ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 3 ноября 2004 г. N САЭ-3-24/21@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ В БАНКИ РЕШЕНИЯ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА И РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ
В целях соблюдения требований статьи 76 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, принятого законом от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Управлению информационных технологий (А.Б.Иконников) обеспечить, ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (И.Н.Задворнов):
2.1. Осуществить разработку и внедрение программных средств, реализующих Порядок (далее - Программных средств) в соответствии с "Планом информатизации ФНС России на 2005 г.".
2.2. Разработать форматы передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в срок до 01.02.2005.
3. Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:
3.1. В срок до 01.03.2005 информировать банки (их филиалы), находящиеся на территории подчиненных налоговых органов, и специализированных операторов связи об издании настоящего приказа.
3.2. В срок до 01.03.2005 довести до сведений банков (их филиалов) и специализированных операторов связи форматы передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций.
3.3. В срок до 01.05.2005 заключить договор (дополнить существующий договор перечнем информационных услуг) со специализированным оператором связи о совместных действиях по организации и функционированию документооборота по передаче в банки (их филиалы) решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
3.4. В срок до 01.06.2005 установить в Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации и во всех подведомственных инспекциях, Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам программные средства посредством выгрузки из ФАП ФНС России.
3.5. Обеспечить с 01.08.2005 направление налоговыми органами в банки (их филиалы) решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в соответствии с настоящим приказом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Обеспечить контроль за исполнением направленного в банк (его филиал) решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций.
3.6. Начиная с 01.04.2005, не позднее 20 числа каждого месяца, представлять в Управление кредитных организаций отчет о реализации настоящего приказа.
3.7. Замечания и предложения по доработке программных средств представить в Управление информационных технологий в срок до 15.05.2005.
3.8. Довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
4. Руководителям Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам взять под личный контроль исполнение пункта 3 настоящего приказа.
5. Управлению кредитных организаций (Д.В.Вольвач):
5.1. В срок до 17.02.2005 подготовить приказ ФНС России о проведении опытной эксплуатации программных средств, и утверждающий форматы передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций.
5.2. Провести опытную эксплуатацию программных средств в 1 квартале 2005 г., подготовить и представить сводный отчет.
5.3. По результатам проведения опытной эксплуатации программных средств при необходимости в месячный срок внести требуемые доработки в Порядок.
5.4. В срок до 01.06.2005 подготовить приказ ФНС России о вводе в промышленную эксплуатацию программных средств.
5.5. Начиная с 01.04.2005 ежемесячно не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять сводный отчет о ходе исполнения настоящего приказа.
6. Управлению информационных технологий (А.Б.Иконников), Управлению кредитных организаций (Д.В.Вольвач) в срок до 01.06.2005 обеспечить обобщение замечаний и предложений Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и, при необходимости, представить в ФГУП "ГНИВЦ МНС России" предложения по доработке программного обеспечения.
7. ФГУП "ГНИВЦ МНС России" (И.Н.Задворнов) обеспечить доработку программного обеспечения в месячный срок по предложениям Управления кредитных организаций, представленным в соответствии с п. 6 настоящего приказа.
8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам С.Н.Шульгина (пункты 3-5) и, по вопросам, связанным с информационно-программным обеспечением, на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам Д.А.Чушкина (пункт 2, 6, 7).
Руководитель Федеральной
налоговой службы
А.Э.СЕРДЮКОВ
Приложение 1
к приказу
Федеральной налоговой службы
от 3 ноября 2004 г.
N САЭ-3-24/21@
ПОРЯДОК
НАПРАВЛЕНИЯ В БАНКИ РЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТАМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА-ОРГАНИЗАЦИИ И РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ
Раздел 1. Общие положения
1.1. Порядок направления в банки решения налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок) устанавливает процедуру направления налоговыми органами в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки (далее - Решение о приостановлении операций) и решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки (далее - Решение об отмене приостановления операций) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 (зарегистрирован в Минюсте России 26 сентября 2002 г., N 3817), в соответствии с Порядком направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, утвержденного приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 и в соответствии с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки", раздел 3. Описание раздела II "Учет работы по направлению инкассовых поручений", утвержденных приказом МНС России от 6.11.2003 N БГ-3-29/611 "О создании информационного ресурса результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки".
1.2. В целях оперативного доведения до банков Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций), контроля за безусловным исполнением банками указанного Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций), предупреждения открытия организацией - должником новых счетов в банках, налоговые органы направляют Решение о приостановлении операций (Решение об отмене приостановления операций) в банки в электронном виде в соответствии с настоящим Порядком.
1.3. Участниками электронного обмена по телекоммуникационным каналам связи при направлении в банки Решения о приостановлении операций (Решения об отмене приостановления операций) (далее - информационный обмен) являются:
- налоговый орган по месту учета налогоплательщика (далее - НОНП), осуществляет действия в соответствии с разделом 2 настоящего Порядка;
- Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МРИ КН), осуществляет действия в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка;
- Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС), осуществляет действия в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка;
- кредитная организация (ее филиал), учреждение Банка России (головной расчетно-кассовый центр, расчетно-кассовый центр, операционное управление, отделение, полевое учреждение), обслуживающее счета всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и осуществляющее операции по обслуживанию клиентов, перечень которых установлен статьей 48 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790) (далее - банк);
- специализированный оператор связи (далее - Оператор), предоставляющий услуги по электронному документообороту между налоговым органом и банком, включая передачу в банки Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций).
1.4. В состав информации при направлении в банки Решения о приостановлении операций (Решения об отмене приостановления операций) входят:
- Решение о приостановлении операций;
- Решение об отмене приостановления операций;
- протокол приема файла (далее - Протокол приема);
- электронная квитанция, формируемая специализированным оператором связи, в которой указана дата отправки решения налоговым органом или соответственно дата отправки банком квитанции о получении решения от налогового органа (далее - Подтверждение Оператора).
1.5. Состав и структура информации по п.1.4 настоящего Порядка определяется требованиями к форматам передачи данных, утвержденных соответствующим приказом ФНС России.
1.6. Формирование, отправка (прием), сортировка и регистрация файлов, содержащих информацию в соответствии с п. 1.4 настоящего Порядка производится автоматизированным способом с использованием программно-технической платформы ФНС России - АИС "Налог".
1.7. НОНП направляет в банки Решение о приостановлении операций по счетам (Решение об отмене приостановления операций) через УФНС.
По усмотрению УФНС функцию направления в банки Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций), в целях настоящего Порядка может выполнять Межрайонная инспекция по централизованной обработке данных, находящаяся на территории данного субъекта Российской Федерации.
Обязанность по контролю за доставкой до банков Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций), возлагается на УФНС.
1.8. Информационный обмен УФНС с банками осуществляется через Оператора. В целях передачи банкам Решения о приостановлении операций по счетам (Решения об отмене приостановления операций) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи УФНС самостоятельно определяет для своего региона Оператора (одного или несколько). Выбор Оператора осуществляется в соответствии с требованиями, установленными разделом 4 Методических рекомендаций об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@ (далее - Методические рекомендации).
1.9. При подключении телекоммуникационных средств налоговых органов к сетям общего пользования и определении типовых границ зон ответственности Оператора и УФНС за мониторинг телекоммуникационных средств следует руководствоваться Приложением 2 к Методическим рекомендациям.
1.10. Информационный обмен с банками осуществляется в соответствии со стандартами и процедурами, утверждаемыми ФНС России.
1.11. Программно-аппаратные средства банков, используемые при ведении электронного документооборота с налоговыми органами, должны быть совместимы с программно-аппаратными средствами налогового органа и поддерживать электронный документооборот в соответствии с настоящим Порядком и разделом 2 Методических рекомендаций, а также быть подключенными к телекоммуникационным каналам связи.
1.12. При информационном обмене в соответствии с настоящим Порядком налоговый орган обеспечивает хранение документов в порядке, устанавливаемом ФНС России. Полученное банком Решение о приостановлении операций (Решение об отмене приостановления операций) в электронном виде регистрируются программным обеспечением, устанавливаемом в банке.
1.13. Информационный обмен допускается при обязательном использовании средств защиты информации (СКЗИ) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП), сертифицированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.14. Применение, учет, распространение и техническое обслуживание средств ЭЦП и СКЗИ при информационном обмене осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
1.15. Использование средств ЭЦП и шифровальных средств при электронном документообороте между банками и налоговыми органами осуществляется в соответствии с требованиями раздела 5 Методических рекомендаций.
1.16. При направлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи Решения об отмене приостановления операций участники электронного обмена совершают действия, установленные для направления Решения о приостановлении операций (соответствующие разделы 2 - 4 настоящего Порядка).
1.17. При информационном обмене все входящие и исходящие файлы регистрируются в электронном журнале в соответствии с порядком, определенным в технической документации на программные комплексы, а также хранятся в базе данных налогового органа, формируемой программным обеспечением.
Раздел 2. Действия налогового органа по месту учета налогоплательщика в рамках настоящего Порядка
2.1. В соответствии с функциями структурных подразделений налогового органа, одновременно с принятием Решения о приостановлении операций в бумажном виде, не позднее текущего дня выполняет следующие действия:
- на основании данных, содержащихся в Решении о приостановлении операций на бумажном носителе, формирует Решение о приостановлении операций в электронном виде для каждого из банков, в которых имеются открытые счета налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, в отношении которых принято Решение о приостановлении операций;
- подписывает Решение о приостановлении операций ЭЦП уполномоченного лица НОНП;
- отправляет Решение о приостановлении операций в вышестоящее УФНС;
- контролирует отправку Решения о приостановлении операций по электронному журналу регистрации;
- контролирует наличие Протокола приема на каждое отправленное Решение о приостановлении операций.
2.1.1. Формирование Решения о приостановлении операций в электронном виде осуществляется программными средствами в соответствии с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки" раздел 3. Описание раздела II "Учет работы по направлению инкассовых поручений", утвержденных приказом МНС России от 6.11.2003 N БГ-3-29/611 "О создании информационного ресурса результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки".
2.2. При получении Протокола приема от УФНС не позднее текущего дня выполняет следующие действия:
- подтверждает подлинность ЭЦП;
- проверяет наличие ошибок в Протоколе приема;
- устраняет ошибки в ранее отправленных файлах;
- выполняет действия в соответствии с п. 2.1 настоящего Порядка.
2.3. При получении Протокола приема от УФНС без ошибок, считается, что НОНП направил в банк Решение о приостановлении операций в электронном виде.
Раздел 3. Действия Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в рамках настоящего Порядка
3.1. В соответствии с функциями структурных подразделений налогового органа, одновременно с принятием Решения о приостановлении операций в бумажном виде, не позднее текущего дня выполняет следующие действия:
- на основании данных, содержащихся в Решении о приостановлении операций на бумажном носителе, формирует Решение о приостановлении операций в электронном виде для каждого из банков, в которых имеются открытые счета налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента, в отношении которых принято Решение о приостановлении операций;
- подписывает Решение о приостановлении операций ЭЦП уполномоченного лица МРИ КН;
- выполняет сортировку файлов по принадлежности банка тому или иному УФНС по субъекту РФ;
- отправляет Решение о приостановлении операций в УФНС по субъектам РФ;
- контролирует отправку Решения о приостановлении операций по электронному журналу регистрации;
- контролирует наличие Протокола приема на каждое отправленное Решение о приостановлении операций.
3.1.1. Формирование Решения о приостановлении операций в электронном виде осуществляется программными средствами в соответствии с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса "Журнал результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки" раздел 3. Описание раздела II "Учет работы по направлению инкассовых поручений", утвержденных приказом МНС России от 6.11.2003 N БГ-3-29/611 "О создании информационного ресурса результатов работы налоговых органов по принудительному взысканию недоимки".
3.2. При получении Протокола приема от УФНС не позднее текущего дня выполняет следующие действия:
подтверждает подлинность ЭЦП;
- проверяет наличие ошибок в Протоколе приема;
- устраняет ошибки в ранее отправленных файлах;
- выполняет действия в соответствии с п. 3.1. настоящего Порядка.
3.3. При получении Протокола приема без ошибок, считается, что МРИ КН направило в банк Решение о приостановлении операций в электронном виде.
Раздел 4. Действия Управления ФНС по субъекту Российской Федерации в рамках настоящего Порядка
4.1. В соответствии с функциями структурных подразделений налогового органа, при получении Решения о приостановлении операций от НОНЦ не позднее текущего дня, УФНС выполняет следующие действия:
- подтверждает подлинность ЭЦП;
- выполняет форматно-логический контроль принятого файла;
- формирует Протокол приема, подписывает ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в НОНП;
- выполняет обработку принятых файлов;
- формирует файлы для отправки в банки, состоящие на налоговом учете по месту своего нахождения в подчиненных налоговых органах;
- формирует файлы для отправки в УФНС других субъектов РФ;
- отправляет файлы в УФНС других субъектов РФ;
- отправляет файлы в банки, состоящие на налоговом учете по месту своего нахождения в подчиненных налоговых органах;
- контролирует отправку файлов по электронному журналу регистрации.
4.1.1. При обнаружении ошибок в ходе форматно-логического контроля выполняет следующие действия:
- формирует Протокол приема с указанием обнаруженных ошибок;
- подписывает Протокол приема ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в НОНП для исправления ошибок и повторной передачи файла.
При отсутствии ошибок в ходе форматно-логического контроля выполняет следующие действия:
- формирует Протокол приема;
- подписывает Протокол приема ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в НОНП;
- выполняет дальнейшую обработку принятого файла.
4.1.2. Процедура обработки файлов, содержащих Решение о приостановлении операций включает в себя:
- сортировку файлов по месту нахождения банка на территории УФНС по субъекту РФ;
- подписание файла ЭЦП уполномоченного лица УФНС.
4.2. При получении Протокола приема от УФНС другого субъекта РФ не позднее текущего дня, выполняет следующие действия:
- проверяет наличие ошибок в Протоколе приема, устраняет ошибки;
- выполняет повторную отправку файлов в УФНС в соответствии с п. 4.1 настоящего Порядка.
При получении Протокола приема от УФНС другого субъекта РФ без ошибок, считается, что УФНС направило Решение о приостановлении операций в электронном виде в УФНС другого субъекта РФ.
4.3. При получении Решения о приостановлении операций от УФНС другого субъекта РФ, не позднее текущего дня, выполняет следующие действия:
- подтверждает подлинность ЭЦП;
- выполняет форматно-логический контроль;
- формирует Протокол приема;
- подписывает Протокол приема ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в УФНС другого субъекта РФ;
- выполняет обработку принятых файлов;
- отправляет файлы в банки, состоящие на налоговом учете по месту своего нахождения в подчиненных налоговых органах;
- контролирует отправку файлов по электронному журналу регистрации.
4.3.1. При обнаружении ошибок в ходе форматно-логического контроля выполняет следующие действия:
- формирует Протокол приема с указанием обнаруженных ошибок;
- подписывает Протокол приема ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в УФНС другого субъекта РФ для исправления ошибок и повторной передачи файла;
- контролирует отправку файлов по электронному журналу регистрации.
При отсутствии ошибок в ходе форматно-логического контроля выполняет следующие действия:
- формирует Протокол приема с указанием обнаруженных ошибок;
- подписывает Протокол приема ЭЦП уполномоченного лица УФНС;
- отправляет Протокол приема в УФНС другого субъекта РФ;
- контролирует отправку файлов по электронному журналу регистрации;
- выполняет дальнейшую обработку файла.
4.3.2. Процедура обработки файла, содержащего Решение о приостановлении операций включает в себя:
- сортировку файлов по принадлежности Решения о приостановлении операций к банку, состоящему на налоговом учете по месту своего нахождения в подчиненных налоговых органах;
- подписание файла ЭЦП уполномоченного лица УФНС.
4.4. При получении Протокола приема от УФНС другого субъекта РФ не позднее текущего дня выполняет следующие действия:
- подтверждает подлинность ЭЦП;
- проверяет наличие ошибок, устраняет ошибки в раннее отправленных файлах;
- выполняет повторную отправку файлов в соответствии с п. 4.1 настоящего Порядка.
4.5. При получении Подтверждения Оператора считается, что УФНС направило в банк Решение о приостановлении в электронном виде.