ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1992 г. N 708
О ПОРЯДКЕ ПРИВАТИЗАЦИИ И РЕОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
В целях создания необходимой нормативной базы для приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса и реализации права трудовых коллективов и граждан на участие в приватизации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий;
Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса;
Положение о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.
2. Установить, что средства, полученные от выкупа государственной доли капитала реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий, подлежат распределению в соответствии с нормами, установленными Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. При этом средства, поступающие в республиканский бюджет Российской Федерации, используются только для развития и структурной перестройки сельского хозяйства.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
Е.ГАЙДАР
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 1992 г. N 708
ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕОРГАНИЗАЦИИ КОЛХОЗОВ, СОВХОЗОВ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и другим законодательством.
2. Положение устанавливает возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направления их использования.
3. Реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.
4. Реорганизацию колхозов, совхозов и приватизацию земли, государственных сельскохозяйственных предприятий осуществляют внутрихозяйственные комиссии, создаваемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86.
Порядок работы указанных комиссий устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
5. При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.
В случае принятия собраниями трудовых коллективов государственных сельскохозяйственных предприятий и колхозов решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется их перерегистрация с закреплением земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.
6. Объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры колхозов и совхозов могут передаваться в собственность местным органам власти. Обязательным условием передачи объектов образования и культуры является использование их по целевому назначению. При этом они переходят в муниципальную собственность. Передача этих объектов осуществляется в порядке, устанавливаемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
При реорганизации совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений осуществляется в порядке, установленном Законом РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" и соответствующими решениями Советом народных депутатов. Нормативы оплаты за приватизируемые жилые помещения жилищного фонда этих хозяйств сверх установленной нормы безвозмездной передачи устанавливаются их трудовыми коллективами.
7. В период реорганизации сельскохозяйственных предприятий администрация (правление) хозяйства несет ответственность за продолжение функционирования предприятия, а материально ответственные лица хозяйства - за сохранность его имущества в соответствии с действующим законодательством.
II. Определение земельной и имущественной долей (паев)
8. В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 г. N 213. В них включаются:
работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях;
лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.
10. При определении земельной доли (пая) учитываются сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков:
переданных в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, в том чисел земель приусадебного фонда, участков, занятых сенокосами и пастбищами общественного пользования;
включенных в фонд перераспределения земель;
используемых сотрудниками для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур;
переданных данному хозяйству в аренду.
11. Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральной и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю.
12. В случае если площадь земельных угодий, выделенных коллективу хозяйства в собственность бесплатно в порядке, предусмотренном настоящим Положением, окажется меньше площади прежних земельных угодий, то приоритетное право на аренду или выкуп оставшейся части земельных угодий предоставляется гражданам, ранее использовавших земельные участки на правах аренды, членам трудовых коллективов, выходящим из колхоза или совхоза с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, а также другим работникам этого хозяйства.
Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства принимается местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам.
13. Определение размера индивидуальных имущественных паев определяется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия.
Общий паевой фонд определяется как разница между активами и пассивами баланса предприятия. При этом их стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации (жилищный фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.
14. В перечень лиц, имеющих право на имущественные доли, включаются:
работающие в хозяйстве;
временно отсутствующие по уважительным причинам работники;
пенсионеры хозяйства.
Трудовой коллектив может также принять решение о включении в этот перечень работников объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства, лиц, работавших в хозяйстве в прошлые годы, а также лиц, уволенных из хозяйства по сокращению после 1 января 1992 г.
15. Имущественный пай работника в общем паевом фонде определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки трудового вклада выбирается коллективом в зависимости от конкретных условий хозяйства и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.
Имущественный пай работников, занятых в социальной сфере на селе, определяется в порядке, устанавливаемом трудовым коллективом.
16. Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами:
получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив;
продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Имущественные и земельные доли (паи) передаются по наследству в соответствии с действующим законодательством.
17. Стоимость имущественного пая и стоимость земельной доли могут быть объединены. Владельцы имущественных паев и земельных долей могут обменивать их между собой. При этом земельные участки не должны превышать предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного работающего.
