МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 июля 2003 г. N 2959
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ (РАСШИРЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРИСВОЕНИЯ ГРИФА "РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В целях совершенствования работы Федерального экспертного совета, процедуры экспертизы учебных изданий, организации и проведения апробации учебников, а также упорядочения выдачи грифа Министерства образования Российской Федерации изданиям для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), дополнительного образования приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации (Приложение N 1).
1.2. Положение о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования (Приложение N 2).
1.3. Положение о порядке проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации" (Приложение N 3).
2. Считать утратившими силу:
2.1. Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 19.06.1998 N 1646 "О создании Федерального экспертного совета по учебным изданиям Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации".
2.2. Приказ Минобразования России от 14.07.1999 N 81 "Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации".
2.3. Пункт 2 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10.02.2003 N 449 "Об утверждении Положения о Федеральном экспертном совете Министерства образования Российской Федерации".
3. Контроль за исполнением Приказа оставляю за собой.
Приложение N 1
к Приказу
Минобразования России
от 9 июля 2003 г. N 2959
ПОЛОЖЕНИЕ
О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Федеральный экспертный совет Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭС) является общественным органом при Министерстве образования Российской Федерации (далее - Министерство).
ФЭС создан в целях организации и проведения экспертизы учебников, учебных пособий, учебных электронных изданий, аудио-, видеопособий (далее - учебные издания), предназначенных для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей, а также экспертизы игрушек, изготовленных по новой технологии, компьютерных, электронных и иных сложно технологических игр (далее - игрушки).
2. Основными задачами ФЭС являются:
проведение экспертизы учебных изданий, игрушек (далее - экспертиза);
изучение и обобщение опыта проведения экспертизы;
разработка предложений, касающихся организации и проведения экспертизы;
сбор, анализ и обобщение информации, относящейся к компетенции ФЭС;
информирование педагогической общественности, других заинтересованных лиц и организаций о рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации учебных изданиях.
3. В целях осуществления своей деятельности ФЭС:
привлекает в установленном порядке специалистов, не входящих в состав секции ФЭС (группу экспертов), для проведения экспертизы и создает рабочие группы для подготовки рекомендаций по проблемам организации и проведения экспертизы;
вносит в установленном порядке в Министерство предложения по вопросам проведения экспертизы;
взаимодействует со структурными подразделениями Министерства по вопросам предоставления необходимых для работы материалов.
4. В своей деятельности ФЭС руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минобразования России, настоящим Положением.
5. ФЭС состоит из президиума и секций.
6. Персональный состав президиума утверждается и обновляется каждые три года не менее чем на одну треть.
Президиум возглавляют два сопредседателя: Министр образования Российской Федерации и президент Российской академии образования.
В состав президиума входят представители Министерства; Российской академии наук; Российской академии образования; институтов Министерства, действующих в системе общего образования; Комитета Государственной Думы по образованию и науке; Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Ассоциации учебного книгоиздания; учебно-методических объединений по педагогическому образованию; Профсоюза работников народного образования и науки Российский Федерации.
7. Заседания президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседание президиума является правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума.
8. Президиум рассматривает:
кандидатуры членов секций, их председателей;
аналитические материалы секций;
апелляции на решения секций;
вопросы о присвоении грифа "Допущено" и "Рекомендовано" учебникам, готовит соответствующие заключения и рекомендации.
Решения президиума считаются принятыми, если за них проголосовало не менее трех четвертей членов президиума, участвовавших в заседании.
Принимаемые президиумом решения оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании президиума и ответственным секретарем президиума.
Протоколы и иная информация о деятельности президиума доводятся до сведения членов президиума в течение одной недели со дня проведения заседания.
9. Руководитель Департамента общего образования является ответственным секретарем президиума по должности. На ответственного секретаря президиума возлагается организация обеспечения деятельности президиума.
10. В состав секций ФЭС в качестве экспертов в обязательном порядке входят представители Российской академии наук, Российской академии образования, учебно-методических объединений по педагогическому образованию, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Научно-исследовательского института общего образования.
Персональный состав секций формируется сотрудниками Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании Министерства образования Российской Федерации (далее - Центр экспертизы) по представлению вышеназванных организаций, согласуется с соответствующими структурными подразделениями Министерства, рассматривается президиумом и утверждается приказом Министерства.
Авторы учебных изданий для общего среднего образования или лица, наследующие авторские права на эти издания и имеющие договорные отношения с издающими организациями на их выпуск, не могут входить в состав секции и быть экспертами.
Секцию возглавляет председатель.
Персональный состав секции обновляется каждые три года не менее чем на одну треть, допускается текущая ротация отдельных членов секций.
11. Основной деятельностью секции ФЭС является проведение экспертизы по профилю секции.
