ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
от 7 апреля 1992 г. N 10
О ПОРЯДКЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ БАНКОВ
(в ред. - Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ от 27.08.92 N 1; от 29.01.93 N 2;от 03.12.93 N 3)
Настоящая инструкция издана на основании Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков" и Постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налогообложении доходов банков", Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
I. Плательщики налога
1. Плательщиками налога на доход являются:
- коммерческие банки, а также их филиалы, имеющие отдельный баланс, расчетный или иной счет;
- кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций - по доходам от осуществляемых в установленном порядке отдельных банковских операций и сделок;
- Банк внешней торговли Российской Федерации;
- Сберегательный банк Российской Федерации;
- специальные банки (банки развития), созданные в порядке и на условиях, предусмотренных соответствующими законодательными актами Российской Федерации, для финансирования отдельных целевых республиканских (Российской Федерации), региональных и иных программ;
- банки с иностранными инвестициями, филиалы банков - нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций.
Плательщики налога на доход, указанные в настоящем пункте, в дальнейшем именуются "банки".
Филиалы (представительства) иностранных банков, не получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации и не выполняющие соответствующие банковские операции, являются плательщиками налога на прибыль на основании Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 27 мая 1992 г. N 13 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
2. Предприятия, выполняющие операции и сделки, которые согласно Закону РСФСР "О банках и банковской деятельности" входят в перечень банковских, но не требуют получения лицензии Центрального банка Российской Федерации, не являются плательщиками налога в соответствии с настоящей Инструкцией.
3. Положения настоящей Инструкции не распространяются на Центральный банк Российской Федерации и его учреждения.
Предприятия и организации Центрального банка Российской Федерации уплачивают в бюджет налог на прибыль в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
II. Объект обложения налогом
4. Объектом обложения налогом являются доходы банка, без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость, включая:
а) начисленные и полученные проценты по ссудам;
б) полученную плату за кредитные ресурсы;
в) комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;
г) комиссионные и иные сборы по гарантийным операциям.
Под гарантийными операциями следует понимать выдачу поручительства, гарантии и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
д) комиссионные и иные сборы за услуги по корреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и учреждениям по ведению счетов, а также за информационные, консультационные, экспертные, трастовые и другие услуги;
е) от валютных операций, связанных с продажей наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах;
ж) от лизинговых операций, связанных с предоставлением в аренду движимого и недвижимого имущества на длительный срок, а также от сдачи внаем заранее приобретенного имущества на определенный срок для удовлетворения временных потребностей арендатора и других;
з) от операций по страхованию валютных и кредитных рисков;
и) от факторинговых операций, связанных с приобретением права требования на поставку товара и оказанием услуг, принятием риска исполнения таких требований и инкассирование их, а также выполнением этих операций с дополнительным контролем за движением товаров;
к) от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах, связанные с продажей и сдачей в аренду другим предприятиям права на проведение торгово-посреднических операций, а также от размещения и управления ценными бумагами, валюты, драгоценных металлов и камней, а также изделий из них и иных оказанных услуг;
л) платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банка. В состав доходов включаются суммы телеграфных расходов, возмещаемые банкам клиентами, а также взимаемые с физических лиц по переводным, аккредитивным и прочим телеграммам;
м) проценты и комиссионные сборы, полученные за прошлые (по отношению к отчетному) годы и востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
н) плата за услуги, оказанные населению;
о) платежи за инкассацию;
п) доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг;
р) средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка, определяемые в виде разницы между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и иного имущества, увеличенные на индекс инфляции в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации. При этом первоначальная стоимость имущества не применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
При реализации или безвозмездной передаче другим юридическим и физическим лицам основных фондов, оборудования, патентов, лицензий и иных материальных и нематериальных активов, приобретенных банком, получившим в связи с этим налоговый кредит или льготы по налогу, предусмотренные законодательством, облагаемый налогом доход увеличивается на сумму реализованных или переданных материальных и нематериальных активов в размере не менее их первоначальной стоимости, увеличиваемой в соответствии с индексом инфляции, определяемым Верховным Советом Российской Федерации.
