ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2003 г. N 8156/02
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Красноярскэнерго" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.02 по делу N А33-12681/01-с3(а) Арбитражного суда Красноярского края.
В заседании приняли участие представители: от ОАО "Красноярскэнерго" (далее - общество) - Белик С.Е., Запрягаева Н.Л.; от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов (далее - инспекция) - Ермоленко А.А., Колесникова Л.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Г.Г. Полетаевой, а также выступления представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Красноярскэнерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих порядок и основания для взыскания пеней, установленных статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07.02.02 иск общества к инспекции о признании незаконными ее действий: помесячному начислению пеней по состоянию на 01.09.01 за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд, в том числе по отсроченным в установленном порядке платежам, а также об обязании инспекции исключить сумму пеней из состава задолженности по лицевому счету общества, удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.05.02 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 29.07.02 указанные судебные акты отменил, в иске отказал.
Суд кассационной инстанции исходил из того, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, установленный пунктом 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1, также установлен решением Малого совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.92 N 170-М, утвердившим Порядок образования и использования средств территориального дорожного фонда Красноярского края. Поэтому признал правомерными действия налогового органа, известившего общество письмом от 10.09.01 N 04-23-01/2444 о наличии у него по лицевому счету задолженности по налогам, пеням и штрафам, включая задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд и пеней, начисленных на сумму задолженности по состоянию на 01.09.01.
Общество считает, что закона, устанавливающего обязанность налогоплательщика вносить налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд ежемесячно, не имеется, поэтому у него как налогоплательщика нет обязанности платить этот налог в указанный срок, соответственно у инспекции нет оснований для начисления пеней в порядке, предусмотренном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации по месячным расчетам.
Как пояснил в заседании представитель истца, обществом уплачивался налог в указанный срок, но не во всех случаях своевременно.
Между тем суд не учел следующее.
Письменное извещение (требование) о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени направляется налогоплательщику в порядке и сроки, установленные главой 10 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, это извещение (требование) должно содержать определенные статьей 69 Кодекса сведения.
В письме инспекции не содержится данных о периоде возникновения недоимки, размере пеней с учетом ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в период их начисления. Пени начислены на сумму реструктурированной задолженности, по которой предусмотрены к оплате проценты, то есть за отсрочку платежа установлены компенсационные выплаты.
До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации пени за задержку уплаты налога взыскивались в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в размере 0,3 процента от неуплаченной суммы налога.
Согласно статье 75 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" процентная ставка пеней ограничена 0,1 процента на день ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а сумма пеней не могла превышать неуплаченной суммы налога.
Таким образом, размер и порядок взимания пеней в различных периодах регулировался законодательством по-разному.
Кроме того, суд не учел, что лицевые счета являются внутриведомственной учетной системой налоговых платежей, которая сама по себе не возлагает каких-либо обязанностей на налогоплательщика, и также не содержат необходимых данных для проверки обоснованности начисления пеней в размере, указанном в письме инспекции, а сведений о направлении налогоплательщику в установленном порядке требования об уплате налога и пеней нет.
При таких обстоятельствах Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу, что судебные акты по делу N А33-12681/01-с3(а) Арбитражного суда Красноярского края приняты без учета действующего законодательства о налогах и сборах, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, в связи с чем подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение от 07.02.02, постановление апелляционной инстанции от 14.05.02 Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-12681/01-с3(а) и постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.07.02 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.