Выход с земельной и имущественной долей (паем) в натуре допускается для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства или создания сельскохозяйственных предприятий.
При выделении работникам имущественных долей (паев) в натуре средства производства (по видам) распределяются между работниками с учетом сложившейся обеспеченности в среднем по хозяйству, специализации производства, целесообразности сохранения целостности отдельных участков производства и других условий.
III. Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий
18. Особые условия реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий, включенных в настоящий раздел, установлены в дополнение к общему порядку и обусловлены необходимостью сохранения их прежней специализации, функций и определения порядка использования государственной собственности.
19. При приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, указанных в пунктах 20, 21, 22, 23 настоящего Положения, в которых средняя стоимость имущества на одного работника превышает 20 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда, трудовым коллективам передается безвозмездно сверх данного уровня имущество, созданное за счет собственных средств предприятий.
Государственная доля акций, включающая стоимость производственных фондов, созданных за счет бюджетных средств и централизованных вложений за последние 15 лет, передается соответствующему фонду имущества с предоставлением права выкупа акционерам (пайщикам) указанных хозяйств и образованным при их реорганизации крестьянским (фермерским) хозяйствам по остаточной стоимости с рассрочкой выкупа на срок до 3 лет.
20. Передача в собственность трудовым коллективам имущества государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров, государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Реорганизация указанных хозяйств осуществляется в порядке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения.
Обязательным условием реорганизации этих хозяйств является сохранение выполнения ими производственных функций по основной специализации для обеспечения продолжения селекционно-племенной работы, производства высококачественных сортов семян и посадочного материала. В связи с этим выделение части имущества и земли (обеспечивающих выполнение данных функций) в натуре при выходе из состава хозяйства не допускается. Эти положения закрепляются в уставе создаваемого предприятия.
21. Передача в собственность трудовым коллективам имущества учебно-опытных, учебно-производственных, опытно-производственных и других хозяйств (предприятий) высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совхозов-техникумов, совхозов-колледжей, опытных хозяйств машиноиспытательных станций, опытно-селекционных станций, ботанических садов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук и других заинтересованных министерств и ведомств (по подчинению). Реорганизация данных хозяйств осуществляется в порядке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения, при обязательном объединении имущественных и земельных долей (паев), в размере, обеспечивающем учебный или исследовательский процесс.
Имущество указанных хозяйств, созданное за счет бюджетных источников, образует государственную долю их капитала. Соответствующий пакет акций может передаваться фондом имущества в доверительное управление (траст) учебному заведению или научно - исследовательскому учреждению для обеспечения их деятельности. На указанные акции дивиденды не начисляются. При этом связи с учебными и научно-исследовательскими учреждениями закрепляются в их учредительных документах.
Земельные угодья этих хозяйств не подлежат изъятию и перераспределению в процессе приватизации.
Опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земли природно-заповедного значения передаются создаваемым предприятиям в бессрочное (постоянное) пользование по договорам, предусматривающим сохранение режима их использования, сверх установленных среднерайонных норм и на земельные доли (паи) не распределяются.
22. Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.
23. Передача в собственность трудовым коллективам имущества животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Реорганизация данных предприятий осуществляется в порядке, предусмотренном в разделах I и II настоящего Положения, как целостных производственных структур. В случае, если земельные площади хозяйств достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства, работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства.
24. Подсобные сельские хозяйства промышленных предприятий, учреждений и организаций, имеющие статус юридического лица, по решению трудового коллектива реорганизуются на условиях, предусмотренных настоящим Положением, с сохранением взаимных обязательств по поставкам сельскохозяйственной продукции, организации материально-технического снабжения, капитального строительства и ремонта. При этом согласие трудового коллектива предприятия (учреждения, организации), в состав которого входит подсобное хозяйство, не требуется.
При реорганизации осуществляется выделение имущественных долей трудовых коллективов подсобного хозяйства и промышленного предприятия (учреждения, организации) пропорционально их вкладам в имущество подсобного хозяйства.