с) денежные средства, материальные и нематериальные активы, товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит;
т) прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок, иной хозяйственной деятельности, а также взысканные (полученные) банком пени, штрафы, неустойки.
5. Доходы, полученные банками в иностранной валюте, подлежат налогообложению вместе с доходами, полученными в рублях. При этом доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день получения дохода.
III. Расчет налогооблагаемой базы
6. Банки исчисляют налогооблагаемую базу путем уменьшения суммы доходов, перечисленных в разделе II настоящей Инструкции на суммы:
а) причитающиеся к уплате в бюджет в виде налога на имущество, земельного и целевых налогов на покрытие затрат на финансирование строительства, реконструкции, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования.
В соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 года N 1759-1 "О дорожных фондах в РСФСР" к целевым налогам относятся налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств;
б) платежей, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также других обязательных платежей;
в) начисленных и уплаченных процентов по вкладам до востребования (расчетным и текущим счетам), срочным вкладам (депозитам) а по межбанковским кредитам в пределах ставки, устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 3 пункта.
г) уплаченных комиссионных сборов за услуги и корреспондентские отношения в пределах, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации;
д) связанных с осуществлением валютных операций по покупке наличной иностранной валюты и валюты, находящейся на счетах и вкладах;
е) процентов и комиссионных сборов, уплаченных в счет прошлых (по отношению к отчетному году) лет и возврат процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые (по отношению к отчетному) годы;
ж) амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, начисленных в течение налогооблагаемого периода, по нормам, утверждаемым в установленном порядке;
з) износа нематериальных активов (в том числе стоимость брокерского места), начисленные по нормам, рассчитанным банком исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования, но не более срока деятельности банка.
Норма износа нематериальных активов, срок полезного использования которых невозможно определить, устанавливается в расчете на десять лет, но не превышает срока деятельности банка.
При этом банки с иностранными инвестициями и филиалы банков - нерезидентов производят амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и начисление суммы износа нематериальных активов по нормативам и в порядке, установленным для российских предприятий, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР, межреспубликанскими договорами Российской Федерации и действующим законодательством;
и) расходов по аренде основных фондов в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, а нематериальных активов (в том числе брокерского места) - в размере стоимости суммы начисленного износа;
к) расходов на эксплуатацию зданий, оборудования и инвентаря, принадлежащих банку и арендованных им, в том числе на плату за отопление, освещение, пожарную и сторожевую охрану и ремонт. При этом расходы на оплату труда не учитываются;
л) операционных, канцелярских, почтово-телеграфных, по перевозке и хранению денежных средств и ценностей, а также платы другим банкам за расчетно-кассовое обслуживание и услуги вычислительных центров;
м) расходов, включаемых банками в состав затрат (кроме расходов на оплату труда) на основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.
Впредь до утверждения Правительством Российской Федерации указанного Положения необходимо руководствоваться Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР, утвержденными Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР 30 ноября 1990 г. N ВГ-7-Д; 133; 01-17/2616; 17-24/10-69 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Минэкономики СССР, Минфином СССР и Госкомстатом СССР 20 августа 1991 года N ВГ-139/3-23 и доведенных письмом Минфина СССР от 6 сентября 1991 г. N 51).
Уточнение состава доходов и расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой базы, производится Правительством Российской Федерации.
IV. Льготы по налогу
7. От налогообложения освобождаются следующие доходы:
а) проценты по кредитам, предоставленным Правительству Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и Банку внешней торговли Российской Федерации или под их гарантии;
б) проценты и дивиденды, полученные по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг.
8. При исчислении налога доход, определенный в соответствии с пунктами 4 - 7 настоящей Инструкции, при фактически произведенных затратах и расходах уменьшается на суммы:
а) отчислений в фонд страхования депозитов в коммерческих банках, фонд страхования коммерческих банков от банкротства, - по одному проценту от балансовой прибыли за квартал в каждый из перечисленных фондов;
б) затрат, осуществляемых в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами на содержание находящихся на балансе банков объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, объектов культуры и спорта, учреждений образования, жилищного фонда, а также затрат банков на эти цели при их долевом участии в содержании перечисленных объектов. Затраты банков при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения;
в) взносов, направляемых на благотворительные цели, в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественные организации инвалидов, религиозные объединения, зарегистрированные в установленном порядке, а также предприятиям , учреждениям и организациям образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта в сумме, не превышающей одного процента налогооблагаемого дохода, исчисленного в соответствии с пп. 4 - 7 настоящей Инструкции; денежных средств,безвозмездно перечисляемых государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в размере до 3 процентов налогооблагаемого дохода.
