Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 марта 1994 г. N 528
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПРИКАЗ
от 18 февраля 1994 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ ГОСЗЕМИНСПЕКТОРОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ, ДОЛЖНОСТНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Во исполнение п. 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства.
2. Управлению государственного контроля за использованием и охраной земель Роскомзема, органам Роскомзема на местах принять настоящую Инструкцию к руководству и использованию в практической работе.
Председатель Комитета
Н.В.КОМОВ
Утверждена
приказом Роскомзема
от 18 февраля 1994 г. N 18
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ РАБОТЫ ГОСЗЕМИНСПЕКТОРОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ, ДОЛЖНОСТНЫХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с п. 19 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362.
1.2. Государственный контроль за использованием и охраной земель <*> осуществляется в соответствии с годовыми планами работ, утверждаемыми не позднее 20 января текущего года органами Роскомзема на местах, а также в ходе рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных и юридических лиц по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, и в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, защиты прав на землю субъектов земельных отношений.
<*> Далее именуется "госземконтроль".
Органы Роскомзема осуществляют госземконтроль во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти, другими специально уполномоченными органами, осуществляющими госземконтроль.
1.3. В соответствии с п. 4 названного Положения организация и осуществление госземконтроля возлагается на Главного государственного инспектора по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместителей, государственных инспекторов по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместителей, инспекторов по использованию и охране земель соответствующих территорий.
1.4. Приказом председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству - государственного инспектора по использованию и охране земель, в целях привлечения широкой общественности к осуществлению госземконтроля могут вводиться должности внештатных общественных инспекторов по использованию и охране земель из числа специалистов сельскохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления, предприятий и организаций Российского научно - исследовательского и проектно-изыскательского объединения по использованию земельных ресурсов на местах, общественных объединений граждан. Лица, выразившие желание стать внештатными общественными инспекторами, должны хорошо знать земельное законодательство и иметь опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды.
1.5. Внештатным общественным инспекторам по использованию и охране земель председателями комитетов по земельным ресурсам и землеустройству выдаются удостоверения установленного образца (Приложение N 1).
1.6. В соответствии с п. 4 названного Положения Государственным инспекторам по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместителям, инспекторам по использованию и охране земель удостоверения выдаются органами исполнительной власти. Образец удостоверения утвержден приказом Роскомзема от 12.01.94 N 1 "О Положении о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации".
1.7. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы" и постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссиями по контролю за использованием и охраной земель территориальных органов Роскомзема или самостоятельно Главным государственным инспектором по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместителями, государственными инспекторами по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов и их заместителями в пределах их компетенции, установленной п. 10 "д" названного Положения.
1.8. Персональный состав комиссии, создаваемой при каждом комитете по земельным ресурсам и землеустройству утверждается приказом этого комитета (республиканского, краевого, областного) в составе председателя, секретаря и членов комиссии.
В состав комиссии назначаются должностные лица комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Число членов комиссии должно быть нечетным и не менее трех человек.
1.9. Если численность какого-либо районного или городского комитета не позволяет создать самостоятельную комиссию, совместным приказом нескольких районных и городских комитетов или приказом вышестоящего комитета создается межрайонная комиссия.
II. Оформление документов при выявлении нарушений земельного законодательства
2.1. При выявлении нарушений земельного законодательства, указанных в ст. 125 Земельного кодекса РСФСР, Указе Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162, соответствующих статьях земельных кодексов и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, Главный государственный инспектор по использованию и охране земель Российской Федерации, его заместители, государственные инспектора по использованию и охране земель субъектов Российской Федерации, городов и районов, их заместители, инспектора по использованию и охране земель могут выносить Указание с установлением срока для устранения выявленного нарушения (Приложение N 2) либо составлять Протокол о нарушении земельного законодательства (Приложение N 3). Внештатные общественные инспектора по использованию и охране земель при выявлении нарушений земельного законодательства составляют Протокол (Приложение N 3). При этом указанные лица руководствуются определениями основных понятий видов нарушений земельного законодательства.
В соответствии с п. 10 названного Положения госземинспектор вправе обратиться в соответствующие органы Министерства внутренних дел Российской Федерации за помощью по установлению личности нарушителя земельного законодательства (Приложение N 4).
2.2. Указание составляется в двух экземплярах, из которых 1-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 2-й экземпляр хранится у инспектора по использованию и охране земель, составившего Указание.
В случае неустранения нарушения в установленный срок инспектор составляет Протокол о нарушении земельного законодательства.
2.3. В Протоколе о нарушении земельного законодательства согласно ст. 235 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего Протокол, сведения о личности нарушителя, место, время совершения и существо правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение, объяснение нарушителя, иные сведения. Протокол подписывается лицом, его составившим, и должностным лицом, гражданином или представителем юридического лица, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания Протокола в нем делается запись об этом.
Если нарушителем является юридическое лицо, то в Протоколе вместо сведений о личности нарушителя указываются: точное наименование юридического лица, его адрес, банковские реквизиты, телефон, телефакс, ф.и.о. представителя юридического лица.
