ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАТИСТИКЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2003 г. N 80
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 4-ОС "СВЕДЕНИЯ О ТЕКУЩИХ ЗАТРАТАХ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖАХ"
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах" и ввести его в действие начиная с отчета за 2003 год.
2. С введением указанного в п. 1 настоящего Постановления Порядка признать утратившим силу Постановление Госкомстата России от 29.09.2000 N 90 в части утверждения Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах".
УТВЕРЖДЕН
Постановлением
Госкомстата России
от 1 сентября 2003 г. N 80
ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N 4-ОС "СВЕДЕНИЯ О ТЕКУЩИХ ЗАТРАТАХ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТЕЖАХ"
I. Общие положения
1. Форму федерального государственного статистического наблюдения N 4-ОС представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие очистные сооружения и осуществляющие у себя природоохранные мероприятия (самостоятельно или в виде потребления сторонних услуг), а также производящие плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - организации).
2. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.
По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом.
Если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается также почтовый адрес, по которому фактически находится юридическое лицо.
Отчитывающаяся организация проставляет в адресной части формы код ОКПО. Остальные коды определяются территориальными органами Госкомстата России и используются при последующей автоматизированной обработке информации, содержащейся в форме.
3. Форма заполняется на основании данных первичного учета фактических затрат на охрану окружающей среды и экологических платежей. Данные представляются в тысячах рублей с одним знаком после запятой.
4. Организации-природопользователи при представлении годового отчета в органы государственной статистики предварительно согласовывают данные в отчете со специально уполномоченными территориальными государственными органами в области охраны окружающей среды.
5. Настоящий Порядок вводится в действие с отчета за 2003 год.
II. Заполнение показателей формы N 4-ОС
Раздел 1. Текущие затраты и затраты на капитальный ремонт
6. В разделе 1 отражаются текущие затраты организации на мероприятия по охране окружающей среды, затраты на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды, а также среднегодовая стоимость основных фондов по охране окружающей среды.
7. В этом разделе не отражаются данные, характеризующие строительство различных объектов по охране окружающей среды, выпуск природоохранного оборудования, технических средств и материалов и т.п., текущие бюджетные расходы, связанные с контрольной деятельностью различных государственных природоохранных органов, научными разработками в специализированных организациях (НИИ и КБ), образованием и просвещением в рамках органов начального, среднего (среднеспециального) и высшего образования, управленческими затратами и др.
В стоимость основных фондов по охране окружающей среды не включается совокупная стоимость основных средств, применяемых в указанном строительстве или производстве.
8. Мероприятия, имеющие сопряженную (производственно-техническую и экологическую) значимость, приводятся в отчете только в том случае, если основной (главной) причиной их проведения является задача охраны окружающей среды. Такого рода действия, как правило, не приводят к существенному улучшению экономических показателей (себестоимости, прибыли и т.п.) отчитывающейся организации.
9. По строке 010 отражаются суммарно все текущие затраты организации по охране окружающей среды, осуществляемые за счет собственных, заемных средств организации либо средств государственного бюджета.
В строку 010 включаются следующие текущие затраты:
на содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения, а именно: амортизационные отчисления на основные природоохранные фонды; затраты на текущий ремонт этих фондов, на содержание персонала, обслуживающего данные фонды (оплата труда, отчисления на социальные нужды и т.п.), на сырье, материалы, топливо и электроэнергию, используемые при эксплуатации природоохранных фондов.
