МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 июля 2000 г. N 751
ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ МВД РОССИИ ОТ 26 ИЮНЯ 2000 Г. N 3 КМ/1
1. Объявить для руководства и исполнения решение коллегии МВД России от 26 июня 2000 г. N 3 км/1 "О реформировании деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения в свете требований Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (Приложение N 1).
2. Утвердить мероприятия по реализации Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на период 1998 - 2005 гг. на втором (до 2005 г.) этапе (Приложение N 2).
3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра по курируемым направлениям деятельности.
Министр,
генерал-полковник
В.РУШАЙЛО
Приложение N 1
к Приказу МВД России
от 12 июля 2000 г. N 751
КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2000 г. N 3 км/1
О РЕФОРМИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15 ИЮНЯ 1998 Г. N 711 "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Коллегия отмечает, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" <*> МВД России осуществлен комплекс мероприятий по реформированию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - "Государственная инспекция"). Утверждены положения об органах управления и подразделениях системы Государственной инспекции. Проведена переаттестация личного состава, переработаны должностные инструкции сотрудников. Реализуются меры по улучшению взаимоотношений инспекторского состава дорожно-патрульной службы с водителями и пешеходами. Активизировано взаимодействие с министерствами, ведомствами, общественными организациями, трудовыми коллективами, средствами массовой информации. Проведен опрос участников дорожного движения о деятельности службы, по результатам которого около 70% респондентов положительно оценили изменения, произошедшие в деятельности подразделений ГИБДД.
<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2899.
Принятые меры позволили несколько стабилизировать обстановку на автомобильных дорогах страны. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 0,3%, число пострадавших в них людей - на 0,1%. Впервые за последние годы снизились все основные показатели аварийности на транспорте физических лиц. На 3,9% меньше совершено происшествий водителями, находившимися в состоянии алкогольного опьянения. На 4,3% уменьшилось число погибших и раненых несовершеннолетних в результате дорожно-транспортных происшествий.
Данная тенденция отмечается и в текущем году. Количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 6,7%, число погибших уменьшилось на 5,7%, раненых - на 8,3%.
Количество преступлений, раскрытых с участием сотрудников Государственной инспекции в 1999 г., увеличилось на 19,4%.
Вместе с тем масштаб и глубина реформирования деятельности Государственной инспекции на первом этапе реализации Концепции развития и совершенствования деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России на период 1998 - 2005 гг. (далее - "Концепция") оказались недостаточными. Явно отстает психологическая адаптация личного состава к работе в новых условиях. Медленно проходит переориентация надзора на обеспечение безопасного и бесперебойного процесса дорожного движения, выявление и пресечение грубых нарушений Правил дорожного движения, применение современной кино-, фото-, видеотехники. Не изжита практика привлечения участников дорожного движения к административной ответственности за незначительные правонарушения. Остаются распространенными факты беспричинных остановок транспортных средств и мздоимства.
Требуется дальнейшее усиление контроля и надзора на объектах транспортно-дорожного комплекса, разграничение компетенции контрольных органов в сфере безопасности дорожного движения.
Государственная инспекция не заняла наступательной позиции в решении вопросов создания эффективной системы организации движения транспорта и пешеходов в городах, контроля за состоянием дорожных условий. Не мобилизованы имеющиеся силы и средства на предупреждение дорожно-транспортных происшествий в рамках существующих экономических, правовых и организационных отношений. Ослаблено внимание службы к проблеме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Медленно, а зачастую нерешительно внедряются в практику новые формы и методы работы. Разработки научно-исследовательского центра ГИБДД МВД России еще недостаточно востребованы.
Отмеченные недостатки в реформировании системы Государственной инспекции в определенной степени снижают эффективность борьбы с аварийностью на автодорогах.
Главная цель реформирования, определенная Концепцией и направленная на повышение защищенности населения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обусловливает необходимость принятия дополнительных исчерпывающих мер по углублению преобразований и деятельности службы, приданию этой работе системного характера, широкому внедрению программно-целевых подходов, концентрации сил и средств службы на приоритетных направлениях.
Коллегия решила:
1. Считать, что мероприятия по реализации Концепции на первом этапе (до 2000 г.) в основном выполнены.
2. Одобрить прилагаемые мероприятия по реализации Концепции на втором (до 2005 г.) этапе.
3. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) УРО МВД России:
3.1. Подвести в двухмесячный срок на заседаниях коллегий (оперативных совещаниях) итоги реформирования деятельности подразделений Государственной инспекции на первом этапе. О результатах проинформировать ГУГИБДД МВД России.
