ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 1993 г. N 47
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КЛАССИФИКАТОРОВ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Утвердить прилагаемые классификаторы и методические указания и ввести их в действие с момента утверждения:
Классификатор форм собственности (КФС);
Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);
Методические указания по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов.
2. Руководителям главных управлений, управлений и отделов Госкомстата России, республиканских (республик в составе Российской Федерации), автономной области, окружных, краевых, областных комитетов и управлений статистики, Мосгоркомстата, предприятий и организаций Госкомстата России обеспечить использование этих классификаторов и методических указаний к ним при заполнении и обработке статистической отчетности, ведении Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) и в других статических разработках.
3. По согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами и с учетом предложений пользователей доработать классификаторы и представить до 01.01.94 для утверждения в установленном порядке в качестве общероссийских.
Первый заместитель Председателя
Госкомстата России
А.П.ЗАХАРОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКЕ КЛАССИФИКАТОРОВ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Настоящие Методические указания определяют порядок использования Классификатора форм собственности и Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО), а также кодирования информации при заполнении и обработке статистической отчетности в 1993 году.
1. Использование Классификатора форм собственности и Классификатора организационно-правовых форм в ОКПО и ЕГРПО
1.1. Источники информации
Предприятия и организации должны относиться к определенной организационно-правовой форме и форме собственности в соответствии с их учредительными документами (уставами, положениями и т.п.), утвержденными в установленном порядке.
При необходимости уточнения формы государственной и муниципальной собственности следует обращаться в соответствующие органы Госкомимущества России, имея в виду, что государственное и муниципальное имущество подлежит обязательной пообъектной регистрации в соответствующем реестре федеральной, государственной (субъектов федерации) и муниципальной собственности (см. п. 11 "Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп).
"Право и обязанности ведения реестра (функции реестродержателя) принадлежат:
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом - по объектам федеральной собственности;
комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга - по объектам, переданным в государственную собственность;
комитетам по управлению имуществом городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) - по объектам, переданным в муниципальную собственность...
Внесение изменений в соответствующий реестр объектов государственной, муниципальной собственности осуществляется соответствующими комитетами по управлению имуществом" (см. п. п. 11, 14 названного выше Положения).
При определении формы собственности, на которой основано данное предприятие, организация, следует руководствоваться учредительными документами, в необходимых случаях данными бухгалтерского учета о составе имущества (уставного фонда, капитала) по учредителям (участникам) данного предприятия, организации. Предприятие, организация относятся к смешанным формам собственности во всех случаях, когда собственниками имущества являются субъекты разных форм собственности (государство, местные органы власти, общественные объединения и т.д.) независимо от их долей в стоимости имущества данного предприятия, организации. Учреждения, не образующие юридического лица (детские сады, библиотеки, здравпункты и т.п.), относятся к той же форме собственности, что и организация, на балансе которой они состоят.
В тех случаях, когда из учредительных и иных официальных документов известна организационно-правовая форма предприятия, организации и возникают трудности при их отнесении к определенной форме собственности, рекомендуется пользоваться (для ориентировки) приводимым в следующем разделе настоящих Методических указаний (см. п. 2.2) "Перечнем возможных сочетаний организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов и форм собственности" (имея в виду при этом, что "коды сочетаний" из графы 3 Перечня в ОКПО и ЕГРПО не используются). В названном Перечне содержатся встречающиеся на практике и не противоречащие действующему законодательству сочетания организационно-правовых форм и форм собственности. Однако следует учитывать определенную возможность появления и других сочетаний этих признаков.
1.2. Кодирование
1. Для кодирования признака формы собственности предприятий и организаций в ОКПО и ЕГРПО должны использоваться следующие идентификационные коды Классификатора форм собственности (из графы 3 Классификатора):
Не используются для этой цели следующие идентификационные коды:
10, 11, 19, 20, 29.
Для кодирования группировочных позиций при обработке первичной информации, содержащейся в ОКПО и ЕГРПО, могут использоваться следующие идентификационные коды Классификатора форм собственности: 10, 11, 20.
2. Для кодирования признака организационно-правовой формы предприятий и организаций в ОКПО и ЕГРПО должны использоваться следующие идентификационные коды Классификатора организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов (из графы 3 Классификатора):
42 - 47, 49 - 56, 58, 61 - 63, 69, 72, 74 - 77, 79, 81 - 87, 89.
