ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2003 г. N 42/398-4
О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 26 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснение порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в "Российской газете".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
А.ВЕШНЯКОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
О.ЗАСТРОЖНАЯ
РАЗЪЯСНЕНИЕ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 45 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с обращениями избирательных комиссий, кандидатов и других участников избирательного процесса Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разъясняет порядок применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
1. Исходя из положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) применительно к выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва 22 октября 2003 года (до 18 часов) является последним днем представления политическими партиями, избирательными блоками и кандидатами в соответствующие избирательные комиссии (ЦИК России и окружные избирательные комиссии) документов для регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам. Все необходимые для регистрации документы должны быть представлены не позднее этого времени.
При этом исходя из пункта 6 статьи 45 Федерального закона не требуется представления подписей избирателей, внесения избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам политическими партиями, избирательными блоками, федеральные списки которых зарегистрированы на основании представленных подписей избирателей.
Именно факт регистрации федерального списка, выдвинутого соответствующей политической партией, избирательным блоком, на основании подписей избирателей является основанием для последующего осуществления процедуры регистрации кандидата согласно требованиям пункта 6 статьи 45 Федерального закона при условии представления им в окружную избирательную комиссию до истечения указанного времени необходимых документов, перечисленных в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 45 Федерального закона (первый финансовый отчет, сведения об изменениях в данных о кандидате).
В случае если до этого времени федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не будет зарегистрирован ЦИК России, процедура регистрации кандидата может быть начата только по основаниям и при наличии соответствующих документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3 и 4 пункта 1 и пунктом 5 статьи 45 Федерального закона. При отсутствии таковых окружная избирательная комиссия в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 47 Федерального закона принимает решение об отказе зарегистрировать кандидата.
2. Федеральный закон не предусматривает возможности отказа окружной избирательной комиссии кандидату в приеме каких-либо избирательных документов, в том числе требуемых для регистрации. Прием таких документов должен осуществляться коллегиально (например, рабочей группой) и актироваться с участием членов окружной избирательной комиссии.
При этом отсутствие среди представленных кандидатом документов копии платежного документа о перечислении средств избирательного залога с отметкой Сберегательного банка Российской Федерации либо подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку кандидата, протокола об итогах сбора подписей избирателей не позволяет начать процедуру регистрации. Именно представление всех необходимых для регистрации документов рассматривается как выражение воли соответствующего кандидата на выбор конкретного способа регистрации в срок, определенный пунктом 1 статьи 45, пунктом 5 статьи 68 Федерального закона, и является основанием для начала окружной избирательной комиссией процедуры регистрации. В случае если до 18 часов 22 октября 2003 года необходимые для регистрации документы не будут представлены в окружную избирательную комиссию в полном объеме и до этого времени соответствующий федеральный список кандидатов не будет зарегистрирован, проверка частично имеющихся документов не проводится и принимается решение об отказе в регистрации кандидата.
3. По смыслу Федерального закона кандидат свободен в выборе оснований для своей регистрации - он может собрать подписи избирателей в свою поддержку или (и) внести избирательный залог. При осуществлении сбора подписей избирательный залог может не иметь самостоятельного значения, а использоваться в качестве страховки.
Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не ожидая регистрации соответствующего федерального списка, вправе представить необходимые документы и быть зарегистрированным по одному из указанных оснований. При этом если до принятия окружной избирательной комиссией решения о регистрации кандидата в пределах срока до 18 часов 22 октября 2003 года состоится факт регистрации соответствующего федерального списка кандидатов, то с согласия кандидата процедура проверки подписных листов, собранных в поддержку кандидата, прекращается, внесенный им избирательный залог подлежит возврату, а указанный кандидат - регистрации на основании пункта 6 статьи 45 Федерального закона.
Иное применение пункта 6 статьи 45 Федерального закона нарушает системную связь с нормами пункта 1, пункта 5 статьи 45 и пункта 5 статьи 68 Федерального закона и может повлечь произвольное продление периода регистрации кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, нарушение сроков осуществления иных избирательных действий, несоблюдение принципа равенства прав кандидатов.