3.2. Разработать и до 1 октября 2000 г. утвердить план первоочередных мероприятий по реализации Концепции на втором этапе, предусмотрев разработку и осуществление целевых программ по приоритетным направлениям деятельности службы. Мобилизовать личный состав на выполнение этих мероприятий. Исполнение взять под особый контроль.
3.3. Внести до 1 ноября 2000 г. в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о целевом выделении финансовых средств для оснащения подразделений дорожно-патрульной службы Государственной инспекции современными контрольно-измерительными приборами для выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения.
3.4. Привести до 1 января 2001 г. в соответствие с Приказами МВД России от 25 февраля 1999 г. N 146, от 12 марта 1999 г. N 187, от 25 ноября 1999 г. N 957 штатную численность государственных инспекторов дорожного надзора.
3.5. Принять меры по недопущению использования не по назначению выпускников образовательных учреждений МВД России, прошедших обучение по специальности "Административно-правовая деятельность ГИБДД".
3.6. Обеспечить специализацию дознавателей и следователей по раскрытию и расследованию дорожно-транспортных преступлений путем создания специализированных подразделений и следственно-оперативных групп.
3.7. Обеспечить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими заинтересованными организациями внедрение средств технического диагностирования в практику деятельности Государственной инспекции при проведении государственного технического осмотра в первую очередь транспортных средств для перевозки пассажиров, крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов. До 1 января 2001 г. о принятых мерах доложить в ГУГИБДД МВД России.
3.8. Усилить пропагандистско-профилактическую работу по разъяснению законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения и причин, порождающих дорожно-транспортные происшествия, в том числе с тяжкими последствиями.
3.9. Проанализировать в трехмесячный срок состояние учетно-регистрационной дисциплины в деятельности Государственной инспекции. Результаты этой работы рассмотреть на оперативных совещаниях. Принять исчерпывающие меры по недопущению случаев укрытия дорожно-транспортных происшествий от учета и необоснованного вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел.
3.10. Совместно с ГУГИБДД (Федоров В.А.), УИ (Аксенов О.В.) МВД России организовать в течение 2001 г. проведение кампании социальной рекламы по формированию положительного общественного мнения ГИБДД с привлечением рекламных агентств и использованием возможностей радио, телевидения, печати, стендов наружной рекламы.
4. ГУГИБДД МВД России (Федорову В.А.):
4.1. Усилить организующую роль главного управления в выработке и реализации органами внутренних дел мероприятий по профилактике аварийности на автотранспорте, повышению уровня организационно-методического руководства системой Государственной инспекции, реализации целевых программ по направлениям деятельности службы. Обеспечить широкое участие представителей ГУГИБДД МВД России в подготовке и проведении как федеральных, так и региональных мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения.
4.2. Активизировать работу по нормативному правовому и научно-методическому обеспечению Государственной инспекции в условиях реформирования. В этих целях:
4.2.1. Подготовить и направить в I квартале 2001 г. в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации методические разработки для практических работников горрайорганов внутренних дел по разъяснению целей и задач деятельности Государственной инспекции в условиях реформирования на втором этапе реализации Концепции.
4.2.2. Организовать и в течение 2001 г. провести кустовые совещания-семинары по обмену опытом реформирования деятельности подразделений Государственной инспекции, пропагандирования новых, хорошо зарекомендовавших себя на практике форм и методов работы, внедрения перспективных оперативно-технических средств и систем, использования наработок дорожной полиции зарубежных стран.
4.3. Разработать в срок до 1 января 2001 г. совместно с Минобразованием России проект типового положения о детских общественных объединениях по дорожному движению.
4.4. Подготовить до 15 августа 2000 г. совместно с ГФЭУ, ГУРО, ТУ МВД России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения в Правительство Российской Федерации о целевом выделении финансовых средств для развития информационной системы Государственной инспекции в целях ее интеграции в единое информационное пространство как МВД России, так и других правоохранительных органов.
4.5. Проанализировать совместно с ГИЦ МВД России в I квартале 2001 г. ход выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации". При необходимости подготовить предложения в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по упорядочению и ускорению создания специализированных станций государственного технического осмотра, внедрению компьютерных систем учета его результатов с выходом на федеральные базы данных АИПС "Розыск", "Документ", "ФР-Оповещение".
