Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 октября 1998 г. N 1639
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 октября 1998 г. N 140
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ИЮНЯ 1998 Г. N 565 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" приказываю:
1. Образовать при Министерстве юстиции Российской Федерации Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемые Положение об Экспертном совете для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации и его состав.
3. Организационно - техническое обеспечение деятельности указанного Экспертного совета возложить на Департамент по делам общественных и религиозных объединений и Департамент финансово - экономического и хозяйственного обеспечения.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя Департамента по делам общественных и религиозных объединений.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее именуется - Совет) создается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. N 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст. 2560) с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящим Положением.
Состав Совета формируется из представителей органов государственной власти, ученых - религиоведов, специалистов в области государственно - церковных отношений и утверждается Министром юстиции Российской Федерации.
2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее именуется - экспертиза) проводится в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 39, ст. 4465), по запросам Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации или территориальных органов юстиции Российской Федерации (далее именуются - регистрирующие органы).
3. Основными задачами Совета при проведении экспертизы являются:
определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах;
разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.
4. Запрос о проведении экспертизы направляется в Совет регистрирующим органом с приложением копий предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации.
В своем запросе регистрирующий орган должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос регистрирующего органа не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем Совет уведомляет регистрирующий орган.
5. Запросы регистрирующего органа, поступившие на экспертизу документы, иные материалы, используемые при ее проведении, учитываются в установленном порядке. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет.
6. Экспертиза производится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений Российской Федерации в иностранных государствах, органов исполнительной власти срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом регистрирующего органа.
7. В процессе своей деятельности Совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.
8. Экспертные заключения по поручению председателя Совета, его заместителя или секретаря готовятся членами Совета и выносятся на рассмотрение Совета. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.
9. Рассмотрение запроса регистрирующего органа, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.
10. По результатам проведения экспертизы представленных документов Совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов Совета.
Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие заместителем и в письменной форме направляется регистрирующему органу с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания Совета.
11. Порядок работы Совета определяет его председатель в соответствии с настоящим Положением. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины его членов.
12. Совет имеет бланк и штамп со своим наименованием.
УТВЕРЖДЕН
Приказом
Министерства юстиции
Российской Федерации
от 8 октября 1998 г. N 140
СОСТАВ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87)
Мчедлов М.П. | - директор Исследовательского центра "Религия в современном обществе" Российского независимого института социальных и национальных проблем (председатель Совета) |
Балагушкин Е.Г. | - старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук |
Кантеров И.Я. | - профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова |
Михайлов Г.А. | - начальник отдела по связям с религиозными организациями Департамента по взаимодействию с Государственной Думой Аппарата Правительства Российской Федерации (по согласованию) |
Одинцов М.И. | - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации |
Пучков П.И. | - заведующий Центром по изучению религий и этноконфессиональному картографированию Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо - Маклая Российской академии наук |
Пчелинцев А.В. | - директор Института религии и права |
Рудкевич Е.Д. | - старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук |
Яблоков И.Н. | - заведующий кафедрой философии религии и религиоведения Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова |
Залужный Александр Гаврилович | - заместитель начальника отдела регистрации религиозных объединений Департамента по делам общественных и религиозных объединений, кандидат философских наук (секретарь Совета) |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Алексеев Валерий Аркадьевич | - советник Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор философских наук, профессор |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Бурковская Виктория Алексеевна | - научный сотрудник НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, кандидат юридических наук |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Зубов Андрей Борисович | - ведущий научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук, доктор исторических наук |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Зуев Юрий Петрович | - заместитель заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Кудрявцев Александр Ильич | - заместитель начальника отдела по взаимодействию с религиозными организациями Главного управления внутренней политики Президента Российской Федерации, кандидат исторических наук |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) | |
Яковенко Сергей Георгиевич | - старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института российской истории Российской академии наук, кандидат исторических наук |
(в ред. Приказа Минюста РФ от 16.03.2001 N 87) |