Подсобное сельское хозяйство, не имеющего статуса юридического лица, может приватизироваться как составная часть промышленного предприятия в соответствии с законодательством о приватизации. При этом закрепленные за предприятием для ведения подсобного хозяйства сельскохозяйственные угодья передаются создаваемому хозяйству в постоянное пользование или аренду без изменения целевого назначения использования земли. С согласия трудового коллектива предприятия указанное подсобное хозяйство может выделиться из состава предприятия как самостоятельное юридическое лицо и реорганизоваться в соответствии с настоящим Положением.
25. Рекомендовать собственникам паевых взносов межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий преобразовывать эти хозяйства в акционерные общества с безвозмездной передачей трудовым коллективам не менее 40 процентов акций уставного капитала. При этом общая стоимость имущественной и земельной доли (пая), приходящаяся на работника межхозяйственного предприятия, не должна превышать соответствующих показателей в среднем по хозяйствам-учредителям.
При реорганизации межхозяйственного предприятия земли в собственность трудовым коллективам передаются в порядке, установленном для колхозов и совхозов.
26. Сельскохозяйственные предприятия, расположенные в городской черте, реорганизуются без выделения земельной доли (пая) в натуре. Земли сохраняются в их пользовании в соответствии с действующим законодательством.
27. Предприятия, организации и учреждения государственной племенной, ветеринарной, лесоохранной службы и службы защиты растений, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, проектно-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры по химизации и сельскохозяйственной радиологии, подсобно-производственные хозяйства биологической промышленности, а также предприятия, осуществляющие посев и возделывание культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества, в 1992 году не приватизируются.
28. Мелиорируемые земли и созданные за счет бюджетных средств производственные мелиоративные фонды хозяйств, находящихся в зоне государственных мелиоративных систем, могут переходить в общую долевую собственность без нарушения технологической схемы их эксплуатации. При этом стоимость производственных мелиоративных фондов учитывается в расчете общего паевого фонда с учетом источников их формирования.
29. При реорганизации сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне субтропиков, выделение земельных долей в натуре не допускается.
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 1992 г. N 708
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, РЫБЫ, МОРЕПРОДУКТОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1. Настоящее Положение определяет порядок и особенности приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год (далее именуется - Государственная программа приватизации), с учетом сложившихся технологических и экономических связей.
2. К предприятиям, приватизируемым в соответствии с настоящим Постановлением, относятся:
сахарные заводы;
плодоовощеконсервные заводы;
предприятия первичного виноделия и спиртовой продукции;
табачно-ферментные заводы;
крахмало-паточные предприятия;
предприятия по первичной переработке лубяных культур и шерсти;
убойные пункты, хладобойни, мясоптицекомбинаты, молококомбинаты, молокозаводы, маслосыркомбинаты и сырозаводы, молокоприемные пункты;
маслодобывающие заводы (вырабатывающие растительное масло);
предприятия, обеспечивающие выработку и хранение муки, крупы и комбикормов;
базы рыбопромыслового флота;
рыбоперерабатывающие предприятия;
объединения, заводы, комбинаты, мастерские, станции, базы, лаборатории по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, судоремонтные предприятия рыбной промышленности;
базы материально-технического снабжения и комплектации и другие предприятия (кроме областных и республиканских, приватизируемых в общем порядке), непосредственно осуществляющие материально-техническое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей;
строительно-монтажные организации;
предприятия, базы, конторы по транспортному обслуживанию и базы транспортного флота рыбной промышленности;
объединения, предприятия, базы, станции, лаборатории по агрохимическому обслуживанию;
сетевязальные предприятия, фабрики орудий лова;
жестяно-баночные и бондарно-тарные предприятия рыбной промышленности.
Перечень предприятий, приватизируемых в соответствии с настоящим Положением, уточняется при необходимости Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
3. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом предусматривает в 1992 году использованию следующих способов приватизации предприятий, предусмотренных настоящим Положением:
продажа акций акционерных обществ открытого типа (по закрытой подписке производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов);
продажа предприятий на коммерческом конкурсе и на некоммерческом инвестиционном конкурсе (с ограничением состава его участников);
продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий на аукционе;
выкуп арендованного имущества.