Не используются для этой цели следующие идентификационные коды:
40, 41, 48, 57, 59, 60, 71, 73, 80, 90 - 99.
Для кодирования группировочных позиций при обработке первичной информации, содержащейся в ОКПО и ЕГРПО, могут использоваться следующие идентификационные коды Классификатора организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов:
40, 41, 48, 57, 59, 71, 73, 80, 95 - 99.
Алгоритмы группировки:
40 = 41 + 71
41 = 42 + 43 + 44 + 45 + 46 + 47 + 48 + 52 + 53 + 54 + 55 + 56 + 57 + 69
48 = 49 + 50 + 51
57 = 58 + 59
59 = 61 + 62 + 63
71 = 72 + 73 + 77 + 79
73 = 74 + 75 + 76
80 = 81 + 82 + 83 + 84 + 85 + 86 + 87 + 89
95 = 47 + 58 + 72
96 = 48 + 59 + 73
97 = 49 + 61 + 74
99 = 51 + 63 + 76
2. Порядок кодирования при заполнении и обработке статистической отчетности в 1993 году
2.1. Источники информации
См. п. 1.1 настоящих Методических указаний.
2.2. Кодирование
Временно, в 1993 году, при заполнении форм первичной статистической отчетности, в которых предусмотрено проставление двухразрядного кода "Формы собственности (хозяйствования) по КФС", следует использовать коды из приводимых ниже "Перечня возможных сочетаний организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и форм собственности" и "Кодировочной таблицы сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов". Перечень возможных сочетаний содержит только те позиции, которые непосредственно используются в первичных отчетах. Кодировочная таблица содержит, кроме того, группировочные позиции, которые могут использоваться при обработке первичных отчетов.
ПЕРЕЧЕНЬ
ВОЗМОЖНЫХ СОЧЕТАНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Система кодирования сочетаний признаков организационно - правовой формы и формы собственности, использованная в Перечне, представлена в Кодировочной таблице.
При использовании этой системы для кодирования отчетных единиц необходимо иметь в виду следующее.
Содержащиеся в Перечне сочетания признаков формы собственности и организационно-правовой формы, либо непосредственно предусмотренные действующим законодательством, либо не противоречат ему и встречаются на практике.
Перечень (и Кодировочная таблица) включают не все категории, предусмотренные Классификатором организационно-правовых форм: в них отсутствуют позиции, отражающие деление предприятий, арендных предприятий и объединений на акционерные общества закрытого типа (товарищества с ограниченной ответственностью, смешанные товарищества и полные товарищества): отсутствуют позиции, обозначающие подразделения предприятий, индивидуальную трудовую деятельность и личные подсобные хозяйства, а также собирательные группировки.
Соответствующие этим позициям идентификационные коды КОПФ (49, 50, 51, 61, 62, 63, 74, 75, 76, 90, 91, 92, 95, 96, 97, 98, 99), а также резервные коды этого классификатора (60, 64, 65, 66, 67, 68, 78, 88, 93, 94) использованы для кодирования сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности.
Коды сочетаний организационно-правовых форм и форм собственности хозяйствующих субъектов, содержащиеся в Перечне и в Кодировочной таблице, используются в статистической отчетности временно в 1993 году, имея в виду, что при пересмотре и утверждении форм годовой отчетности за 1993 год и текущей на 1994 год должно быть предусмотрено раздельное кодирование соответствующих признаков непосредственно по Классификатору форм собственности и Классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
КОДИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА СОЧЕТАНИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ И ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
<*> Коды организационно-правовых форм соответствуют кодам в графе 3 Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов.
<**> Коды форм собственности соответствуют кодам в графе 3 Классификатора форм собственности. Коды, помещенные на пересечении строк и граф таблицы, обозначают соответствующие сочетания значений признаков организационно-правовой формы и формы собственности.
ПОЯСНЕНИЯ
К КОДИРОВОЧНОЙ ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
1. Кодировочная таблица предназначена для использования при заполнении статистической отчетности и при ее обработке в тех случаях, когда в формах отчетов предусмотрено кодирование формы собственности и формы хозяйствования предприятий и организаций одним двухразрядным кодом ("Код формы собственности (хозяйствования) по КФС").
2.Коды 42, 43, 45, 46 и т.д., стоящие в окаймляющей (слева) графе, обозначают организационно-правовые формы; коды 40, 41, 71, 89 в "боковике" таблицы, рядом с наименованиями в скобках, обозначают соответствующие группировки организационно-правовых форм.
3. Коды 12, 13, 14, 15, 16, 17, 20, 30, стоящие в окаймляющей (сверху) строке, обозначают формы собственности или их группировки; коды 10 и 11 (рядом с наименованиями в "шапке" таблицы) обозначают группировки форм собственности.
4. Коды 01, 02, 43, 44, 45, 46 и др., стоящие внутри таблицы (в клетках на пересечении строк и граф), обозначают сочетания соответствующих организационно-правовых форм и форм собственности. Например: 63 - арендные предприятия в форме акционерного общества закрытого типа и товарищества, относящиеся к смешанной собственности без иностранного участия.
5. Коды, стоящие внутри таблицы (в клетках на пересечении строк и граф), используются при заполнении первичных отчетов и при обработке информации.
6. Коды, стоящие в "боковике" таблицы (в т.ч. коды в окаймляющей ее слева графе), и коды, стоящие в "шапке" таблицы (в т.ч. в окаймляющей ее сверху строке), используются только при обработке информации.
3. Алгоритмы группировки данных по формам собственности и организационно-правовым формам
Кодирование хозяйствующих субъектов приведенными выше временными двухзначными идентификационными кодами позволяет осуществлять группировку отчетных данных по формам собственности и организационно-правовым формам (и их группам). Ниже приводятся алгоритмы группировки (в двухзначных идентификационных кодах):
1) по формам собственности:
Всего = 10 + 20 + 30
10 = 11 + 14 + 15 + 16 + 17
11 = 12 + 13
12 = 01 + 03 + 09 + 36 + 50 + 66 + 76 + 93
13 = 02 + 04 + 31 + 37 + 51 + 67 + 78 + 94
14 = 43 + 05 + 32 + 38 + 60 + 68 + 82 + 88
15 = 44 + 06 + 33 + 70 + 90 + 83 + 84
16 = 45 + 46 + 07 + 34 + 52 + 53 + 54 + 39 + 62 + 64 + 74 + + 91 + 77 + 85 + 86 + 87
17 = 08 + 35 + 49 + 61 + 63 + 65 + 75 + 92
30 = 95 + 96 + 97 + 98 + 99
2) по организационно-правовым формам:
Всего = 40 + 80
40 = 41 + 71
41 = 42 + 43 + 44 + 45 + 46 + 47 + 48 + 52 + 53 + 54 + 55 + 56 + 57 + 69
57 = 58 + 59
71 = 72 + 73 + 77 + 79
80 = 81 + 82 + 83 + 84 + 85 + 86 + 87 + 89
42 = 01 + 02
43 = 43
44 = 44
45 = 45
46 = 46
47 = 03 + 04 + 05 + 06 + 07 + 08 + 95
48 = 09 + 31 + 32 + 33 + 34 + 35 + 96
52 = 52
53 = 53
54 = 54
55 = 36 + 37 + 38 + 39 + 49
56 = 50 + 51 + 60 + 61
58 = 62 + 63 + 97
59 = 64 + 65
69 = 69
72 = 66 + 67 + 68 + 70 + 74 + 75 + 98
73 = 76 + 78 + 88 + 90 + 91 + 92 + 99
77 = 77
79 = 79
81 = 93 + 94
82 = 82
83 = 83
84 = 84
85 = 85
86 = 86
87 = 87
89 = 89
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
КЛАССИФИКАТОР ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Введение
1. Настоящий Классификатор форм собственности (КФС) является ведомственным нормативным документом Госкомстата России, обязательным для использования при сборе и обработке информации в системе государственной статистики, а также в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
2. Классификатор форм собственности может использоваться для классификации и кодирования объектов права собственности: земли, других природных ресурсов, жилищного фонда, средств производства, предметов потребления и иного имущества, а также предприятий и других организаций (как в связи, так и вне связи с их группировкой по организационно-правовым формам).
3. В Классификатор включены формы собственности, установленные Конституцией Российской Федерации (с изменениями и дополнениями, внесенными VII Съездом народных депутатов Российской Федерации), а также выделены классификационные группировки с учетом законов "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О потребительской кооперации в Российской Федерации", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "Об основах федеральной жилищной политики", Гражданского кодекса РСФСР и других законодательных актов Российской Федерации.
