КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ
ПРИКАЗ
от 11 августа 2003 г. N 104
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029, N 44, ст.4296), Рекомендациями по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст.2995; 2003, N 2, ст.197) и Положением о предоставлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1572; 2003, N 4, ст.327) приказываю:
Утвердить прилагаемые Рекомендации по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Рекомендации), согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации.
Председатель Комитета РФ
по финансовому мониторингу
В.А.ЗУБКОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Комитета РФ
по финансовому мониторингу
от 11 августа 2003 г.
N 104
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, СОВЕРШАЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
1. Общие положения
1.1. Настоящие Рекомендации разработаны Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (далее именуется - КФМ России) во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст.3418; 2002, N 30, ст.3029, N 44, ст.4296), Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст.2995; 2003, N 2, ст.197) и Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 N 245 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1572; 2003, N 4, ст.327).
1.2. Настоящие Рекомендации используются при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), с учетом специфики их деятельности, включая:
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
страховые организации (страховщики);
лизинговые компании;
организации федеральной почтовой связи;
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме;
организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
1.3. Настоящие Рекомендации содержат:
1.3.1. рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля;
1.3.2. рекомендуемые критерии выявления и признаки необычных сделок;
1.3.3. рекомендации по разработке формы анкеты, содержащей сведения о клиенте и иных участниках операций с денежными средствами или иным имуществом и их деятельности;
1.3.4. рекомендации по включаемым в сообщение данным об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
1.3.5. рекомендации по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров и установлению функций и полномочий должностного лица организации, ответственного за соблюдение, осуществление и совершенствование правил внутреннего контроля и реализацию разработанных на их основе программ осуществления внутреннего контроля (далее именуется - ответственное лицо).
1.4. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, критерии выявления и признаки необычных сделок разрабатываются организациями с учетом настоящих Рекомендаций.
1.5. В организации с учетом специфики ее деятельности может быть сформировано или определено структурное подразделение по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма под руководством ответственного лица.
1.6. Настоящие Рекомендации будут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Рекомендации по разработке программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
2.1. Организациям рекомендуется разрабатывать следующие программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:
2.1.1. идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции;
2.1.2. выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
2.1.3. оценки риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
2.1.4. документального фиксирования необходимой информации;
2.1.5. обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2.1.6. хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля;
2.1.7. иные программы, учитывающие специфику деятельности организации.
2.2. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции рекомендуется предусматривать использование анкетирования - составление документа, рекомендованная форма которого приведена в приложении 1 к настоящим Рекомендациям, и содержащего сведения о соответствующем лице, о его деятельности и иные сведения.
2.2.1. Организация идентифицирует и изучает своего клиента при совершении сделок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.2.2. Организации рекомендуется получать от клиента информацию и документы, которые позволяют идентифицировать и изучить клиента.
2.2.3. Организации рекомендуется проверять действительность всех документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, на дату их предъявления.
2.2.4. Если от имени юридического или физического лица действует его представитель, организации рекомендуется идентифицировать представителя, проверить его полномочия, а также идентифицировать и изучить представляемого клиента.
2.3. Для целей выявления иных операций с денежными средствами или иным имуществом, не подлежащих обязательному контролю и связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, организации рекомендуется разрабатывать критерии выявления и признаки необычных сделок. При этом в основу могут быть положены рекомендуемые критерии выявления и признаки необычных сделок, установленные в приложениях 2 и 3 к настоящим Рекомендациям.
2.4. На основании всей информации и документов, позволяющих идентифицировать и изучить клиента, организации рекомендуется оценить риск осуществления клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.
Организации рекомендуется разработать критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При этом в основу могут быть положены критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, установленные в приложении 4 к настоящим Рекомендациям.
2.5. Организации рекомендуется обновлять сведения, полученные в результате идентификации и изучения клиента, периодически, но не реже одного раза в год в случаях, когда организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, и не реже одного раза в три года в иных случаях.
Если организация оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, как высокий, то организации рекомендуется уделять повышенное внимание операциям, проводимым клиентом.
2.6. При разработке программы документального фиксирования информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ осуществления внутреннего контроля, рекомендуется исходить из следующих положений.
