Закон РФ от 08.07.92 N 3245-I

"О внешней разведке"
Редакция от 08.07.1992 — Документ не действует

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
от 8 июля 1992 г. N 3245-1

О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ

Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации

Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.

Статья 2. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется специально создаваемыми государством органами - органами внешней разведки - посредством:

добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее - разведывательная информация);

оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности

Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации - России, настоящий Закон и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся внешней разведки.

Органы внешней разведки в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные акты, регулирующие их деятельность.

Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

разделения полномочий государственных органов обеспечения безопасности;

законности;

уважения прав и свобод личности;

подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Статья 5. Цели разведывательной деятельности

Целями разведывательной деятельности являются:

обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны посредством добывания органами внешней разведки экономической и научно-технической информации, в том числе в овеществленной форме, и предоставления ее государственным органам, определяемым Президентом Российской Федерации.

Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.

Статья 6. Полномочия внешней разведки

Для достижения целей разведывательной деятельности внешней разведке Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием для этого иной ведомственной принадлежности;

использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки;

взаимодействие с контрразведывательными органами Российской Федерации;

заключение с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;

создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций, информационных систем и архивов, выпуск специальных изданий;

обеспечение собственной безопасности;

создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.

Статья 7. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки

Органы внешней разведки финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации и утверждаются на закрытом заседании Верховного Совета Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется в централизованном порядке Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Защита сведений об органах внешней разведки

Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.

Материалы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственный архив Российской Федерации.

Материалы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.

Статья 9. Связь органов внешней разведки с общественностью Российской Федерации

Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными организациями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через создаваемые с этой целью в их структуре соответствующие службы.

Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе их деятельности, за исключением предусмотренных законом случаев.

В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке или средства массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующие органы внешней разведки, которые должны в этом случае установить наличие или отсутствие в них указанных сведений и представить такое заключение автору или средству массовой информации.

Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке, не направлявшихся на экспертное заключение или содержащих согласно такому заключению сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, приведшее к их разглашению и нанесению органам внешней разведки и их сотрудникам морального или материального ущерба, влечет предусмотренную законом уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность.

РАЗДЕЛ II ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ

Статья 10. Образование органов внешней разведки

Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других министерств и ведомств органами внешней разведки.

Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование министерств и ведомств.

Решение о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе министерства или ведомства принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего министерства, ведомства.

Положения о самостоятельном органе внешней разведки, а также о министерстве и ведомстве, в состав которого входит орган внешней разведки, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки

Разведывательная деятельность осуществляется:

Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах;

органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

Статья 12. Руководство органами внешней разведки

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

определяет совместно с Верховным Советом Российской Федерации стратегию разведывательной деятельности;

контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;

принимает в пределах определяемой законом компетенции решения по вопросам, связанным с внешней разведкой;

назначает руководителей самостоятельных органов внешней разведки Российской Федерации;

утверждает по представлению соответствующих министерств и ведомств назначение руководителей органов внешней разведки, входящих в состав этих министерств и ведомств.

Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности

В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и окружающей среде.

Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.

Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами самостоятельного органа внешней разведки или министерства, ведомства, в состав которого входит орган внешней разведки. Эти акты принимаются ими в пределах своей компетенции по согласованию с определяемыми Верховным Советом Российской Федерации комитетами Верховного Совета Российской Федерации.

Содержание нормативных актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Статья 14. Предоставление разведывательной информации

Разведывательная информация предоставляется Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и определяемым ими государственным органам.

Руководители органов внешней разведки несут ответственность перед высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

Руководители и другие должностные лица органов, получивших указанную разведывательную информацию, а также народные депутаты Российской Федерации, которым она предоставляется, несут предусматриваемую законом ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

Статья 15. Принципы и формы взаимодействия между органами внешней разведки, органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации, а также с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств

Принципы и формы взаимодействия как между органами внешней разведки, так и органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями между ними.

Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе двусторонних (многосторонних) межгосударственных соглашений.

Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации

Министерства и ведомства Российской Федерации оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных министерств и ведомств. Возмещение расходов на оказание такого содействия производится за счет средств органов внешней разведки.

Порядок взаимодействия органов внешней разведки с министерствами и ведомствами по вопросам, касающимся оказания содействия этим органам в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.

Условия взаимоотношений органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации устанавливаются на основе соответствующих двусторонних соглашений с ними.

РАЗДЕЛ III ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ И ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОДЕЙСТВИЕ ЭТИМ ОРГАНАМ

Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки

Сотрудниками органов внешней разведки являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на действительную военную службу или на работу в эти органы.

Сотрудником органов внешней разведки может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

На военнослужащих органов внешней разведки распространяются соответствующие положения о прохождении службы в Вооруженных Силах с учетом установленных законодательством Российской Федерации исключений, обусловленных спецификой выполняемых ими функций.

На служащих и рабочих органов внешней разведки распространяются права, обязанности и льготы, предусмотренные трудовым законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации.

Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки не могут состоять в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях, преследующих политические цели.

Служащие, не входящие в кадровый состав, и рабочие органов внешней разведки не могут создавать организационные структуры политических партий, общественных организаций и массовых движений, преследующих политические цели.

Статья 18. Кадровый состав органов внешней разведки

К кадровому составу органов внешней разведки относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки составляют государственную тайну.

Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Закона без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях и в организациях.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки запрещается принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации с целью оказания влияния на характер их деятельности.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой, осуществляемой с согласия руководителя органа внешней разведки.

Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки

Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами этих органов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к народным депутатам, судьям и прокурорам всех уровней в Российской Федерации.

Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, составляют государственную тайну. Доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.

Статья 20. Правовое положение сотрудников органов внешней разведки

Сотрудники органов внешней разведки несут обязанности и имеют права, предусматриваемые законом для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, служащие и рабочие органов внешней разведки Российской Федерации при исполнении своих служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

Статус сотрудника органа внешней разведки не может использоваться в иных целях, кроме выполнения его функциональных обязанностей.

Статья 21. Ответственность сотрудников органов внешней разведки за правонарушения

Сотрудники органов внешней разведки несут ответственность за правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Принадлежность к органу внешней разведки и причастность к осуществлению разведывательной деятельности не освобождают его сотрудников от ответственности перед законами Российской Федерации.

Статья 22. Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей

Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию из средств федерального бюджета Российской Федерации на сумму их пятнадцатилетнего денежного содержания.

Вред, причиненный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки или члену его семьи вследствие повреждения здоровья в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме в части, превышающей сумму пенсии, назначенной по данному основанию, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Из этих же средств указанным лицам выплачивается единовременное пособие в размере от их годового до семилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному ближайшими родственниками, а в случае их отсутствия - руководством органа внешней разведки, а также по их захоронению. Семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере его пятнадцатилетнего денежного содержания. Помимо этого, она пользуется льготами при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусматриваемом законодательством Российской Федерации.

Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки и членов его семьи, задержанных или арестованных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки профессиональной пригодности в результате его расшифровки или по другим не зависящим от него причинам орган внешней разведки обязан его трудоустроить или создать условия, включая связанные с этим расходы, для его профессиональной переподготовки.

Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В случае привлечения сотрудников органов внешней разведки, не входящих в кадровый состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступления в связи с этим последствий, перечисленных в частях третьей - седьмой настоящей статьи, на них распространяются льготы и привилегии, предусмотренные для сотрудников кадрового состава органов внешней разведки.

Статья 23. Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки

Лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам внешней разведки и не являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации. Сотрудничество таких лиц с органами внешней разведки является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации.

Период сотрудничества этих лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, с органами внешней разведки включается в их трудовой стаж. Их социальная защита осуществляется в соответствии с частями третьей - седьмой статьи 22 настоящего Закона.

Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, не являющихся гражданами Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

РАЗДЕЛ IV КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ

Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки

Контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется Верховным Советом Российской Федерации через определяемые им постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации.

Руководители органов внешней разведки отчитываются о деятельности этих органов и расходовании выделяемых им средств перед определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации на их закрытых заседаниях.

Народные депутаты Российской Федерации запрашивают и получают сведения о деятельности органов внешней разведки в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.

Статья 25. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки

Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и специально уполномоченными им прокурорами.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН