Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 декабря 2003 г. N 5317
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2003 г. N 88-э/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА ПО ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ
Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2004 года Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
2. Признать утратившими силу с 1 января 2004 года Постановление ФЭК России от 4 июля 2001 г. N 42/7 "Об утверждении Методики определения тарифов на услуги (тарифов на транспортировку газа по местным сетям) газораспределительных организаций" (в редакции Постановления ФЭК России от 10 октября 2001 г. N 62/5), Постановление ФЭК России от 14 января 2000 г. N 2/10 "Об утверждении Общих указаний по применению тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам" (в редакции Постановления ФЭК России от 16 марта 2001 г. N 15/6), Постановление от 04.07.2001 N 42/7 (в редакции от 10.10.2001 N 62/5) в государственной регистрации не нуждается (письмо Минюста РФ от 07.08.2001 N 07/8127-ЮД); Постановление от 14.01.2000 N 2/10 (в редакции от 16.03.2001 N 15/6) зарегистрировано в Минюсте РФ 23.04.2001 N 2681.
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.КУТОВОЙ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
от 28 октября 2003 г. N 88-э/1
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА ПО ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ
I. Общие положения
1. Настоящие методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001; N 2, ст. 175) в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 328 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 21, ст. 2001).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
3. Тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа).
4. Услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5937).
II. Основные положения формирования тарифов
5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО));
в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Формирование экономически обоснованных расходов по обычным видам деятельности организации и их отнесение на регулируемый вид деятельности основывается на ведении раздельного учета затрат по указанному виду деятельности в соответствии с:
- частями первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными Федеральными законами от 31.07.1998 N 146-ФЗ и от 05.08.2000 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340);
- Положением по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н, не нуждается в государственной регистрации - письмо Минюста России от 16.03.2000 N 1838-ЭР;
- Положением по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н, зарегистрирован Минюстом России 10.05.2000 за N 2215;
- Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н с изменениями от 30.12.1999, 30.03.2001, зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999 за N 1791;
- Положением по бухгалтерскому учету "Расходы предприятия" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; зарегистрирован Минюстом России 31.05.1999 за N 1790;
- другими, принятыми в установленном порядке, нормативными документами.
7. В целях настоящих методических указаний также применяются следующие правила учета расходов субъекта регулирования (ГРО):
а) операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;
б) операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;
в) прочие операционные и внереализационные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО);
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используются при формировании чистой прибыли с учетом положений п. 4;
д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.
8. В случае, если субъект регулирования (ГРО) осуществляет транспортировку газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды, указанный объем газа не учитывается в расчете тарифов (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели - в случае реализации на сторону продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья).
9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в регулирующий орган (ФЭК России) обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при определении тарифов в течение 3 лет.
11. При проведении расчета тарифов учитывается незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с регулирующим органом (ФЭК России) графику в течение нескольких лет.
12. На транспортировку газа от источника газоснабжения (газораспределительной станции - далее ГРС) либо от границы раздела газораспределительных сетей 2-х ГРО до отключающего устройства на вводном газопроводе конечного потребителя (здесь и далее под ним понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается одноставочный тариф Т_п (далее - тариф на транспортировку).
13. Тариф на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей.
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на следующие группы в зависимости от объемов потребления газа:
1-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа свыше 100 млн. м3 в год;
2-я группа - конечные потребители от 10 до 100 млн. м3 в год включительно;
3-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа до 10 млн. м3 в год включительно;
4-я группа - население.
В целях настоящих методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы и иные подобные конечные потребители (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления и для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации тарифа на транспортировку для прочих групп конечных потребителей.
Все прочие конечные потребители разносятся по группам исходя из прогнозного годового объема потребления газа.
14. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2001 N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1667) в тариф на транспортировку, устанавливаемый для всех групп конечных потребителей (кроме группы "население") могут включаться специальные надбавки для финансирования программ газификации и расходы на уплату дополнительно возникающих от ее применения налоговых платежей.
15. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный одноставочный тариф Т_тр. (далее - транзитный тариф).
16. В случае, если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности.
17. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.
III. Порядок представления материалов для рассмотрения регулирующим органом (ФЭК России) вопросов об утверждении (пересмотре) тарифов
18. Для утверждения (пересмотра) тарифов субъект регулирования (ГРО) вместе с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов представляет в регулирующий орган (ФЭК России) следующие материалы:
- расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений N N 2 - 8;
- бухгалтерский баланс (с приложениями) субъекта регулирования (ГРО) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений указанной организации на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования (ГРО).
19. Пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или регулирующего органа (ФЭК России). При пересмотре тарифов по инициативе регулирующего органа (ФЭК России) субъект регулирования (ГРО) обязан представить в месячный срок с момента запроса регулирующего органа (ФЭК России) требуемые документы.
20. Минимальный период регулирования тарифов составляет полных 6 месяцев, отраженных в бухгалтерской отчетности. Тарифы могут быть пересмотрены в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) (по инициативе регулирующего органа (ФЭК России)) ранее указанного срока только в случае изменения действующего законодательства, существенного уменьшения объема оказываемых услуг по регулируемому виду деятельности или иных обоснованных причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности для субъекта регулирования (ГРО).
IV. Принципы расчета тарифов
21. Средний тариф на транспортировку (Т_тр.ср.) рассчитывается по следующей формуле:
Р_об. - сумма расходов субъекта регулирования (ГРО) на транспортировку газа по газораспределительным сетям, входящих в структуру себестоимости;
С_оп. - сальдо операционных доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО), связанных с деятельностью по транспортировке газа;
С_вн. - сальдо внереализационных доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО), связанных с деятельностью по транспортировке газа;
Н_пр. - сумма налога на прибыль субъекта регулирования (ГРО) в части прибыли, получаемой от деятельности по транспортировке газа;
ЧП - сумма чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО), необходимой для покрытия всех согласованных с регулирующим органом расходов (ФЭК России) из чистой прибыли по регулируемому виду деятельности;
V_SUM - суммарный объем транспортировки газа через газораспределительные сети данной ГРО;
V_тр. - объем транспортировки газа в транзитном потоке через газораспределительные сети данной ГРО.
22. Суммарный объем транспортировки определяется по следующей формуле:
V_SUM = V_тр. + V_к.п., (2)
где V_к.п. - объем поставки газа конечным потребителям, присоединенным к газораспределительным сетям данной ГРО через указанные газораспределительные сети.
Объемы транспортировки газа для расчета тарифов (здесь и далее) принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года.
Объемы, поставляемые газораспределительным организациям на технологические нужды и используемые ими при ликвидации аварийных ситуаций, в расчете тарифов не учитываются, и при поставке газа на указанные цели тарифы не применяются.
Объем транспортируемого газа принимается в расчете тарифов (и в целях расчета стоимости транспортировки) исходя из следующих его стандартных параметров:
- температура t = 20 град. С;
- давление р = 760 мм рт.ст.;
Тарифы рассчитываются (применяются) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания транспортируемого газа.
23. При определении прогнозного объема транспортировки газа в транзитном потоке (V_тр.) (и в целях расчета стоимости транспортировки) учитываются следующие принципы:
а) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по более чем одному транзитному участку распределительного газопровода и один из них находится в собственности или на иных законных основаниях у ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно примыкают к вводному газопроводу данного конечного потребителя, то данный объем транзитной транспортировки газа не учитывается в общем объеме транспортировки газа в транзитном потоке по указанной ГРО;
б) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по нескольким транзитным участкам распределительных газопроводов, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у одной ГРО, то указанный объем газа при расчете суммарного объема газа, транспортирующегося в транзитном потоке (определении стоимости транспортировки), по газораспределительным сетям данной ГРО учитывается только 1 раз;
в) в случае если протяженность газораспределительных сетей одной ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке составляет свыше 95% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа от ГРС до вводного газопровода конечного потребителя, то указанный объем газа учитывается в расчете объема поставки газа конечным потребителям через газораспределительные сети данной ГРО;
г) в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к вводному газопроводу конечного потребителя, составляет менее 5% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям от ГРС до вводного газопровода указанного конечного потребителя, то указанный объем газа учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО.
24. Необходимый для покрытия согласованных расходов субъекта регулирования (ГРО) размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается исходя из суммы следующих показателей (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемом виде деятельности):
- средств, необходимых для обслуживания привлеченного заемного капитала в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с регулирующим органом (ФЭК России);
- потребность в капитальных вложениях за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности;
- средств на создание резервного фонда в соответствии с действующим законодательством по регулируемому виду деятельности;
- средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности.
Одним из факторов, учитываемых при расчете средств, необходимых для обслуживания заемных средств, и в целом размера чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО) является обеспечение нормативных значений коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
25. Сумма налога на прибыль (Н_пр.) рассчитывается исходя из условия обеспечения субъекту регулирования (ГРО) получения необходимого объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:
где:
Р_об., С_оп., С_вн. - сумма расходов, входящих в состав себестоимости, а также сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО) соответственно, отнесенных на регулируемый вид деятельности, учитываемых в целях налогообложения;
К_пр. - ставка начисления налога на прибыль.
26. В случае если субъект регулирования (ГРО) не осуществляет транспортировку газа в транзитном потоке, формула (1) принимает следующий вид:
27. Дифференцированный по группам конечных потребителей тариф на транспортировку (T_тр.i) рассчитывается по следующей формуле:
Т_тр.i= Т_тр.баз.х К_i , (5)
где:
Т_тр.баз. - базовый тариф на транспортировку;
K_i- коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения, установленный для i-той группы конечных потребителей (приложение 1).
28. Базовый тариф на транспортировку рассчитывается по следующей формуле:
где:
V_i - объем поставки газа i-той группе конечных потребителей через газораспределительные сети данной ГРО;
m - количество групп конечных потребителей, для которых проводится дифференциация тарифа на транспортировку.
29. В общей сумме расходов на транспортировку газа могут учитываться расходы на оплату оказываемых другой ГРО (в случае заключения между газораспределительными организациями соответствующих договоров) услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке.
30. Транзитный тариф (Т_тр.) рассчитывается по следующей формуле:
V. Особенности определения тарифа на транспортировку для 1-й и 4-й групп конечных потребителей
31. До утверждения отдельного порядка регулирования стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО) расходы субъекта регулирования (ГРО) на указанные виды работ могут быть дополнительно учтены в тарифе на транспортировку, установленном для 4-й группы конечных потребителей. Такой порядок учета указанных расходов допускается, если ВДГО находится на балансе ГРО либо субъект регулирования (ГРО) является единственной организацией в районе расположения газораспределительных сетей, принадлежащих ему на праве собственности или на иных законных основаниях, оказывающей услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию ВДГО.
32. В случае, если наряду с ГРО техническое обслуживание и ремонт ВДГО осуществляют и другие организации, тариф на транспортировку для 4-й группы конечных потребителей устанавливается дифференцированно: с учетом и без учета расходов на указанные виды работ. В этом случае также рекомендуется устанавливать дифференцированные по тому же принципу розничные цены на газ, реализуемый населению.
33. В целях ликвидации перекрестного субсидирования населения прочими конечными потребителями для определения тарифов на транспортировку для 4-й группы конечных потребителей могут устанавливаться большие, а для 1-й группы конечных потребителей меньшие, чем предусмотренные в приложении 1 настоящих Методических указаний, коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения. При этом минимально допустимый коэффициент удельной сложности обслуживания системы газораспределения для 1-й группы конечных потребителей также указан в приложении 1 настоящих Методических указаний. Применение пониженных значений коэффициента удельной сложности обслуживания системы газораспределения для 1-й группы конечных потребителей возможно при наличии согласования администрации субъекта Российской Федерации.
34. Предельный размер тарифа на транспортировку для 4-й группы конечных потребителей определяется по следующей формуле (без учета возможности включения в тариф расходов на техническое обслуживание и ремонт ВДГО):
L_нд - протяженность газопроводов низкого давления (уличных, внутриквартальных и вводов без учета сетей, относящихся к ВДГО);
L_вд - протяженность газопроводов высокого и среднего давления;
L_м- протяженность межпоселковых газопроводов;
0,9 - коэффициент, характеризующий долю газа, реализуемого населению, в объеме газа, подаваемого по сетям низкого давления;
4,5; 0,5 - коэффициенты, характеризующие трудоемкость обслуживания соответственно уличных газопроводов высокого (среднего) давления и межпоселковых газопроводов. За единицу принята трудоемкость обслуживания газопроводов низкого давления.
Коэффициенты, используемые в формуле 8, определены статистическими методами. При необходимости данные среднестатистические коэффициенты могут быть скорректированы регулирующим органом (ФЭК России) применительно к местным условиям.
При определении протяженности газораспределительных сетей не учитываются участки, по которым осуществляется транзитная транспортировка газа. В случае если по одному и тому же участку газопровода осуществляется и транспортировка газа непосредственно до конечных потребителей и транзитная транспортировка газа, то протяженность этого участка учитывается пропорционально отношению объема транспортировки газа непосредственно до конечных потребителей к общему объему транспортировки газа по указанному участку газопровода.
VI. Особенности расчета тарифов
35. ГРО, для которых не установлены тарифы на транспортировку в соответствии с настоящими методическими указаниями, применяют с 1 января 2004 года одноставочные тарифы на транспортировку газа до конечных потребителей, равные сумме действующих ставок за пользование газораспределительными сетями и за услуги по транспортировке газа с учетом их дифференциации по группам конечных потребителей, утвержденных регулирующим органом (ФЭК России).
36. ГРО, получившие в собственность или на иных законных основаниях дополнительные газораспределительные сети, по которым осуществляется газоснабжение конечных потребителей, отнесенных к 1-й группе (или к сетям которых присоединяются новые конечные потребители, отнесенные к 1-й объемной группе), либо осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке объемом свыше 100 млн. м3 в год, в месячный срок с момента совершения сделки представляют в регулирующий орган (ФЭК России) предложения по пересмотру всех действующих тарифов.
37. Если конечный потребитель, присоединенный к газораспределительным сетям ГРО, увеличивает в соответствии и с условиями договоров транспортировки (поставки) потребление газа более чем на 100 млн. м3 в год по сравнению с прошлым периодом, данная ГРО в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа представляет в регулирующий орган (ФЭК России) предложения по пересмотру всех действующих тарифов.
38. В случае начала оказания ГРО услуг поставщику газа по транспортировке газа для последующей его поставки населению ГРО за 45 дней до начала момента оказания услуг представляет в регулирующий орган (ФЭК России) предложения по установлению тарифов на транспортировку газа для последующей поставки населению. До момента установления тарифов по указанной группе конечных потребителей ГРО применяется тариф на транспортировку, установленный на тот момент для группы конечных потребителей, которой присвоен максимальный коэффициент удельной сложности обслуживания системы газоснабжения.
39. Расчет стоимости услуг за транспортировку газа может производиться исходя из как фактического, так и договорного объема транспортировки, указанного в договоре транспортировки. Также возможно одновременное сочетание указанных методов расчета стоимости услуг. В целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО в договоре транспортировки (здесь и далее - в случае если ГРО является поставщиком газа конечным потребителям, то в договоре поставки) рекомендуется указывать конкретный метод расчета стоимости услуг за транспортировку газа. При этом если иное не указано в договоре транспортировки, расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из ее договорного объема. Расчет стоимости услуг на транспортировку, исходя из договорного объема транспортировки газа всем или некоторым конечным потребителям, подключенным к газораспределительным сетям данной ГРО, возможно в случае выделения в договоре транспортировки объемов транспортировки газа по указанным конечным потребителям (в противном случае расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из фактического объема транспортировки газа).
40. В случае если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа, в целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО, рекомендуется в договоре транспортировки указывать правила определения ежемесячного договорного объема транспортировки газа (в том числе при заключении дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям в течение периода оказания услуг), исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку. При этом если иное не указано в договоре транспортировки, потребитель услуг рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа по месяцам в течение действия договора транспортировки исходя из среднемесячного договорного объема транспортировки газа с учетом дополнительных соглашений, заключенных до начала оказания услуг, а в случае заключения дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа в течение периода оказания услуг используются правила определения договорного объема транспортировки газа, указанные в п. п. 41 - 42 настоящих методических указаний.
41. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям производится перерасчет ежемесячного объема газа, исходя из которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа, исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа начиная с месяца, в котором было заключено дополнительное соглашение по следующей формуле:
V_дi - среднемесячный договорной объем, исходя из которого производился расчет стоимости услуг за транспортировку газа до заключения дополнительного соглашения к договору;
V_д1 - первоначальный договорной объем транспортировки газа на полный год или срок действия договора;
V_д2 - договорной объем транспортировки газа на полный год или срок действия договора с учетом заключенного дополнительного соглашения;
n - число полных месяцев осуществления услуг по транспортировке газа по договору до момента дополнительного соглашения к нему.
42. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям по данному договору, связанном с появлением у данной ГРО нового потребителя услуг по транспортировке газа (нового поставщика газа, либо договорные обязательства по оплате его транспортировки перешли от поставщика газа к конечному потребителю или наоборот) - по газораспределительным сетям ГРО транспортируется тот же объем газа, но уже по нескольким договорам, производится перерасчет ежемесячного объема газа, исходя из которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа, исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа на период действия дополнительного соглашения по следующей формуле:
r - число месяцев действия дополнительного соглашения.
43. По окончании года или срока действия договора транспортировки в случае если фактический объем транспортировки газа превысил договорной (если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа), то объем газа, исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку газа в последний месяц года или действия договора, рассчитывается по следующей формуле:
V(')_т= V_т+ (V_ф- V_д), (11)
где:
V_т- договорной объем транспортировки газа, рассчитываемый в последний месяц года или срока действия договора транспортировки по правилам, указанным в договоре транспортировки или в настоящих методических указаниях.
V_ф - фактический объем транспортировки газа за год или за срок действия договора;
V_д- договорной объем транспортировки газа за год или за срок действия договора.
В случае если V(')_т имеет отрицательное значение, то ГРО возвращает потребителю услуг средства, ранее уплаченные за не предоставленные в течение года или срока действия договора услуги.
44. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из:
- годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки (в случае их отсутствия по всем договорам поставки) через газораспределительные сети данной ГРО с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений;
- фактического объема поставки газа через газораспределительные сети данной ГРО в предыдущем году (в случае, если договора транспортировки (поставки) заключены не на полный год) либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
45. В случае, если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети данной ГРО выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе рассчитывается по следующей формуле:
Т(2)тр - тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением регулирующего органа (ФЭК России) для объемной группы, к которой был отнесен конечный потребитель после уточнения его объемных показателей;
Т(1)тр - тариф на транспортировку, установленный соответствующим решением регулирующего органа (ФЭК России) для объемной группы, к которой конечный потребитель был отнесен первоначально;
к - порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был отнесен к другой объемной группе;
V_i- объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО для поставки конечному потребителю, который был отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.
В случае если значение Т_тр.расч., рассчитываемого по формуле (12), оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю, в следующем месяце рассчитывается по следующей формуле:
В случае если значение Т_тр.расч., рассчитываемого по формуле (13), вновь оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а расчет по формуле (13) повторяется каждый месяц до получения положительного значения тарифа на транспортировку.
46. Потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа. До момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам.
47. В случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной ГРО составляет свыше 95% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям от источника газоснабжения (ГРС) до вводного газопровода конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
48. В случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к вводному газопроводу конечного потребителя, составляет менее 5% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям от источника газоснабжения (ГРС) до вводного газопровода указанного конечного потребителя, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
Приложение 1
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
КОЭФФИЦИЕНТЫ УДЕЛЬНОЙ СЛОЖНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Приложение 2
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСЧЕТ РАСХОДОВ
________________________________________
(наименование субъекта регулирования)
ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ГАЗА ПО ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ СЕТЯМ
тыс. руб.
<*> Указываются фактические данные за 2 (два) предыдущих года.
<**> В случае если ГРО реализует газ конечным потребителям, в этой статье не учитываются расходы на оплату газа.
<***> Операционные и внереализационные доходы и расходы подлежат дополнительной расшифровке (указываются все статьи, превышающие 10% от общей суммы доходов и расходов).
Приложение 3
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСЧЕТ РАСХОДОВ
_______________________________________
(наименование субъекта регулирования)
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ВДГО
тыс. руб.
<*> Указываются фактические данные за 2 (два) предыдущих года.
Приложение 4
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСШИФРОВКА ОПЕРАЦИОННЫХ И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
__________________________________________
(наименование субъекта регулирования)
<*> Указываются фактические данные за 2 предыдущих года.
<**> Раздел "Прочие" подлежит дополнительной расшифровке в случае превышения 10% от общей суммы операционных и внереализационных расходов соответственно.
Приложение 5
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСШИФРОВКА ОПЕРАЦИОННЫХ И ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ РАСХОДОВ
_____________________________
(наименование субъекта регулирования)
<*> Расчет суммы налога на прибыль производится по формуле 3.
В случае отсутствия различий между суммами расходов, относящимися на себестоимость, сальдо операционных доходов и расходов, сальдо внереализационных доходов и расходов по данным бухгалтерского и налогового учета соответствующие строки данной формы не заполняются (строки 01 - 02, 03 - 04, 05 - 06). В случае наличия таких различий в пояснительной записке указываются их причины.
Приложение 6
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСЧЕТ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ПО ГРУППАМ КОНЕЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ТАРИФОВ НА ТРАНСПОРТИРОВКУ ПО
______________________________________________
(наименование субъекта регулирования)
Приложение 7
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям
РАСЧЕТ ДОХОДА
__________________________________________
(наименование субъекта регулирования)
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ГАЗА НАСЕЛЕНИЮ В ____ ГОДУ
<*> Указываются все виды использования газа населением, для которых установлен отдельный уровень розничных цен (в том числе с использованием счетчиков).
Данное приложение субъект регулирования заполняет в случае, если он осуществляет реализацию газа населению. В случае, если субъект регулирования осуществляет только транспортировку газа, впоследствии реализуемого населению, заполняются данные только об объемах транспортировки газа по 4-й группе конечных потребителей по приведенной в форме дифференциации по видам потребления газа на бытовые нужды.
Приложение 8
к Методическим указаниям
по регулированию тарифов на услуги
по транспортировке газа
по газораспределительным сетям