Типовой перечень основных фондов природоохранного назначения приведен в Приложении. Отражение в форме основных фондов сверх данного перечня подлежит обязательному согласованию с местными органами по охране окружающей среды, а также территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. При этом в обязательном порядке должен соблюдаться принцип приоритетного функционального назначения этих фондов - охрана окружающей среды;
на оплату сторонних услуг, направленных на охрану окружающей среды (например, прием, транспортировка и очистка сточных вод, вывоз, складирование, размещение отходов производства и потребления, проведение экологического аудита и др.);
на оплату работ по вывозу, переработке, уничтожению, размещению отходов производства и потребления собственными силами;
на организацию самостоятельного контроля за вредным воздействием на окружающую среду, научно-технические исследования, управление природоохранной деятельностью в отчитывающейся организации (в том числе на содержание работников экологических служб);
на мероприятия по рекультивации нарушенных земель собственными силами и оплату услуг сторонних организаций (за исключением рекультивационных работ, осуществленных за счет капитальных вложений (инвестиций в основной капитал));
на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качества окружающей среды, нарушенной в результате ранее проводившейся хозяйственной деятельности;
на прочие текущие мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду, состав которых согласован с местными природоохранными органами.
10. В строке 014 указывается фактически начисленная в отчетном году сумма амортизации на основные фонды по охране окружающей среды. Заполнение данных по этой строке осуществляется в соответствии с общими требованиями по отражению в разделе "Наличие, движение и состав основных фондов" формы федерального государственного статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" амортизации, учитываемой в бухгалтерском учете. Это касается общего порядка применения норм амортизационных отчислений в отчитывающихся организациях, способов начисления амортизационных отчислений (линейного или нелинейных), всего состава основных фондов, на которые начисляется амортизация (в том числе переданных и полученных в аренду), и других общих особенностей исчисления амортизации в целях бухгалтерского учета.
11. В строке 020 отражаются текущие затраты организации по охране и рациональному использованию водных ресурсов, входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Они включают в себя затраты:
на содержание и эксплуатацию основных фондов водоохранного назначения, включая амортизационные отчисления на эти основные фонды;
на текущие мероприятия по сохранению и восстановлению качественного состояния водных ресурсов, в частности по поддержанию в установленном порядке водоохранных зон, по регулированию стока и поддержанию благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния малых рек;
на мероприятия по рационализации водопользования, в частности по обеспечению повторного использования сбросных и дренажных вод, по уменьшению потерь свежей воды в ходе ее транспортировки и использования в хозяйственных процессах;
на осуществление контроля за качеством сбрасываемых сточных вод;
на осуществление контроля за качеством природных вод (включая морские и подземные);
на осуществление управления водоохранными комплексами организации, включая содержание сотрудников этих служб;
на прочие текущие мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, включая попутное извлечение и утилизацию ценных веществ из сточных вод.
Затраты по комплексу мероприятий, связанных с водозабором, предварительной подготовкой (предочисткой) воды и по транспортировке забранной воды до потребителя, в отчете не отражаются.
12. По строке 021 выделяются общие выплаты другим организациям за услуги по приему и очистке сточных вод, включаемые в состав текущих водоохранных затрат.
13. По строке 030 показываются текущие затраты по охране атмосферного воздуха, входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Они включают в себя затраты:
на содержание и эксплуатацию основных фондов атмосфероохранного назначения, включая амортизационные отчисления на эти основные фонды;
на осуществление контроля за объемом выбросов и содержанием вредных веществ в отходящих газах (включая проверку объема и токсичности выбросов транспортных средств);
на организацию наблюдения и контроля за качественным состоянием атмосферного воздуха;
на содержание сотрудников экологической службы отчитывающейся организации по охране атмосферного воздуха;
на мероприятия по попутному извлечению и утилизации ценных веществ из отходящих газов;
на прочие текущие мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.
14. По строке 040 указываются текущие затраты по охране окружающей среды (земельных ресурсов) от отходов производства и потребления, входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Они включают в себя затраты:
на содержание и эксплуатацию основных фондов по охране окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления, включая амортизационные отчисления на эти основные фонды;
на мероприятия по сбору и хранению твердых отходов, включая расходы на их транспортировку к специально организованным местам их размещения, обезвреживания или использования, находящихся в ведении отчитывающегося объекта или других организаций (полигоны, мусороперерабатывающие и мусоросжигающие установки и заводы), а также к местам их санкционированного неорганизованного хранения;
на осуществление контроля за величиной и структурой образования и размещения отходов производства и потребления;
на прочие текущие мероприятия по охране окружающей среды от загрязнения и захламления отходами производства и потребления.
