Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 мая 2003 г. N 4502
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 27 февраля 2003 г. N 98
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст. 849), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
2. Настоящий Приказ довести до заместителей Министра, начальников (руководителей) департаментов, начальников управлений и самостоятельного отдела центрального аппарата МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководителей организаций МЧС России в установленном порядке.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДВОДНЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ, НАХОДЯЩИХСЯ ВО ВНУТРЕННИХ ВОДАХ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МОРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и представления декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее - Порядок), разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124 "О декларировании безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 8, ст. 849).
2. Порядок предназначен для собственников подводных объектов (ПО), разрабатывающих декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее - декларации), и проекты проведения подводных работ специального назначения.
3. Декларирование безопасности ПО осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в районе их нахождения. В случае подготовки проекта работ на подводном объекте, на который отсутствует декларация, она разрабатывается одновременно с проектом или в составе проекта этих работ.
4. Декларация является документом, определяющим возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения ПО и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.
5. Декларация представляется в течение 6 месяцев с момента затопления объекта.
II. Термины и определения
Подводные объекты - подводные потенциально опасные объекты: суда, иные плавсредства, космические и летательные аппараты, в том числе их элементы, и другие технические средства, а также боеприпасы, элементы оборудования и установки, полностью или частично затопленные во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации в результате аварийных происшествий или захоронений, содержащие ядерные материалы, радиоактивные, химические отравляющие, взрывчатые и другие опасные вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
Декларация безопасности подводного объекта - документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций в районе нахождения подводного объекта и мероприятия по их предупреждению и ликвидации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 124).
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133).
III. Принципы декларирования подводных потенциально опасных объектов
6. Декларирование безопасности ПО является обязательным для всех собственников этих подводных объектов.
7. Отнесение объекта к ПО, подлежащим декларированию безопасности, связано с наличием на объекте опасных веществ (приложение N 1 к Порядку).
IV. Структура декларации безопасности подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации
8. Декларация включает в себя следующие структурные элементы:
титульный лист;
аннотация;
оглавление.
Разделы:
общая информация;
анализ безопасности ПО;
обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затопления ПО;
порядок оповещения населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе).
Приложения:
ситуационный план ПО;
информационный лист.
Требования к структурным элементам (разделам) декларации приведены в приложении N 2 к Порядку.
V. Разработка, утверждение и представление декларации безопасности
9. Декларация разрабатывается и утверждается собственником ПО.
10. Для ПО, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, декларация разрабатывается и утверждается органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами, осуществляющими права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
11. Собственник ПО, утвердивший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.
12. Декларация составляется в шести экземплярах и представляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор России, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и орган местного самоуправления, на территории которых расположен декларируемый подводный объект. В Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности представляется декларация только в отношении ядерно- и радиационно опасных подводных объектов, кроме подводных объектов Министерства обороны Российском Федерации.
13. Один экземпляр декларации хранится у собственника ПО, утвердившего декларацию.
14. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий включает декларируемые ПО в реестр подводных потенциально опасных объектов, находящихся во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации.
VI. Уточнение декларации безопасности подводного потенциально опасного объекта
15. Декларация подлежит уточнению в случаях:
изменения условий в районе размещения ПО, влияющих на обеспечение безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в срок не позднее 6 месяцев с момента получения информации об изменениях;
изменения действующих требований (правил и норм) в области технической и экологической безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий в срок не позднее 1 года после их изменения;
решения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятого на основании результатов обследования ПО или работ, направленных на повышение безопасности ПО.
16. Декларация уточняется не реже одного раза в 5 лет.
Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ОТНЕСЕНИЕ ОБЪЕКТА К ПО, ПОДЛЕЖАЩЕМУ ДЕКЛАРИРОВАНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ
К ПО, подлежащим декларированию безопасности, относятся объекты, на которых имеются следующие опасные вещества:
взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588);
токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграммов на литр до 2 миллиграммов па литр включительно;
высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграммов на литр (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышает установленные для химических элементов, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, нормативы и оказывает негативное воздействие на окружающую среду (Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 2, ст. 133);
опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009);
ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552);
радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
нефть - любая стойкая нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо, смазочное масло и китовый жир, независимо от того, перевозятся ли они на борту судна в качестве груза или в топливных танках такого судна (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, Брюссель, 29 ноября 1969 г. - Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 27-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. и денонсации Российской Федерацией Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.", Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 148).
Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 27.02.2003 N 98
ТРЕБОВАНИЯ
К СТРУКТУРНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ (РАЗДЕЛАМ) ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПО
1. Титульный лист является первой страницей декларации.
На титульном листе приводятся следующие сведения:
регистрационный номер декларации;
гриф утверждения декларации;
наименование декларации;
место и дата составления декларации безопасности.
2. Аннотация содержит:
сведения о разработчиках декларации;
краткое изложение основных разделов декларации с обязательным указанием основных опасностей.
3. Оглавление включает в себя наименование всех разделов и приложений с указанием страниц, с которых начинаются эти элементы декларации.
Разделы
а) общие сведения о ПО;
б) общие меры безопасности.
а) Общие сведения о ПО включают:
сведения о ПО;
географические, гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические характеристики района нахождения ПО;
краткие сведения об экспедиционных обследованиях и мониторинге ПО и района его затопления.
Сведения о ПО включают:
полное и сокращенное наименование ПО, его составных частей, а также собственника ПО на момент его затопления;
форму собственности;
сведения о регистрации, учредителях и субъекте Российской Федерации, где зарегистрирован собственник объекта;
дату затопления;
перечень опасных веществ с указанием их количества, находящегося на ПО;
масс-габаритные характеристики объекта в целом и составных частей (боеприпасов, металлоконструкций и т.п.);
характеристику состояния защитных барьеров на возможных путях поступления потенциально опасных веществ из ПО в окружающую среду;
обстоятельства затопления (с разрушением, с предварительной подготовкой и т.п.).
Географические, гидрометеорологические, геологические, гидрологические и экологические характеристики района нахождения ПО включают:
наименование водного объекта, его принадлежность;
координаты и глубина затопления;
сейсмологическая активность;
наличие рыбных промыслов и водных биоресурсов;
фоновые значения уровня загрязнения донных отложений и воды;
соленость воды;
рельеф дна;
состав грунта;
волновой режим;
ледовый режим;
скорость водотока;
расстояние до ближайшей береговой точки.
Краткие сведения об обследованиях ПО и района его затопления включают:
организация, проводившая обследование;
характер проведения обследований;
характеристики технических средств проведения обследований;
наличие отчетов (публикаций) о результатах обследования.
б) Общие меры безопасности включают:
перечень планируемых мероприятий, направленных на повышение безопасности ПО;
перечень планируемых мероприятий по способам действий при чрезвычайных ситуациях и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду;
характеристики систем контроля за безопасностью ПО, сведения об организации служб мониторинга, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб.
При разработке декларации в составе проекта подводных работ специального назначения дополнительно включаются общие сведения о технологических работах, выполняемых на ПО, которые содержат:
краткие сведения о технической сущности выполняемых технологических работ, а также сведения об организации - головном подрядчике работ;
сведения о проверках и испытаниях (с указанием соответствующих актов) основного технологического оборудования, технических систем и устройств, предполагаемых к установке на ПО, систем контроля и управления, связи, аварийной сигнализации и оповещения;
перечень разработанной и утвержденной в установленном порядке технической документации по выполнению работ, обеспечению безопасности ПО как в процессе выполнения работ, так и после их окончания, инструкции по технике безопасности и т.п.;
сведения о выполнении мероприятий по результатам экспертизы проектной документации;
характеристика профессиональной и противоаварийной подготовки персонала, непосредственно участвующего в производстве подводных работ специального назначения, с указанием порядка допуска персонала к работе и регулярности проверки знаний норм и правил безопасности.
5. Анализ безопасности ПО содержит:
а) данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО, аппаратурных средствах и методическом обеспечении контроля за их состоянием;
б) описание конструктивно-технических решений, направленных на повышение противоаварийной устойчивости ПО;
в) анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации.
а) Данные о потенциально опасных веществах, находящихся на ПО, и аппаратурных средствах контроля за их состоянием включают:
характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на ПО;
характеристики систем диагностики состояния ПО.
Характеристики потенциально опасных веществ, находящихся на ПО, включают наименование веществ, их состав, химические формулы, данные о взрывной и пожарной опасности, токсикологические, биологические или радиологические данные, качественное описание свойств потенциально опасных веществ, в том числе параметры их поведения при длительном нахождении в водной среде.
Характеристики систем диагностики состояния ПО включают:
сведения о типе и характеристиках приборов диагностического контроля;
способы получения информации о состоянии ПО.
б) Описание конструктивно-технологических решений, направленных на повышение безопасности при затоплении ПО, включает:
план размещения на ПО элементов, устройств, емкостей, в которых имеются потенциально опасные вещества, с обозначением типа контейнеров, боеприпасов;
проектную конструктивно-технологическую схему локализации потенциально опасных веществ на ПО и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду;
характеристики технических решений по исключению разгерметизации корпуса ПО или его элементов, где находятся потенциально опасные вещества, и предупреждению аварийных выбросов этих веществ, в том числе характеристики защитных барьеров и устройств;
характеристики технических решений, направленных на предупреждение развития аварий на ПО и локализацию выбросов потенциально опасных веществ, на обеспечение пожарной и взрывной безопасности ПО;
описание систем блокировок, автоматического срабатывания запорных и защитных устройств.
в) Анализ риска возникновения чрезвычайной ситуации включает:
сведения об известных чрезвычайных ситуациях и негативном воздействии на окружающую среду;
анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
оценку риска чрезвычайных ситуаций;
блок-схему анализа вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
выводы.
Сведения об известных чрезвычайных ситуациях включают:
данные о чрезвычайных ситуациях и неполадках, имевших место на декларируемом ПО;
данные о чрезвычайных ситуациях, имевших место на других аналогичных ПО и при производстве аналогичных подходных работ специального назначения;
данные о негативном воздействии на окружающую среду загрязняющих веществ, поступивших в окружающую среду.
Анализ условий возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
выявление возможных причин возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
определение критических групп населения (групп населения, максимально подверженных воздействию вредных факторов);
формирование сценариев возможных чрезвычайных ситуаций с учетом путей воздействия на критические группы населения и негативного воздействия на окружающую среду;
оценку состава и количества потенциально опасных веществ, представляющих опасность при чрезвычайной ситуации;
обоснование применяемых для оценки опасности физико-математических моделей и методов расчета.
Оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций включает:
определение возможных последствий чрезвычайных ситуаций с учетом их вероятности;
определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях аварий;
оценку возможных уровней воздействия чрезвычайных ситуаций на ПО на критические группы населения, объекты экономики и окружающую природную среду;
оценку величины (стоимости) возможного ущерба физическим и юридическим лицам в случае чрезвычайной ситуации;
оценку негативного воздействия на окружающую среду.
Блок-схема анализа вероятных сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций содержит изображение постадийного развития чрезвычайных ситуаций на разных уровнях в зависимости от масштабов и тяжести последствий.
Выводы включают:
основные результаты анализа риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
перечень разработанных мер по уменьшению риска чрезвычайных ситуаций.
При разработке декларации в составе проекта подводных работ специального назначения дополнительно включается краткое описание технологии выполнения работ, которое содержит:
принципиальную технологическую схему выполнения работ с обозначением основного оборудования, плавсредств и кратким описанием технологического процесса выполнения работ;
оценку риска возможного ущерба в результате производства работ;
оценку риска возможного ущерба в случае невыполнения работ;
план размещения основного оборудования, устройств (в том числе локализующих опасность ПО) на ПО или вблизи от него;
обоснование мест хранения потенциально опасных веществ (в случае их полного или частичного снятия с ПО), правильности распределения используемых в работах помещений, плавсредств, пунктов управления работами с точки зрения обеспечения безопасности выполнения работ и защиты персонала;
обоснование принятых решений по бесперебойному энергообеспечению технологического процесса выполнения работ;
обоснование принятых решений по безопасности при транспортировке отдельных составных частей ПО, содержащих потенциально опасные вещества (если такая транспортировка предусмотрена технологией выполнения работ).
6. Обеспечение готовности к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в районе затоплений ПО содержит:
описание средств и мероприятий по защите людей, объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду;
порядок организации медицинского обеспечения.
Описание средств и мероприятий по защите людей и объектов экономики в прибрежной зоне, предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую среду включает:
характеристику мероприятий по созданию, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
характеристику мероприятий по обучению персонала способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе с использованием аварийно-спасательных плавсредств;
порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сведения о резервах материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок организации медицинского обеспечения в случае чрезвычайных ситуаций включает:
сведения о составе сил медицинского обеспечения персонала, участвующего в ликвидации чрезвычайной ситуации, и населения прибрежной зоны;
порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим.
7. Порядок оповещении населения, проживающего на прилегающей территории (в прибрежном районе), содержит порядок информирования населения и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ПО, о прогнозируемых и возникших на ПО чрезвычайных ситуациях.
Приложения
8. Ситуационный план ПО содержит обозначения:
района затопления ПО;
организаций, населенных пунктов, источников водопотребления, водозаборов и водоочистных сооружений прилегающей территории (прибрежного района), находящихся в зоне действия поражающих факторов в случае возможной аварии на ПО;
зон возможного поражения, определенных в разделе "Анализ безопасности ПО", с указанием численности людей в этих зонах, времени достижения поражающих факторов.
9. Информационный лист может представляться отдельно от декларации безопасности по запросам граждан и общественных организаций и содержит:
наименование ПО и района его затопления;
наименование организации, ответственной за информирование и взаимодействие с общественностью;
краткое описание ПО и планируемых подводных работ специального назначения (финансирование работ по подготовке декларации безопасности осуществляется за счет собственника подводного потенциально опасного объекта);
перечень и основные характеристики опасных веществ, находящихся на ПО;
краткую информацию об имевших место чрезвычайных ситуациях и их последствиях, негативном воздействии на окружающую среду;
информацию о способах оповещения населения прилегающей территории (прибрежного района) о чрезвычайных ситуациях и действиях населения в чрезвычайной ситуации;
сведения об источниках получения дополнительной информации.