Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен

(утв. Приказом Минэкономики и финансов РФ от 13.02.92 N 23)

Утвержден
приказом Минфина
Российской Федерации
от 13 февраля 1992 г. N 23

ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55.

1.2. Порядок распространяется на предприятия, организации и другие юридические лица независимо от подчиненности и форм собственности, в том числе с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность на территории Российской Федерации (в дальнейшем именуются "предприятия").

1.3. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" экономические санкции и штрафы применяются к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен и получившим при этом незаконную выручку (доход).

Под незаконной выручкой (доходом) понимается разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по ценам (тарифам), примененным с нарушением действующего законодательства, и выручкой от реализации продукции по ценам (тарифам), определенным в соответствии с нормативными актами по вопросам ценообразования Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.

1.3.1. Изъятию в бюджет подлежит вся сума незаконно полученной выручки (дохода) в результате нарушений государственной дисциплины цен за весь период нарушения, но не более чем за два года.

Одновременно с изъятием суммы незаконно полученной выручки (дохода) предприятие уплачивает штраф в том же размере, а при повторном нарушении - в двукратном размере.

Изъятие незаконной выручки и взыскание штрафа производится за счет хозрасчетного дохода коллектива независимо от финансового состояния предприятия и его взаимоотношений с бюджетом.

1.3.2. В случае невозможности определения суммы незаконно полученной выручки к предприятиям, допустившим нарушения государственной дисциплины цен, применяется штраф в размере 25% от суммы месячного объема реализации (товарооборота) данной продукции (работ, услуг).

1.3.3. За непредоставление статистической и (или) бухгалтерской отчетности или предоставление органам контроля цен заведомо недостоверных (ложных) документов предприятие уплачивает штраф в размере 50 тыс. руб.

Уплата штрафа не освобождает предприятие от предоставления необходимых материалов.

1.3.4. Применение экономических санкций к предприятиям не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен.

1.4. Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушения порядка: применения свободных (рыночных) цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги) производственно-технического назначения и товары народного потребления; формирования и применения регулируемых цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; регулирование цен на продукцию и услуги предприятий-монополистов.

1.4.1. Основанием для применения экономических санкций является получение предприятием незаконной выручки (дохода) в результате нарушения порядка установления и применения всех видов цен (тарифов), а также доплат, надбавок, скидок, накидок к ним, порядка расчетов, отпуска продукции (работ, услуг).

1.4.2. Нарушениями дисциплины цен, по которым применяются экономические санкции, в частности, являются:

завышение уровня регулируемых цен (тарифов) против предельных уровней, утвержденных в установленном порядке;

завышение фиксированных цен на продукцию (товары, услуги);

применение свободных цен при наличии регулируемых;

завышение (снижение) свободных оптовых (отпускных) цен (тарифов) на импортную продукцию (товары);

непредоставление или предоставление в уменьшенном размере скидок, начисление непредусмотренных наценок или завышение установленных надбавок к ценам (тарифам);

получение предприятием-поставщиком дополнительных средств в собственные фонды от потребителей сверх стоимости продукции, реализуемой по регулируемым ценам;

включение в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также реализация некомплектной продукции;

применение цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении регулируемых цен и тарифов;

завышение свободных оптовых (отпускных) цен на продукцию, когда из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при поступлении жалоб потребителей);

завышение торговых надбавок и снабженческо-сбытовых наценок против установленных предельных уровней;

завышение уровня свободных розничных цен против зарегистрированных в реестре предприятия (продавца);

отсутствие должного оформления свободных цен (протокола, договора и реестра).

1.4.3. Кроме того, к нарушениям государственной дисциплины цен предприятиями-монополистами относятся:

изъятие продукции (товаров, услуг) из обращения при наличии спроса на нее, в том числе путем умышленного сокращения объемов производства с целью создания искусственного дефицита или его поддержания;

необоснованное повышение (снижение) действующих цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом;

превышение предельного уровня рентабельности в случаях установления его по отдельным видам продукции;

нарушение порядка регистрации декларированных цен.

