ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 1992 г. N 526
О ПРОГРАММЕ АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ОТРАСЛИ "СВЯЗЬ" НА 1992 ГОД (ПРОГНОЗ НА 1993 - 1994 ГОДЫ)
В целях развития предпринимательства и конкуренции в области связи и обеспечения потребностей в электрической и почтовой связи Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить представленную Министерством связи Российской Федерации "Программу акционирования и приватизации в отрасли "Связь" на 1992 год (прогноз на 1993 - 1994 годы)" (прилагается).
Первый заместитель Председателя
Правительства
Российской Федерации
В. ШУМЕЙКО
Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 июля 1992 г. N 526
ПРОГРАММА АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ В ОТРАСЛИ "СВЯЗЬ" НА 1992 ГОД (ПРОГНОЗ НА 1993 - 1994 ГОДЫ)
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Отраслевая программа акционирования и приватизации в отрасли "Связь" на 1992 год (и прогноз на 1993 - 1994 годы) разработана в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, Указом Президента Российской Федерации "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 29 января 1992 года N 66, Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", другими законодательными и нормативными документами Российской Федерации.
Отраслевая программа акционирования и приватизации предполагает: сохранение основных функций предприятий связи и обеспечение бесперебойной и качественной работы сетей связи; оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов управления с сохранением территориального управления при чрезвычайных ситуациях; формирование новых структур управления, исходя из экономической и технологической целесообразности; сохранение достаточного государственного контроля над деятельностью основных предприятий связи.
В ходе реализации отраслевой программы акционирования и приватизации в отрасли "Связь" предполагается решить следующие задачи: повысить экономическую эффективность предприятий и организаций связи через усиление мотивации к высокопроизводительному труду коллективов и отдельных работников; создать частного собственника на средства производства; сформировать конкурентную среду в отрасли путем создания условий для возникновения альтернативных структур в области электрической и почтовой связи; обеспечить социальную защищенность работников связи при переходе отрасли к рыночным отношениям; создать максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие отрасли, в том числе и иностранных; создать экономический механизм и структуру управления отраслью, адекватные рыночной экономике.
II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Приватизация государственных предприятий и организаций связи (основной и неосновной деятельности), а также государственных акционерных обществ производится по мере технологической, экономической и организационной готовности объекта к преобразованию его организационно-правовой формы. Важнейшим экономическим критерием приватизации объектов является рентабельность, определяемая отношением балансовой прибыли к эксплуатационным расходам. По мере готовности объекты включаются в соответствующие перечни отраслевой программы (см. приложения N 1, 3).
Для обеспечения организационно-технического единства взаимоувязанной сети связи Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества производят изъятие из открытой подписки не менее 38% акций, оставляя их в государственной собственности.
Для активизации приватизация предприятий и организаций и учета реального их экономического состояния Министерство связи Российской Федерации формирует дополнения к отраслевой программе, а также выводит из нее предприятия и организации связи, если изменения формы собственности оказывают отрицательное воздействие на их производственно-хозяйственную деятельность и финансовое состояние.
Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур совместно с Министерством связи Российской Федерации анализируют ход выполнения программы и по мере необходимости вносят в нее коррективы.
III. ОБЪЕКТЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Связь является составной частью хозяйственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения потребности населения, органов государственной власти и управления, обороны, безопасности и правопорядка, а также хозяйствующих субъектов и иных юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи.
Электрическая связь (электросвязь) включает сети и средства, обеспечивающие телефонную, телеграфную, факсимильную связь, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая межмашинный обмен между ЭВМ, а также телевизионное, звуковое и иные виды радио - и проводного вещания по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.
Почтовая связь представляет собой единую технологическую сеть предприятий и транспортных средств, обеспечивающих прием, перевозку и доставку почтовых отправлений, а также организуемых на договорной основе распространение, экспедирование и доставку периодической печати.
Отрасль "Связь" является многоотраслевым комплексом, включающим в себя 12 подотраслей связи: почтовую; телеграфную; городскую, сельскую и междугородную телефонную связь; радиосвязь, телевидение; проводное и радиовещание; космическую (спутниковую); распространение печати; фельд - и спецсвязь.
В настоящее время в отрасли связи функционирует 247 государственных предприятий и организаций связи, в том числе 145 предприятий и организаций, относящихся к основной деятельности, из них 76 государственных предприятий связи и информатики (ГПСИ "Россвязьинформ"), объединяющих в своем составе около 3 тысяч структурных единиц (54 тыс. отделений связи, цехов, участков), 69 выделенных предприятий связи, 102 объекта неосновной деятельности.
Неосновная деятельность отрасли "Связь" представлена: предприятиями розничной сети "Роспечать" НИИ, КБ и проектными организациями; строительными организациями и организациями материальнотехнического обеспечения; промышленными предприятиями, вузами и средними специальными учебными заведениями связи.
Остаточная стоимость основных фондов связи составляет 12.2 млрд. руб. и колеблется по объектам связи от 3.9 до 350.1 млн. руб., среднесписочная численность работников (955920 человек) распределена в интервале от 35 до 29350 человек. В среднем на одного среднесписочного работника приходится 12.7 тыс. руб. основных фондов связи.
