РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2026 ГОДУ
Статья 1
Статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2012, N 27, ст. 3588; N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 11, ст. 1076; N 19, ст. 2329; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3438; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3395; N 52, ст. 7543; 2015, N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4357; 2017, N 18, ст. 2661; 2018, N 24, ст. 3400; N 27, ст. 3950; N 31, ст. 4852; N 32, ст. 5100, 5115; 2019, N 6, ст. 463; N 49, ст. 6953; N 52, ст. 7787; 2021, N 27, ст. 5151; 2022, N 1, ст. 40; N 10, ст. 1401; N 14, ст. 2190; N 43, ст. 7271; N 50, ст. 8792; 2023, N 1, ст. 16; N 25, ст. 4447; N 31, ст. 5766, 5784; 2024, N 31, ст. 4462; N 33, ст. 4956, 4971; N 48, ст. 7214; N 53, ст. 8532; 2025, N 7, ст. 541; N 26, ст. 3493; N 31, ст. 4633) дополнить частью шестьдесят третьей следующего содержания:
"Сведения по операциям на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц, подавших в период проведения эксперимента, проводимого в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2026 году", заявление о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, и членов их семей предоставляются кредитной организацией в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальные органы и их должностные лица не вправе разглашать, а также передавать третьим лицам полученные ими сведения, которые содержат банковскую тайну. За разглашение, а также за передачу указанных сведений Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальные органы и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.".
Статья 2 действует с 01.01.2026 (пункт 2 статьи 17).
Статья 2
В абзаце четвертом подпункта 3 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2010, N 50, ст. 6606; 2012, N 10, ст. 1164; 2013, N 27, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3394; N 30, ст. 4217; 2022, N 48, ст. 8310; 2023, N 29, ст. 5317; 2024, N 1, ст. 20) слова "50 000 рублей" заменить словами "1 миллиона рублей".
Статья 3
В пункте 2 статьи 20 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686; 2016, N 27, ст. 4183; 2018, N 32, ст. 5099; 2022, N 9, ст. 1250; N 29, ст. 5204; 2024, N 45, ст. 6698) слова "бюджетов государственных внебюджетных фондов в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и" заменить словами "бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в части", слова "бюджетам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации," заменить словом "бюджету".
Статья 4
Внести в Федеральный закон от 3 ноября 2015 года N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2016 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6202; 2016, N 1, ст. 26; N 23, ст. 3282; 2017, N 47, ст. 6841; 2018, N 49, ст. 7528; 2020, N 31, ст. 5022; 2021, N 49, ст. 8148; 2022, N 48, ст. 8315; 2023, N 45, ст. 7991; 2024, N 45, ст. 6698) следующие изменения:
1) в части 3 статьи 2 слова "2028 года" заменить словами "2029 года";
2) в части 4 статьи 5 слова "2028 года" заменить словами "2029 года", дополнить словами "(за исключением капитализированных процентов по договорам о размещении средств Фонда национального благосостояния на субординированных депозитах в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и кредитных организациях)".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 41, ст. 6190; 2022, N 5, ст. 675; N 52, ст. 9380; 2023, N 1, ст. 16; N 49, ст. 8667; 2024, N 45, ст. 6698; 2025, N 31, ст. 4684) следующие изменения:
1) в статье 10:
а) в части 6 слова "в 2019 - 2025 годах" заменить словами "в 2019 - 2026 годах";
б) часть 7 дополнить словами ", в 2026 году - 156 рублям 76 копейкам";
в) часть 8 дополнить словами ", с 1 января 2026 года - 9584 рублям 69 копейкам";
г) в части 13 слова "до 1 января 2026 года" заменить словами "до 1 января 2027 года";
2) в части 2 статьи 11 слова "с 1 января 2026 года" заменить словами "с 1 января 2027 года".
Статья 6
Пункт 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 16 апреля 2022 года N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 16, ст. 2616; N 29, ст. 5286; N 41, ст. 6943) изложить в следующей редакции:
"2) учтенные на счетах депо депозитарных программ акции российских эмитентов не предоставляют права голоса и не учитываются при подсчете голосов.".
Статья 7
Пункт 2 части 4 статьи 5 Федерального закона от 4 августа 2023 года N 452-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2023, N 32, ст. 6184) изложить в следующей редакции:
"2) учтенные на счете депо (лицевом счете) депозитарных программ акции международной компании не предоставляют права голоса и не учитываются при подсчете голосов.".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2024 года N 179-ФЗ "О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 29, ст. 4108) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) часть 1 после слов "с их доходов" дополнить словами "от трудовой, предпринимательской и профессиональной деятельности";
б) в части 5 слова "главой 23" заменить словами "статьями 218 и 219, подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220";
в) часть 8 после слов "среднедушевого дохода семьи," дополнить словами "и перечень видов доходов, учитываемых при определении расчетного исчисленного налога на доходы физических лиц с доходов заявителя, полученных в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты,";
2) часть 4 статьи 6 дополнить словами ", по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности".