Представителем юридического лица является его руководитель или должностное лицо, которому по доверенности (согласно ст. 64 Гражданского кодекса РСФСР) предоставлено право представлять интересы этого юридического лица.
2.4. Лицо, совершившее нарушение земельного законодательства, вправе представить прилагаемые к Протоколу замечания по содержанию Протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.
При составлении Протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в Протоколе.
2.5. Протокол о нарушении земельного законодательства составляется в трех экземплярах, из которых 1-й экземпляр в 3 - дневный срок направляется в комиссию Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, 2-й экземпляр вручается нарушителю земельного законодательства, 3-й экземпляр хранится у должностного лица, составившего Протокол.
В случаях, предусмотренных п. 10 "д" Положения о порядке осуществления госземконтроля, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.12.93 N 1362, госземинспектор и его заместители вправе не направлять Протокол в комиссию, а рассмотреть дело о нарушении земельного законодательства самостоятельно в 15-дневный срок с момента составления Протокола с вынесением соответствующего Постановления (Приложение N 5), если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда.
При обнаружении ведения работ с нарушением земельного законодательства Госземинспектор, в соответствии с п. 10 "в" указанного Положения, выносит Требование о приостановке этих работ с установлением срока для устранения выявленного нарушения (Приложение N 6).
В случае продолжения этих работ без принятия мер по устранению нарушения госземинспектор, в соответствии с п. 10 "л" указанного Положения, направляет в финансово-кредитный орган Предписание о прекращении их финансирования (кредитования) (Приложение N 7).
Возобновление работ и их финансирования (кредитования) разрешается соответствующим Уведомлением госземинспектора (Приложения N N 8, 9).
2.6. Если рассмотрение дела об административном правонарушении относится к компетенции нескольких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль, то дело рассматривается на комиссии органа, первым составившего Протокол о нарушении земельного законодательства.
2.7. В случае выявления нарушений, рассмотрение которых не входит в компетенцию инспектора по использованию и охране земель, материалы передаются в комиссию органа, имеющего право привлекать к ответственности за данный вид нарушений.
2.8. Если нарушителями земельного законодательства являются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, то они привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном ст. 16 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
2.9. Административная ответственность для граждан наступает по достижении ими 16-летнего возраста.
К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим нарушения земельного законодательства, в соответствии со ст. 14 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, взыскание применяется Комиссиями по делам несовершеннолетних на основании Протоколов, составленных госземинспекторами.
III. Рассмотрение дел о нарушениях земельного законодательства
3.1. Дела о нарушениях земельного законодательства рассматриваются комиссией по контролю за использованием и охраной земель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении земельного законодательства.
3.2. На заседание комиссии лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетель, эксперт, другие лица вызываются повесткой (Приложение N 10).
В необходимых случаях лица, участвующие в деле, могут быть извещены или вызваны телефонограммой или телеграммой.
В случае неявки лица, привлекаемого к ответственности, когда имеются данные о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, дело может быть рассмотрено в отсутствие этого лица. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.
В рассмотрении дела в соответствии со ст. ст. 247 - 254 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях участвуют: лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший, законные представители, адвокат, свидетели, эксперт, переводчик.
3.3. Адвокат, участвующий в рассмотрении дела, вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на Постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Участвующий в деле эксперт назначается председателем комиссии, в производстве которой находится дело о нарушении земельного законодательства, в случае, когда возникает необходимость в специальных экспертных заключениях: для оценки факта нарушения земельного законодательства, правовых нормативных актов, определения характера и размера ущерба, причиненного собственнику земли, землепользователю, арендатору, расходов на проведение необходимых мероприятий по восстановлению нарушенных свойств земель и т.п.
Эксперт вправе:
- знакомиться с материалами дела, относящегося к предмету экспертизы;
- заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
- с разрешения председателя комиссии, в производстве которой находится дело, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;
- присутствовать при рассмотрении дела.
Возмещение расходов и выплата вознаграждения экспертам производится в соответствии со ст. 54 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлениями Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245 и от 2 марта 1993 г. N 187.
За экспертом сохраняется средний заработок по месту его работы за все время, затраченное им в связи с вызовом.
3.4. При рассмотрении дела о нарушениях земельного законодательства в соответствии со ст. 260 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях комиссией ведется Протокол заседания (Приложение N 11).
В Протоколе заседания указываются: дата и место заседания, состав комиссии, содержание рассматриваемого дела, сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты их рассмотрения, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела, сведения об оглашении принятого Постановления и разъяснении порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания комиссии подписывается председательствующим в заседании и секретарем.
3.5. Рассмотрев дело о нарушении земельного законодательства, комиссия, руководствуясь ст. ст. 22, 23, 24, 26, 36 и 262 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит одно из следующих постановлений по делу (Приложение N 12):
1) о наложении административного взыскания;
2) о прекращении дела производством.
Постановление должно содержать: наименование комиссии, вынесшей Постановление; дату рассмотрения дела; сведения о нарушителе; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, размер, срок и порядок уплаты штрафа.
3.6. Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к Постановлению. Постановление подписывается председательствующим и секретарем.