Организации рекомендуется фиксировать информацию об операции (сделке) таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести все детали операции (сделки), с учетом специфики деятельности организации, в том числе сумму операции, валюту платежа, данные об участниках операции.
2.7. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями, изложенными в приложении 5 к настоящим Рекомендациям.
2.8. Организации рекомендуется осуществлять учет и хранение подлинников и/или копий документов на бумажных носителях в соответствии с общим порядком учета и хранения внутренних документов, документов, идентифицирующих клиентов и относящихся к их деятельности, документов переписки и прочих документов системы документооборота.
2.9. При выявлении признаков операции, подлежащей обязательному контролю, указанной в статье 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", или при выявлении необычных сделок сотрудник организации, выявивший указанную операцию или сделку, составляет Сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке). Организации рекомендуется разработать форму Сообщения, включающую реквизиты, указанные в приложении 6 к настоящим Рекомендациям.
3. Рекомендации по установлению квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, установлению функций и полномочий ответственного лица
3.1. Квалификационные требования к ответственному лицу и сотрудникам структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (если такое подразделение создано), определяет руководитель организации с учетом требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и рекомендаций, приведенных в приложении 7 к настоящим Рекомендациям.
3.2. При установлении квалификационных требований к подготовке и обучению кадров организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется руководствоваться положениями соответствующей программы обучения сотрудников, приведенными в приложении 5 к настоящим Рекомендациям с учетом соответствующих должностных обязанностей сотрудников.
3.3. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется возлагать на ответственное лицо (сотрудников структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) следующие функции:
3.3.1. Организация разработки и представление на утверждение руководителю организации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе и программы его осуществления.
3.3.2. Организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления.
3.3.3. Подготовка методических материалов, консультирование сотрудников организации по вопросам, возникающим при реализации программ внутреннего контроля.
3.3.4. Организация работы по обучению сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.3.5. Организация представления в КОМ России сведений в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иными нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.3.6. Представление руководителю организации в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в год, письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.3.7 Принятие решения по переданным ему сотрудниками организации Сообщениям о целесообразности его представления руководителю организации.
3.3.8. Организация работы в соответствии с порядком приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
3.3.9. Участие в совершенствовании правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
3.3.10. Обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций.
3.3.11. Обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации.
3.3.12. Иные функции в соответствии с настоящими Временными рекомендациями и документами организации о внутреннем контроле.
3.4. Для выполнения указанных функций рекомендуется предоставить ответственному лицу право:
3.4.1. Получать от руководителей и сотрудников подразделений организации информацию и документы, в том числе организационно-распорядительные документы организации, бухгалтерские и денежно-расчетные документы в установленном в организации порядке.
3.4.2. Снимать копии с полученных документов, в том числе получать и хранить копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных информационных сетях и автономных компьютерных системах организации в установленном в организации порядке.
3.4.3. Осуществлять иные права в соответствии с документами организации о внутреннем контроле.
Приложение 1
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА АНКЕТЫ "СВЕДЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ - УЧАСТНИКЕ ОПЕРАЦИИ"
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА АНКЕТЫ "СВЕДЕНИЯ О ФИЗИЧЕСКОМ ЛИЦЕ - УЧАСТНИКЕ ОПЕРАЦИИ"
Приложение 2
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ
ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК
N п/п | |
1 | Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе (в случае, когда клиент выступает в качестве представителя юридического или физического лица), а также излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки) |
2 | Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг (тариф комиссионного вознаграждения и т.д.), а также предложение клиентом необычно высокой комиссии или комиссии, заведомо отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода услуг |
3 | Наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом, или от обычной рыночной практики |
4 | Предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по расторгнутой сделке третьим лицам, в том числе на счет в банк-нерезидент |
5 | Настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного терминала |
6 | Внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не соответствующих установившейся практике деятельности организации |
7 | Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент |
8 | Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества |
9 | Передача клиентом поручения об осуществлении операции через представителя (посредника), если представитель (посредник) выполняет поручение клиента без вступления в прямой (личный) контакт с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом |
10 | Отсутствие информации о клиенте (юридическом лице, в том числе кредитной организации) в официальных справочных изданиях, а также невозможность осуществить связь с клиентом по указанным им адресам и телефонам |
11 | Сложности, возникающие у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при проверке представляемых клиентом в соответствии с внутренними документами организации сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, представление клиентом информации, которую невозможно проверить или данная проверка является слишком дорогостоящей |
12 | Невозможность установления контрагентов клиента |
13 | Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, располагает данными о том, что информация, представленная клиентом об участниках сделки, содержит неверные (заведомо ложные) сведения |
14 | Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом |
15 | Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели |
16 | Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации |
17 | Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом |
18 | Настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными средствами |
19 | Приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет |
Приложение 3
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПРИЗНАКОВ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК
* Признаки необычных сделок, указанные в подпунктах 7 - 13, относятся к профессиональным участникам рынка ценных бумаг.
Приложение 4
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ РИСКА СОВЕРШЕНИЯ КЛИЕНТОМ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ (ОТМЫВАНИЕМ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА
Деятельность, подверженная высокому риску осуществления легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма:
1. Деятельность юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся кредитными организациями, занимающихся переводом денежных средств, платежами в наличной форме по чекам, инкассацией денежных средств;
2. Деятельность физических и юридических лиц, их обособленных подразделений, дочерних и зависимых обществ (в том числе кредитных организаций), имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
3. Туристская деятельность (туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий);
4. Игорный бизнес (предпринимательская деятельность, не являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг), связанная с извлечением игорным заведением (казино, тотализатор, букмекерская контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места) от участия в азартных играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение);
5. Деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства и антиквариата;
6. Осуществление внешнеэкономических операций;
7. Торговля (особенно экспорт и импорт) драгоценными металлами, драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни;
8. Торговля (посредничество в торговле) недвижимым имуществом;
9. Любая деятельность, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, в сфере общественного питания, розничная торговля горючим на бензоколонках и газозаправочных станциях и т.п.).
Приложение 5
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ПРОГРАММА
ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
1. При разработке программы обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендуется учитывать, что организация осуществляет обучение своих сотрудников исходя из их должностных обязанностей по следующим направлениям:
1.1. ознакомление сотрудников с нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
1.2. ознакомление сотрудников с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными организацией;
1.3. организация и проведение с сотрудниками практических занятий по реализации правил внутреннего контроля, в том числе, программ его осуществления;
1.4. обеспечение, по возможности, участия ответственного лица в конференциях, семинарах и иных мероприятиях (в том числе международных), посвященных проблемам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Программы обучения рекомендуется строить исходя из того, что основным условием успешного осуществления организацией деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является непосредственное участие каждого сотрудника в рамках его компетенции в данном процессе.
3. Обучение сотрудников организации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проводится регулярно, не реже одного раза в год.
Приложение 6
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕКВИЗИТЫ СООБЩЕНИЯ
1. Сведения об операции (сделке), в том числе, принадлежность к указанным категориям:
а) операция, подлежащая обязательному контролю;
б) необычная сделка, а также содержание операции (сделки).
2. Сумма и валюта операции (сделки).
3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).
4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой сделка квалифицируется как необычная.
5. Сведения о сотруднике, составившем сообщение.
6. Подпись сотрудника, составившего сообщение.
7. Дата составления сообщения.
8. Подпись непосредственного руководителя подразделения (в случае его наличия).
Приложение 7
к Рекомендациям по отдельным положениям
правил внутреннего контроля,
разрабатываемых организациями,
совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом,
в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КВАЛИФИКАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К ОТВЕТСТВЕННОМУ ЛИЦУ И СОТРУДНИКАМ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
1. К ответственному лицу рекомендуется предъявлять следующие требования:
1.1. высшее образование и опыт руководства подразделением организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт руководства таким подразделением не менее двух лет;
1.2. знание работы подразделений по работе с клиентами;
1.3. отсутствие судимости.
2. К сотрудникам подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендуется предъявлять следующие требования:
2.1. высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы в организации не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыт работы в организации не менее двух лет;
2.2. знание работы подразделений по работе с клиентами;
2.3. отсутствие судимости.