Указанные в настоящем подпункте фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства от банков, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета.
В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств.
г) затрат на техническое перевооружение, а также на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.
Эта льгота применяется к банкам, осуществляющим мероприятия по развитию собственной основной деятельности, а также на строительство и реконструкцию принадлежащих им объектов социальной инфраструктуры при условии полного использования сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
(в ред.ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ N 3 от 03.12.93)
V. Ставки налога на доход и порядок его зачисления
9. Для банков, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), часть доходов, направленных на его покрытие, освобождается от уплаты налога в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством).
10. Налоговые льготы, установленные подпунктами "б - г" пункта 8 и пунктом 9 настоящего раздела, не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 процентов.
11. К налогооблагаемой базе, исчисленной банком в соответствии с пунктами 4 - 8 настоящей Инструкции, применяется ставка 30 процентов.
12. Для банков, осуществляющих кредитные вложения в размере не менее 50 процентов от общих их сумм в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия и организации агропромышленного комплекса, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, ставка налога применяется в размере 20 процентов.
Объем кредитных вложений, выделенных на цели производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определяется путем умножения суммы кредита на срок кредитования и деления его на число дней в отчетном периоде (месяц - 30 дней, квартал - 90 дней).
В том случае, если время выдачи или погашения кредита выходит за пределы отчетного периода, то в качестве срока кредитования применяется только интервал, содержащийся в отчетном периоде.
Определенные таким образом суммы кредитов, направленных на цели производства и переработки сельскохозяйственной продукции, суммируются и относятся к рассчитанной аналогичным образом общей сумме кредитных вложений. В том случае, если полученное соотношение превышает 50 процентов, то к доходам банка за отчетный период применяется льготная налоговая ставка (20 процентов).
Пример определения доли кредитных вложений в крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия агропромышленного комплекса, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, в общей сумме кредитных вложений банков приведен в приложении N 4 к настоящей Инструкции.
13. Доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других банков и предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим банку, облагаются налогом у источника по ставке 18 процентов.
14. Иностранные банки, получающие доходы, не связанные с осуществлением деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, в том числе от дивидендов, процентов, арендных платежей, от использования авторских прав и лицензий и по другим видам доходов, источник которых находится на территории Российской Федерации, уплачивают налог по ставке 18 процентов.
15. Союзы, ассоциации и иные объединения банков, образованные ими для координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и осуществление совместных программ, не являются плательщиками налога на доход по настоящей Инструкции, а уплачивают налог на прибыль (подоходный налог) на общих основаниях.
16. Зачисление в бюджет налога на доход производится банками в федеральный бюджет в соответствии с Классификацией доходов и расходов бюджетов.
VI. Изменение ставок налога и состава доходов и расходов для исчисления налогооблагаемой базы
17. Состав доходов и расходов для исчисления налогооблагаемой базы, размеры ставок налога, а также состав льгот по налогу и порядок их предоставления могут уточняться Верховным Советом Российской Федерации при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
VII. Порядок исчисления налога и сроки уплаты его в бюджет
18. Сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно в соответствии с положениями настоящей Инструкции.
19. В течение квартала плательщики производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период и ставки налога.
Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на доход банки представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки об авансовых суммах налога на текущий квартал по форме согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции. Указанные справки высылаются банками в двух экземплярах, один из которых налоговый орган передает финансовому органу по месту нахождения банка.
Авансовые взносы налога на доход производятся плательщиками не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере одной шестой квартальной суммы налога на доход.
По ходатайству плательщика, имеющего незначительную сумму налога на доход, финансовый орган по месту нахождения плательщика может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца в размере одной трети квартальной суммы налога.