4. Классификатор состоит из Основной схемы Классификатора форм собственности, построенной по иерархическому методу (предназначенной для использования в отчетности, в ОКПО и ЕГРПО), и фасетов, позволяющих дать дополнительную характеристику правового статуса имущества (для возможного использования в специальных статистических обследованиях).
5. Позиция Основной схемы Классификатора форм собственности содержит:
- классификационный код (цифровой, переменной длины, построенный по последовательному методу) (графа 1);
- наименование формы собственности или группировки форм собственности (графа 2);
- идентификационный код (цифровой, двухразрядный, построенный по серийно-порядковому методу) (графа 3);
- алгоритм группировки (представляющий группировочные позиции как суммы других позиций в идентификационных кодах) (графа 4).
6. К наименованиям некоторых позиций Основной схемы классификатора даны примечания, содержащие пояснения их содержания, а также возможные способы углубления классификации смешанных форм собственности.
7. В Приложении приведены выдержки из законодательных и других нормативных актов, относящиеся к основным категориям, используемым в классификаторе.
8. Ведение Классификатора форм собственности осуществляется в следующем порядке:
- эталонный экземпляр Классификатора ведет ГИВЦ Госкомстата России;
- подготовка изменений в Классификатор с учетом предложений пользователей осуществляется Управлением методологии организации статистики совместно с ИСЭИ Госкомстата России по согласованию с ГИВЦ и заинтересованными подразделениями Госкомстата России;
- изменения Классификатора с указанием порядка и сроков их введения в действие утверждаются руководством Госкомстата России по представлению Управления методологии и организации статистики и передаются в ГИВЦ Госкомстата России;
- ГИВЦ Госкомстата России осуществляет внесение изменений в эталонный экземпляр Классификатора и оповещение пользователей об утвержденных изменениях, порядке и сроках их введения в действие.
9. Порядок использования данного Классификатора в ОКПО, в ЕГРПО и в статистической отчетности определен в Методических указаниях по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденных Госкомстатом России.
1. ОСНОВНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАТОРА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
<*> Позиции "1 Российская собственность" и "2 Иностранная собственность" могут интерпретироваться в двояком смысле в зависимости от целей классификации и характера классифицируемых объектов:
1) как группировки, включающие объекты смешанных форм собственности (например, предприятия, организации) в целом (см. алгоритмы "1)" в графе 4) и
2) как группировки, включающие доли имущества (например, доли в уставном фонде), т.е. соответствующие части имущественных объектов со смешанными формами собственности (см. алгоритмы "2)" в графе 4).
В первом случае позиции "1.6 Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и "2.5 Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием" не используются; во втором случае не используется позиция "3 Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием".
<**> Позиции "1.5 Смешанная российская собственность (без иностранного участия)", "2.4 Смешанная иностранная собственность (без российского участия)" и "3 Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием" (представляющие собой группировки объектов смешанных форм собственности в целом) используются в ОКПО, ЕГРПО и в отчетности при отнесении к формам собственности предприятий и организаций в целом. Эти позиции могут детализироваться по более дробным группировкам смешанных форм собственности (например, из позиции 1.5 могут быть выделены "Смешанная российская собственность с долей государственной собственности", "Смешанная российская собственность с долей федеральной собственности" и т.д.).
<***> Позиции "1.6 Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и "2.5 Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием" (представляющие собой группировки долей имущества, находящегося в смешанных формах собственности) не используются в ОКПО, ЕГРПО и в отчетности при отнесении к формам собственности предприятий и организаций в целом. Эти позиции могут далее детализироваться по более дробным группировкам, выражающим определенные доли в смешанной собственности (например, из позиции 1.6 могут быть выделены "Российская государственная собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием", "Российская федеральная собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием" и т.д.).
2. ФАСЕТЫ КЛАССИФИКАТОРА ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Фасет 1. Характеристика имущества по субъектам права собственности
1 Собственность одного лица (собственника)
2 - государства
4 - физического лица
5 Общая (коллективная собственность)
6 - общая долевая собственность
7 - общая совместная собственность
Фасет 2. Характеристика правового статуса имущества
2 Имущество в полном хозяйственном ведении
3 Имущество в оперативном управлении
4 Имущество арендованное
5 Имущество в доверительном управлении (траст)
6 Имущество в залоге
7 Имущество в пожизненном наследуемом владении
8 Имущество во владении
9 Имущество в пользовании
Фасет 3. Характеристика места пребывания имущества
1 Имущество на территории России
3 - в странах СНГ
4 - в других странах
Фасет 4. Группировка собственников иностранного имущества
1 Имущество собственников стран - членов СНГ
2 Имущество собственников других стран
Приложение
к Классификатору
форм собственности
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФОРМАХ СОБСТВЕННОСТИ
Ниже приведены выдержки из законодательных и других нормативных актов, раскрывающих содержание основных категорий, использованных в Классификаторе форм собственности.