Статья 9
Внести в Федеральный закон от 29 октября 2024 года N 367-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2025 году" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, N 45, ст. 6698; N 53, ст. 8498; 2025, N 17, ст. 2113) следующие изменения:
1) в статье 12:
а) в части 3 слова "2028 года" заменить словами "2029 года";
б) в части 5 слова "2028 года" заменить словами "2029 года";
2) в части 3 статьи 14 слова "2028 - 2030 годах" заменить словами "2029 и 2030 годах";
3) статью 15 дополнить частью 22 следующего содержания:
"22. Установить, что по 31 декабря 2025 года включительно суммы административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами исполнительных органов субъектов Российской Федерации, включенными в перечни, утвержденные высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на указанные в настоящей части административные штрафы с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно.".
Статья 10
1. Приостановить до 1 января 2027 года действие абзацев второго и третьего пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2010, N 19, ст. 2291; 2016, N 27, ст. 4219; 2021, N 27, ст. 5179; 2022, N 41, ст. 6955; 2025, N 26, ст. 3488).
2. Установить, что до 1 января 2027 года финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным бюджетным учреждением учредителем или приобретенных федеральным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
3. Установить, что до 1 января 2027 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) вправе осуществлять финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, или осуществлять финансовое обеспечение расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество, указанное в настоящей части, в том числе земельные участки, в виде субсидий на иные цели в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации), принятыми в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статья 11
1. Приостановить до 1 января 2026 года действие абзаца десятого пункта 1.1 статьи 132.1 и статьи 174.1 (за исключением положения о прогнозировании доходов бюджета на основе прогноза социально-экономического развития территории, действующего на день внесения проекта закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган) Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2012, N 50, ст. 6967; 2019, N 31, ст. 4466; 2020, N 31, ст. 5022; 2021, N 18, ст. 3052; N 49, ст. 8148; 2023, N 1, ст. 9; N 16, ст. 2765; 2024, N 29, ст. 4106; N 53, ст. 8498; 2025, N 26, ст. 3488).
2. Приостановить с 1 января 2026 года до 1 января 2027 года действие абзаца третьего пункта 4 статьи 21 и абзаца второго пункта 2 статьи 74.1 (в отношении присвоения уникальных кодов классификации расходов бюджетов отдельно по каждому виду публичных нормативных обязательств для бюджетных ассигнований на исполнение таких обязательств, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны), пунктов 4 и 4.1 статьи 96.11, пункта 3 статьи 121.4, пункта 1 статьи 126, абзаца второго пункта 4 статьи 131 (в отношении Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области), абзаца двенадцатого пункта 1.1 статьи 132.1, подпункта 1 пункта 2 и пункта 5 (в части открытия в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) лицевых счетов участника казначейского сопровождения поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по контрактам (договорам) при осуществлении расчетов в соответствии с частями 2 - 5 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона), подпункта 2 пункта 3 (в части применения положений, установленных федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о возможности размещения средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на депозитах, а также в иные финансовые инструменты, за исключением случаев размещения средств в иные финансовые инструменты, необходимого для достижения результатов, установленных при предоставлении средств, подлежащих казначейскому сопровождению), пункта 3 (в части запрета на перечисление средств с лицевых счетов участника казначейского сопровождения заказчикам по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по таким контрактам (договорам) в кредитных организациях, в случаях, предусмотренных частями 2 - 5 и 8 статьи 15 настоящего Федерального закона) статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 34, ст. 3535; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2008, N 29, ст. 3418; N 48, ст. 5500; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; 2010, N 31, ст. 4185, 4192; N 40, ст. 4971; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 40, ст. 5314; N 43, ст. 5795; N 52, ст. 7560; 2015, N 51, ст. 7252; 2016, N 27, ст. 4162; N 49, ст. 6852; 2017, N 30, ст. 4452, 4458; N 31, ст. 4811; N 47, ст. 6841; 2018, N 49, ст. 7525; 2019, N 30, ст. 4101; N 31, ст. 4437, 4466; 2020, N 30, ст. 4742; N 31, ст. 5022; N 52, ст. 8594; 2021, N 18, ст. 3052; N 27, ст. 5072; N 49, ст. 8148; 2022, N 11, ст. 1603; N 29, ст. 5231; N 45, ст. 7677; 2023, N 1, ст. 9; N 16, ст. 2765; N 32, ст. 6148; 2024, N 29, ст. 4106; N 53, ст. 8498; 2025, N 26, ст. 3488).