20. Плательщики налога представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты (балансы) в порядке и сроки, установленные в соответствии с законодательством, и расчеты сумм налога на доход по форме согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции.
21. По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики самостоятельно исчисляют сумму налога на доход нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученного ими дохода, подлежащего налогообложению с учетом предоставленных льгот и ставки налога на доход. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
22. Сумма налога на доход, исчисленная самими плательщиками, исходя из фактически полученного дохода, вносится ими в доход бюджета по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленном для представления квартальных бухгалтерских отчетов (балансов), а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса) за год.
23. Если налоговым органом в результате проверки расчетов будет установлено, что налог на доход подлежит взносу в бюджет в большей сумме, чем показано в расчете плательщика, уплата в бюджет доначисленных сумм налога по результатам перерасчетов производится в пятидневный срок со дня сообщения налоговым органом о сумме доплаты, а пеня начисляется по истечении пятидневного срока со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета (баланса).
24. Излишне внесенные суммы налога на доход засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налоговым органом плательщику в десятидневный срок со дня получения его письменного заявления.
25. Плательщики обязаны до наступления срока платежа сдать в учреждение банка платежные поручения на перечисление в федеральный бюджет налога на доход, которые исполняются в первоочередном порядке.
26. В течение года банки с иностранными инвестициями и филиалы банков - нерезидентов вносят квартальные авансовые платежи в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря.
Авансовая сумма налога на текущий год определяется исходя из предполагаемого дохода и ставок налога. Уплата налога по фактически полученному доходу за год производится в безналичном порядке в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
27. Сумма налогового платежа при переводе доходов за границу уплачивается в валюте перевода.
28. В случае прекращения своей деятельности банк погашает задолженность перед бюджетом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
VIII. Устранение двойного налогообложения
29. Сумма дохода, полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму дохода, подлежащую налогообложению в Российской Федерации, и учитывается при определении размера налога.
30. Уплаченная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств сумма налога на доход, полученный на территории этих государств, засчитывается при уплате налога на доход в Российской Федерации. При этом размер засчитываемой суммы не может превышать суммы налога на доход, подлежащей уплате в Российской Федерации по доходу, полученному за ее пределами.
31. Правила устранения двойного налогообложения, предусмотренные настоящей статьей Закона, не распространяется на иностранных юридических лиц, получающих доходы в связи с деятельность в Российской Федерации.
IX. Специальные положения
32. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые определены настоящим Законом, то применяются правила международного договора.
Иностранный участник банка с иностранными инвестициями, имеющий в соответствии с международным договором Российской Федерации или бывшего СССР право на полное или частичное освобождение от обложения налогом дохода, полученного им в результате распределения дохода банка, подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации. В случае подачи заявления после перевода полученного дохода за границу оно должно быть представлено в течение календарного года со дня перевода. Заявление, поданное по истечении указанного срока, к рассмотрению не принимается.
Иностранные банки, филиалы банков - нерезидентов, имеющие в соответствии с международными договорами РСФСР или бывшего СССР право на полное или частичное освобождение от налога на доходы от источников в Российской Федерации, реализуют это право в соответствии с порядком, предусмотренным для иностранного участника банка с иностранными инвестициями.
33. Взимание налога с иностранных банков может быть ограничено или прекращено на основе принципа взаимности в случаях, когда в соответствующем государстве такие же меры осуществляются по отношению к российским юридическим лицам применительно к таким же или аналогичным налогам, что должно быть подтверждено налоговыми органами этого государства.
34. При совершении сделок банки не вправе принимать на себя какие-либо обязательства по возмещению расходов других юридических лиц и физических лиц по уплате налога с полученных в результате таких сделок доходов.
X. Ответственность плательщиков и контроль налоговых органов
35. Ответственность плательщиков налога, а также осуществление налоговыми органами контроля за соблюдением положений настоящей Инструкции регулируются Законом РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами.
Руководитель
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
И.Н. ЛАЗАРЕВ
Согласовано
Заместитель
Министра финансов Российской Федерации
С.В. ГОРБАЧЕВ