1. Формы собственности
"В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений" (см. статью 10 Конституции Российской Федерации, в редакции Закона Российской Федерации "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России" от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная (федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), муниципальная, частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая, совместная, общая долевая)" (см. статью 11 Конституции Российской Федерации в редакции названного выше Закона от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"Верховному Совету Российской Федерации в шестимесячный срок привести законодательство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом" (см. названный выше Закон от 9 декабря 1992 г. N 4061-1).
"Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, либо ее часть может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а также в коллективной собственности и переходить из одной формы в другую в порядке, установленном законодательством" (см. статью 6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., N 4218-1).
2. Субъекты права собственности
"Имущество может находиться в собственности гражданина, юридического лица, государства" (см. статью 44 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик").
3. Общая (коллективная) собственность
"Имущество может принадлежать на праве общей (коллективной) собственности одновременно нескольким лицам с определенной долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность)" (см. статью 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" см. также статью 116 "Гражданского кодекса РСФСР", статью 46 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик").
4. Смешанная собственность
"Допускается объединение имуществ, находящихся в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций), если иное не предусмотрено законом" (см. статью 3 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
"В РСФСР могут создаваться и действовать предприятия смешанной формы собственности, основанные на объединении имущества, находящегося в частной, муниципальной и государственной собственности, а также в собственности общественных организаций, иностранных государств, юридических лиц и граждан" (см. статью 5 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
5. Собственность арендных предприятий
"В соответствии с договором об аренде произведенная продукция, полученные доходы и другое приобретенное за счет средств арендатора (товарищества) имущество за вычетом арендной платы и других обязательных платежей является его собственностью" (см. статью 15 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
"В имуществе арендатора - предприятия, созданного членами трудового коллектива на основе аренды имущества государственного, муниципального предприятия, должны быть определены размеры вкладов трудового коллектива, физических и юридических лиц, имеющих имущество на праве собственности (долю в капитале) в имущественном комплексе арендатора, являющемся их общей собственностью" (см. п. 9 "Указа Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду", 14 октября 1992 г. N 1230).
6. Собственность колхозов, совхозов и других сельских хозяйств
"Собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности" (см. статью 12 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации).
7. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства
"Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности" (см. статью 15 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
8. Право полного хозяйственного ведения имущества
"Имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное за государственным или муниципальным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения" (см. статью 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
9. Право оперативного управления имуществом
"Имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном или муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения" (см. статью 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР").
10. Иностранные инвестиции
"Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода)" (см. статью 2 Закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
11. Осуществление иностранных инвестиций
"Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РСФСР путем:
- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РСФСР и других союзных республик;
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
- приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
- приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
- приобретения иных имущественных прав;
- иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РСФСР законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав." (см. статью 3 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
12. Приобретение иностранными инвесторами долей участия, паев, акций и иных ценных бумаг предприятий
"Иностранные инвесторы вправе приобретать доли участия, паи, акции и иные ценные бумаги предприятий, расположенных на территории РСФСР" (см. статью 35 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
"Иностранные инвесторы могут участвовать в приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также объектов незавершенного капитального строительства на территории РСФСР" (см. статью 37 того же Закона).
13. Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам
"Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам, предприятиям с иностранными инвестициями осуществляется арендодателями на основании договоров аренды в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством" (см. статью 39 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
14. Концессионные договоры
"Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не переданных предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйственное ведение или в оперативное управление..." (см. статью 39 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
15. Собственность потребительских обществ
"Имущество потребительских обществ принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности" (см. статью 5 Закона Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации").
