Постановление ФКЦБ РФ от 13.08.2003 N 03-34/ПС

"О Положении о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг"
Редакция от 13.08.2003 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФСФР РФ от 21.03.2006 N 06-29/ПЗ-Н»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2003 г. N 5078


ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 2003 г. N 03-34/пс

О ПОЛОЖЕНИИ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33 (часть I), ст. 3424; 2002, N 52 (часть II), ст. 5141) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг.

2. Признать утратившими силу:

Постановление ФКЦБ России от 19 июля 2001 года N 16 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 августа 2001 года N 2906);

Постановление ФКЦБ России от 14 февраля 2002 года N 3/пс "О внесении изменений и дополнений в Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июля 2001 года N 16 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 марта 2002 года N 3311);

Постановление ФКЦБ России от 21 мая 2003 года N 03-27/пс "О внесении изменений в Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 июля 2001 года N 16" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 июня 2003 года N 4758).

3. Установить, что настоящее Постановление вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

Председатель
И.В.КОСТИКОВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
от 13 августа 2003 г. N 03-34/пс

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг определяет общий порядок организации и осуществления внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник).

1.2. Под внутренним контролем понимается контроль за соответствием деятельности на рынке ценных бумаг профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия), а также соблюдением внутренних правил и процедур профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг.

2. Общая организация внутреннего контроля

2.1. Организация и осуществление внутреннего контроля в отношении деятельности на рынке ценных бумаг профессионального участника возлагается на контролера профессионального участника (далее - контролер).

2.2. Для достижения целей внутреннего контроля профессиональным участником может формироваться структурное подразделение под руководством контролера.

2.3. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника. Должность контролера включается в штат профессионального участника.

2.4. Контролер назначается уполномоченным органом профессионального участника в порядке, установленном действующим законодательством и учредительными документами профессионального участника, и является по должности заместителем руководителя.

2.5. Профессиональные участники должны иметь Инструкцию о внутреннем контроле (далее - Инструкция), утвержденную уполномоченным органом профессионального участника.

Инструкция содержит:

описание функций контролера, его прав и обязанностей;

порядок и сроки рассмотрения поступающих жалоб, обращений и заявлений;

порядок действий контролера в случае выявления им правонарушений;

форму и сроки представления контролером отчетных документов;

иные положения, регламентирующие осуществление внутреннего контроля.

2.6. При наличии у профессионального участника филиалов, осуществляющих его функции на рынке ценных бумаг, в штат каждого филиала включается контролер филиала.

Функции контролера филиала может исполнять контролер головной организации профессионального участника, если количество работников в штате филиала, выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, менее двенадцати.

На контролера филиала распространяются нормы Положения, касающиеся контролера головной организации профессионального участника, кроме указанных в пункте 2.4 Положения, с учетом следующих особенностей:

контролер филиала независим в своей деятельности от других сотрудников филиала и подчиняется только контролеру головной организации и руководителю филиала профессионального участника;

о всех выявленных нарушениях контролер филиала информирует контролера головной организации и руководителя филиала;

указанные в пункте 6 Положения отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, контролер филиала представляет контролеру профессионального участника и руководителю филиала.

3. Требования, предъявляемые к контролеру профессионального участника

3.1. Лицо, назначаемое на должность контролера, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральной комиссией.

3.2. Контролер профессионального участника, осуществляющего деятельность исключительно на рынке ценных бумаг, не вправе исполнять должностные обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, за исключением управления рисками.

Контролер профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными разрешенными законодательством Российской Федерации видами деятельности, вправе совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с руководством иными подразделениями, функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг. Контролер в этом случае не имеет права подписывать от имени профессионального участника платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей профессионального участника, их осуществлением и исполнением.

3.3. Контролер обязан не реже одного раза в 2 года проходить дополнительную подготовку по вопросам организации и осуществления внутреннего контроля в установленном Федеральной комиссией порядке.

4. Функции контролера

4.1. Контролер при осуществлении своей деятельности выполняет следующие функции:

4.1.1. Обеспечивает соблюдение требований Инструкции.

4.1.2. Контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника, в том числе:

соблюдение условий поручений клиентов;

соблюдение внутренних ограничений на проводимые операции;

соблюдение расчетных нормативов и показателей, установленных Федеральной комиссией;

соблюдение мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

соблюдение мер по предупреждению манипулирования ценами на рынке ценных бумаг профессиональным участником и его клиентами;

соблюдение мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;

соблюдение мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а при наличии конфликта интересов - соблюдение приоритета интересов клиента;

правильность оформления первичных документов внутреннего учета, ведения учетных регистров, отражения операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета профессионального участника;

соответствие материалов профессионального участника, содержащих рекламу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии;

соответствие договоров, заключенных профессиональным участником, требованиям законодательства Российской Федерации;

соблюдение профессиональным участником порядка и сроков раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной комиссии;

составление и представление отчетности профессионального участника в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии.