4.6. Подготовить совместно с ГФЭУ МВД России, Госстроем России, Мингосимуществом России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:
4.6.1. Во втором полугодии 2001 г. предложения по вопросам совершенствования структуры управления и нормативного правового обеспечения деятельности, связанной с организацией дорожного движения в городах, а также установке, ремонту и эксплуатации технических средств организации дорожного движения для внесения в Правительственную комиссию Российской Федерации по обеспечению безопасности дорожного движения.
4.6.2. До 1 января 2001 г. предложения по совершенствованию деятельности специализированных монтажно-эксплуатационных предприятий с учетом развития рынка труда в жилищно-коммунальном и дорожном хозяйстве и имеющегося опыта работы по установке и обслуживанию технических средств и автоматизированных систем организации дорожного движения в городах.
Председатель,
генерал-полковник
В.РУШАЙЛО
Приложение N 2
к Приказу МВД России
от 12 июля 2000 г. N 751
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД 1998 - 2005 ГГ. НА ВТОРОМ (ДО 2005 Г.) ЭТАПЕ
1. Нормативное правовое обеспечение
1.1 | Принять участие в разработке, доработке и сопровождении проектов Федеральных законов: | ||
1.1.1 | Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | ГУПРиВС, ГУГИБДД МВД России | по плану Федерального Собрания Российской Федерации |
1.1.2 | "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев механических транспортных средств" (совместно с Минтрансом России, другими заинтересованными организациями) | ГУГИБДД МВД России | по плану Федерального Собрания Российской Федерации |
1.2 | Принять участие в разработке, доработке и сопровождении проектов Постановлений Правительства Российской Федерации: | ||
1.2.1 | О лицензировании деятельности в сфере дорожного движения (совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) | ГУГИБДД МВД России | декабрь 2000 г. |
1.2.2 | О взимании платы с владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования (совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минюстом России) | ГУГИБДД, ГФЭУ МВД России | по плану головного исполнителя |
1.2.3 | Об установлении ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, дорогам субъектов Российской Федерации и использовании средств, получаемых от взимания этой платы (совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минюстом России) | ГУГИБДД, ГФЭУ МВД России | по плану головного исполнителя |
1.2.4 | О правилах перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (совместно с Минтрансом России) | ГУГИБДД МВД России | по плану головного исполнителя |
1.2.5 | О правилах перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (совместно с Минтрансом России) | ГУГИБДД, ГУООП МВД России | по плану головного исполнителя |
1.2.6 | О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения Российской Федерации и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (совместно с Минтрансом России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) | ГУГИБДД МВД России | сентябрь 2002 г. |
1.3 | Подготовить инструкцию об организации деятельности подразделений дознания ГИБДД по делам о дорожно-транспортных преступлениях, предусмотренных статьями 264, 265 Уголовного кодекса Российской Федерации | ГУГИБДД МВД России, СК при МВД России | в течение 6 месяцев после принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации |
1.4 | Подготовить изменения и дополнения в ГОСТ 25478 ("Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки" и внести в установленном порядке в Госстандарт России (совместно с Минтрансом России)) | ГУГИБДД МВД России | сентябрь 2002 г. |
1.5 | Разработать проекты государственных стандартов, регламентирующих требования к специальным и специализированным транспортным средствам, мототранспортным средствам, транспортным средствам, управляемым инвалидами, транспортным средствам, используемым для обучения вождению, транспортным средствам, изготовленным в индивидуальном порядке или в единичных экземплярах (совместно с Минтрансом России) | ГУГИБДД МВД России | сентябрь 2004 г. |
1.6 | Подготовить проект межведомственного нормативного правового акта, регламентирующего порядок внесения изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД России (совместно с Госстандартом России и другими заинтересованными организациями) | ГУГИБДД МВД России | июнь 2001 г. |
1.7 | Определить степень эффективности применения Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в части осуществления государственного надзора и контроля за обеспечением безопасности дорожного движения и при необходимости подготовить соответствующие предложения (совместно с Минтрансом России, Госстандартом России, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти) | ГУГИБДД МВД России | сентябрь 2001 г. |
2. Совершенствование организационно-управленческой сферы
3. Контрольно-надзорная деятельность
4. Разъяснительно-пропагандистская деятельность и работа с общественностью
4.1 | Подготовить предложения о создании в сети Интернет-сайта ГУГИБДД МВД России | ГУГИБДД, ТУ, ГФЭУ МВД России | март 2001 г. |
4.2 | Обеспечить проведение всероссийских конкурсов телерадиопрограмм и публикаций в прессе, фоторабот сотрудников ГИБДД (один раз в два года), конкурсов, соревнований юных инспекторов движения (ежегодно) | ГУГИБДД, УИ МВД России | 2000 - 2005 гг. |
4.3 | Проанализировать последствия ДТП, повлекшие гибель или ранение детей, находившихся в легковых автомобилях в качестве пассажиров. Подготовить предложения по внесению изменений в Правила дорожного движения в части обязательного применения детских удерживающих систем при перевозке детей | ГУГИБДД МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации | декабрь 2001 г. |
5. Развитие дорожно-патрульной службы и совершенствование деятельности ГИБДД по охране общественного порядка и борьбе с преступностью
5.1 | Подготовить предложения в Правительство Российской Федерации о порядке финансирования специализированных подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД на федеральных автомобильных дорогах за счет средств федерального бюджета (совместно с Минфином России, Минтрансом России) | ГУГИБДД, ГФЭУ, ГОИУ МВД России | декабрь 2001 г. |
5.2 | Подготовить предложения по возложению на ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации функций осуществления весового контроля и финансированию этой деятельности за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (совместно с Минтрансом России) | ГУГИБДД, ГОИУ, ГФЭУ МВД России | июнь 2001 г. |
5.3 | В целях совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность дорожно-патрульной службы ГИБДД, подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Приказы МВД России от 25.02.99 N 146 и от 20.04.99 N 297 в связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях | ГУГИБДД МВД России | в течение 3 месяцев после принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
5.4 | Внести в установленном порядке предложения по изменению дислокации, дальнейшего функционирования, источников ресурсного обеспечения контрольных постов милиции межрегиональной оперативно-поисковой заградительной системы по розыску транспортных средств | ГУГИБДД, ГУУР, ГУООП, ГОИУ МВД России | декабрь 2000 г. |
5.5 | Подготовить проект нормативного правового акта об утверждении единой дислокации стационарных постов дорожно-патрульной службы на федеральных дорогах, осуществить организационно-практические меры по их оснащению в соответствии с нормами табельной положенности | ГУГИБДД, ГУРО МВД России, МВД ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации | июнь 2001 г. |
5.6 | Осуществить организационно-практические меры по завершению эксперимента ношения в подразделениях ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации специальных комплектов снаряжения для несения дорожно-патрульной службы, подготовить предложения по вопросам организации обеспечения данным видом имущества сотрудников ДПС | ГУГИБДД, ГУРО МВД России | июнь 2000 г. |
5.7 | Подготовить проект решения Правительства Российский Федерации, определяющий порядок представления организациями - изготовителями транспортных средств сведений о выпущенных автомобилях, шасси, кузовах, двигателях, сериях и номерах паспортов транспортных средств (шасси) в МВД России | ГУГИБДД, ГИЦ МВД России | декабрь 2000 г. |
5.8 | Подготовить предложения о введении системы вторичного маркирования транспортных средств с измененной, уничтоженной заводской маркировкой кузовов и двигателей автомобилей (совместно с Госстандартом России) | ГУГИБДД, ЭКЦ, ГУУР МВД России | декабрь 2000 г. |
5.9 | Разработать предложения по обеспечению информационного взаимодействия систем, содержащих базы о данных выпущенных, зарегистрированных и разыскиваемых автомототранспортных средствах государств ближнего и дальнего зарубежья, и подготовить соответствующие предложения | ГУГИБДД, НЦБ Интерпола МВД России | июнь 2001 г. |
5.10 | Подготовить предложения об информационной совместимости баз данных ГИБДД с базами данных криминальных учетов | ГУГИБДД, ГИЦ, ТУ, ГУУР, ГУРО МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации | март 2002 г. |
6. Административно-правовая деятельность
6.1 | Подготовить предложения в нормативный правовой акт, регламентирующий деятельность сотрудников ГИБДД при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в сфере дорожного движения в связи с изменениями в законодательстве | ГУГИБДД МВД России | в течение 6 месяцев с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
6.2 | Подготовить и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам подготовки его решений, обеспечивающих реализацию норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся деятельности ГИБДД МВД России | ГУГИБДД МВД России | в течение 3 месяцев с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
6.3 | Разработать методические рекомендации по применению нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части производства по делам о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения | ГУГИБДД МВД России | в течение 6 месяцев с момента принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |