ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
от 17 июня 1998 года
РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БАНКОВСКОГО КОНГРЕССА МБК-98
Международный банковский конгресс отмечает нарастание интеграционных процессов в мировой экономике и усиление тенденции к глобализации финансовых рынков.
Глобализация финансовых рынков ведет как к появлению дополнительных возможностей финансирования экономического развития, так и к усилению рисков, обусловленных величиной перемещаемых средств и спекулятивным характером их значительной части.
В этих условиях финансовая нестабильность в любой стране, интегрированной в мировой финансовый рынок, содержит угрозу для стабильности финансов и экономики региона и мира в целом.
В целях обеспечения сбалансированного финансового и экономического развития растущая глобализация финансовых рынков требует совершенствования системы мировых хозяйственных связей. Все более актуальной для мирового сообщества становится задача сближения регулятивных норм и уровней развития национальных экономик разных стран.
- конкуренция за возможность привлечения иностранного капитала в условиях его свободного перемещения заставляет национальные правительства оптимизировать экономическую, фискальную и информационную политику, обеспечивающую благоприятный инвестиционный климат:
- эффективному использованию процессов глобализации экономики и финансовых рынков препятствует определенное отставание правовой базы регулирования как национальных (в странах с развивающимися рынками), так и усложняющихся мировых хозяйственных связей;
- растущая вовлеченность России и ее банков в мировой рынок и в международное банковское сообщество все более заметно влияет на ход экономических реформ в стране. Участие в функционировании финансовых рынков мира стратегически способствует структурным преобразованиям реального сектора российской экономики, концентрации банковского капитала и решению задачи финансовой стабилизации;
- в результате проводимых рыночных преобразований экономики России, ее вступления в Парижский и Лондонский клубы кредиторов, международного признания российских ценных бумаг, улучшения правовой среды для внутренних и иностранных инвесторов роль России в глобальных процессах перетока капиталов в последнее время постепенно возрастает. Однако реализация огромных потенциальных возможностей мирового рынка капиталов для развития реального сектора российской экономики сдерживается недостаточностью структурных и институциональных реформ в стране, несовершенством налогово-бюджетной системы и законодательной базы в области экономики, инвестиций, а также борьбы с легализацией преступных доходов.
Конгресс специально отмечает, что банковская система играет значительную роль в расширении участия России в процессах глобализации финансовых рынков и интеграции экономики страны в мировую хозяйственную систему. В то же время у банковской системы России имеются здесь нереализованные возможности.
Ориентируясь на результаты состоявшихся обсуждений, Конгресс рекомендует:
1. Кредитным организациям:
- направить дополнительные усилия на восприятие мировой банковской культуры, определение перспективных направлений развития, рационализацию расходов;
- при определении стратегии и тактики своего развития изучать и учитывать процессы глобализации финансовых рынков, конъюнктуру ведущих валютных и фондовых рынков мира;
- оказывать содействие предприятиям и организациям в подборе кредиторов и оформлении заимствований на внешних финансовых рынках;
- проводить взвешенную политику при оперировании средствами клиентов как на внутренних, так и на международных финансовых рынках;
- создавать и совершенствовать имеющиеся системы внутреннего контроля, обеспечивающие ограничение рисков разумными пределами, быстрое реагирование на ситуации, угрожающие банкам потерей ликвидности, а кредиторам и клиентам банков - их средств, препятствующие проникновению в банковскую систему криминальных капиталов;
- повышать профессиональную квалификацию банковского персонала и уровень банковского менеджмента, для чего, в частности, полнее использовать позитивный опыт сотрудничества с иностранными банками по осуществляемой Всемирным банком и Европейским банком реконструкции и развития программе "Партнерство", программе развития финансовых учреждений (FIDP), других имеющихся возможностей;
- принять меры по развитию транспарентности, предоставления кредиторам, клиентам и партнерам достоверной информации о финансовом состоянии и позициях на различных рынках.
2. Банку России:
- развивать нормативную базу регулирования деятельности российских банков, ориентируясь на Базельские принципы эффективного банковского надзора, другие международные требования и стандарты по организации банковской деятельности, общемировые процессы в сфере реструктуризации и консолидации банковской системы;
- присоединиться к Базельским принципам эффективного банковского надзора;
- с учетом международного опыта рассмотреть вопрос расширения участия иностранного капитала в российской банковской системе;
- продолжить работу по переходу российских банков на международные стандарты в области бухгалтерского учета;
- инициировать развитие нормативной базы по созданию благоприятных условий для притока отечественного и иностранного капитала в экономику России, повышения безопасности и надежности банковской деятельности;
- совместно с Правительством Российской Федерации развивать концептуальную стратегию взаимодействия российской банковской системы с международным рынком капиталов для преимущественного создания и развития в России конкурентоспособных отраслей и производств, содействуя привлечению долгосрочных иностранных инвестиций и кредитов, усиливая функции учета и мониторинга этих процессов, одновременно совершенствуя правовую базу, направленную на противодействие проникновению и отмыванию в России "грязных" денег;
- выработать стратегию и тактику поведения российского валютного рынка в условиях перехода большой группы европейских стран на единую валюту "евро", создания в Европе Экономического и валютного союза и связанных с этим предстоящих изменений в европейской системе взаиморасчетов, а также определить возможные последствия для российского финансового рынка появления новой резервной валюты, конкурирующей с долларом США, и соответствующие меры по защите рубля;
- совместно с Федеральной комиссией по ценным бумагам (ФКЦБ) создать единую депозитарную систему, способную гарантировать безопасность портфельных инвестиций и равенство всех акционеров, улучшить работу регистраторов;
- продолжить создание Банком России информационно-аналитической системы "Анализ фондовых рынков России" в целях выработки стратегии развития денежно-кредитной политики, адекватной макроэкономической ситуации и раннему реагированию на процессы, связанные с глобализацией финансовых рынков;
- ускорить разработку методики и форм отчетности по более точному определению рисков, принимаемых банками на срочных рынках;
- используя современные телекоммуникационные методы, совершенствовать работу по раскрытию финансовой информации. Совместно с Правительством Российской Федерации и Федеральной комиссией по ценным бумагам осуществлять меры по участию в создании единой международной системы раскрытия информации о финансовых рынках, их участниках и порядке регулирования;
- продолжить внедрение современных систем безналичных расчетов, ускорить создание нормативной базы, регулирующей порядок применения платежных технологий;
- развивать взаимодействие с правоохранительными органами с целью выявления фактов теневой экономической деятельности в банковской сфере;
- продолжить разработку предложений по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики в целях повышения защищенности вкладчиков, кредиторов и клиентов кредитных организаций, путем получения дополнительных возможностей эффективно воздействовать на кредитные организации, их владельцев и высший менеджмент;
- совершенствовать нормативную базу в сфере доверительного управления ценными бумагами;
- активизировать работу по определению перечня информации и методов ее раскрытия для широкого круга пользователей в рамках существующего законодательства;
- расширить состав межведомственной рабочей группы по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансовому мошенничеству, предусмотрев возможность участия в ее составе представителей территориальных подразделений заинтересованных ведомств. Конгресс обращается к Правительству Российской Федерации с предложениями:
- совместно с Центральным банком Российской Федерации разработать долгосрочную концепцию участия России в процессе глобализации финансовых рынков;
- принять действенные меры по привлечению инвесторов на рынок крупных инвестиционных проектов, стимулируя направление долгосрочного капитала в корпоративное финансирование, создать при этом равные и благоприятные условия для всех предприятий, усиливая защитные механизмы для внутренних и внешних инвесторов;
- совершенствовать правила допуска зарубежных инвесторов на российские приватизационные конкурсы;
- активно взаимодействуя с международными организациями и ведущими странами мира, добиваться снятия необоснованных ограничений в отношении экспорта продукции российской промышленности, а также открытия банками России своих дочерних структур за рубежом;
- при выработке переговорной позиции по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) придерживаться политики сохранения надлежащего мониторинга и контроля за движением капитала и финансовыми рынками и разумного протекционизма по отношению к национальным поставщикам финансовых услуг;
- осуществлять меры по совершенствованию инфраструктуры национального рынка банковских, страховых услуг и фондового рынка;
- с целью защиты прав инвесторов от рисков на российском фондовом рынке разработать схемы страхования операций с государственными и корпоративными ценными бумагами, создать методику оценки рисков регистраторов, лимитов страхования, объектов страхового покрытия, страховых тарифов;
- совершенствовать законодательную основу привлечения прямых инвестиций в реальный сектор экономики;
- в целях ускорения доведения бюджетных средств до конкретных бюджетополучателей внести изменения в применяемую в настоящее время схему поступления в бюджет средств таможенных платежей, предусмотрев их частичное зачисление непосредственно на счета казначейств по местонахождению бюджетополучателя;
- принять меры по оптимизации системы налогообложения.
Конгресс обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с просьбой:
- ускорить принятие с учетом предложений, ранее внесенных банковским сообществом и Банком России Бюджетного кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, а также законов: "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем" (понимая под незаконными доходами доходы, полученные в результате совершения уголовно наказуемых деяний), "О государственных и муниципальных ценных бумагах", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", "О гарантировании вкладов граждан в банках", "О защите прав граждан на рынке ценных бумаг", "Об инвестиционных фондах", "О займах субъектов Российской Федерации и муниципальных займах", "О банкротстве регионов и муниципалитетов";
- ускорить внесение изменений и дополнений в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности", направленных на уточнение процедур осуществления Банком России надзорных функций, а также на совершенствование механизмов работы с кредитными организациями после отзыва у них лицензий на осуществление банковских операций.
Конгресс поддерживает идею о целесообразности создания Международной корпорации кредитного страхования с функцией обеспечения гарантий мировым кредиторам по международным займам.
Международный банковский конгресс считает, что реализация предлагаемых рекомендаций создаст для финансовой сферы и банковской системы России более благоприятные условия развития и интеграции в мировые финансовые рынки в интересах национальной и мировой экономики.
Участники Конгресса считают целесообразным внести на обсуждение очередного традиционного Международного банковского конгресса в Санкт-Петербурге в 1999 году следующую тему: "Информационная прозрачность, раскрытие информации, учет и отчетность в банках".