4.1.3. Выявляет и оценивает риски профессионального участника при ведении профессиональной деятельности, а также ведет их мониторинг.

4.1.4. Рассматривает поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы.

4.1.5. Рассматривает факты возможного нарушения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника, о результатах которых сообщает руководителю профессионального участника.

4.1.6. Незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о выявленном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника, после чего:

проводит проверку на предмет установления причин совершения нарушения и виновных в нем лиц;

по окончании проверки представляет отчет руководителю профессионального участника о ее результатах.

4.1.7. Контролирует устранение выявленных нарушений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений.

4.1.8. Представляет руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с настоящим Положением.

4.1.9. Взаимодействует с инспекторами Федеральной комиссии (регионального отделения Федеральной комиссии) при проведении проверки профессионального участника.

4.1.10. Осуществляет иные функции по контролю за соблюдением профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, нормативных правовых актов Федеральной комиссии.

5. Права и обязанности контролера

5.1. Контролер имеет право:

получать любые документы профессионального участника и знакомиться с содержанием баз данных и регистров, непосредственно связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;

снимать копии с полученных в подразделениях документов, файлов и записей, за исключением информации, не подлежащей копированию;

получать от работников, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональным участником деятельности на рынке ценных бумаг, необходимую информацию;

требовать от работников, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональным участником деятельности на рынке ценных бумаг, письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе исполнения им своих обязанностей.

5.2. Контролер обязан:

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, регулирующих деятельность контролеров;

надлежащим образом выполнять свои функции;

соблюдать требования внутренних документов профессионального участника о внутреннем контроле;

обеспечивать сохранность и возврат полученных оригиналов документов, файлов и записей;

консультировать работников по вопросам, возникающим при реализации внутреннего контроля;

соблюдать служебную тайну в отношении полученной информации.

5.3. Контролер может иметь права и нести обязанности, не предусмотренные пунктами 5.1 и 5.2 Положения, но установленные внутренними документами профессионального участника.

6. Отчетность контролера

6.1. Контролер представляет руководителю профессионального участника следующие отчеты:

6.1.1. Отчет о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника (далее - отчет о проверке нарушения).

Отчет о проверке нарушения представляется не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания такой проверки, и должен содержать сведения:

об основаниях проверки и сроках ее проведения;

о подтвержденных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии и внутренних правил и процедур профессионального участника;

об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах;

о предложениях и рекомендациях по устранению нарушения и предупреждению аналогичных нарушений.

6.1.2. Отчет о проделанной работе за квартал (год) (далее - квартальный (годовой) отчет).

Квартальный отчет представляется не позднее десяти дней с даты окончания квартала. Годовой отчет представляется не позднее 31 января года, следующего за отчетным.

Квартальный (годовой) отчет должен содержать обобщенные сведения:

о результатах работы по выявлению и оценке рисков профессионального участника и их мониторингу;

о проведенных за квартал проверках и их результатах;

о результатах разрешения обращений, заявлений и жалоб;

о причинах совершения нарушений и эффективности мер, принятых для их устранения и предупреждения;

о рекомендациях по предупреждению нарушений;

о выполнении установленных ограничений на проводимые операции;

о реализации мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, манипулирования ценами, конфликта интересов и мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В квартальный (годовой) отчет могут быть включены рекомендации по повышению квалификации работников, улучшению организации внутреннего контроля профессионального участника, а также иная информация.

6.2. Все отчеты подготавливаются контролером в письменном виде в двух экземплярах, после чего представляются руководителю профессионального участника. После ознакомления руководителя с отчетом, второй экземпляр отчета возвращается контролеру.

Контролер организует учет и хранение вторых экземпляров своих отчетов путем формирования отдельного дела отчетов контролера.

6.3. Все внутренние документы, подготовленные контролером, относятся к документам, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, с присвоением им пометки "для служебного пользования", и обращаются с соответствующими ограничениями согласно внутренним организационно-распорядительным документам профессионального участника.

7. Порядок рассмотрения обращений, заявлений и жалоб

7.1. Поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации.

7.2. Обращения, заявления и жалобы, не содержащие сведений о наименовании (фамилии) или местонахождении (адресе) заявителя, признаются анонимными и не рассматриваются.

7.3. Обращения, заявления и жалобы, не подлежащие рассмотрению профессиональным участником, за исключением указанных в пункте 7.2 Положения, в пятидневный срок с момента поступления направляются по принадлежности с одновременным письменным извещением об этом заявителей.