12. Заседания секций проводятся по мере необходимости.
Заседание проводит председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя секции.
Заседание секции считается правомочным, если на нем присутствуют две трети членов секции.
Решения секции считаются принятыми, если за них проголосовало большинство членов секции, участвовавших в заседании.
Принимаемые на секции решения оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем секции.
Председатель секции анализирует представленные материалы и рецензии, подготовленные экспертами; готовит заключение секции в соответствии с итогами обсуждения учебного издания, учебного электронного издания; предлагает экспертов для рецензирования учебного издания, вносит в президиум ФЭС предложения по вопросам, связанным с деятельностью ФЭС.
13. Экспертиза учебных электронных изданий проводится двумя секциями: секцией учебных электронных изданий и секцией соответствующего предметного профиля.
14. Секретарь секции - специалист Центра экспертизы организует заседания секции, обеспечивает деятельность секции и подготовку материалов секции, ведет деловую документацию, предоставляет информационные справки, готовит аналитические материалы.
Приложение N 2
к Приказу
Минобразования России
от 9 июля 2003 г. N 2959
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРИСВОЕНИЯ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) УЧЕБНЫМ ИЗДАНИЯМ ГРИФА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок присвоения (подтверждения) учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации в области общего образования.
2. Министерство образования Российской Федерации (далее - Министерство) утверждает учебные издания, перечень которых определен в издательском ОСТе 29.130-97, и учебные электронные издания, аудио- и видеопособия (далее - учебные издания), предназначенные для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей.
3. Официальное утверждение учебного издания реализуется через процедуру присвоения (подтверждения) грифа Министерства на основании экспертного заключения.
4. Экспертиза учебных изданий проводится Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации (далее - ФЭС). Организация экспертизы учебных изданий возлагается на Республиканский центр экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций и образовании Министерства образования Российской Федерации (далее - Центр экспертизы).
5. Гриф Министерства присваивается (подтверждается) учебным изданиям (за исключением учебника) после экспертизы готового издания, оригинала-макета, верстки, рукописи с рисунками.
Гриф Министерства присваивается (подтверждается) учебнику только после экспертизы готового издания, или оригинала-макета, или верстки. Возможно проведение предварительной экспертизы рукописи учебника.
6. По результатам проведения экспертизы Министерство присваивает (подтверждает) учебным изданиям гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации" (далее - "Допущено"). Гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации" (далее - "Рекомендовано") присваивается (подтверждается) только учебникам.
7. Текст грифа Министерства с указанием даты его присвоения (подтверждения) размещается на лицевой стороне титульного листа в подзаголовочных данных учебного издания. Информация об учебном издании и его адресе дается в подзаголовочных данных в соответствии с требованиями издательского ГОСТа 7.4-95. Редакция грифа и подзаголовочные данные не могут подвергаться изменениям со стороны издательства (издающей организации) или автора.
8. Издательство (издающая организация), выпустившее учебное издание с грифом Министерства, обязано представить в структурное подразделение Министерства и Центр экспертизы по одному экземпляру учебного издания в трехмесячный срок.
9. Учебные издания, обеспечивающие реализацию регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта, утверждаются органом управления образованием субъекта Российской Федерации (далее - орган управления образованием). Официальное утверждение учебного издания реализуется через процедуру присвоения (подтверждения) грифа органа управления образованием на основании экспертизы, организуемой региональным экспертным советом. Экспертиза указанных учебных изданий может проводиться ФЭС по распоряжению Министерства. Учебные издания, изданные не на русском языке, рассматриваются в общем порядке с обязательным представлением заверенного перевода на русский язык.
Министерство имеет право на основании заключения ФЭС и решения президиума ФЭС отменить решение органа управления образованием о присвоении учебному изданию грифа "Допущено" или "Рекомендовано".
10. Срок действия грифа "Допущено" или "Рекомендовано" устанавливается до 5 лет. В случае выяснения обстоятельств, не учтенных при присвоении (подтверждении) учебному изданию грифа Министерства, гриф может быть отозван по решению президиума ФЭС.
II. Порядок присвоения (подтверждения) грифа "Допущено"
11. Для решения вопроса о присвоении (подтверждении) учебному изданию грифа "Допущено" автор, издательство (издающая организация), другие организации (далее - заявитель) направляют 3 экземпляра учебного издания и письмо с просьбой рассмотреть вопрос о присвоении (подтверждении) грифа "Допущено" учебному изданию в соответствующее структурное подразделение Министерства: Департамент общего образования, Управление дошкольного образования, Управление специального образования, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства (далее - структурные подразделения Министерства).
В письме указываются реквизиты заявителя, название и вид учебного издания, его авторы, количество печатных листов, количество экземпляров, прилагается пояснительная записка, справка о доработке учебного издания (при повторном представлении).
Представленные материалы регистрируются в соответствующем структурном подразделении Министерства и в недельный срок направляются в Центр экспертизы.
12. По итогам проведенной экспертизы секция ФЭС готовит заключение, в котором дается всесторонняя и объективная оценка содержания, структуры и методического аппарата учебного издания, констатируется соответствие требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования обязательному минимуму общего образования, примерным программам и другим нормативным документам, утвержденным Министерством, делается вывод о возможности присвоения (подтверждения) грифа Министерства.
13. Рассмотренное учебное издание с заключением секции ФЭС и рецензиями направляются Центром экспертизы в соответствующее структурное подразделение Министерства, которое готовит в адрес заявителя письмо Министерства о присвоении (подтверждении) учебному изданию грифа "Допущено", о рассмотрении учебного издания на рабочей комиссии, о повторном рассмотрении учебного издания, об отклонении учебного издания. Учебным изданиям (за исключением учебников) присваивается (подтверждается) гриф "Допущено" при положительном заключении секции ФЭС.
14. Для решения вопроса о присвоении (подтверждении) учебнику грифа "Допущено" структурное подразделение Министерства направляет ответственному секретарю президиума ФЭС рецензии на учебник, положительное заключение секции ФЭС, заключение структурного подразделения Министерства, учебник.
15. Учебникам присваивается (подтверждается) гриф "Допущено" при положительном решении президиума ФЭС. Структурное подразделение Министерства направляет в адрес заявителя письмо Министерства о присвоении (подтверждении) учебнику грифа "Допущено".
16. Письмо Министерства, учебное издание, заключение секции ФЭС, рецензии, решение президиума ФЭС (для учебников) направляются соответствующим структурным подразделением Министерства заявителю.
17. Срок рассмотрения учебного издания по вопросу о присвоении (подтверждении) грифа "Допущено" устанавливается до трех месяцев.
III. Порядок присвоения (подтверждения) грифа "Рекомендовано"
18. Гриф "Рекомендовано" присваивается (подтверждается) только учебникам, имеющим гриф "Допущено" и предназначенным для использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и специального (коррекционного) образования.
19. Для решения вопроса о присвоении грифа "Рекомендовано" заявитель направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства два экземпляра учебника, письмо.
20. Представленные заявителем материалы регистрируются соответствующим структурным подразделением Министерства и в недельный срок направляются в президиум ФЭС, который определяет 3 субъекта Российской Федерации для проведения апробации (расширенной экспертизы) учебника (далее - апробация), устанавливает ее сроки и количество общеобразовательных учреждений, принимающих в ней участие. Решение президиума ФЭС, два экземпляра учебника направляются в Центр экспертизы для организации и проведения апробации.
21. Порядок проведения апробации учебника определяется Положением об организации и проведении апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации".
22. После проведения апробации учебника Центр экспертизы направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства следующие материалы: учебник, заключение секции ФЭС, материалы апробации.
23. Для решения вопроса о присвоении учебнику грифа "Рекомендовано" структурное подразделение Министерства направляет ответственному секретарю президиума ФЭС заключение секции ФЭС, материалы апробации, заключение структурного подразделения Министерства, учебник.
24. Учебникам, успешно прошедшим апробацию, присваивается гриф "Рекомендовано" при положительном решении президиума ФЭС. Структурное подразделение Министерства направляет в адрес заявителя письмо Министерства о присвоении учебнику грифа "Рекомендовано", заключение секции ФЭС, учебник.
25. Подтверждение грифа "Рекомендовано" осуществляется без апробации учебника.
IV. Апелляция
26. Отклоненное учебное издание может быть повторно представлено для решения вопроса о присвоении грифа не ранее чем через шесть месяцев с момента отклонения.
27. Заявитель в случае несогласия с заключением секции ФЭС, заключением структурного подразделения Министерства в течение 10 дней после получения указанных материалов имеет право обратиться с апелляцией в президиум ФЭС. В этом случае по решению президиума ФЭС учебное издание направляется на дополнительную экспертизу, результаты которой повторно выносятся на рассмотрение президиума ФЭС.
28. Департамент общего образования направляет решение президиума ФЭС заявителю. Данное решение президиума ФЭС апелляции не подлежит.
Приложение N 3
к Приказу
Минобразования России
от 9 июля 2003 г. N 2959
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИИ (РАСШИРЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ) УЧЕБНИКОВ ДЛЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ПРИСВОЕНИЯ ГРИФА "РЕКОМЕНДОВАНО МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения апробации (расширенной экспертизы) учебников для последующего присвоения грифа "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации" (далее - "Рекомендовано").
Апробация (расширенная экспертиза) учебников (далее - апробация) - комплексное изучение практики использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях учебников, соответствующих образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного) образования. Апробация является необходимым условием для рассмотрения вопроса о присвоении учебнику грифа "Рекомендовано".
2. Апробация проводится на основании документов Министерства образования Российской Федерации (далее - Министерство), Республиканского центра экспертизы, мультимедиа и телекоммуникаций в образовании (далее - Центр экспертизы) и настоящего Положения.
3. К апробации допускаются изданные учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации" (далее - "Допущено").
4. Издательство направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства заявление-представление на присвоение учебнику грифа "Рекомендовано" и два экземпляра учебника. В заявлении-представлении содержится информация о наличии грифа "Допущено", перечисляются не менее 5 субъектов Российской Федерации, в образовательных учреждениях которых используется учебник в практике обучения, и гарантируется оплата проведения апробации учебника.
5. Соответствующее структурное подразделение Министерства регистрирует заявление-представление издательства и с сопроводительным письмом направляет его в президиум Федерального экспертного совета Министерства образования Российской Федерации (далее - президиум ФЭС).
6. Президиум ФЭС рассматривает представленные структурным подразделением Министерства материалы, а также принимает решение о начале проведения апробации для последующего присвоения грифа "Рекомендовано", определяет 3 субъекта Российской Федерации из числа указанных издательством, устанавливает сроки апробации и количество общеобразовательных учреждений, принимающих в ней участие.
7. Сопроводительное письмо, два экземпляра учебника, решение президиума ФЭС направляются в Центр экспертизы.
8. Центр экспертизы заключает договор на проведение апробации с издательством. В договоре указываются сроки проведения апробации, порядок оплаты, ответственность сторон и другие условия.
9. Центр экспертизы заключает договор на проведение апробации учебника с институтами повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования (далее - ИПКиПРО).
10. Центр экспертизы направляет в субъекты Российской Федерации нормативные документы, информационные и методические материалы, регламентирующие порядок проведения апробации учебника.
11. Секция Федерального экспертного совета Министерства (далее - секция ФЭС) назначает эксперта, который готовит рецензию по результатам проведенной апробации учебника.
12. Для проведения апробации учебника в качестве экспертов привлекаются учителя общеобразовательных учреждений различных видов, расположенных в городах, селах, поселках городского типа и т.п.
Участие учителей в апробации учебника является добровольным.
Группа учителей работает под руководством методиста. Методист назначается ИПКиПРО и отвечает за проведение апробации учебника.
13. Формирование групп учителей, разработка учебных планов занятий и семинаров-практикумов во время проведения апробации учебника, организация работы группы учителей с авторами осуществляются учреждением, ответственным за проведение апробации учебника.
14. Методист ИПКиПРО, ответственный за проведение апробации учебника, анализирует результаты апробации, готовит заключение, в котором отражается ход ее проведения, положительные и отрицательные стороны апробируемого учебника и рекомендации авторам о доработке учебника. Заключение методиста утверждает ученый совет ИПКиПРО.
Заключение и материалы апробации учебника, подготовленные учителями, направляются в Центр экспертизы.
15. Секция ФЭС рассматривает заключения методистов, материалы апробации учебника, подготовленные учителями, рецензию члена секции ФЭС о результатах проведенной апробации учебника и дает заключение секции ФЭС о целесообразности доработки учебника или о возможности присвоения учебнику грифа "Рекомендовано".
После рассмотрения учебника на секции ФЭС Центр экспертизы направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства следующие материалы: учебник, заключение секции ФЭС, материалы апробации.
16. При решении секции о доработке учебника соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в адрес издательства заключения методистов, заключение члена секции о результатах проведенной апробации, заключение секции ФЭС, учебник.
После доработки учебника издательство направляет в соответствующее структурное подразделение Министерства учебник, справку о его доработке. Соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в Центр экспертизы указанные материалы с целью их рассмотрения на секции ФЭС.
17. При положительном решении секции ФЭС заключения методистов, материалы апробации учебника, подготовленные учителями, рецензию эксперта о результатах проведенной апробации учебника, заключение секции ФЭС, заключение структурного подразделения Министерства и учебник направляются структурным подразделением Министерства ответственному секретарю президиума ФЭС.
18. На основании положительного решения президиума ФЭС соответствующее структурное подразделение Министерства направляет в адрес заявителя письмо Министерства о присвоении учебнику грифа "Рекомендовано", заключение секции ФЭС, учебник.
19. Аналитическая обработка результатов апробации учебника (экспертных анкет и рекомендаций), подготовка заключений методистов, рецензия эксперта о результатах проведенной апробации учебника, заключение секции ФЭС оплачиваются Центром экспертизы за счет средств издательства в соответствии с договором на проведение апробации учебника.