ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 3 июля 1995 г. N 662
О МЕРАХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ ПРИ ХРАНЕНИИ ЦЕННЫХ БУМАГ И РАСЧЕТАХ НА ФОНДОВОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Указов Президента РФ от 16.08.95 N 855, от 04.01.96 N 6, от 28.05.97 N 529, от 29.11.2004 N 1480, от 16.10.2010 N 1261)
В целях создания общероссийской телекоммуникационной системы для обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности, создания условий функционирования электронной системы финансовых расчетов, формирования инфраструктуры фондового рынка Российской Федерации, обеспечивающей защиту прав собственников ценных бумаг, постановляю:
1. Установить, что первоочередными задачами государственной политики в области формирования современной рыночной инфраструктуры являются:
создание организационно-технических условий и технологической системы телекоммуникационного обслуживания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех форм собственности при осуществлении финансовых расчетов и операций на рынке ценных бумаг;
формирование единых стандартов осуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации, в том числе на рынке ценных бумаг, обеспечивающих конфиденциальность коммерческих сделок, независимость их участников, защиту информации, учет и защиту прав собственников, а также государственный и общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации;
формирование научно-производственных комплексов по разработке и производству отечественных оборудования и систем связи с использованием передовых достижений науки и мирового опыта;
привлечение к созданию и развитию общероссийской телекоммуникационной системы российских и иностранных инвесторов;
обеспечение государственного контроля деятельности общероссийской телекоммуникационной системы.
2. В целях защиты прав инвесторов, в том числе акционеров, признать, что в соответствии с законодательством Российской Федерации:
ценные бумаги, находящиеся на хранении в депозитарных и депозитарно-клиринговых организациях, а также у номинальных держателей, подлежат учету на забалансовых счетах отдельно от собственного имущества этих организаций и не могут быть включены в состав конкурсной массы при их банкротстве;
при налогообложении операций с ценными бумагами специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, а также номинальные держатели ценных бумаг не могут рассматриваться как собственники ценных бумаг клиентов или доходов, получаемых от этих ценных бумаг, и, соответственно, не могут облагаться налогом на операции с ценными бумагами клиентов и налогом на прибыль в части прибыли, образующейся в результате прироста капитала по ценным бумагам клиентов;
специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, в том числе являющиеся номинальными держателями ценных бумаг своих клиентов, не вправе совершать с ценными бумагами клиентов сделки, связанные с отчуждением и обременением обязательствами этих ценных бумаг;
отказ во включении акционера или по его поручению номинального держателя ценных бумаг в реестр акционеров недействителен, не влечет прекращения или ограничения прав акционера и может быть обжалован в установленном порядке;
ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации в части ограничений в приобретении ценных бумаг или во владении ими несут собственники ценных бумаг. Специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговые организации, а также номинальные держатели ценных бумаг не вправе осуществлять контроль за соблюдением их клиентами антимонопольного законодательства Российской Федерации.
3. Правительству Российской Федерации в месячный срок обеспечить:
разработку мер по привлечению к ответственности реестродержателей, нарушающих установленные законодательством Российской Федерации требования к ведению реестра акционеров, в том числе отказывающих акционерам или действующим по их поручению номинальным держателям ценных бумаг во включении их в реестр акционеров;
приведение актов Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации в соответствие с Законом РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" в целях избежания двойного налогообложения доходов инвесторов от прироста капитала, а также имея в виду, что деятельность депозитарных и депозитарно-клиринговых организаций и номинальных держателей ценных бумаг по хранению ценных бумаг, их учету и переводу в порядке исполнения сделок с ценными бумагами не приводит к возникновению имущественных прав в отношении этих ценных бумаг и не может быть причислена к операциям с ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогообложении операций с ценными бумагами.
4. Поддержать предложение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и предприятий по разработке и производству систем связи о создании финансово - промышленной группы - открытого акционерного общества "Информационные технологии" на базе приватизируемых государственных предприятий и других организаций по перечню согласно Приложению.
Правительству Российской Федерации в месячный срок:
решить в установленном порядке вопросы приватизации указанных в Приложению к настоящему Указу государственных предприятий и внесения в ходе приватизации пакетов акций в уставный капитал акционерного общества "Информационные технологии"
утвердить учредительные документы акционерного общества "Информационные технологии" и состав его руководящих органов.