7.4. Обращения, заявления и жалобы рассматриваются в срок не позднее тридцати дней со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

7.5. Обращение, заявление или жалоба могут быть оставлены без рассмотрения, если повторное обращение, заявление или жалоба не содержат новых данных, а все изложенные в них доводы ранее полно и объективно рассматривались и заявителю был дан ответ. Одновременно заявителю направляется извещение об оставлении обращения без рассмотрения со ссылкой на данный ранее ответ.

7.6. Профессиональный участник вправе при рассмотрении обращения, заявления и жалобы запросить дополнительные документы и сведения у заявителя.

7.7. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения, заявления или жалобы должен содержать мотивированный ответ на каждый изложенный заявителем довод.

7.8. Ответ на обращение, заявление и жалобу подписывает руководитель профессионального участника или контролер.

8. Особенности внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

8.1. Профессиональный участник в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ведет внутренний контроль (далее - специальный внутренний контроль) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8.2. Организация и ведение профессиональным участником специального внутреннего контроля устанавливаются Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила).

8.3. Специальный внутренний контроль реализуется через специальные программы его осуществления, а также иные внутренние организационные меры.

8.4. Ответственным за разработку и реализацию правил специального внутреннего контроля является специально назначенный сотрудник (начальник подразделения специального внутреннего контроля) профессионального участника (далее - ответственный сотрудник).

Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника.

Руководитель профессионального участника вправе назначить ответственным сотрудником контролера профессионального участника.

8.5. Ответственный сотрудник выполняет следующие функции:

8.5.1. Организует разработку и последующее внесение изменений и дополнений в правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления.

8.5.2. Организует реализацию правил специального внутреннего контроля, в том числе, путем:

консультирования работников по вопросам, возникающим при реализации специального внутреннего контроля;

контроля за соблюдением работниками законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и Правил;

оценки и принятия решений по переданным ему специальным документам, содержащим сведения об операциях с ценными бумагами (далее - сообщение об операции).

8.5.3. Незамедлительно информирует руководителя и контролера профессионального участника о выявленных при ведении профессиональным участником деятельности на рынке ценных бумаг нарушениях законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и Правил.

8.5.4. Организует подготовку необходимых сведений для их представления в уполномоченный орган Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

8.5.5. Представляет руководителю профессионального участника не позднее десяти дней с даты окончания квартала письменный отчет о результатах реализации правил специального внутреннего контроля за прошедший квартал. В отчет обязательно включаются выявленные нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рекомендации по предупреждению подобных нарушений и повышению эффективности специального внутреннего контроля, а также могут включаться иные сведения.

8.6. Ответственным сотрудником делается запись (отметка) на сообщении об операции о принятом руководителем профессионального участника решении в отношении необычной операции, сведения о которой содержатся в этом сообщении.

8.7. Ответственный сотрудник пользуется правами и несет обязанности, аналогичные установленным разделом 5 настоящего Положения для контролера. Ответственный сотрудник дополнительно имеет право выдачи временного в пределах сроков, установленных законодательством Российской Федерации для проведения операции (сделки) (до решения руководителя профессионального участника), предписания о приостановлении проведения операции.

8.8. Руководитель профессионального участника представляет в уполномоченный орган Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма информацию в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иными нормативными актами Российской Федерации.

9. Обязанности руководителя и работников профессионального участника

9.1. Руководитель профессионального участника:

оказывает содействие контролеру и ответственному сотруднику в выполнении ими своих обязанностей;

организует устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения.

9.2. Руководитель профессионального участника не позднее десяти дней с даты выявления контролером нижеуказанных фактов информирует Федеральную комиссию:

о несоблюдении профессиональным участником установленных Федеральной комиссией расчетных значений нормативов и показателей;

о нарушении профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, повлекшем потерю или существенное уменьшение средств клиента (на 20% и более);

о неправомерном использовании служебной информации;

о возможном манипулировании ценами профессиональным участником или его клиентами;

о предполагаемых нарушениях требований законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной комиссии клиентами профессионального участника.

Одновременно руководитель профессионального участника прилагает к такой информации сведения о принятых или планируемых действиях по устранению вышеназванных нарушений.

9.3. Работники профессионального участника:

оказывают контролеру, сотрудникам подразделения внутреннего контроля, а также ответственному сотруднику содействие в реализации ими функций, установленных настоящим Положением;

незамедлительно доводят до сведения своего непосредственного руководителя, контролера и ответственного сотрудника (в части его компетенции) сведения о предполагаемых нарушениях требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Федеральной комиссии, внутренних правил и процедур профессионального участника другими работниками профессионального участника или клиентами профессионального участника;

уведомляют контролера о возникшем конфликте интересов, а также об участии в сделках профессионального участника, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.