3.7. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, подписывается в трех экземплярах, регистрируется в специальной книге (Приложение N 13) и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
3.8. Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения, а в отдельных случаях - не позднее двух месяцев со дня его совершения, либо в месячный срок по окончании срока, установленного Указанием (Приложение N 2).
При наложении взыскания на граждан и должностных лиц учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, указанные в ст. ст. 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а на юридических лиц - обстоятельства, указанные в пункте 2 ст. 34 и пунктах 1, 2, 5 ст. 35 названного кодекса.
IV. Порядок обжалования и опротестования постановлений комиссии и постановлений госземинспекторов и их заместителей
4.1. Постановление комиссии или госземинспектора может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим в течение 10 дней со дня вынесения Постановления в вышестоящий по подчиненности Комитет по земельным ресурсам и землеустройству (вышестоящему должностному лицу), в районный (городской) народный суд в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, в арбитражный суд в соответствии со ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам этот срок по заявлению лица, в отношении которого вынесено Постановление, может быть восстановлен органом (должностным лицом), правомочным рассматривать жалобу.
4.2. Вышестоящий по подчиненности Комитет по земельным ресурсам и землеустройству рассматривает жалобу в 10-дневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:
1. Оставляет Постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения.
2. Отменяет Постановление и направляет дело на новое рассмотрение.
3. Отменяет Постановление и прекращает дело.
4. Изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за правонарушение, однако чтобы взыскание не было усилено.
4.3. Постановление комиссии в соответствии со ст. 269 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может быть опротестовано прокурором.
4.4. Подача жалобы или принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение Постановления комиссии или госземинспектора до рассмотрения жалобы или протеста.
4.5. Копия Постановления по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, или по протесту прокурора в течение трех дней высылается указанному лицу, потерпевшему - по его просьбе. О результатах пересмотра Постановления по протесту сообщается прокурору.
V. Исполнение постановлений о наложении штрафа
5.1. Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения Постановления о наложении штрафа.
В случае обжалования Постановления о наложении штрафа вышестоящему должностному лицу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству штраф уплачивается в 15-дневный срок со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (ст. 385 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). В случае обжалования Постановления о наложении штрафа в судебном порядке срок уплаты штрафа определяется в решении судебного органа.
5.2. Не подлежит выполнению Постановления о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения (ст. 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях).
5.3. Наложение штрафов и других взысканий не освобождает виновных лиц от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненных убытков и вреда (ст. 125 Земельного кодекса РСФСР).
Одновременно с вынесением Постановления о наложении штрафа комиссия устанавливает срок для устранения нарушения земельного законодательства, о чем делается запись в Постановлении. В случае неустранения нарушений в установленный срок виновные повторно привлекаются к административной ответственности.
5.4. В случае неуплаты штрафа в 15-дневный срок взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц (за исключением иностранных и международных организаций), привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке финансово-кредитными органами на основании Постановления госземинспекторов, их заместителей или комиссий комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
Взыскание штрафов с иностранных и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда.
5.5. Для принудительного исполнения Постановления Комитет по земельным ресурсам и землеустройству направляет ходатайство и материалы дела о нарушении земельного законодательства в народный суд или в финансово-кредитные органы, в которых юридические лица открыли счет, либо в арбитражный суд (Приложения N N 14, 15).
5.6. По случаям самовольного занятия земельных участков комиссия, исчерпав меры административного воздействия на нарушителя, принимает решение о передаче материалов в следственные органы для привлечения его к уголовной ответственности в соответствии со ст. 199 Уголовного кодекса РСФСР, которые письменно сообщают о принятом решении.
Если Комитет по земельным ресурсам и землеустройству не согласен с отказом следственных органов в возбуждении уголовного дела или решением суда, он вправе обжаловать этот отказ (решение) в установленном законом порядке.
VI. Приостановление неправомерных решений органов местного самоуправления
6.1. В случае принятия органами местного самоуправления неправомерных решений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 выносят Решение (Приложение N 16) о приостановлении этих решений до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в орган, принявший неправомерное решение, с изложением несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.
6.2. Если неправомерное решение не отменено в 10-дневный срок и орган местного самоуправления не сообщил причины отказа к его отмене, орган Роскомзема в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 N 2162 подвергает должностное лицо штрафу за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение Решения и обращается в вышестоящую администрацию, прокуратуру или в суд с ходатайством о необходимости отмены неправомерного решения.
VII. Отчетность о привлечении виновных лиц за нарушения земельного законодательства к административной ответственности
7.1. В соответствии с п. 11 Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель комитеты по земельным ресурсам и землеустройству составляют ежегодный отчет "О контроле за использованием и охраной земель" по установленной форме. Форма отчета утверждается Госкомстатом России.
7.2. Отчет составляется по городам, районам и субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января на основании записей в "Книге проверок соблюдения земельного законодательства" (Приложение N 17) и "Книге регистрации постановлений о наложении штрафа" (Приложение N 13).
7.3. Районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству представляют отчет Комитету по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации 15 января.
Комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации представляют отчет в Роскомзем 1 февраля.