Имущество государственных предприятий и организаций связи относится исключительно к федеральной собственности.
По возможностям приватизации предприятия связи классифицируются следующим образом:
а) предприятия связи, обеспечивающие государственные и общесетевые функции и не подлежащие приватизации: 13 предприятий с остаточной стоимостью основных фондов 199.6 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 56266 человек (см. приложение N 1, перечень N 1);
б) предприятия связи, запрещенные к приватизации в 1992 году: 25 предприятий с остаточной стоимостью основных фондов 492.2 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 12746 человек (см. приложение N 1, перечень N 2);
в) предприятия связи, приватизация которых осуществляется по решению Правительства Российской Федерации (см. приложение N 1, перечень N 3), в том числе:
111 предприятий основной деятельности, контрольный пакет акций которых сохраняется за государством, с остаточной стоимостью основных фондов 11132.2 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 828473 человека;
26 предприятий неосновной деятельности с остаточной стоимостью основных фондов 110.5 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 21753 человека, разрешенных к приватизации без сохранения государственного контроля через соответствующий пакет акций (промышленные предприятия, строительно-монтажные организации, организация материально-технического обеспечения);
г) предприятия, приватизация которых осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом: 14 предприятий и организаций с остаточной стоимостью основных фондов 35.2 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 3730 человек (см. приложение N 1, перечень N 4);
д) предприятия, подлежащие полной приватизации в 1992 году: 38 предприятий "Роспечать" с остаточной стоимостью основных фондов 27.6 млн. руб. и среднесписочной численностью работников 22903 человека; кроме того подлежат приватизации 43 структурные единицы "Роспечать" ГПСИ "Россвязьинформ" (см. приложение N 3).
IV. СРОКИ, ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ
В 1992 - 1993 годах приватизируются до 80% государственных предприятий и организаций связи, оставшаяся часть - в 1993 - 1994 годах.
ГПСИ "Россвязьинформ" приватизируются путем преобразования в акционерные общества открытого типа в целом, как единый производственно - технологический комплекс на территории республик в составе Российской Федерации, краев и областей.
Специализированные государственные предприятия связи<*> предполагается приватизировать путем создания на их базе акционерных обществ открытого типа. Исключение составляют предприятия и организации связи, функциями которых является решение общесетевых и государственных задач <**>.
В дальнейшем акционерные общества "Россвязьинформ", образованные на территории республики в составе Российской Федерации, края, области и приватизированные специализированные предприятия предполагается укрупнить на региональной основе.
Радиотелевизионные передающие центры, имеющие статус юридического лица, территориальные центры радиовещания и радиосвязи, а также государственные предприятия радиовещания и радиосвязи объединяются в государственную (федеральную) акционерную компанию (с последующей ее приватизацией) <***>.
Акционерное общество типа закрытого "Интертелеком" в части доли Российской Федерации и государственные предприятия и организации <****>, представляющие собой единый производственно - технологический комплекс, приватизируются путем создания акционерного общества открытого типа с сохранением государственного контроля через соответствующий пакет акций.
Промышленные предприятия (19 предприятий), 6 предприятий и акционерных обществ строительного комплекса, 1 материально-технического обеспечения приватизируются путем создания на их базе акционерных обществ открытого типа с возможным объединением в холдинговые компании.
НИИ и КБ, проектные организации в процессе приватизации преобразуются в акционерные общества открытого типа. Возможно создание на их базе дочерних предприятий и филиалов отраслевых и иных акционерных обществ.
Предприятия розничной сети "Роспечать" подлежат полной приватизации в 1992 году.
Акционирование и приватизация вузов, других учебных заведений данной программой не предусматривается.
Приватизация предприятий и организаций связи основной деятельности производится путем их преобразования в акционерные общества открытого типа с сохранением государственного контрольного пакета акций. В неосновной деятельности возможно создание акционерных обществ открытого типа без сохранения контрольного пакета акций за государством. Предприятия розничной сети "Роспечать" преобразуются в акционерные общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, подлежат продаже на коммерческих конкурсах.
Первоначальное размещение акций при преобразовании государственных предприятий и организаций связи в акционерные общества приведено в приложении N 2.
При приватизации объектов связи, относящихся к основной деятельности, контрольный пакет акций (не менее 38% величины уставного капитала) остается в собственности государства (федерации). Акции, предусмотренные законодательством, но не выкупленные членами трудового коллектива приватизируемого предприятия (организации), включаются в государственный контрольный пакет акций.
Не менее 50% дивидендов на государственный контрольный пакет акций в течение первых трех лет поступает в распоряжение акционерных обществ, созданных на базе приватизированных объектов связи, и используется в целях развития их материально-технической базы.
По истечении трех лет держатель контрольного пакета акций, при необходимости, вправе передавать их на свободную реализацию через фондовую биржу (или иные структуры рынка рынка ценных бумаг). При размещении акций держатель контрольного пакета акций имеет право до 70% указанных средств передавать в качестве беспроцентной ссуды в распоряжение акционерного общества, которые используются им для развития производства.