3. Приостановить до 1 января 2027 года действие абзаца девятого пункта 4 статьи 132 и абзаца второго пункта 2 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 34, ст. 3535; 2007, N 18, ст. 2117; 2010, N 31, ст. 4185; 2013, N 19, ст. 2331; 2014, N 48, ст. 6664; 2016, N 49, ст. 6852; 2017, N 30, ст. 4458; 2018, N 1, ст. 18; 2019, N 31, ст. 4466; 2020, N 31, ст. 5022; N 50, ст. 8068; 2021, N 18, ст. 3052; N 49, ст. 8148; 2023, N 1, ст. 9; N 16, ст. 2765; 2025, N 26, ст. 3488).
Статья 12
1. Приостановить до 1 января 2027 года действие части 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626; 2007, N 43, ст. 5084; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 30, ст. 4587; 2016, N 27, ст. 4219; 2025, N 26, ст. 3488).
2. Установить, что до 1 января 2027 года финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенных федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за федеральным автономным учреждением учредителем или приобретенных федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
3. Установить, что до 1 января 2027 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) вправе осуществлять финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, или осуществлять финансовое обеспечение расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, в виде субсидий на иные цели в соответствии с нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами местной администрации), принятыми в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие автономных учреждений, перечень которых определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, осуществляется за счет субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 13
1. Провести в 2026 году на территориях Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа эксперимент по учету сведений о суммах поступивших денежных средств на счета, вклады (депозиты), открытые в кредитных организациях, при определении права граждан на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка, установленное Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее в настоящей статье - эксперимент).
2. Эксперимент проводится в отношении физических лиц, подавших в период проведения эксперимента заявление о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, и членов их семей.
3. Целями эксперимента являются:
1) разработка и внедрение алгоритма учета сведений о суммах поступивших денежных средств на счета, вклады (депозиты), открытые в кредитных организациях, при определении права граждан на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;
2) оценка влияния учета сведений о суммах поступивших денежных средств на счета, вклады (депозиты), открытые в кредитных организациях, на численность получателей ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.
4. Порядок и условия проведения эксперимента, его этапы и участники определяются Правительством Российской Федерации.
5. В целях проведения эксперимента Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации запрашивает сведения о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц и членов их семей, определенных частью 2 настоящей статьи, у федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а указанный федеральный орган исполнительной власти предоставляет по данному запросу такие сведения в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
6. В целях проведения эксперимента Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании полученных в соответствии с частью 5 настоящей статьи сведений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц и членов их семей, определенных частью 2 настоящей статьи, запрашивает сведения по операциям на указанных счетах, вкладах (депозитах) у кредитных организаций в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации предоставляют по указанному запросу такие сведения в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с утвержденными Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации видами предоставляемых сведений, формами и форматами их предоставления.
7. Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальные органы и их должностные лица не вправе разглашать, а также передавать третьим лицам полученные ими в ходе проведения эксперимента сведения, которые содержат банковскую и (или) налоговую тайну. За разглашение, а также передачу банковской и (или) налоговой тайны Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальные органы и их должностные лица несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
8. На период проведения эксперимента согласие физических лиц и членов их семей, определенных частью 2 настоящей статьи и проживающих в субъектах Российской Федерации, определенных частью 1 настоящей статьи, на получение и обработку Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, его территориальными органами и их должностными лицами, а также кредитными организациями и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений о счетах, вкладах (депозитах) физических лиц и членов их семей, определенных частью 2 настоящей статьи, и сведений по операциям на счетах, вкладах (депозитах) физических лиц и членов их семей, определенных частью 2 настоящей статьи, не требуется.
9. В целях проведения эксперимента нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, определенных частью 1 настоящей статьи, могут устанавливаться иные и (или) дополнительные условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, а также особенности назначения и выплаты указанного пособия на период проведения эксперимента. При этом переданные Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации полномочия субъектов Российской Федерации, определенных частью 1 настоящей статьи, по назначению и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка сохраняются за Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а выплата указанного пособия производится в соответствии с частью пятой статьи 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
10. Установить, что по 31 июля 2026 года включительно действует переходный период, в течение которого федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и кредитные организации проводят организационные и технологические мероприятия в целях реализации положений настоящей статьи.
11. Установить, что положения Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" применяются при проведении эксперимента в части, не противоречащей настоящей статье.
12. Межведомственное информационное взаимодействие в рамках проведения эксперимента осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Статья 14
1. Установить, что в 2026 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении в 2026 году государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, за счет ассигнований, установленных указанной Программой, и (или) за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2026 года.
2. Установить, что в 2026 году представители от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в Комиссии Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (далее в настоящей статье - Комиссия) вправе осуществлять полномочия представителей соответственно от Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений в части рассмотрения проектов нормативных правовых актов (решений), предусмотренных пунктом 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Установить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2026 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" могут быть внесены изменения по следующим основаниям:
1) в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований, зарезервированных в соответствии с частью 1 статьи 21 указанного Федерального закона, а также в случае перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на цели, определенные Правительством Российской Федерации;
2) в случае уменьшения расходов федерального бюджета, осуществляемых в случае и в пределах поступления отдельных видов доходов (источников финансирования дефицита федерального бюджета), на сумму уменьшения прогноза поступления соответствующих видов доходов (источников финансирования дефицита федерального бюджета) с соответствующим уменьшением общего объема расходов федерального бюджета;
3) в случае уменьшения расходов федерального бюджета, осуществляемых на основании актов Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, в случае достижения целей и ожидаемых (планируемых) результатов, установленных указанными актами, на сумму сложившейся экономии бюджетных средств с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации;
4) в случае возврата дебиторской задолженности прошлых лет по государственным контрактам (контрактам) на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществлялось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплат по независимым (банковским) гарантиям, выданным в обеспечение исполнения обязательств по указанным государственным контрактам (контрактам), с соответствующим увеличением в текущем финансовом году бюджетных ассигнований федерального бюджета на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации главному распорядителю бюджетных средств, которому предусматривались бюджетные ассигнования для оплаты таких контрактов, для их направления на завершение строительства (реконструкции, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственные контракты (контракты) по которым расторгнуты, с превышением общего объема расходов, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".
4. Министерство финансов Российской Федерации представляет для рассмотрения в Комиссию предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по основаниям, предусмотренным частями 3, 16 и 17 настоящей статьи, в порядке, установленном пунктом 7.5 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также предложения по принятию решений, предусмотренных частями 26 - 28 статьи 15 настоящего Федерального закона.
5. Установить, что в 2026 году операции со средствами субсидий, предоставляемых из федерального бюджета юридическим лицам, не подлежащими казначейскому сопровождению в соответствии с положениями подпунктов 3, 4 и 6 статьи 242.27 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением средств, предоставляемых фондам, осуществляющим предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий, региональным и муниципальным средствам массовой информации, а также политическим партиям в целях компенсации финансовых затрат по итогам их участия в выборах), осуществляются на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета и отражаются на соответствующих лицевых счетах, открываемых юридическим лицам в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. Особенности осуществления операций со средствами, указанными в настоящей части и в части 8 настоящей статьи (за исключением средств федеральных автономных учреждений), на лицевых счетах, указанных в настоящей части, определяются Правительством Российской Федерации.
6. Установить, что в 2026 году режим лицевых счетов, указанных в частях 5, 7 и 8 настоящей статьи, предусматривает в том числе запрет на перечисление средств с лицевых счетов, открытых юридическим лицам, указанным в частях 5 и 8 настоящей статьи, и федеральным автономным учреждениям, указанным в части 7 настоящей статьи, на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации указанным юридическим лицам, федеральным автономным учреждениям, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 настоящей статьи, а также в целях исполнения государственного оборонного заказа.
7. Установить, что в 2026 году операции со средствами субсидий и средствами от приносящей доход деятельности, получаемыми федеральными автономными учреждениями, осуществляются на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами бюджетных и автономных учреждений и отражаются на соответствующих лицевых счетах, открытых федеральным автономным учреждениям в территориальном органе Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с федеральными законами только на счетах, открытых в кредитных организациях.
8. Установить, что в 2026 году средства от возврата ранее произведенных юридическими лицами, указанными в части 5 настоящей статьи, выплат, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии, а также средства от приносящей доход деятельности и средства от возврата ранее произведенных федеральными автономными учреждениями выплат, подлежат перечислению на соответствующие лицевые счета, открываемые юридическим лицам и федеральным автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством.
9. Установить, что в 2026 году операции со средствами, источниками которых являются доходы от деятельности федеральных унитарных и казенных предприятий, иные источники, не противоречащие законодательству, получаемые федеральными унитарными и казенными предприятиями, осуществляются на казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета и отражаются на соответствующих лицевых счетах для учета операций получателя средств из бюджета, открытых указанным предприятиям в Федеральном казначействе в порядке, установленном Федеральным казначейством, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с федеральными законами на иных лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе, или только на счетах, открытых в кредитных организациях.
