Поправки о дистанционной работе: как пандемия повлияла на положения ТК РФ
В Государственную думу РФ на рассмотрение представлены поправки в ТК РФ, касающиеся дистанционной работы. Одно из важных изменений, предлагаемых законопроектом № 973264-7, — введение двух новых режимов удаленной работы: временного и комбинированного.
Рассмотрим, как изменятся положения ТК РФ о дистанционной работе после принятия законопроекта.
Временная дистанционная (удаленная) работа
Что это такое
В соответствии с изменениями, которые законопроект № 973264-7 вносит в ст. 312.1 ТК РФ, под временной дистанционной (удаленной) работой подразумевается переход на работу вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, на ограниченный период. Основаниями для введения такого режима могут быть:
- соглашение между сотрудником и работодателем;
- производственная необходимость;
- катастрофа природного или техногенного характера;
- производственная авария;
- несчастный случай на производстве;
- катастрофы природного или техногенного характера (пожар, наводнение, землетрясение);
- эпидемия, эпизоотия и любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Как и при обычном режиме работы, сотрудник имеет право на неприкосновенность времени отдыха. Без предварительного согласия работодатель в нерабочее время может взаимодействовать с ним только в определенных обстоятельствах:
- для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо для устранения их последствий;
- для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
- для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь населения или его части;
- в случаях производственной необходимости (ч. 5 ст. 312.4 ТК РФ в ред. законопроекта № 973264-7).
Во всех остальных случаях необходимо письменное согласие работника.
Как ввести режим временной дистанционной работы
Перевести сотрудника на этот режим можно на основании трудового договора или дополнительного соглашения1 к нему.
Читайте также методики экспертов по теме «Заключение и изменение трудового договора»
В документах прописываются следующие условия:
- график сотрудника: количество и периодичность предоставления ему рабочих дней и рабочих часов в режиме временной дистанционной работы;
- способы обмена информацией между работниками о производственных заданиях и их выполнении;
- возможность задействования ресурсов организации по месту выполнения работы (пользование техникой, оплата расходов на использование коммуникационных технологий).
Если катастрофа природного или техногенного характера, несчастный случай на производстве, эпидемия или другой исключительный случай ставит под угрозу жизнь и нормальные условия существования населения, режим временной дистанционной работы может быть введен в упрощенном порядке.
Тогда работодатель издает локальный нормативный акт. Он должен содержать:
- список работников, переводимых с их согласия на временную дистанционную работу;
- срок, на который работники переводятся на такой режим;
- график работы на стационарном рабочем месте и за его пределами, возможность его последующей корректировки (при необходимости);
- режим рабочего времени (в частности, период в рамках обычного внутреннего распорядка и индивидуального рабочего распорядка сотрудника, когда он будет доступен для связи с работодателем);
- другие вопросы.
Кто переводится на временную дистанционную работу в первую очередь
В соответствии с новой ст. 312.6 ТК РФ, предлагаемой законопроектом № 973264-7, в приоритетном порядке на такой режим переводятся:
- беременные женщины;
- работники (в том числе опекуны, попечители, приемные родители), имеющие детей в возрасте до 14 лет;
- инвалиды;
- пенсионеры по возрасту;
- работники, осуществляющие уход за инвалидами или длительно болеющими членами семьи, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе;
- другие категории работников, предусмотренные коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
Если режим временной дистанционной работы вводится в упрощенном порядке, работодателю не нужно вносить изменения в трудовой договор или заключать дополнительное соглашение к нему. Все вопросы, касающиеся взаимодействия между работником и работодателем на удаленке, в этом случае прописываются в локальных нормативных актах.
С документом, устанавливающим режим временной дистанционной работы, работник может ознакомиться, например, с помощью электронной почты или обмена электронными документами (или электронными образами документов).
Создайте трудовой договор с учетом дистационного режима работы в Конструторе трудового договора. Чтобы создать трудовой договор, подключите тариф «Золотой» или получите демодоступ на 2 дня
Как оплачивается временная дистанционная работа
В соответствии с новой ст. 312.6 ТК РФ, зарплата на временной дистанционной работе при сохранении прежнего объема работ должна выплачиваться в полном размере.
Если сотрудник на временной удаленной работе был привлечен к выполнению трудовых обязанностей во время отдыха, такая работа оплачивается как сверхурочная (ст. 152 ТК РФ).
Комбинированная дистанционная (удаленная) работа
В соответствии с ч. 3 обновленной ст. 312.1 ТК РФ, при комбинированной дистанционной работе сотрудник может выполнять трудовые функции как на месте нахождения работодателя, так и удаленно.
Режим комбинированной дистанционной работы устанавливается в том же порядке, что и режим временной дистанционной работы — в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. И в упрощенном порядке этот режим можно ввести точно так же — на основании локального нормативного акта (ст. 312.6 ТК РФ в ред. законопроекта № 973264-7).
При комбинированной дистанционной работе правила организации и охраны труда, режима рабочего времени и времени отдыха на удаленке свои, а в период выполнения работы на стационарном рабочем месте — свои. Особенности режима дистанционной работы не распространяются на периоды работы в офисе.
Заключение, изменение и расторжение трудового договора о дистанционной работе
Заключить трудовой договор о дистанционной работе можно посредством обмена электронными документами. При этом в качестве места заключения такого договора или соглашений об изменении определенных сторонами условий указывается место нахождения работодателя.
Законопроект № 973264-7 дополняет ст. 312.2 ТК РФ новыми положениями. В частности, при заключении трудового договора о дистанционной работе для работника будет предусмотрено право использовать личное оборудование, программно-технические средства и средства защиты информации.
На данный момент, если работодатель не предоставляет сотруднику оборудование, он может рекомендовать его — а работник за свои деньги арендует или покупает все необходимое (ч. 8 ст. 312.2 ТК РФ). Расходы, связанные с покупкой оборудования или его использованием (например, затраты на электричество), компенсируются в соответствии с положениями трудового договора (ч. 1 ст. 312.3 ТК РФ). Законопроект № 973264-7 позволяет прописать порядок компенсации в локальных нормативных актах.
Расторжение трудового договора о дистанционной работе по инициативе работодателя будет производиться на основании ТК РФ, а не исходя из условий самого трудового договора.
Стоит отметить, что даже если в трудовом договоре прописаны только собственные причины для его расторжения, он все равно может быть прекращен по общим основаниям, установленным ТК РФ. Это, со ссылкой на ч. 3 ст. 312.1 ТК РФ, подтверждается в судебной практике (апелляционные определения Верховного суда Республики Башкортостан от 25.02.2016 по делу № 33-2487/2016 и Курганского областного суда от 11.06.2015 по делу № 33-1534/2015).
Нужно ли заносить сведения о переводе на дистанционную работу в трудовую книжку
В настоящее время ст. 312.2 ТК РФ позволяет не вносить сведения о дистанционной работе в трудовую книжку по соглашению сторон. При заключении первого трудового договора с дистанционным работником трудовая книжка может не оформляться вовсе. В этом случае основным документом о трудовой деятельности дистанционного работника является его трудовой договор (ч. 6 ст. 312.2 ТК РФ). Стоит помнить, что на такого работника все равно подается форма СЗВ-ТД (п. 1.4 Порядка заполнения СЗВ-ТД, утв. Постановлением ПФР от 25.12.2019 № 730П).
В редакции законопроекта № 973264-7 такой вариант не предусматривается. Вероятно, теперь сведения о дистанционной работе будут заноситься в бумажную трудовую книжку сотрудника в обязательном порядке. Если сотрудник оказался от ведения бумажной трудовой, сведения о его переводе на дистанционную работу будут переданы ПФР в отчете по форме СЗВ-ТД.
Стоит отметить, что бумажные трудовые книжки не будут оформляться при первом трудоустройстве на работу после 31 декабря 2020 года в связи с повсеместным переходом на электронные трудовые книжки (ЭТК) (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ).
Порядок взаимодействия с работников во время дистанционной работы
Законопроект № 973264-7 значительно облегчает взаимодействие работодателя и работника во время удаленки.
Так, в соответствии с новыми ч. 3–5 ст. 312.4 ТК РФ, работник и работодатель устанавливают порядок выполнения сотрудником своих обязанностей на удаленном режиме. Правила взаимодействия при этом закрепляются локальными нормативными актами. В них могут быть прописаны:
- обязанность дистанционного работника отвечать на звонки, электронные письма и запросы работодателя, сделанные в иной форме;
- срок, в течение которого дистанционный работник обязан реагировать на запросы работодателя, связанные с выполнением трудовой функции.
Если же порядок взаимодействия не прописан в трудовом договоре или работник не ознакомился с соответствующим нормативным актом, его нельзя привлекать к ответственности за несвоевременный ответ (или отсутствие ответа) на запрос работодателя.
Обмен электронными документами
Важные изменения коснулись обмена документами. Так, из основных положений ТК РФ о дистанционных работниках (теперь это ст. 312.1-1 вместо ст. 312.1) исчезло упоминание об обязательном использовании усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Вместо этого указано, что при обмене электронными документами могут использоваться любые способы, позволяющие определить лицо, отправившее сообщения. Например, можно использовать простую электронную (КЭП) или усиленную неквалифицированную электронную подпись (НЭП). Способы идентификации указываются в локальных нормативных актах или в трудовом договоре (ч. 3 ст. 312.1-1 ТК РФ в ред. законопроекта № 973264-7).
В случаях, когда работник должен быть ознакомлен с локальными нормативными актами в письменной форме2, документы также могут быть направлены ему в электронной форме.
Законопроект № 973264-7 увеличивает срок передачи работнику заверенных надлежащим образом документов, связанных с работой (ст. 62 ТК РФ), с трех рабочих дней со дня подачи заявления до пяти. При этом в ст. 312.1.1 ТК РФ нет упоминания об обязательном заказном письме, которое ранее было в ст. 312.1 ТК РФ. Документы можно направить, к примеру, курьером.
Максим Верхорубов,
юрисконсульт сервиса Контур.Норматив
Мария Гафурова,
налоговый журналист
1 - Если основания для перехода на временную удаленную работу возникли после заключения трудового договора.
2 - В том числе под подпись.