Наряду с законодательно установленным порядком индивидуальные планы приватизации предприятий (организаций) могут предусматривать следующее:
оставшаяся неразмещенной часть акций может быть реализована по номинальной стоимости, в первую очередь в трудовом коллективе, а при нежелании или невозможности последнего выкупить указанные акции - приобретена акционерным обществом и использована в интересах предприятия;
предоставление права реализации по номинальной стоимости нераспределенных среди членов трудового коллектива (а также иных лиц, имеющих право выкупить акции в соответствии с законодательством) приватизируемого предприятия обыкновенных акций членам трудовых коллективов предприятий и организаций, технологически связанных с преобразуемым в акционерное общество.
На базе объектов социально-культурного и бытового назначения приватизируемого предприятия (организации), созданных за счет его прибыли, полученной за период работы в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, образуются товарищества с ограниченной ответственностью, имущество (уставный капитал) которых в виде пая (вклада) безвозмездно передается членам трудового коллектива пропорционально принадлежащим им привилегированным акциям.
<*> Специализированные государственные предприятия связи:
городские телефонные сети - 4 (в т.ч. Московская ГТС); телеграфы - 5 (в т.ч. Центральный телеграф); междугородние телефонные станции - 4; телефонно-телеграфная станция - 1; Центр автоматизированного оперативно-технического управления связью - 1; Санкт-Петербургский головной вычислительный центр информационно - технологических систем почтовой связи - 1.
<**> Специализированные государственные предприятия и организации:
Главный центр магистральных перевозок почты - 1; издательско - торговый центр "Марка" - 1; Главный центр специальной связи - 1; Государственная фельдъегерская служба - 1; Центр международных расчетов - 1; Санкт-Петербургский территориальный центр электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств - 1; Главный центр электромагнитной совместимости - 1; Международный почтамт; почтамты - 2; Государственный специализированный проектный институт радио и телевидения, Центральный научно-исследовательский институт связи, Научно-исследовательский институт радио, Государственный институт по изысканиям и проектированию связи (после предоставления им статуса институтов федерального значения) - 4.
<***> Специализированные государственные предприятия связи:
Главный центр радиовещания и телевидения Российской Федерации; Главный центр управления сетями радиовещания и радиосвязи; Главный центр радиофикации; Санкт-Петербургская городская радиотрансляционная сеть; предприятия радиовещания и радиосвязи - 6; территориальные центры радиовещания и радиосвязи - 3; областные радиотелевизионные передающие центры - 7; краевой радиотелевизионный передающий центр - 1; республиканский радиотелевизионный передающий центр - 2; радиоцентр (г. Екатеринбург) - 1; космическая связь - 1.
<****> Специализированные государственные предприятия (организации) связи:
Московский междугородный и международный телефон; Главный центр управления междугородными связями; территориальные предприятия междугородных связей и телевидения - 17.
V. ЭТАПЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ "СВЯЗЬ"
Для сохранения государственного контроля над основной деятельностью отрасли "Связь" производится изъятие из открытой подписки (реализация на рынке ценных бумаг) не менее 38% акций акционерных обществ связи открытого типа. Контроль над указанным пакетом акций осуществляет Российский фонд федерального имущества связи.
Совершенствование структуры управления в отрасли "Связь", осуществляемое в ходе приватизации государственных предприятий и организаций связи, базируется на следующих принципах:
децентрализация управления, передача части функций Министерства связи Российской Федерации государственной холдинговой компании, отраслевым и иным акционерным обществам;
создание гибкой структуры, адаптированной к рыночной экономике;
преобладание экономического регулирования над административными способами воздействия на объекты управления;
создание условий для формирования и развития альтернативных структур;
лицензирование производства услуг связи с учетом необходимости обеспечения прав потребителей.
Изменения структуры управления предполагается осуществить в три этапа.
I этап (1992 - 1993 годы) - приватизация и создание на базе ГПСИ "Россвязьинформ" и специализированных государственных предприятий связи акционерных обществ открытого типа и объединение их в территориальные структуры. Одновременно с этим образуется государственное акционерное общество "Телерадио", в которое входят территориальные центры радиовещания и радиосвязи и государственные предприятия радиовещания и радиосвязи, радиотелевизионные передающие центры, а также создается государственная холдинговая компания.
II этап (1993 - 1994 годы) - при необходимости формирование региональных структур на основе объединения территориальных акционерных обществ открытого типа и специализированных предприятий, преобразованных в акционерные общества, и приватизация акционерного общества "Телерадио".
III этап (1994 - 1995 годы) - создание Всероссийской отраслевой компании электрической связи и выделение почтовой связи в государственную почтовую службу. При этом государство оказывает экономическую поддержку в развитии почтовой связи страны, осуществляет социальную и правовую защиту ее работников.
IV. ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ
Прогноз поступлений средств от приватизации объектов связи приведен в приложении N 4. Количественная оценка получена без учета котировки акций на рынке ценных бумаг.