16. Формы собственности санаторно-курортных учреждений региона Кавказских Минеральных Вод
"Установить, что организационно-правовая форма санаторно - курортных учреждений региона Кавказских Минеральных Вод определяется следующим образом:
- санаторно-курортные учреждения, находящиеся на балансе государственных предприятий, министерств, ведомств, являются объектами федеральной собственности;
- санаторно-курортные учреждения, находящиеся на балансе кооперативных и иных негосударственных структур, сохраняют свой статус;
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Госкомстата России
от 20 апреля 1993 г. N 47
КЛАССИФИКАТОР
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Введение
1. Настоящий Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ) является ведомственным нормативным документом Госкомстата России, обязательным для использования при сборе и обработке информации в системе государственной статистики, а также в Общероссийском классификаторе предприятий и организаций (ОКПО) и Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).
2. Классификатор организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов может использоваться для классификации и кодирования коммерческих и некоммерческих организаций, как образующих, так и не образующих юридическое лицо.
3. В Классификатор включены организационно-правовые формы предприятий, установленные Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также организационно - правовые формы предприятий и других организаций с учетом других законодательных актов Российской Федерации и "Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик" и Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3301-1 об их применении в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и законодательным актам Российской Федерации, принятым после 12 июня 1990 года.
4. Классификатор состоит из двух разделов: Основной схемы классификатора, построенной по иерархическому методу классификации (предназначенной для использования в статистической отчетности, в ОКПО и ЕГРПО), и фасетов, позволяющих дать дополнительную характеристику некоторых организационно-правовых форм (для возможного использования в специальных статистических обследованиях).
5. Позиция Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм содержит:
- классификационный код (цифровой, переменной длины, построенный по последовательному методу кодирования) (графа 1);
- наименование организационно-правовой формы или группировки организационно-правовых форм (графа 2);
- идентификационный код (цифровой, двухразрядный, построенный по серийно-порядковой системе) (графа 3); идентификационные коды Классификатора организационно-правовых форм начинаются с кода "40", что исключает их пересечение с идентификационными кодами Классификатора форм собственности (10/30) с целью уменьшения числа возможных ошибок и облегчения контроля правильности кодирования при совместном использовании обоих классификаторов;
- алгоритм группировки (представляющий группировочные позиции в виде сумм других позиций в идентификационных кодах) (графа 4).
6. К наименованиям ряда позиций Основной схемы Классификатора организационно-правовых форм даны примечания, содержащие пояснения их содержания.
7. В Приложении приведены выдержки из законодательных актов, относящиеся к основным категориям, используемым в Классификаторе.
8. Ведение Классификатора организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов осуществляется в следующем порядке:
- эталонный экземпляр Классификатора ведет ГИВЦ Госкомстата России;
- подготовка изменений в Классификатор с учетом предложений пользователей осуществляется Управлением методологии и организации статистики Госкомстата России совместно с ИСЭИ Госкомстата России по согласованию с ГИВЦ и заинтересованными подразделениями Госкомстата России;
- изменения Классификатора с указанием порядка и сроков их введения в действие утверждаются руководством Госкомстата России по представлению Управления методологии и организации статистики Госкомстата России и передаются в ГИВЦ Госкомстата России;
- ГИВЦ Госкомстата России осуществляет внесение изменений в эталонный экземпляр Классификатора и оповещение пользователей об утвержденных изменениях, порядке и сроках их введения в действие.
9. Порядок использования данного Классификатора в ОКПО, ЕГРПО и в статистических работах определен в Методических указаниях по применению в государственной статистике классификаторов форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, утвержденных Госкомстатом России.
1. ОСНОВНАЯ СХЕМА КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
<*> Организационно-правовая форма арендатора.
2. ФАСЕТЫ КЛАССИФИКАТОРА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Фасет 1. Характеристика предприятий и объединений по гражданско-правовому статусу участников (учредителей)
2. С участием юридических лиц
3. С участием физических лиц
4. С участием государства и юридических лиц
5. С участием государства и физических лиц
6. С участием юридических и физических лиц
7. С участием государства, юридических и физических лиц
Фасет 2. Формы хозяйственных (предпринимательских) объединений
1. Ассоциации (союзы) предприятий
2. Концерны
3. Другие объединения предприятий
Фасет 3. Формы участия в капитале предприятий (объединений)
1. Холдинговые компании
2. Дочерние предприятия
Фасет 4. Гражданско-правовой статус хозяйствующих субъектов
1. Юридические лица
2. Без образования юридического лица
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМАХ
Ниже приведены выдержки из законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, раскрывающие содержание основных категорий использованных в Классификаторе организационно-правовых форм.