15. По строке 041 отражаются общие выплаты другим организациям за вывоз, прием, хранение и уничтожение отходов, включаемые в состав текущих затрат по охране земельных ресурсов.
16. По строке 050 выделяются текущие затраты по рекультивации земель, снятию, складированию и использованию плодородного слоя почвы, включая текущие затраты по эксплуатации общестроительной и специальной техники (включая амортизационные отчисления на эту технику), относимые на себестоимость продукции и входящие в состав общих природоохранных текущих затрат. Здесь же отражаются текущие затраты, связанные с ликвидацией свалок, полигонов, отстойников, отвалов, "хвостов" обогатительных фабрик и т.д., связанные с восстановлением нарушенных земель.
При невозможности выделения по данным первичного учета текущих затрат на содержание основных фондов природоохранного назначения из суммарных текущих затрат организации допускается, в виде исключения, применение следующего расчетного метода: находится отношение среднегодовой стоимости основных фондов природоохранного назначения к среднегодовой стоимости всех основных фондов организации (цеха) и умножается на величину себестоимости всей товарной продукции (работ, услуг) организации (цеха).
Аналогично рассчитывается величина текущих затрат на содержание основных фондов по охране отдельных компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, водных ресурсов и земельных ресурсов от загрязнения отходами).
17. По строке 060 указываются затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения с выделением объема затрат на капитальный ремонт сооружений и установок для очистки сточных вод и рационального использования водных ресурсов (строка 061), сооружений, установок и оборудования для улавливания и обезвреживания вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух (строка 062), и сооружений, установок и оборудования для размещения и обезвреживания отходов (строка 063). Затраты на капитальный ремонт в состав текущих затрат на охрану окружающей среды не включаются.
Капитальным ремонтом машин, оборудования и транспортных средств считается вид ремонта с периодичностью свыше одного года, при котором, как правило, производится полная разборка агрегата, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мостов и т.п.).
18. По строке 070 показывается среднегодовая стоимость основных фондов по охране окружающей среды, Типовой перечень которых приведен в Приложении. Данные по строке 070 должны корреспондироваться с показателями, характеризующими наличие основных фондов по охране окружающей среды на начало и конец отчетного года, отражаемыми в разделе "Наличие основных фондов" формы N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" по строке "основные фонды по охране окружающей среды". Наличие этих основных фондов на начало года определяется по данным графы "Наличие по полной учетной стоимости на начало года, следующего за отчетным" из формы N 11 за год, предшествующий отчетному. Наличие их на конец года определяется по данным графы "Наличие по полной учетной стоимости на конец отчетного года" из формы N 11 за отчетный год. Таким образом, наличие основных фондов по охране окружающей среды на начало 2003 года определяется по данным строки 54 графы 4 формы N 11 за 2002 год, а на конец 2003 года - по данным строки 40 графы 3 этой формы за 2003 год.
19. В последующих строках выделяется соответственно стоимость основных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов (строка 071), охране атмосферного воздуха (строка 072) и охране окружающей среды от отходов производства и потребления (строка 074).
Раздел 2. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи)
20. В данном разделе отражаются денежные средства, фактически выплаченные организацией в соответствии с действующим законодательством за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства.
21. В строках 080, 090, 100 приводятся фактические выплаты, производимые организацией-плательщиком за загрязнение окружающей среды (выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов). Эти показатели складываются из сумм фактических выплат, произведенных организацией в течение отчетного года в установленные сроки.
По рассматриваемым показателям должны показываться как средства, перечисляемые на счета экологических фондов, так и направляемые в доход бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды и т.п.
В строках 080, 090, 100 не отражаются суммы, зачисленные организации в счет погашения платежей за экологическое загрязнение в случае проведения ею различных природоохранных мероприятий, а также средства, взысканные с организации по искам и штрафам при нарушении требований природоохранительного законодательства.