Предприятия-монополисты, допустившие нарушение антимонопольного законодательства в части установленного порядка ценообразования, уплачивают штраф в размере до 1 млн. руб. в соответствии с Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

2. Порядок исчисления сумм незаконно полученной выручки (дохода)

2.1. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода), подлежащая изъятию в бюджет, определяется как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и стоимостью реализованной продукции (работ, услуг) по ценам, тарифам и доплатам к ним, утвержденным в соответствии с нормативными документами Правительства Российской Федерации и местных органов власти и управления.

2.2. При исчислении суммы незаконно полученной выручки, подлежащей изъятию в бюджет у предприятий, допустивших нарушения порядка установления и применения цен на продукцию, товары (работы, услуги), в случаях, когда это повлекло за собой завышение налогов или акциза, излишне внесенная сумма налогов или акциза возврату из бюджета не подлежит.

2.3. Сумма незаконно полученной предприятием выручки (дохода) в результате посреднической (коммерческой) деятельности определяется как разница между примененной наценкой (надбавкой) и предельным размером снабженческо-сбытовой наценки (торговой надбавки), установленной в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Для определения сумм экономических санкций предприятие обязано предоставить органам контроля цен документы в соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

3. Порядок применения экономических санкций

3.1. Органы, осуществляющие контроль за ценами, на основе проведенных ими проверок принимают решения об изъятии в доход бюджета всей суммы незаконно полученной предприятиями выручки (дохода) и штрафа в результате нарушения дисциплины цен.

3.2. Изъятие у предприятий сумм, полученных в результате нарушений дисциплины цен, а также взимание штрафов производится в бесспорном порядке органами государственной налоговой службы по решению органов, осуществляющих контроль за ценами.

Решение направляется соответствующей государственной налоговой службе (зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика) для его исполнения и в копии - предприятию, к которому применяются экономические санкции.

3.3. Органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком:

при получении решений органов контроля цен о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятидневный срок взыскание сумм в доход бюджета по месту выявления нарушения, если они к установленному сроку не уплачены самостоятельно предприятием;

о всех случаях нарушения предприятием дисциплины цен, выявленных органами при проверках, сообщают органам контроля цен;

изъятые суммы зачисляют на раздел 12 параграфа 25 доходов местного бюджета;

ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактически поступивших сумм выручки (дохода) в результате нарушения дисциплины цен и соответствующих штрафов на карточках лицевых счетов по форме N 9;

сообщают в недельный срок органам, осуществляющим контроль за ценами, принявшим решение об изъятии средств в бюджет, о времени и сумме произведенного взыскания.

3.4. Предприятие, допустившее нарушение дисциплины цен и выявившее это нарушение самостоятельно (в случае невозможности возврата этих средств потребителям (покупателям), вносит в бюджет сумму незаконно полученной выручки (дохода) без штрафа.

3.5. Вся сумма экономических санкций вносится предприятиями в бюджет не позднее 25 числа месяца, в котором получено решение о применении экономических санкций.

3.6. Жалобы на решения о применении экономических санкций за нарушения дисциплины цен, принятые органами контроля цен, могут быть направлены руководителю вышестоящего органа контроля цен не позднее месячного срока со дня получения решения.

3.7. Решения о применении экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен могут отменяться вышестоящим органом контроля цен, судом или арбитражным судом.

3.8. Обжалование решений органов контроля цен о применении экономических санкций в суде или арбитражном суде предприятия могут осуществлять в течение 6 месяцев со дня принятия решения об изъятии, но не позднее месячного срока со дня получения отказа вышестоящего органа контроля цен в удовлетворении претензии (жалобы).

3.9. Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушения дисциплины производится органами государственной налоговой службы на основании решений контрольных подразделений органов ценообразования, суда или арбитражного суда при условии, что с момента зачисления этих сумм в бюджет по день вынесения решения о возврате не истек годичный срок.

3.10. В соответствии с Законом о местном самоуправлении в РСФСР (статья 46) штрафы, взимаемые за получение предприятиями необоснованных доходов в связи с завышением цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги), зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов.

Местные органы власти и управления могут часть указанных сумм направлять на содержание органов контроля цен.

4. Ответственность руководителей предприятий

За нарушение государственной дисциплины цен руководители предприятий несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.