Перейти к содержанию:
Налог на добавленную стоимость | Налоговые проверки
Налоговые требования: какие документы налогоплательщик вправе не предоставлять
Налоговая служба может запрашивать у налогоплательщика документы — как при различных проверках, так и вне проверок. Налогоплательщик, в свою очередь, не обязан выполнять требования налоговых органов, которые не соответствуют НК РФ. Какие документы налоговая требовать не вправе, а налогоплательщик может не предоставлять?
Налоговая может потребовать документы в четырех случаях:
- при проведении камеральной проверки декларации или расчета, представленного налогоплательщиком — получателем запроса;
- при проведении выездной проверки налогоплательщика — получателя требования;
- при «встречной» проверке (в этом случае проверка проводится не у адресата запроса, а у его контрагентов или других лиц, которые как-то с ним связаны);
- вне рамок каких-либо проверок.
При получении требования налогоплательщик обязан предоставить запрашиваемые документы. Однако для ФНС существуют ограничения: не все документы можно включать в требование. Соответственно, налогоплательщик может правомерно не предоставлять некоторые из них. Рассмотрим, какие именно документы и в каких случаях можно не передавать в налоговую.
При камеральной проверке
В ходе этой проверки налоговые инспекторы направляют требование со ссылкой на ст. 88 НК РФ о предоставлении того или иного документа. При этом сотрудники ИФНС не должны запрашивать, если в декларации:
Неточности | Льготы | Убытки | НДС к возмещению | Несоответствия |
— счета-фактуры, «первичку», договоры, любые данные бухучета (регистры, ОСВ); — штатное расписание; — данные налогового учета, включая книгу учета доходов и расходов и т. д.; — информацию, отличную от пояснений: расшифровки («дебиторки» и «кредиторки», по счетам бухучета, расходов и т. д.), сведения об основных средствах; — пояснения по экономической деятельности налогоплательщика — о причинах роста вычетов, падения доходов, динамике производства и т. п.; — еще одну уточненную декларацию (если уже была отправлена «уточненка») |
— документы, подтверждающие право на пониженную ставку |
— «первичку»; — регистры бухгалтерского и налогового учета; — карточки счетов; — ОСВ; — уточненную декларацию |
— ОСВ и прочие регистры бухучета; — договоры с покупателями продукции, входной НДС по которой заявлен к вычету; — документы на доставку товара до места хранения или реализации; — ветеринарные свидетельства на товар; — доверенности; — акты сверки и акты взаимозачетов; — трудовые книжки и штатное расписание; — приказы по кадрам; — сведения о назначении руководителя |
— пояснения или «уточненку»; — сводные и аналитические документы; — анализ конкретного счета; — документы (в том числе карточки счетов, ОСВ), не относящиеся к конкретным «проблемным» операциям |
В рамках камеральной проверки расчета по страховым взносам ИФНС не вправе требовать пояснения и уточненный расчет.
Как подготовить «безопасный» ответ на требование ФНС при камеральной проверке и избежать новых претензий со стороны налоговых органов, читайте в статье.
При выездной проверке
В рамках этой проверки не могут быть запрошены со ссылкой на ст. 93 НК РФ следующие документы:
- требование о предоставлении информации, в том числе в виде различных расшифровок, расчетов, списков и т. п.;
- документы, которые не относятся к проверяемому периоду либо срок хранения которых уже истек;
- копии документов, оригиналы которых уже находятся в руках проверяющих (в том числе когда ИФНС решила вернуть оригиналы, но налогоплательщик их еще не забрал).
При встречной проверке
В этом случае основанием для требования документов служит п. 1 ст. 93 НК РФ. Под это требование не подпадают:
- документы по всей деятельности получателя запроса;
- трудовые договоры, где работодателем является сам получатель запроса;
- документы, касающиеся иных компаний, никак не связанных с проверяемым.
В других случаях
Ссылаясь на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, налоговики могут получить от налогоплательщика документы или информацию по конкретной сделке. В этой ситуации не обязательно предоставлять:
- документы и информацию по взаимоотношениям с контрагентом за период в целом, без привязки к конкретным сделкам;
- данные за определенный период по всем контрагентам;
- информацию, которая не имеет отношения к сделкам (штатное расписание, расшифровки строк декларации, показатели баланса или затрат и др.).
Читайте подробную аналитику в статье «Требования о предоставлении документов: законные и не очень»: сроки, в которые налоговая может прислать требование, какие документы имеет право запрашивать, а какие — нет и от чего это зависит.
Алексей Крайнев, юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям
Вероника Брагина, налоговый журналист справочно-правового сервиса Контур.Норматив