Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан от 03.08.94

"О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан"
Редакция от 03.08.1994 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ДОГОВОР
от 3 августа 1994 года

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ВЗАИМНОМ ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Российская Федерация и Республика Башкортостан, руководствуясь Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором и учитывая приложение к Федеративному договору от Республики Башкортостан, заботясь о жизненных интересах народов, об обеспечении гражданского мира, межнационального согласия и общественной безопасности, реализуя приоритет основных прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, вероисповедания, места жительства и иных различий, исходя из общепризнанного права народов на самоопределение, принципов равноправия, добровольности и свободы волеизъявления, основываясь на исторически сложившихся дружественных и договорных отношениях Башкортостана и России, стремясь к качественному обновлению федеративных отношений, считая, что разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан является важнейшей частью их отношений, договорились о нижеследующем.

Статья 1

Республика Башкортостан - полноправный субъект Российской Федерации. Республика Башкортостан является суверенным государством в составе Российской Федерации.

Республика Башкортостан обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории вне компетенции Российской Федерации и полномочий, переданных Республикой Башкортостан Российской Федерации.

Территория и статус Республики Башкортостан не могут быть изменены без ее согласия.

Республика Башкортостан имеет свою Конституцию и законодательство.

Статья 2

Отношения Республики Башкортостан и Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан, Федеративным договором, настоящим Договором, другими договорами и соглашениями.

Статья 3

В ведении Республики Башкортостан находятся:

1) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств;

2) система органов государственной власти Республики Башкортостан, порядок их организации и деятельности; административно-территориальное устройство Республики Башкортостан;

3) республиканские программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Республики Башкортостан;

4) формирование государственного бюджета Республики; определение общих принципов налогообложения и сборов в бюджет Республики;

5) решение вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами Республики, являющимися достоянием (собственностью) ее многонационального народа, в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и соглашениями с федеральными органами власти Российской Федерации;

6) государственная собственность Республики Башкортостан и управление ею. Разграничение государственной собственности на республиканскую и федеральную регулируется отдельным соглашением;

7) создание системы законодательства Республики Башкортостан;

8) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

9) вопросы судоустройства, прокуратуры, адвокатуры и нотариата в соответствии с законодательством Республики Башкортостан и Российской Федерации;

10) вопросы гражданства Республики Башкортостан;

11) помилование лиц, осужденных судами Республики Башкортостан;

12) организация прохождения альтернативной гражданской службы на территории Республики Башкортостан лицами, имеющими в соответствии с федеральным законом право на замену несения военной службы;

13) договоры и соглашения с республиками и другими субъектами Российской Федерации, не противоречащие Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;

14) осуществление международных и внешнеэкономических связей; установление отношений с иностранными государствами; участие в деятельности международных организаций и фондов; заключение международных договоров и соглашений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан и настоящему Договору;

15) создание Национального банка в соответствии с отдельным соглашением;

16) государственная служба Республики Башкортостан;

17) государственные награды, почетные звания Республики Башкортостан;

18) иные предметы ведения и полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Статья 4

В совместном ведении Российской Федерации и Республики Башкортостан находятся:

1) соблюдение международных норм о правах и свободах человека и гражданина, о правах национальных меньшинств;

2) защита суверенитета и территориальной целостности;

3) согласование конституционного и текущего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан;

4) общие и коллизионные вопросы гражданства;

5) обеспечение мобилизационной подготовки народного хозяйства; координация разработки и производства вооружений и военной техники на территории Республики Башкортостан; вопросы конверсии оборонных предприятий; размещение воинских частей и военных объектов на территории Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством;

6) координация международных и внешнеэкономических связей;

7) координация бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики; определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; заключение межправительственных бюджетных соглашений; образование фондов регионального развития;

8) создание общих фондов для финансирования совместных программ; ликвидация последствий стихийных бедствий и катастроф;

9) обеспечение режима беспрепятственного и беспошлинного передвижения транспорта, грузов и продукции по воздушным, морским, речным, железнодорожным и шоссейным путям, а также по трубопроводному транспорту;

10) оценка в соответствии с государственными и международными стандартами состояния качества природной среды; охрана окружающей среды, осуществление мер по ее восстановлению; обеспечение экологической безопасности;

11) проведение общей политики в социальной сфере: занятости населения, оплаты труда, миграционных процессов, социальной защиты, включая социальное обеспечение;

12) координация деятельности по вопросам здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

13) кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатуры и нотариата;

14) обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности; взаимодействие судебных и правоохранительных органов; разработка и реализация целевых программ по борьбе с преступностью;

15) другие предметы ведения и полномочия, устанавливаемые по взаимной договоренности.

Статья 5

В ведении Российской Федерации находятся:

1) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

2) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

3) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

4) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти;

5) федеральная государственная собственность и управление ею;

6) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

7) установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

8) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития;

9) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;

10) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира;

11) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

12) оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

13) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

14) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

15) федеральное коллизионное право;

16) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

17) федеральная государственная служба;

18) государственные награды и почетные звания Российской Федерации.

Статья 6

Юридические документы, выданные органами власти, учреждениями и должностными лицами Российской Федерации и Республики Башкортостан в пределах их полномочий, действительны на территории Республики Башкортостан и всей Российской Федерации.

Статья 7

Российская Федерация и Республика Башкортостан не могут издавать правовые акты по вопросам, не относящимся к их ведению. Законы Российской Федерации, принятые по вопросам компетенции Российской Федерации и по вопросам, переданным Республикой Башкортостан в ведение Российской Федерации, обязательны на территории Республики Башкортостан.

Органы государственной власти Республики Башкортостан, равно как и федеральные органы государственной власти, вправе опротестовывать законы Российской Федерации и Республики Башкортостан, если они нарушают настоящий Договор.

Споры по осуществлению полномочий органов государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан, установленных настоящим Договором, разрешаются в согласованном между ними порядке в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Башкортостан.

Статья 8

В целях осуществления настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан могут заключать дополнительные соглашения, создавать комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах.

Статья 9

Российская Федерация и Республика Башкортостан имеют полномочные представительства соответственно в г. Уфе и г. Москве.

Статья 10

Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке.

Договор вступает в силу с момента подписания и подлежит опубликованию.

Совершено в г. Москве 3 августа 1994 года в двух экземплярах, каждый на русском и башкирском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
 
Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ

И.о. Премьер-министра
Республики Башкортостан
Р.БАКИЕВ