10. Установить, что средства от возврата ранее произведенных предприятиями, указанными в части 9 настоящей статьи, выплат, источником финансового обеспечения которых являлись доходы от деятельности, иные источники, не противоречащие законодательству, и средства от возврата ранее произведенных ими выплат, подлежат перечислению на соответствующие лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе в порядке, установленном Федеральным казначейством.
11. Установить, что в 2026 году режим лицевых счетов, указанных в частях 9 и 10 настоящей статьи, предусматривает запрет на перечисление средств с лицевых счетов, открытых федеральным унитарным и казенным предприятиям в Федеральном казначействе, на счета, открытые в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации указанным предприятиям.
12. Установить, что в 2026 году средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
1) депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, в том числе в драгоценных металлах;
2) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
3) акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, решения о вложении в которые приняты Правительством Российской Федерации до 1 октября 2022 года;
4) финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, после 1 октября 2021 года, акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, и депозиты в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", решения о вложении в которые приняты Правительством Российской Федерации после 1 октября 2022 года, в общем объеме финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния до 4250 миллиардов рублей;
5) финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, а также акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, и депозиты в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в пределах объемов средств Фонда национального благосостояния, не использованных на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов, решения о финансировании которых приняты Правительством Российской Федерации до 1 января 2018 года;
6) депозиты в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", решения о размещении которых приняты до 1 октября 2022 года;
7) паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 154-ФЗ "О Российском Фонде Прямых Инвестиций";
8) ценные бумаги, связанные с финансированием начатых самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.
13. Установить, что в 2026 году Министерство здравоохранения Российской Федерации представляет проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, распределение которых между бюджетами территориальных фондов обязательного медицинского страхования не утверждено федеральным законом о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на текущий финансовый год и плановый период, проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих внесение изменений в распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, для рассмотрения в Комиссию. Указанные предложения направляются Комиссией в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации.
14. Установить, что в 2026 году федеральные государственные бюджетные и автономные учреждения размещают в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информацию, необходимую для уплаты платежей за выполнение работ, оказание услуг такими учреждениями при принятии ими соответствующего решения.
15. Установить, что после принятия в 2026 году Правительством Российской Федерации решения о передаче государственной корпорации (государственной компании) в качестве имущественного взноса Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций (долей) в уставных капиталах хозяйственных обществ и иного имущества, поступивших в федеральную собственность (обращенных в доход государства) на основании судебных решений (далее в настоящей статье - активы), государственной корпорацией (государственной компанией) обеспечивается перечисление в федеральный бюджет денежных средств в размере 50 процентов от рыночной стоимости переданных активов, определенной на основании отчета независимого оценщика при отчуждении активов из федеральной собственности, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления активов в собственность государственной корпорации (государственной компании), если иное не установлено частью 37 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов". Правительство Российской Федерации в 2026 году обеспечивает проведение оценки рыночной стоимости активов, передаваемых государственной корпорации (государственной компании) в качестве имущественного взноса Российской Федерации, в том числе в случаях, если законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности не предусмотрена обязательность проведения оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации.
16. Установить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2026 году общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае и в пределах поступлений от ненефтегазовых доходов сверх объемов, учтенных в прогнозе общего объема доходов федерального бюджета.
17. Установить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2026 году общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен по решению Правительства Российской Федерации без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации в случае и в пределах увеличения прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов, учтенного в прогнозе общего объема доходов федерального бюджета на 2026 год, в связи с изменением Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, за исключением увеличения объемов ненефтегазовых доходов федерального бюджета, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
18. Установить, что в 2025 и 2026 годах в случае отзыва главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в целях осуществления в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации, направления соответствующих бюджетных ассигнований в резервный фонд Правительства Российской Федерации в связи с прогнозируемым неисполнением в 2025 году принятых бюджетных обязательств, связанных с закупкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, исполнение которых планируется в 2026 году, срок оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный государственным контрактом, не должен превышать семь рабочих дней после дня доведения до государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в пределах бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации на исполнение соответствующих бюджетных обязательств, если документ о приемке, предусмотренный частью 7 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подписан в период со дня отзыва лимитов бюджетных обязательств до дня доведения соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
19. Установить, что в 2025 и 2026 годах в случае уменьшения объема средств на предоставление субсидии юридическому лицу в связи с уменьшением в соответствии с пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им соглашений о предоставлении субсидии, получатель субсидии в течение десяти рабочих дней после расторжения такого соглашения при недостижении согласия по его новым условиям осуществляет перечисление в доход федерального бюджета остатка предоставленной субсидии в объеме, рассчитанном как разница между объемом предоставленной юридическому лицу субсидии до уменьшения ее размера и фактически использованным объемом субсидии на момент расторжения соглашения о предоставлении субсидии.
20. Федеральное казначейство в случае неисполнения получателем субсидии требования, установленного частью 19 настоящей статьи, на основании обращения главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, направленного им в Федеральное казначейство не позднее пятнадцатого рабочего дня после расторжения соглашения о предоставлении субсидии при недостижении с получателем субсидии согласия по его новым условиям, не позднее пятого рабочего дня после поступления обращения главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета перечисляет в доход федерального бюджета остаток субсидии в объеме, рассчитанном главным распорядителем (распорядителем) средств федерального бюджета в соответствии с частью 19 настоящей статьи и указанном им в данном обращении.
Статья 15
1. Установить, что в 2026 году в дополнение к средствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации, территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в порядке, предусмотренном пунктом 3 указанной статьи, финансовые органы субъектов Российской Федерации осуществляют в порядке, предусмотренном пунктом 5 указанной статьи, казначейское сопровождение средств, определенных Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на основании обращений юридических лиц.
2. Установить, что в 2026 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), указанных в пунктах 4, 7 - 9 части 2 и пунктах 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов", заключаемых в целях приобретения товаров в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), которые заключаются бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), перечисление средств по таким контрактам (договорам) осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам товаров в кредитных организациях, при представлении заказчиками по таким контрактам (договорам) в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих поставку товаров.
3. Установить, что в 2026 году при казначейском сопровождении средств перечисление авансовых платежей по контрактам (договорам), указанным в части 2 настоящей статьи, заключаемым в целях приобретения строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение которых включены в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые поставщикам по таким контрактам (договорам) в кредитных организациях, на основании перечня строительных материалов и оборудования, включенных в проектную документацию на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, представленного в территориальный орган Федерального казначейства в порядке и по форме, которые установлены Правительством Российской Федерации.
4. Перечисление средств в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, поставщикам строительных материалов и оборудования, включенных в перечень строительных материалов и оборудования, утвержденный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, допускается при условии приобретения таких строительных материалов и оборудования на организованных торгах, проводимых организаторами торговли, или посредством осуществления закупки в электронной форме на электронной площадке (из числа организаторов торговли, электронных площадок, информация о которых размещена в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 57.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
5. Установить, что в 2026 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), указанных в пунктах 7 и 8 части 2 и пунктах 1 и 4 части 3 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов", заключаемых в целях выполнения работ, оказания услуг в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), которые заключаются бюджетными и автономными учреждениями и предметом которых являются строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение), капитальный ремонт объектов капитального строительства, перечисление средств по таким контрактам (договорам) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых заказчикам по таким контрактам (договорам) в территориальных органах Федерального казначейства, на расчетные счета, открытые подрядчикам (исполнителям) по таким контрактам (договорам) в кредитных организациях, при представлении заказчиками по таким контрактам (договорам) в территориальный орган Федерального казначейства документов, подтверждающих выполнение работ, оказание услуг, а также реестра документов, подтверждающих затраты, произведенные подрядчиком (исполнителем) в целях выполнения работ, оказания услуг, по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
6. Установить, что в 2026 году при казначейском сопровождении средств, предоставляемых на основании контрактов (договоров), заключенных в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), заключенных бюджетными и автономными учреждениями, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), определенных в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете или в соответствии с иными федеральными законами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов", применяются положения частей 2 - 5 настоящей статьи.
7. Установить, что до 1 января 2027 года на расходные обязательства по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, расходные обязательства, связанные с осуществлением мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены, и расходные обязательства по финансовому обеспечению мер социальной поддержки граждан, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), установленные до 1 января 2024 года, не распространяется действие положений подпункта 1 пункта 3 статьи 130 и пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
8. Установить, что в 2026 году при казначейском сопровождении финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) или Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - орган, осуществляющий казначейское сопровождение) средств, определенных в соответствии со статьей 242.26 Бюджетного кодекса Российской Федерации, перечисление средств осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке с лицевых счетов участника казначейского сопровождения, открытых в органе, осуществляющем казначейское сопровождение, заказчиками по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг на расчетные счета, открытые поставщикам (подрядчикам, исполнителям) по таким контрактам (договорам) в кредитных организациях, если законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления) предусмотрены положения, аналогичные положениям, установленным частями 2 - 5 настоящей статьи.
9. Установить, что в 2026 году дефицит бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может превысить размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете), и ограничения, установленные пунктами 2 и 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены (за исключением мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
10. Установить, что в 2026 году объем государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга) может превысить установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) верхний предел государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), в том числе показатели программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований, на сумму, не превышающую объема бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены (за исключением мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
11. Установить, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2026 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с решениями высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете) могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены (за исключением мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), и на цели, определенные высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), а также в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
12. Внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), не являющегося в текущем финансовом году получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), по основаниям, установленным частью 11 настоящей статьи, может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете).
13. Установить, что по итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в 2026 году установленный законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) может быть превышен на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, и дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера и их последствий, направленных на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ и оказание мер социальной поддержки граждан, в том числе граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены (за исключением мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
14. Установить, что государственное (муниципальное) задание, установленное в отношении государственных (муниципальных) учреждений на 2026 год, не признается невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество и (или) объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), в связи с приостановлением (ограничением) в 2026 году деятельности указанных учреждений, связанным с установлением на отдельных территориях (объектах) уровней террористической опасности, предусматривающих принятие мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
15. Установить, что до 1 января 2027 года на средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с решениями, предусмотренными частями 3 и 13 статьи 14 настоящего Федерального закона, частью 11 настоящей статьи и пунктами 3 и 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и основаниями, предусмотренными в соответствии с пунктом 8 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и на средства, зарезервированные в составе бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о соответствующем бюджете на текущий финансовый год и плановый период, не распространяется действие положений пункта 2 (в части предоставления субсидий в случаях, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете), абзаца первого пункта 7 и абзаца первого пункта 8 статьи 78, пунктов 2 и 4 статьи 78.1 (в части утверждения законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетных ассигнований на предоставление субсидий), пункта 5 статьи 78.3, абзацев первого и второго пункта 2 статьи 79.1, пункта 2 статьи 80, пункта 2 статьи 83, абзаца третьего пункта 1 статьи 130 (в части субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации), абзацев пятого и шестого пункта 3, абзаца первого пункта 4 и абзаца первого пункта 4.1 статьи 132, абзаца первого пункта 1.1 и пункта 1.2 статьи 132.1, абзаца первого пункта 2 статьи 133, пункта 3 статьи 133.2, абзаца пятого пункта 4 и абзаца второго пункта 4.1 статьи 139, абзаца первого части четвертой и частей шестой и седьмой статьи 139.1, пункта 5 статьи 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
16. Установить, что в 2026 году дополнительно к случаям, установленным пунктом 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета могут быть предоставлены бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании медицинской помощи, протезно-ортопедической помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, являющимся участниками специальной военной операции, медицинскими организациями, подведомственными исполнительным органам субъектов Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции.
17. Правительство Российской Федерации вправе списать в 2026 - 2030 годах две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, сложившейся по состоянию на 1 марта 2024 года (за исключением задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - задолженность по бюджетным кредитам), при условии целевого направления субъектом Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам (далее - высвобождаемые средства), на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных частями 18 - 20 настоящей статьи.
18. Субъект Российской Федерации не осуществляет погашение в 2026 - 2029 годах двух третей задолженности по бюджетным кредитам, а направляет в 2026 - 2029 годах высвобождаемые средства на реализацию инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая инфраструктурные проекты по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах), на реализацию инфраструктурных проектов, направленных на обновление подвижного состава общественного транспорта общего пользования, на реализацию инфраструктурных проектов по развитию опорных населенных пунктов, на реализацию новых инвестиционных проектов, на компенсацию снижения доходов бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, на оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим управление территориями с преференциальными налоговыми режимами, а также на финансовое обеспечение докапитализации фондов развития промышленности субъектов Российской Федерации, гарантийных и микрофинансовых организаций в целях реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом субъект Российской Федерации не менее половины высвобождаемых средств обязан направить на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая инфраструктурные проекты по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах).
19. Субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого, рассчитываемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2024 году до выравнивания не превышал значения 0,65, вправе направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, утвержденных на основании и для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции, без соблюдения требований, установленных частью 18 настоящей статьи. Субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого, рассчитываемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2024 году до выравнивания составлял от 0,65 до 0,85, вправе в дополнение к направлениям использования средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, установленным частью 18 настоящей статьи, направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию национальных проектов, утвержденных на основании и для достижения национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", и в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции. Субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого, рассчитываемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2024 году до выравнивания составлял более 0,85, вправе в дополнение к направлениям использования средств, высвобождаемых в результате списания задолженности по бюджетным кредитам, установленным частью 18 настоящей статьи, направить в 2025 - 2029 годах высвобождаемые средства в виде расходов, связанных с проведением специальной военной операции.
20. Субъект Российской Федерации, в отношении которого Правительством Российской Федерации утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития городов и муниципальных образований субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, вправе направить высвобождаемые средства в виде расходов инвестиционного характера на реализацию мероприятий, предусмотренных указанными документами, без соблюдения требований, установленных частью 18 настоящей статьи.
21. Установить, что погашение одной трети задолженности по бюджетным кредитам осуществляется субъектами Российской Федерации исходя из действующих на 1 марта 2024 года графиков погашения задолженности по бюджетному кредиту в период с 2026 по 2036 год включительно. За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,1 процента годовых, начисляемая на остаток задолженности по бюджетным кредитам.
22. Обязательства субъекта Российской Федерации, подлежащие включению в дополнительные соглашения к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом ограничения объема дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне не более 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации и муниципального долга по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций (далее - рыночные заимствования), на уровне не более 25 процентов общего объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений за 2026 - 2039 годы соответственно. Субъекты Российской Федерации, у которых на 1 января 2025 года доля долговых обязательств по рыночным заимствованиям превышала 25 процентов общего объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, принимают обязательство о неувеличении доли долговых обязательств по рыночным заимствованиям сверх доли, сложившейся на 1 января 2025 года. При расчете показателей дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и доли долговых обязательств по рыночным заимствованиям учитываются возможности их превышения, установленные федеральными законами, регулирующими бюджетные правоотношения.
23. Субъект Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которого, определяемый в соответствии со статьей 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2025 году после выравнивания составлял более 0,9, в случае снижения поступления доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений по состоянию на 1 сентября 2025 года к уровню 1 сентября 2024 года или по итогам 2025 года к уровню 2024 года освобождается от ответственности за превышение в 2025 году ограничений, установленных частью 22 настоящей статьи, в отношении дефицита бюджета субъекта Российской Федерации до уровня не более 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, а также доли долговых обязательств по рыночным заимствованиям до уровня не более 30 процентов общего объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений.
24. В случае ненаправления субъектом Российской Федерации высвобождаемых средств на цели, указанные в частях 18 - 20 настоящей статьи, в период с 2026 по 2029 год включительно две трети задолженности по бюджетным кредитам, за исключением фактического объема направленных высвобождаемых средств, подлежат погашению ежегодно равными долями в период с 2030 по 2039 год включительно.
25. Установить, что на период 2026 - 2030 годов в отношении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, предусматривающих индивидуально определенные мероприятия и (или) строительство объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), включенных в программу комплексного восстановления и развития пострадавших территорий Белгородской, Брянской и Курской областей, допускается установление уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, не превышающего 99 процентов. Действие положений пункта 6.2 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на указанные субсидии, предоставляемые из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, с 1 января 2026 года по 31 декабря 2030 года включительно.
26. Установить, что в 2026 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения по перераспределению (распределению) между субъектами Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий программы комплексного восстановления и развития пострадавших территорий Белгородской, Брянской и Курской областей, без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".
27. Установить, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" может быть утвержден не распределенный между субъектами Российской Федерации объем субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на 2026 год в размере не более 10 процентов общего объема соответствующих субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта и на 2027 и 2028 годы не более 15 процентов общего объема указанных субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, которые могут быть распределены между субъектами Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на те же цели в процессе исполнения федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".
28. Установить, что в 2026 году Правительство Российской Федерации вправе принимать решения по перераспределению (распределению) между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, с внесением соответствующих изменений в соглашение о предоставлении субсидии (иного межбюджетного трансферта), если такое соглашение заключено.
29. Установить, что в ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации в 2026 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с решениями руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации без внесения изменений в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут быть внесены изменения в случае увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в бюджете которого расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, за счет уменьшения бюджетных ассигнований в случае прогнозируемого уменьшения объема публичных нормативных обязательств при условии их обеспечения в полном объеме. Действие абзаца семнадцатого пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации не распространяется на указанный случай внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 16
1. Дивиденды, не выплаченные держателям ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, а также держателям ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций международных компаний, могут быть истребованы лицами, являвшимися держателями указанных ценных бумаг иностранных эмитентов и получившими акции российских эмитентов (акции международных компаний) при погашении (конвертации) принадлежащих им ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов (акций международных компаний), в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" для невостребованных дивидендов. При этом течение предусмотренного указанным Федеральным законом срока для обращения с требованием о выплате дивидендов начинается со дня зачисления акций российских эмитентов (акций международных компаний) на лицевой счет (счет депо) владельца при погашении (конвертации) принадлежащих держателям ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов (акций международных компаний), ценных бумаг иностранных эмитентов.
2. Положения части 1 настоящей статьи применяются к дивидендам, не выплаченным после дня вступления в силу Федерального закона от 16 апреля 2022 года N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", при условии, что на день вступления в силу настоящей статьи дивиденды не были восстановлены российским эмитентом (международной компанией) в составе нераспределенной прибыли.
Статья 17
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2026 года.