Приказ ФПС РФ от 02.10.2001 N 581

"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации"
Редакция от 02.10.2001 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФСБ РФ от 02.09.2009 N 423»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 ноября 2001 г. N 3019


ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 2 октября 2001 г. N 581

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации.

2. Заместителям директора ФПС России, начальникам региональных управлений, пограничной и оперативных групп, организаций центрального подчинения обеспечить выполнение в войсках, органах и организациях Пограничной службы Российской Федерации государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов как основных условий сохранения и укрепления здоровья личного состава.

Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Военно - медицинское управление.

Директор
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
генерал - полковник
К.ТОЦКИЙ

УТВЕРЖДЕНА
Приказом
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
от 2 октября 2001 г. N 581

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650) государственный санитарно - эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

2. В целях реализации настоящей Инструкции используются основные понятия согласно приложению.

3. Государственный санитарно - эпидемиологический надзор в Пограничной службе Российской Федерации (далее именуется - Пограничная служба) включает:

контроль за выполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения (далее именуется - санитарное законодательство), санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно - эпидемиологический надзор;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

контроль за санитарно - эпидемиологической обстановкой;

проведение санитарно - эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

разработку предложений о проведении санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

ведение учета инфекционных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) личного состава Пограничной службы (далее именуется - личный состав) в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье факторов среды его обитания, а также ведение статистического наблюдения.

4. Государственный санитарно - эпидемиологический надзор (далее именуется - госсанэпиднадзор) в Пограничной службе осуществляется отделом государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно - медицинского управления ФПС России и военно - медицинскими учреждениями санитарно - эпидемиологического профиля Пограничной службы, входящими, в соответствии с санитарным законодательством, в систему государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации.

5. Научно - исследовательская, методическая и практическая деятельность в целях обеспечения госсанэпиднадзора в Пограничной службе осуществляется кафедрами медико - профилактического профиля Военно - медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии.

6. В систему государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Пограничной службе входят:

1) отдел государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно - медицинского управления ФПС России (далее именуется - Отдел);

2) военно - медицинские учреждения санитарно - эпидемиологического профиля (далее именуются - Учреждения):

Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации;

центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора, осуществляющие госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 отдельных учебных морских центрах ФПС России (далее именуются - ОУМЦ);

санитарно - эпидемиологическая лаборатория, осуществляющая госсанэпиднадзор в 8 окружном военном госпитале Тихоокеанского регионального управления ФПС России (далее именуется - СЭЛ);

3) кафедры медико - профилактического профиля Военно - медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии (далее именуются - Кафедры).

II. Организация госсанэпиднадзора в Пограничной службе

7. Деятельность Отдела и Учреждений Пограничной службы по осуществлению госсанэпиднадзора в Пограничной службе организует главный государственный санитарный врач Пограничной службы, являющийся заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия в Пограничной службе.

8. Отдел, Кафедры и Учреждения Пограничной службы, входящие в государственную санитарно - эпидемиологическую службу Российской Федерации, в соответствии с возложенными на них законодательством Российской Федерации задачами:

участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

участвуют в разработке и реализации федеральных, региональных и других целевых программ обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно - технических программ в этой области;

взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

участвуют в подготовке к опубликованию ежегодного государственного доклада о санитарно - эпидемиологической обстановке в Российской Федерации;

участвуют в подготовке предложений по проектам программ социально - экономического развития территорий, федеральных, региональных и других целевых программ в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

организуют и проводят санитарно - эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;

организуют и проводят научные исследования в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

принимают участие в осуществлении работы по гигиеническому воспитанию личного состава, аттестации гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием личного состава;

организуют и выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;

проводят социально - гигиенический мониторинг;

осуществляют государственное санитарно - эпидемиологическое нормирование.

9. Отдел и Учреждения Пограничной службы, кроме функций, перечисленных в пункте 8:

осуществляют госсанэпиднадзор;

вносят в установленном порядке предложения о введении и отмене на территории Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в соединениях, воинских частях, подразделениях и организациях Пограничной службы ограничительных мероприятий (карантина);

принимают участие в лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;

осуществляют меры по своевременному информированию личного состава о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

обеспечивают санитарную охрану территории Российской Федерации.

10. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящей Инструкцией, другими правовыми актами ФПС России в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия.

11. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять госсанэпиднадзор в Пограничной службе, являются:

начальник отдела государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно - медицинского управления ФПС России - главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации;

старший помощник - заместитель главного государственного санитарного врача Пограничной службы Российской Федерации отдела государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно - медицинского управления ФПС России;

начальник Центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации и его заместитель;

главные государственные санитарные врачи, начальники центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора - главные государственные санитарные врачи региональных управлений, пограничной группы, 1 и 2 ОУМЦ и их заместители;

начальник СЭЛ и его заместитель;

главные и ведущие специалисты, другие специалисты медико - профилактического профиля отдела государственного санитарно - эпидемиологического надзора Военно - медицинского управления ФПС России;

начальники отделений, лабораторий, групп, других подразделений, врачи по общей гигиене, врачи по гигиене питания, врачи по гигиене труда, врачи по коммунальной гигиене, врачи по радиационной гигиене, врачи - эпидемиологи, врачи - паразитологи, врачи - бактериологи, врачи - вирусологи, врачи дезинфектологи, врачи - лаборанты, старшие врачи и другие врачи медико - профилактического профиля, фельдшеры - лаборанты, помощники врачей центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора, СЭЛ, осуществляющих госсанэпиднадзор в региональных управлениях, пограничной группе, 1 и 2 ОУМЦ.

12. Госсанэпиднадзор на объектах организаций центрального подчинения, расположенных в районах дислокации региональных управлений, осуществляется центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора соответствующих региональных управлений, на объектах 1 ОУМЦ и дома отдыха "Пограничник России", 2 ОУМЦ - соответствующими центрами государственного санитарно - эпидемиологического надзора, на объектах воинских частей, дислоцированных в Москве и Московской области, 5, 9, 16 учебных центров, Кинологического учебного центра ФПС России, Военно - медицинского института ФПС России при Нижегородской государственной медицинской академии и 1 отдельного тяжелого транспортного авиационного полка ФПС России - Центром государственного санитарно - эпидемиологического надзора Пограничной службы Российской Федерации.

13. Деятельность учреждений Пограничной службы, входящих в государственную санитарно - эпидемиологическую службу Российской Федерации, проводится во взаимодействии с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, городах, районах и на транспорте (водном, воздушном) на основании положений о взаимодействии.

III. Права должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор

14. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор в Пограничной службе, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлению служебного удостоверения имеют право:

получать от командиров (начальников), других должностных лиц войск, органов и организаций Пограничной службы, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно - эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих госсанэпиднадзору, в целях проверки соблюдения санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам (далее именуются - санитарные правила);

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

15. При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, имеют право давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки:

об устранении выявленных нарушений санитарных правил;

о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно - эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

о проведении дополнительных санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

о проведении лабораторного обследования лиц, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими лицами;

о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

IV. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей

16. Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными главой III настоящей Инструкции, наделяются следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы и дела о нарушениях санитарного законодательства;

2) предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства;

3) давать должностным лицам санитарно - эпидемиологические заключения, предусмотренные статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

4) давать командирам (начальникам) соединений, воинских частей, подразделений и организаций, иным должностным лицам и гражданам предписания, обязательные для исполнения в установленные предписаниями сроки, о:

вызове в отдел и учреждения Пограничной службы должностных лиц и других граждан для рассмотрения материалов и дел о нарушениях санитарного законодательства;

проведении в соответствии с осуществляемой ими деятельностью санитарно - эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, предусмотренных статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения";

5) при выявлении нарушения санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированные постановления о приостановлении до устранения такого нарушения или о запрещении в случае невозможности его устранения:

проектирования, строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов и ввода их в эксплуатацию;

эксплуатации объектов, производственных цехов и участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг;

разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции;

производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;

использования водных объектов в целях питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях;

6) при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о:

госпитализации для обследования или изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания;

проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или изоляции военнослужащих и гражданского персонала, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

временном отстранении от работы лиц из личного состава, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства;

проведении профилактических прививок военнослужащим и гражданскому персоналу по эпидемическим показаниям;

введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах;

7) за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о:

наложении административных взысканий в виде предупреждений или штрафов (в соответствии со статьей 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения");

направлении в правоохранительные органы материалов о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;

8) вносить предложения:

в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о реализации мер по улучшению санитарно - эпидемиологической обстановки и выполнению требований санитарного законодательства, а также предложения, касающиеся проектов программ социально - экономического развития территорий, федеральных целевых программ и региональных целевых программ обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, охраны и укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды;

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, региональные управления, пограничную, оперативные группы и организации центрального подчинения Пограничной службы - о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);

в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

в региональные управления, пограничную и оперативные группы, организации центрального подчинения Пограничной службы - о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия личного состава, применении дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушение санитарных правил;

в финансово - кредитные организации - о приостановлении операций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в случаях нарушения указанными лицами санитарных правил при осуществлении ими работ по проектированию и строительству зданий, строений, сооружений и невыполнения постановлений о приостановлении или прекращении таких работ;

в органы сертификации - о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг в случаях установления несоответствия таких продукции, работ, услуг санитарным правилам;

в лицензионные органы - о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении таких видов деятельности;

индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам - о возмещении вреда, причиненного гражданину вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства, а также о возмещении дополнительно понесенных расходов отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно - эпидемиологическую службу Российской Федерации, на проведение мероприятий по ликвидации инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с указанным нарушением санитарного законодательства.

17. Главный государственный санитарный врач Пограничной службы Российской Федерации, наряду с правами и полномочиями, предусмотренными главой III и пунктом 16 главы IV настоящей Инструкции, наделяется дополнительными полномочиями:

разрабатывать и вносить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять госсанэпиднадзор, проекты санитарных правил для утверждения;

утверждать инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления госсанэпиднадзора в Пограничной службе.

V. Обязанности должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор

18. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно - эпидемиологический надзор, в пределах своей компетенции обязаны:

своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные главами III и IV настоящей Инструкции полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно - эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры;

информировать командование, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно - эпидемиологической обстановке и о принимаемых отделом и учреждениями Пограничной службы, входящими в государственную санитарно - эпидемиологическую службу Российской Федерации, мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей;

оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.

VI. Ответственность должностных лиц, осуществляющих госсанэпиднадзор

19. Должностные лица, осуществляющие госсанэпиднадзор, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, а также за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу санитарно - эпидемиологическому благополучию населения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

VII. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

20. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

21. Порядок привлечения к ответственности определен законодательством Российской Федерации.

Приложение
к п. 2 Инструкции,
утвержденной Приказом
Федеральной пограничной службы
Российской Федерации
от 2 октября 2001 г. N 581

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ <*>,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<*> Изложены в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650).

В целях реализации Инструкции о порядке осуществления государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Пограничной службе Российской Федерации используются следующие основные понятия:

санитарно - эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;

среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;

факторы среды обитания человека - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;

вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;

благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;

безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;

санитарно - эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;

социально - гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;

санитарно - эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;

санитарно - противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно - технические, медико - санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико - санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;

инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих, - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);

массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических, и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.