В случае осуществления расчетов на основе поставки товаров, оказания услуг, передачи ценных бумаг и других активов в отчетности по соответствующим строкам должны быть приведены денежные средства, засчитанные в качестве платежей за загрязнение окружающей среды и фактически проведенные в товарной форме, в виде услуг, ценных бумаг и т.п.
22. По строке 080 показываются средства, фактически выплаченные организацией за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в границах предельно допустимых нормативов и в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
23. В строках 081 - 084 указываются соответственно фактические выплаты за допустимые (не превышающие предельно допустимые нормативы и установленные лимиты (временно согласованные нормативы)) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (строка 081) и подземные горизонты (строка 084), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строка 082), за размещение отходов (строка 083). Сумма данных по строкам 081, 082, 083 и 084 должна быть равна данным по строке 080.
24. По строке 090 отражаются фактические выплаты за сверхнормативные сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (строка 091) и подземные горизонты (строка 094), выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (строка 092), за сверхнормативное размещение отходов (строка 093). Сумма данных по строкам 091, 092, 093 и 094 должна быть равна данным по строке 090.
25. По строке 100 отражается общая сумма платежей (за исключением штрафных санкций и исков), фактически перечисленных организацией в отчетном году за загрязнение окружающей среды (допустимое и сверхнормативное). Данные по строке 100 равны сумме данных по строкам 080 и 090.
26. По строке 110 показываются все средства (иски) и штрафы, взысканные с организации специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранительного законодательства. К ним относятся штрафные санкции за залповое или аварийное загрязнение окружающей среды (кроме установленных текущих выплат за экологическое загрязнение). Штрафы, взысканные в административном порядке с должностных лиц, работающих в организации, здесь не учитываются.
В случае выплаты организацией средств по добровольному или обязательному экологическому страхованию соответствующие величины в данный отчет не включаются.
27. По строке 140 справочно приводится расчетный (базовый) размер платежей организации за допустимое и сверхнормативное загрязнение, определенный по согласованию с уполномоченным органом по охране окружающей среды по итогам работы за отчетный год. Он может отличаться от величины фактических выплат за допустимое и сверхнормативное загрязнение за счет задолженности организации по выплатам предыдущих лет, а также средств, засчитанных организации за выполнение природоохранных мероприятий в отчетном году.
* * *
С введением в действие настоящего Порядка отменяется ранее действовавшая Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей природной среды, экологических и природоресурсных платежах", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 29.09.2000 N 90.
Управление статистики
окружающей среды
и сельского хозяйства
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
1. К основным фондам водоохранного назначения относятся:
станции биологической, физико-химической и механической очистки производственных и коммунальных сточных вод; сооружения и установки по доочистке вод, включая земледельческие поля орошения;
опытные установки цехов на предприятиях, связанные с разработкой методов очистки сточных вод;
установки и сооружения для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов, загрязняющих водоемы или подземные воды;
береговые сооружения для приема с судов хозяйственно-бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки;
отдельные сооружения первичной стадии очистки сточных вод (нефтеловушек, жироловок, станций нейтрализации флотационных установок и установок обезвреживания шламов и т.п.);
канализационные сети в городах и других населенных пунктах (включая ливневые), подводимые к сооружениям по очистке сточных вод;
канализационные сети для отведения сточных вод на поля фильтрации, поля орошения, к специально построенным накопителям, испарителям;
внеплощадочные сети канализации для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них - станций перекачки, станций по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм с последующей передачей на станции очистки. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети промышленных организаций;
береговые и плавучие станции по приему и очистке балластных и льяльных (подсланевых) вод, а также хозяйственно-бытовых стоков и мусора;
системы водоснабжения с замкнутыми циклами (с возвратом для нужд технологического водоснабжения сточных вод после их соответствующей очистки и обработки), включая оборотные системы гидрозолоудаления и гидроудаления различных шламов, оборотные системы производственного водоснабжения, а также системы последовательного и повторного использования воды, в том числе поступающей от других организаций;
установки, оборудование и средства технического флота по сбору нефти, мусора и других жидких, твердых отходов с акваторий рек, водоемов, портов и внутренних морей, а также системы дооборудования действующих судов в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов;
русловые аэрационные станции;
рассеивающие выпуски;
поля фильтрации, поля орошения сточными водами, специально построенные накопители, испарители и отстойники. При этом, если отведение (сброс) загрязненных стоков в данные объекты приводит к массированному и адресному загрязнению подземных вод, перечисленные сооружения не относятся к природоохранным основным фондам;
дамбы для защиты от попадания в водный объект загрязняющих веществ от слива;
установки и цехи по извлечению ценных веществ из сточных (отработавших) вод. К такого рода объектам могут относиться только сооружения и установки, главная цель функционирования которых связана с охраной окружающей среды. Объекты, имеющие первоочередной задачей получение продукции, получение прибыли и т.п., сюда не включаются.
К основным фондам природоохранного назначения не относятся коммунальные, промышленные и другие канализационные сети, не подведенные к очистным сооружениям и производящие сброс загрязненных сточных вод в природные водные объекты без предварительной очистки.
2. К основным фондам атмосфероохранного назначения относятся:
установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха, непосредственно перед их выбросом в атмосферу. Отнесение этих объектов к категории атмосфероохранных может осуществляться только при условии, если они по своему прямому назначению являются санитарно-экологическими, т.е. обеспечивают снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
опытно-промышленные установки и цехи по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
автоматизированные системы контроля за загрязнением атмосферного воздуха;
специально оборудованные лаборатории по контролю за загрязнением атмосферного воздуха;
установки (производства) для утилизации веществ из отходящих газов;
контрольно-регулировочные пункты по проверке токсичности отработавших газов автомобилей.
К атмосфероохранным основным фондам не относятся газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие в первоочередном порядке для получения продукции и соответствующей прибыли (очистка газов, отходящих от реакторов при производстве сажи на заводах технического углерода; очистка газов, отходящих от рудно-термических печей при производстве желтого фосфора на фосфорных заводах; очистка газов, отходящих от печей "кипящего слоя" при производстве серной кислоты на химических заводах и т.д.).
В состав основных фондов по охране атмосферного воздуха не должны включаться также газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы), дымовые трубы, системы вентиляции и кондиционирования, служащие для создания нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, санитарно-защитные зоны и т.п., так как они являются составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства.
В состав основных фондов по охране атмосферного воздуха могут включаться установки и устройства по дожигу и другим методам очистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом их в атмосферу, так как в результате этого предотвращается (снижается) ее загрязнение.
В стоимость основных фондов по охране атмосферного воздуха в исключительных случаях может включаться стоимость тягодутьевой машины, когда ее выбор находится в прямой зависимости от сопротивления, создаваемого газопылеулавливающим аппаратом.
3. К основным фондам по охране окружающей среды от отходов производства и потребления относятся:
сооружения на специально отведенных местах для размещения отходов (складов, полигонов, отвалов, шламо- и хвостохранилищ, накопителей и др.), включая все оборудование, технологические средства, машины, установки, непосредственно входящие (обеспечивающие работу) в указанные сооружения;
установки для обезвреживания, переработки и использования отходов производства и потребления;
комплексы по закладке выработанных пространств при добыче минерального сырья.
Общий принцип отнесения приведенных установок и сооружений к природоохранным основным фондам должен соответствовать подходам к ограничению круга водо- и атмосфероохранных основных фондов. Приоритетной (или единственной) задачей их функционирования должны быть цели охраны окружающей среды от загрязнения и захламления. Если работа (эксплуатация) соответствующих установок и оборудования главным образом направлена на получение попутной продукции, производство которой рентабельно, приносит установленную прибыль и имеет рынок сбыта, то соответствующие основные фонды не относятся к природоохранным.
* * *
Более детализированные отраслевые перечни основных фондов по охране окружающей среды, учитывающие специфику конкретных видов деятельности, разрабатываются органами, осуществляющими государственное регулирование в соответствующей отрасли экономики по согласованию с природоохранными и другими заинтересованными органами (службами).