1. Хозяйствующие субъекты
"Для целей настоящего закона принимаются следующие понятия и определения: ... хозяйствующие субъекты - занимающиеся деятельностью по производству, реализации либо приобретению товаров, частные, государственные или иные предприятия, акционерные общества и иные товарищества, союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, а также иные объединения (организации) и учреждения, пользующиеся правами юридического лица, граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью". (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
2. Коммерческие и некоммерческие организации
"1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели (некоммерческие организации).
2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ; производственных кооперативов; арендных предприятий; коллективных предприятий; государственных и других предприятий, основанных на праве полного хозяйственного ведения переданным им имуществом учредителей; а также хозяйственных объединений указанных юридических лиц.
3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций; потребительских кооперативов; благотворительных и иных фондов; финансируемых собственником учреждений, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами.
Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей." (См. статью 18 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик).
3. Предприятия
"Предприятием является самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли." (См. статью 4 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
"Предпринимательская деятельность, осуществляемая без привлечения наемного труда, может регистрироваться как индивидуальная трудовая деятельность. Предпринимательская деятельность, осуществляемая с привлечением наемного труда, регистрируется как предприятие." (См. статью 2 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
4. Организационно-правовые формы предприятий в соответствии с Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности"
Государственное предприятие (см. статью 6).
Муниципальное предприятие (см. статью 7).
Индивидуальное (семейное) частное предприятие (см. статью 8).
Полное товарищество (см. статью 9).
Смешанное товарищество (см. статью 10).
Товарищество с ограниченной ответственностью (акционерное общество закрытого типа) (см. статью 11).
Акционерное общество открытого типа (см. статью 12).
5. Арендные предприятия
"Организационно-правовая форма арендатора должна быть приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" путем преобразования его в товарищество или акционерное общество." (См. п. 9 Указа Президента Российской Федерации "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г. N 1230).
6. Колхозы и совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия
"По своей организационно-правовой форме колхозы изначально являются негосударственными предприятиями. В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации совхозы также негосударственные предприятия. В этой связи колхозы и совхозы не приватизируются, а подлежат реорганизации в соответствии с действующим законодательством. Исключение составляют сельскохозяйственные предприятия, функционирование которых имеет общегосударственное значение или носит индустриальный характер. Такие предприятия остаются пока в государственной собственности, порядок их приватизации и реорганизации определяется особо." (См. п. 1 "Рекомендаций по реорганизации колхозов и совхозов", утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 14 января 1992 года (Экономическая газета N 9, февраль 1992 г.); см. также "Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708).
7. Организационно-правовые формы и виды предприятий с иностранными инвестициями
"На территории РСФСР предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме акционерных обществ и товариществ, предусмотренных законодательством РСФСР.
На территории РСФСР могут создаваться и действовать:
- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций (совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
- филиалы иностранных юридических лиц."
(См. "Закон об иностранных инвестициях в РСФСР", ст. 12).
8. Иностранные инвесторы
"Иностранными инвесторами в РСФСР могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
- иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
- иностранные государства;
- международные организации." (См. статью 1 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
9. Дочерние предприятия, филиалы и представительства предприятий с иностранными инвестициями
"Предприятие с иностранными инвестициями может создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства на территории РСФСР и за ее пределами, в том числе в иностранных государствах, с соблюдением условий, установленных действующим на территории РСФСР законодательством, законодательством союзных республик и иностранных государств." (См. статью 21 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
10. Объединения и союзы предприятий с иностранными инвестициями
"Предприятия с иностранными инвестициями могут на добровольных началах объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения на условиях, не противоречащих антимонопольному законодательству, действующему на территории РСФСР, и в порядке, предусмотренном законодательными актами РСФСР." (См. статью 23 Закона РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР").
11. Объединения предприятий
"Предприятия могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и другие объединения. Объединения создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии." (См. статью 13 Закона "О предприятиях и предпринимательской деятельности").
"Привести в соответствие со статьями Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" организационно - правовую форму всех ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений государственных и муниципальных предприятий. Учредительные документы предприятий и объединений, не выполнивших указанные преобразования до 1 октября 1992 года, признаются недействительными." (См. Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", 11 июня 1992 года, N 2980-1).
12. Обособленные подразделения предприятий и организаций
"Предприятие имеет право учреждать представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия текущих и расчетных счетов." (См. статью 14 Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности").