Приказ Минобразования РФ от 26.08.2003 N 3387

"Об утверждении перечня документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме"
Редакция от 26.08.2003 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минобрнауки РФ от 02.08.2005 N 217»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 26 августа 2003 г. N 3387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

На основании Федерального закона от 10.01.2003 N 11-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень документов, представляемых на лицензионную экспертизу образовательными учреждениями среднего, высшего, дополнительного профессионального образования и их филиалами, использующими дистанционные образовательные технологии для реализации образовательных программ частично или в полном объеме (далее - перечень документов).

2. Установить, что перечень документов, утвержденный п. 1 настоящего Приказа, представляется на лицензионную экспертизу образовательным учреждением одновременно с аналогичными документами каждого из филиалов, в которых осуществляется дистанционное обучение.

3. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н. Геворкян) на основании лицензионных экспертиз, проведенных по заявлениям, поданным до 31.12.2003, подготовить предложения по уточнению перечня документов, утвержденного п. 1 настоящего Приказа.

4. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя Министра А.В. Пыжикова.

Министр
В.М.ФИЛИППОВ

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минобразования России
от 26.08.2003 N 3387

ПЕРЕЧЕНЬ
ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ НА ЛИЦЕНЗИОННУЮ ЭКСПЕРТИЗУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СРЕДНЕГО, ВЫСШЕГО, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ФИЛИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЮЩИМИ ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДАЛЕЕ - ДОТ) ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЧАСТИЧНО ИЛИ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ

1. Заявление учредителя(ей) <*> образовательного учреждения на проведение лицензионной экспертизы (форма 1 <**>).

<*> Для образовательных учреждений, подведомственных Минобразованию России, заявление подписывает руководитель образовательного учреждения.

<**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

2. Выписка из решения Ученого (педагогического) совета о возможности организации подготовки по основным и дополнительным программам профессионального образования, заявленным к лицензированию.

3. Копии Устава, свидетельства о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариально).

Филиал образовательного учреждения представляет сведения о постановке на учет в налоговом органе, копии решения о создании филиала и утвержденного в установленном порядке положения о филиале.

4. Общие сведения об образовательном учреждении, его филиалах и представительствах (таблица 1 прилагается).

5. Копии действующей лицензии, приложений к ней.

6. Сведения об укомплектованности штатов и численности обучающихся (таблица 2 прилагается).

7. Сведения о зданиях и помещениях, используемых для организации и ведения образовательного процесса (форма 3 <*>). Заверенные нотариально копии зарегистрированных в установленном порядке документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение необходимой учебно-материальной базой, а также заключений органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.

<*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

8. Сведения о социально-бытовом обеспечении обучающихся (форма 3а <*>). Заверенные нотариально копии документов об обеспеченности обучающихся и работников питанием и медицинским обслуживанием, документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение объектами физической культуры и спорта, общежитиями.

<*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

9. Рабочие учебные планы реализуемых профессиональных образовательных программ. Для образовательных программ, реализуемых с использованием дистанционного обучения частично или в полном объеме, представляется специальный учебный план, в котором дополнительно указываются виды ДОТ, с помощью которых ведется изучение отдельных дисциплин (учебных курсов).

10. Сведения <*> об обеспеченности образовательного учреждения учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническом оснащении (форма 4 <**>).

<*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.

<**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

11. Сведения <*> об обеспеченности образовательного процесса специализированным и лабораторным оборудованием (форма 4а <**>). Заверенные нотариально копии документов, подтверждающих право образовательного учреждения на владение, пользование или распоряжение оборудованием.

<*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.

<**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

12. Сведения о местах проведения практик (форма 4б <*>).

<*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

13. Сведения <*> о педагогических работниках (форма 5 <**>).

<*> Сведения представляются только по образовательным программам, отдельным дисциплинам (курсам дисциплин), освоение которых осуществляется традиционно.

<**> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

14. Сведения о научных руководителях (форма 5а <*>).

<*> Формы документов указаны в соответствии с приложениями 5 - 10 к Приказу Минобразования России от 23.04.2001 N 1800 (опубликовано в Бюллетене Минобразования России, 2001 г., N 8).

15. Пояснительные записки к образовательным программам, реализуемым с использованием ДОТ (структура пояснительной записки прилагается).

16. Опись документов, представленных для получения лицензии (в 2-х экземплярах).

Таблица 1

"__" __________ 200_ г.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

__________________________________________________________________
полное наименование соискателя лицензии

N п/п Наименование Сведения и реквизиты
1. Устав  
2. Свидетельство о внесении записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц  
3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица  
4. Лицензия  
5. Свидетельство о государственной аккредитации  
6. Предельная численность контингента обучающихся, приведенная к очной форме обучения, установленная лицензией по образовательному учреждению  

Сведения о наличии филиалов

N п/п Наименование Место нахождения Приказ о создании (реквизиты) Лицензия (реквизиты) Предельная численность контингента обучающихся, установленная лицензией
           

Сведения о наличии представительств
(только для вузов)

N п/п Наименование Место нахождения Приказ о создании (реквизиты) Согласование с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (реквизиты)
         
М.П. Руководитель образовательного учреждения      
    подпись   Ф.И.О.

Таблица 2

"__" __________ 200_ г.

СВЕДЕНИЯ ОБ УКОМПЛЕКТОВАННОСТИ ШТАТОВ И ЧИСЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ <*>

__________________________________________________________________
полное наименование соискателя лицензии

N п/п Наименование показателя ____ г. ____ г. ____ г. текущий г. ____ г.
1. Штатная численность работников соискателя лицензии: всего; в т.ч. педагогические работники; из них: штатные педагогические работники (без совместителей); административно-управленческий персонал: административно-хозяйственные, научно-педагогические и др. работники, работающие на условиях штатного совместителя (внутренние совместители), с указанием долей ставок; педагогические работники, работающие на условиях штатного совместителя (внешние совместители), с указанием долей ставок; педагогические работники, работающие на условиях почасовой оплаты труда          
2. Образовательный ценз педагогических работников: доктора наук; кандидаты наук; лица без ученой степени, имеющие почетные звания; лица с высшим профессиональным образованием; лица со средним профессиональным образованием          
3. <**> Численность контингента обучающихся по традиционной технологии, приведенная к очной форме обучения по каждому уровню образования          
4. <***> Численность контингента обучающихся по дистанционным технологиям, приведенная к очной форме обучения по каждому уровню образования          

<*> Сведения представляются за три года, предшествовавших лицензионной экспертизе, текущий год и один последующий (план).

<**> Из расчета соответственно 1,0; 0,25; 0,1 для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

<***> Из расчета соответственно 1,0; 0,25; 0,04 для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения.

М.П. Руководитель образовательного учреждения      
    подпись   Ф.И.О.

Структура пояснительной записки к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных образовательных технологий

Пояснительная записка к образовательной программе, реализуемой с применением дистанционных образовательных технологий (далее - пояснительная записка), должна содержать:

1. Методику образовательного процесса включая:

описание ДОТ, применяемых для преподавания отдельных дисциплин (учебных курсов);

характеристику учебно-методических комплексов, предоставляемых обучающемуся (названия материалов, вид информационного носителя: печатный материал, видео-, аудиозапись, видеолекции, электронный носитель и др.), способы комплектации (кейс, база данных и т.п.), объемные характеристики материалов;

способы доставки учебных, учебно-методических материалов (рассылка почтой, распространение через сеть территориально обособленных подразделений, передача по каналам связи (радио, телевидение, телефония, Интернет и т.п.);

способы организации взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом и административно-управленческим персоналом образовательных учреждений (занятия по очной форме обучения, почта, телефон, электронная переписка, видеоконференцсвязь и т.п. с указанием плановой периодичности и продолжительности (объемов) контактов);

способы организации лабораторных и практических занятий (учебные занятия в лабораториях, кабинетах и в спортзалах, использование кейс-лабораторий, лабораторий удаленного доступа, виртуальных лабораторных практикумов и т.п.);

способы организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся (традиционные формы контроля, письменный экзамен в территориально обособленном структурном подразделении с последующей обработкой результатов, автоматизированный дистанционный контроль, дистанционный экзамен (зачет) с использованием средств видео-, аудиоконтроля и т.п.);

способы организации документооборота (традиционный, электронный).

2. Расчет-обоснование достаточности привлекаемых материально-технических, учебно-методических, информационных ресурсов и педагогических работников, которыми располагает образовательное учреждение, для обеспечения учебного процесса с применением избранных ДОТ, включая:

аппаратно-программное и иное оборудование учебных рабочих мест обучающихся и рабочих мест педагогических работников, административно-управленческого и инженерно-технического персоналов;

количество и пропускную способность используемых каналов связи;

мощности используемого серверного аппаратно-программного комплекса (объем дисковой памяти, время отклика);

мощности, пропускную способность и другие технические характеристики иных средств телекоммуникации;

наличие учебно-методических комплексов и других информационных образовательных ресурсов дистанционного обучения для дисциплин (учебных курсов) заявленной образовательной программы (программ);

количественный и качественный состав педагогических работников, специально подготовленных для работы в новой информационно-образовательной среде.

К пояснительной записке прилагается документация, подтверждающая фактическое наличие в распоряжении образовательного учреждения указанных в расчете-обосновании ресурсов и их соответствие установленным нормам, стандартам и требованиям (справки о приеме на баланс, договоры аренды, сертификаты соответствия ДОТ технологическим требованиям государственных отраслевых стандартов и т.д.), сведения о грифах учебных материалов Минобразования России, учебно-методических объединений вузов Российской Федерации, иных грифах.

В пояснительной записке требуется обосновать возможность освоения всех дисциплин (учебных курсов), изучение которых согласно специальному учебному плану должно вестись с помощью ДОТ.