4. При определении конкретного способа приватизации необходимо учитывать:
отраслевую специфику предприятий;
целесообразность сохранения профиля предприятий;
монопольное положение предприятий в зоне их деятельности по отношению к производителям сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов и потребителям услуг предприятий агропромышленного комплекса;
мнение трудового коллектива приватизируемого предприятия.
5. При приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса акции трудовым коллективам предоставляются в порядке с учетом вариантов льгот, установленных Государственной программой приватизации. Остальные акции предлагаются в течение 3 месяцев с момента принятия решения о приватизации для продажи по закрытой подписке сельскохозяйственным товаропроизводителям и рыбодобывающим предприятиям в зоне действия приватизируемого предприятия, признаваемым покупателями в соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". В течение 3 месяцев каждый сельскохозяйственный товаропроизводитель и рыбодобывающее предприятие (кроме крестьянских хозяйств) имеет право подписаться на акции, общее количество которых не превышает квоты, определяемой в соответствии с его долей в поставках сырья приватизируемому предприятию или в общем объеме услуг, получаемых от него.
Для участия в подписке на акции крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим вновь образуемым сельскохозяйственным товаропроизводителям в зоне действия приватизируемого предприятия предоставляется суммарная квота в соответствии с их общим числом и планируемым объемом производства, но не менее 10 процентов общего количества акций данного предприятия.
Сельскохозяйственные товаропроизводители выкупают акции указанных перерабатывающих и обслуживающих предприятий по номинальной цене и с рассрочкой платежей до 3 лет.
Нераспространенные в установленный срок по закрытой подписке акции продаются в порядке, установленном в соответствии с Государственной программой приватизации.
Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны и зоны обслуживания) и квоты на закрытую подписку на акции определяются соответствующими местными Советами народных депутатов либо по их поручению комитетами по управлению государственным имуществом.
6. При отсутствии покупателей акций по закрытой подписке приватизация предприятий, предусмотренных настоящим Положением, может осуществляться путем продажи их на коммерческом или инвестиционном конкурсе.
7. На инвестиционном конкурсе (на инвестиционных торгах) предприятия продаются в том случае, когда от покупателей требуется осуществление инвестиционных программ. Продажа предприятий на инвестиционном конкурсе рекомендуется, когда признана целесообразным в соответствии с утвержденными местными программами приватизации привлечение к приватизации иностранных инвесторов. При этом право собственности передается покупателю, предложение которого наилучшим образом соответствует критериям, установленным планом приватизации.
8. Приватизация сданных в аренду предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы и морепродуктов, а также предприятий по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса осуществляется различными способами в зависимости от наличия в договоре аренды права выкупа и согласия не менее половины членов трудового коллектива предприятия-арендатора.
Арендаторы, имеющие право на выкуп в соответствии с договором аренды, осуществляю выкуп в следующем порядке:
в соответствии с договором аренды, заключенным до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", если размеры, сроки, порядок и условия внесения выкупа установлены договором аренды;
путем преобразования предприятия, действующего на основе аренды государственного (муниципального) имущества, в акционерного общество открытого типа в порядке, установленном в соответствии с Государственной программой приватизации.
9. Трудовым коллективам предприятий с сезонным характером производства, осуществляющих первичную переработку сельскохозяйственного сырья, рыбы и морепродуктов, приватизируемых в соответствии с местными программами, в период массового поступления этого сырья и соответствующего увеличения оборотных средств предоставляется отсрочка очередных платежей за объекты приватизации до окончания расчетов за реализацию продукции.
10. Учитывая монополию государства на производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а также необходимость эффективного использования валютных средств для импорта сырья, материалов и оборудования, при приватизации предприятия указанных отраслей промышленности преобразовываются в открытые акционерные общества с сохранением в федеральной собственности 51 процента акций.
Производство спиртовой, ликеро-водочной и табачной продукции, а также разлив ликеро-водочных изделий осуществляются с обязательным лицензированием.
11. Для определения льгот при выкупе и акционировании предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, принимается показатель минимального размера месячного заработка с учетом северных надбавок к заработной плате.
12. Реорганизация и приватизация предприятий, созданных при долевом участии колхозов и совхозов, осуществляется в соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса.
13. В 1992 году запрещается приватизация:
предприятий биологической промышленности и их подсобно-производственных сельских хозяйств;
предприятий по переработке конопли;
морских рыбных портов;
предприятий рыбопромысловой разведки;
предприятий, осуществляющих контроль за состоянием и охраной окружающей среды и природных ресурсов (бассейнов управления по охране и воспроизводству рыбных запасов, хозяйства по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб);
мобилизационных запасов предприятий и государственных резервов.
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 4 сентября 1992 г. N 708
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕОРГАНИЗАЦИИ И ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-КООПЕРАТИВНЫХ (КООПЕРАТИВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законами РСФСР "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", другими законодательными актами.
2. Настоящее Положение распространяется на государственно-кооперативные (кооперативно-государственные) предприятия агропромышленного комплекса, созданные путем объединения имущества колхозов, совхозов, межколхозных, государственных и других предприятий и организаций.
II. Порядок оценки имущества и определения имущественной доли участников государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий
3. Для проведения реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса необходимо определить долю каждого пайщика в составе имущества.
4. Для оценки имущества и определения имущественной доли создается согласительная комиссия решением соответствующих комитетов по управлению имуществом (территориальных агентств Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований (далее именуется - комитет по имуществу). В состав комиссии на паритетных началах входят уполномоченные представители хозяйств-пайщиков, комитетов по имуществу и финансовых органов. Кроме того, в комиссию входят представители соответствующих Советом народных депутатов, трудового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса и при необходимости представители Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его агентства и фонда имущества. Председатель комиссии утверждается комитетом по имуществу.
5. Оценка имущества осуществляется в соответствии с Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66.
6. Долевое участие хозяйств-пайщиков определяется по имеющимся документам, отчетным данным, уточняется выверкой долей каждого из них и оформляется актами сверки, подписанными согласительной комиссией. Доля имущества, относительно которой комиссия не получила документального подтверждения права на нее со стороны пайщика, признается государственной. Доли хозяйств-пайщиков, определенные с учетом прироста имущества за счет прибыли (дохода) за время деятельности государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, подлежат закреплению в учредительных документах и учитываются на их балансах.
Владельцы паев вправе передать пай в качестве учредительного взноса в государственно-кооперативное (кооперативно-государственное) предприятие агропромышленного комплекса, продать или безвозмездно передать его трудовому коллективу этого предприятия.
Рекомендовать хозяйствам-пайщикам безвозмездно передавать трудовым коллективам государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса не менее 40 процентов стоимостной оценки их имущественного пая.
7. Вклад трудового коллектива предприятия в его имущество складывается из:
личных взносов (паев) его работников, стоимости имущества, приобретенного государственно-кооперативным (кооперативно-государственным) предприятием агропромышленного комплекса за счет фонда оплаты труда его работников, если такое было предусмотрено учредительными документами;
стоимости имущества, безвозмездно переданного коллективу государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса по решению владельца пая.
8. Доля государства в составе имущества государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса определяется исходя из наличия ее по балансу на момент объединения средств межколхозных и государственных организаций и предприятий, с учетом пропорционального прироста основных производственных фондов и оборотных средств за счет прибыли (дохода) за последующих период работы государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса и выделенных бюджетных ассигнований. Величина государственной доли в имуществе государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса подтверждается комиссией.
9. Акты безвозмездной передачи имущества подтверждаются комиссией. В случае их неправомерности они подлежат отмене. Доля каждого работника определяется по решению общего собрания трудового коллектива государственно-кооперативного (кооперативно-государственного) предприятия агропромышленного комплекса.
III. Порядок реорганизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса
10. Согласительная комиссия подготавливает предложения о реорганизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, проекты учредительных документов и организует проведение собрания учредителей.
11. Учредители на собрании принимают решение о создании предприятия, его организационно-правовой форме, уставном фонде предприятия, утверждают устав, избирают совет (правление), его председателя.
12. Преобразование предприятия в акционерное общество и приватизация государственной доли государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса осуществляются на условиях, установленных Государственной программой приватизации и Положением о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708.