ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЯ
от 22 ноября 1993 г. N 01-13/11649
О ПОРЯДКЕ ВВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ТОВАРОВ
В связи с поступающими в ГТК России запросами о порядке ввоза (включая пересылку в Российскую Федерацию) физическими лицами товаров разъясняю:
1. В соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию товаров. Соответственно, все лица, в том числе и физические, несут равные обязанности перед государством, включая уплату таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, таможенных сборов и т.д.
2. Статья 109 Таможенного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность установления изъятия из основного принципа, указанного в п. 1 настоящего разъяснения, а именно: допущение перемещения некоторых видов товаров в упрощенном, льготном порядке, но при условии обязательного соблюдения определенных требований.
3. Первое требование заключается в том, что товары не должны предназначаться для производственной или иной коммерческой деятельности. Соблюдение этого требования определяет должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление товаров. При этом принимается во внимание заявление физического лица, но такое заявление не должно носить единственного, определяющего или наиболее важного доказательства и рассматривается наряду с прочими обстоятельствами.
Статьей 109 предусмотрено, что предназначение товаров устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи.
Физическое лицо вправе обжаловать решение должностного лица таможенного органа в установленном порядке.
Подача жалобы не приостанавливает исполнение обжалуемого решения, за исключением случаев, когда вышестоящее должностное лицо, которому подана жалоба, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемое решение не соответствует законодательству Российской Федерации.
4. Второе требование заключается в том, что некоторые товары могут ввозиться в упрощенном, льготном порядке только в ограниченных количествах. На дату издания настоящего разъяснения такими товарами являются:
- спиртные напитки (коды ТН ВЭД - 2205, 2207, 2208) - до 5 литров;
- табачные изделия (код ТН ВЭД 2402) - до 1000 штук;
- ввозимые российскими лицами транспортные средства для личного пользования - 1 транспортное средство на лицо.
5. Третье требование заключается в том, что общая стоимость товаров не для коммерческих целей, перемещаемых лицами при следовании через границу в сопровождаемом и несопровождаемом багаже не должна превышать 5000 долларов США.
6. Стоимость товаров определяется на основе базового принципа: цена, по которой этот или подобный товар продается или предлагается для продажи при обычном течении торговли в условиях полной конкуренции. При определении такой цены используются данные, указываемые в каталогах наиболее известных фирм, осуществляющих розничную продажу товаров.
При определении стоимости товаров используется следующая процедура:
а) физическое лицо заявляет стоимость товаров и представляет документы, подтверждающие заявленную стоимость (счета, чеки, справки и т.д.);
б) если заявленная стоимость отличается от данных, указанных в каталогах на товары такого рода более чем на 30 процентов, должностное лицо таможенного органа устанавливает стоимость товаров самостоятельно.
При существенных различиях между ввозимым товаром и товаром, стоимость которого указана в каталоге, в отношении качества, репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и аналогичных факторов должностное лицо таможенного органа может признавать в качестве обоснованных цены, отличающиеся от указанных в каталогах даже более чем на 30 процентов.
При установлении стоимости товаров цены на внутреннем рынке Российской Федерации не используются и не применяются.
При несогласии физического лица со стоимостью, установленной должностным лицом таможенного органа, физическое лицо вправе обжаловать это решение в установленном порядке. При рассмотрении жалобы вышестоящее должностное лицо вправе назначить проведение экспертизы.
7. Товары, ввозимые физическими лицами:
- для коммерческих целей,
- сверх ограниченных количеств,
- стоимостью свыше 5000 долларов США в части такого превышения,
- пересылаемые в адрес физических лиц (кроме международных почтовых отправлений), не выезжавших за границу для их приобретения, - выпускаются таможенным органом при условии уплаты всех таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, а также таможенных сборов за таможенное оформление).
8. Декларирование товаров, указанных в п. 7 настоящего разъяснения, производится в виде письменного заявления лица в произвольной форме с указанием сведений о лице (фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес постоянного места жительства) и о товарах (наименование, количество, стоимость).
9. Таможенное оформление товаров, ввозимых физическими лицами, производится:
- товаров в сопровождаемом багаже - в пунктах пропуска на границе;
- товаров в несопровождаемом багаже и грузовых отправках в местах назначения (получения).
10. На ввоз транспортных средств физическими лицами распространяются общие требования, за исключением того, что стоимость одного транспортного средства, выпускаемого таможенным органом в упрощенном, льготном порядке не ограничивается.
11. Если физическое лицо ввозит наряду с транспортным средством стоимость свыше 5000 долларов США другие товары, то физическому лицу предоставляется право выбора в отношении чего платить таможенные платежи транспортного средства или других товаров.
12. При начислении таможенной пошлины в отношении транспортных средств следует исходить из того, что в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары. Следовательно, транспортные средства, включая транспортные средства, указанные в группе ТН ВЭД 8703, облагаются таможенными пошлинами по общим ставкам (на дату издания настоящего разъяснения для группы ТН ВЭД 8703 - по ставке 25 процентов стоимости).
13. Транспортные средства, ввозимые физическими лицами временно, на срок до одного года, освобождаются от уплаты таможенной пошлины, НДС и акцизов при условии, что в течение этого срока такое транспортное средство не будет передаваться в пользование или владение другому лицу.
Во всех случаях отчуждения беспошлинно ввезенных транспортных средств ранее установленного таможенным органом срока (2 года, при временном ввозе - 1 год), а также при установлении факта передачи временно ввезенного транспортного средства в пользование или владение другому лицу производится таможенное переоформление транспортных средств с уплатой всех таможенных платежей.
14. В соответствии со статьей 114 Таможенного кодекса Российской Федерации за таможенное оформление товаров и транспортных средств (исключая товары не для коммерческих целей, перевозимые в сопровождаемом багаже и в международных почтовых отправлениях в пределах стоимостных и количественных квот) взимаются таможенные сборы в рублях в размере 0,1 процента стоимости товаров и транспортных средств. За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере.
При этом сбор за выдачу удостоверения на регистрацию транспортного средства не взимается.
15. Таможенные платежи могут быть уплачены, по выбору плательщика, как в рублях, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным Банком Российской Федерации.
Начисление и взимание таможенных платежей производится с использованием бланка досмотровой росписи (форма ТС-14) общей суммой без выделения видов платежа.
Уплаченные таможенные платежи перечисляются как внеплановые таможенные доходы на счета ГТК России применительно к порядку, установленному Приказами ГТК России от 19.12.92 г. N 619 и от 15.06.93 г. N 230.
16. Товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами на территорию Российской Федерации из Армении, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, Украины, Беларуси, Таджикистана и происходящие из этих государств, а также товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из иностранных государств, таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость и акцизом не облагаются.
Товары и транспортные средства, ввозимые физическими лицами на территорию Российской Федерации из Азербайджана, Молдовы и происходящие из этих государств, таможенной пошлиной не облагаются.
17. Повторно обращаем внимание на то, что положения ранее изданных по таможенному делу нормативных актов о порядке перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами, не соответствующие Таможенному кодексу Российской Федерации и Закону Российской Федерации "О таможенном тарифе", в том числе в случаях, отмеченных в настоящем разъяснении, применению не подлежат.
18. В связи с изданием настоящего разъяснения разъяснение ГТК России от 28.10.93 г. N 01-13/10775 не применяется.
Первый заместитель Председателя Государственного
таможенного комитета Российской Федерации
В.Ф.КРУГЛИКОВ