи передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в соответствии с условиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень организаций, осуществляющих публичные функции, устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы;  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

6) по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.

2. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в целях установления экспериментального правового режима осуществляет на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

3. Принятые в соответствии с настоящей статьей нормативные правовые акты высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы применяются только в отношении участников экспериментального правового режима, включенных в реестр участников экспериментального правового режима в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона.  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

4. При совершении сделок, направлении юридически значимых сообщений и совершении иных юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять лиц, не являющихся участниками экспериментального правового режима, о наличии у него статуса участника экспериментального правового режима и указывать на применение в отношении его актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если указанные в настоящей части юридически значимые действия совершаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", участник экспериментального правового режима обязан проинформировать пользователя (сторону сделки) обо всех применимых положениях нормативных правовых актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом.  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

5. Требования к соглашениям между участниками экспериментального правового режима и уполномоченным органом, предусмотренные пунктом 6 части 1 настоящей статьи, должны предусматривать механизмы обеспечения конфиденциальности передаваемых данных и безопасности их хранения.

6. Персональные данные, полученные в результате обезличивания и обрабатываемые в соответствии с пунктом 6 части 1 настоящей статьи, не могут быть переданы лицам, не являющимся участниками экспериментального правового режима. В случае утраты статуса участника экспериментального правового режима или прекращения эксперимента в связи с истечением срока его проведения лицо, являвшееся участником экспериментального правового режима, утрачивает право на получение персональных данных, полученных в результате обезличивания, а хранящиеся у такого лица персональные данные, полученные в результате обезличивания, подлежат уничтожению в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий. Для уничтожения персональных данных, полученных в результате обезличивания, применяются прошедшие в установленном порядке процедуру оценки соответствия средства защиты информации, в составе которых реализована функция уничтожения информации. Сведения об уничтожении персональных данных, полученных в результате обезличивания, направляются лицом, являвшимся участником экспериментального правового режима, в уполномоченный орган. Участники экспериментального правового режима несут ответственность за соблюдение прав субъектов персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в течение всего срока проведения эксперимента и после прекращения их участия в эксперименте. Уполномоченный орган и координационный совет экспериментального правового режима осуществляют в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации, мероприятия по контролю за соблюдением обязанности по уничтожению персональных данных, полученных в результате обезличивания.  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

7. При проведении эксперимента не допускается хранение персональных данных, полученных в результате обезличивания и обрабатываемых на основании соглашения с уполномоченным органом, указанного в пункте 6 части 1 настоящей статьи, за пределами субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.

Статья 5. Приобретение статуса участника экспериментального правового режима

1. Лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения в реестр участников экспериментального правового режима, который ведется уполномоченным органом. Уполномоченный орган обеспечивает доступность реестра участников экспериментального правового режима для ознакомления с ним неопределенного круга лиц посредством публикации указанного реестра на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

2. Уполномоченный орган включает лицо в реестр участников экспериментального правового режима на основании заявки, в которой содержатся следующие сведения:

1) полное наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;

2) вид (виды) деятельности, который заявитель планирует осуществлять в рамках экспериментального правового режима;

3) целевые показатели или результаты, которые заявитель планирует достичь в результате участия в эксперименте, и ожидаемые сроки их достижения, которые не могут превышать срок, указанный в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) номера телефона, факса, адрес электронной почты заявителя;

5) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя, его номера телефона, факса, адрес электронной почты.

3. По итогам рассмотрения указанной в части 2 настоящей статьи заявки уполномоченный орган в срок не более тридцати календарных дней со дня получения такой заявки принимает одно из следующих решений:

1) о включении заявителя в реестр участников экспериментального правового режима;

2) об отказе во включении заявителя в реестр участников экспериментального правового режима.

4. Статус участника экспериментального правового режима предоставляется заявителю, соответствующему следующим требованиям:

1) заявитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

2) заявитель осуществляет или планирует осуществлять деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта и (или) производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе указанных технологий;

3) заявитель - индивидуальный предприниматель, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, либо член коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица не имеет неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

5. К указанной в части 2 настоящей статьи заявке прилагаются документы, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям части 4 настоящей статьи и перечень которых утверждается уполномоченным органом.

6. Уполномоченный орган отказывает заявителю во включении в реестр участников экспериментального правового режима в случае:

1) несоответствия заявки требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

2) непредставления документов, которые подтверждают соответствие заявителя требованиям части 4 настоящей статьи;

3) подачи заявки ненадлежащим лицом.

7. В случае отказа во включении в реестр участников экспериментального правового режима уполномоченный орган уведомляет об этом заявителя с мотивированным обоснованием такого отказа.

8. Основанием для исключения участника экспериментального правового режима из реестра участников экспериментального правового режима является:

1) заявление участника экспериментального правового режима об исключении из реестра участников экспериментального правового режима;

2) ликвидация или реорганизация (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица - участника экспериментального правового режима либо прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

3) предоставление участником экспериментального правового режима заведомо недостоверных сведений при приобретении им статуса участника экспериментального правового режима;

4) прекращение соответствия участника экспериментального правового режима требованиям пункта 1 части 4 настоящей статьи;

5) нарушение участником экспериментального правового режима требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

9. Уполномоченный орган вносит запись об исключении сведений об участнике экспериментального правового режима из реестра участников экспериментального правового режима в течение десяти рабочих дней со дня регистрации уполномоченным органом поступившего от участника экспериментального правового режима заявления об исключении его из указанного реестра.

10. Порядок направления и рассмотрения заявки о включении в реестр участников экспериментального правового режима и ее форма устанавливаются уполномоченным органом.

Статья 6. Координационный совет экспериментального правового режима

1. В целях формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима, в том числе мониторинга экспериментального правового режима, образовывается координационный совет экспериментального правового режима.

2. Положение о координационном совете экспериментального правового режима и его состав утверждаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с Правительством Российской Федерации. По предложению Правительства Российской Федерации в состав координационного совета экспериментального правового режима включаются представители федеральных органов исполнительной власти.  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

3. Координационный совет экспериментального правового режима участвует в обсуждении проектов нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по вопросам, связанным с установлением экспериментального правового режима, а также вносит предложения по совершенствованию механизмов экспериментального правового режима в процессе и по итогам применения специального регулирования. По результатам проведения эксперимента координационный совет экспериментального правового режима подготавливает и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о целесообразности или нецелесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Статья 6.1. Особенности обработки персональных данных при формировании региональных составов данных и предоставления доступа к региональным составам данных  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

1. Уполномоченный орган в целях повышения эффективности государственного и муниципального управления в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы формирует составы персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, сгруппированные по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить принадлежность таких данных конкретному субъекту персональных данных (далее - региональные составы данных). Не допускается формирование региональных составов данных из персональных данных, указанных в статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", за исключением персональных данных, предусмотренных частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", и из персональных данных, указанных в статье 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", за исключением биометрических персональных данных, предусмотренных частью 4. настоящей статьи.

2. Для формирования региональных составов данных, а также для выполнения требования, указанного в статье 6.2 настоящего Федерального закона, уполномоченный орган направляет государственным органам субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, подведомственным им организациям, органам местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, подведомственным им организациям, организациям, созданным с участием или находящимся под прямым или косвенным контролем субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, внутригородских муниципальных образований субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы (далее - региональные операторы), требование о предоставлении обрабатываемых ими персональных данных в определяемую высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы государственную информационную систему уполномоченного органа (далее - региональная информационная система). Указанное требование должно содержать перечень персональных данных, которые предоставляются региональным оператором для формирования региональных составов данных, а также сроки их предоставления.

3. Региональный оператор после получения требования, указанного в части 2 настоящей статьи, обязан предоставить обрабатываемые им персональные данные в региональную информационную систему. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с региональными операторами и порядок взаимодействия региональной информационной системы и информационных систем региональных операторов устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. Уполномоченный орган обязан обеспечивать конфиденциальность поступивших от региональных операторов обрабатываемых ими персональных данных.

4. Для выполнения требования, указанного в части 2 настоящей статьи, передача региональными операторами в региональную информационную систему изображения лица человека, полученного с помощью фотовидеоустройств, и записи голоса человека, полученной с помощью звукозаписывающих устройств, и их последующая обработка в региональной информационной системе могут осуществляться без получения согласия соответствующего субъекта персональных данных на передачу в региональную информационную систему указанных персональных данных и их последующую обработку в региональной информационной системе. Региональные операторы не позднее чем за тридцать дней до планируемой передачи в региональную информационную систему изображения лица человека, полученного с помощью фотовидеоустройств, и записи голоса человека, полученной с помощью звукозаписывающих устройств, обязаны уведомить в порядке, установленном уполномоченным органом, соответствующего субъекта персональных данных о планируемой передаче в региональную информационную систему указанных персональных данных и об их последующей обработке в региональной информационной системе. В случае получения до истечения указанного в настоящей части срока возражения от субъекта персональных данных против передачи в региональную информационную систему его персональных данных, предусмотренных настоящей частью, и их последующей обработки в региональной информационной системе такая передача не осуществляется.

5. Уполномоченный орган после поступления от региональных операторов обрабатываемых ими персональных данных обезличивает их в соответствии с требованиями к обезличиванию персональных данных, методами обезличивания персональных данных и порядком их обезличивания, которые устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. Уполномоченный орган обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных. Уполномоченный орган обязан уничтожить персональные данные, полученные в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в срок, не превышающий тридцати дней со дня их поступления в региональную информационную систему, с подтверждением в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

6. Уполномоченный орган формирует региональные составы данных в региональной информационной системе в соответствии с порядком формирования региональных составов данных, устанавливаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

7. Доступ к региональным составам данных предоставляется пользователям региональной информационной системы в соответствии с порядком и на условиях, устанавливаемыми высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

8. Пользователями региональной информационной системы могут являться:

1) государственные органы субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, подведомственные им организации, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, подведомственные им организации;

2) граждане Российской Федерации и российские юридические лица, которые соответствуют следующим требованиям:

а) сведения о гражданине Российской Федерации или юридическом лице внесены в реестр операторов в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

б) юридическое лицо является российским юридическим лицом, которое находится под контролем Российской Федерации, и (или) субъекта Российской Федерации, и (или) муниципального образования, и (или) гражданина Российской Федерации, не имеющего гражданства другого государства, и (или) контролируемых ими совместно или по отдельности лиц. При этом под контролем понимается возможность определять решения, принимаемые юридическим лицом, в силу наличия права прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал данного юридического лица;

в) в едином государственном реестре юридических лиц отсутствует запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

г) сведения о гражданине Российской Федерации или юридическом лице, его единоличном исполнительном органе, членах коллегиального исполнительного органа не включены в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения, указанные в Федеральном законе от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

д) отсутствие у гражданина Российской Федерации или единоличного исполнительного органа юридического лица гражданства иностранного государства;

е) отсутствие у гражданина Российской Федерации или единоличного исполнительного органа юридического лица неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) гражданин Российской Федерации или единоличный исполнительный орган юридического лица не привлекался в течение пяти лет, предшествующих дню предоставления доступа к региональной информационной системе, к уголовной ответственности в соответствии со статьями 183272273274.1283 и 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

9. Порядок проверки соответствия пользователей региональной информационной системы требованиям, установленным настоящей статьей, определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

10. Обработка региональных составов данных пользователями региональной информационной системы осуществляется только в указанной информационной системе. Не допускаются запись, извлечение, передача (распространение, предоставление, доступ) региональных составов данных из региональной информационной системы.

11. Не допускаются обработка региональных составов данных и получение результатов обработки региональных составов данных, если использование таких составов данных и результатов их обработки может повлечь причинение вреда жизни, здоровью людей, оскорбление нравственности, нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, причинение вреда (ущерба) окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, иным охраняемым законом ценностям. В случае, если использование результатов обработки региональных составов данных может повлечь причинение вреда обороне страны и безопасности государства, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, вправе принять решение о запрете предоставлять такие результаты обработки региональных составов данных.

12. Не допускается предоставление результатов обработки региональных составов данных иностранным юридическим лицам, иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами, иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, определенных международным договором Российской Федерации, федеральным законом, решением Президента Российской Федерации.

Статья 6.2. Особенности предоставления персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий  (в ред. Федерального закона от 08.08.2024 N 233-ФЗ)

1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, в целях формирования составов данных из персональных данных, обрабатываемых региональными операторами, направляет в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы требование о предоставлении персональных данных, предусмотренное статьей 13.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

2. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы поручает уполномоченному органу обеспечить выполнение требования, указанного в части 1 настоящей статьи, включая его направление региональным операторам.

3. После поступления от региональных операторов обрабатываемых ими персональных данных в региональную информационную систему уполномоченный орган осуществляет их обезличивание в соответствии с требованиями к обезличиванию персональных данных, методами обезличивания персональных данных и порядком обезличивания персональных данных, предусмотренными частью 3 статьи 13.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", и передачу в государственную информационную систему федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, указанную в статье 13.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", с использованием региональной информационной системы.

Статья 7. О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"

Внести в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2010, N 31, ст. 4173; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 27, ст. 3945; N 31, ст. 4772) следующие изменения:

1) часть 1 статьи 6 дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

"9.1) обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом;";

2) в статье 10:

а) в части 1 слова "частью 2" заменить словами "частями 2 и 2.1";

б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. Обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных", в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным Федеральным законом.".

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль

24 апреля 2020 года

N 123-ФЗ