5-6. Пункты утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 28.05.97 N 529)
7. Согласиться с предложением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Фонда президентских программ, Министерства связи Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации об образовании совместно с российскими финансовыми и инвестиционными институтами Центрального фонда хранения и обработки информации фондового рынка (далее именуется - Центральный фонд) как некоммерческой организации, обеспечивающей учет и хранение неконфиденциальной информации о финансовых операциях и сделках на рынке ценных бумаг, а также копий уставных документов и обязательной отчетности эмитентов ценных бумаг.
Установить, что:
основными задачами Центрального фонда являются обеспечение сохранности неконфиденциальной информации о праве собственности на ценные бумаги, об объемах и ценах сделок на рынке ценных бумаг, копий уставных документов и обязательной отчетности эмитентов ценных бумаг, предоставление такой информации федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, на платной основе субъектам предпринимательской деятельности всех форм собственности и инвесторам, в том числе для последующего предъявления ее в судебном порядке в качестве доказательства права собственности, а также оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг;
средства, получаемые Центральным фондом, направляются на обеспечение выполнения задач Центрального фонда и развитие системы учета и хранения информации.
Абзац - Утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 28.05.97 N 529)
8. Пункт утратил силу. (в ред. Указа Президента РФ от 28.05.97 N 529)
9. Одобрить деятельность Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации по созданию единой общероссийской системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг и привлечению к участию в ней российских и иностранных банковских и небанковских организаций, в том числе Сберегательного банка Российской Федерации.
10. Правительству Российской Федерации обеспечить направление части средств приватизационных займов Международного банка реконструкции и развития и Европейского банка реконструкции и развития, предоставленных в 1993 году, на развитие Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации единой общероссийской системы расчетов, клиринга и хранения ценных бумаг в Российской Федерации.
11. Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации принять меры по привлечению финансовых средств международных финансовых организаций и иностранной технической помощи на развитие депозитарных, депозитарно-клиринговых и расчетно-депозитарных организаций.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российскому фонду федерального имущества по согласованию с Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации в 2-месячный срок определить порядок передачи находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ на хранение депозитарно-клиринговым организациям, получившим соответствующую лицензию Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации.
12. Центральному банку Российской Федерации по запросам депозитарных, депозитарно-клиринговых и расчетно-депозитарных организаций обеспечивать открытие в установленном порядке счетов в расчетных центрах Центрального банка Российской Федерации.
13-14. Пункты утратили силу. (в ред. Указа Президента РФ от 29.11.2004 N 1480)
15. Министерству связи Российской Федерации и Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации выделять в установленном порядке Фонду, Центральному фонду, а также Приморскому центральному депозитарию необходимые каналы связи.
Федеральному агентству правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации временно, до 1 января 1997 г., обеспечить обслуживание на платной основе передаваемых Фонду сетей и коммуникаций.
16. Настоящий Указ вступает в силу со дня его опубликования.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Приложение
к Указу Президента
Российской Федерации
от 3 июля 1995 г. N 662
ПЕРЕЧЕНЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
(в ред. Указов Президента РФ от 04.01.96 N 6, от 16.10.2010 N 1261)
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Научно-исследовательский институт специальных информационно-измерительных систем, г. Ростов-на-Дону
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Производственное объединение электронной вычислительной техники, г. Пенза
Государственное предприятие "Алмаз", г. Ростов-на-Дону
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 16.10.2010 N 1261)
Научно-производственное объединение "Автоматика", г. Екатеринбург
Завод "Красная заря", г. Санкт-Петербург
Производственное объединение "Красноярский радиотехнический завод", г. Красноярск
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 04.01.96 N 6)
Краснодарское конструкторское бюро "Селена", г. Краснодар
Краснодарский приборный завод, г. Краснодар
Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти (ЦИТИС), г. Москва
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 04.01.96 N 6)
Научно-исследовательский институт "Дельта", г. Санкт-Петербург
Государственный научно-производственный комплекс "Красная заря", г. Санкт-Петербург
Научно-исследовательский институт "Квант", г. Москва
Специализированное управление "Квант", г. Москва
Государственное предприятие "Калужский завод телеграфной аппаратуры", г. Калуга
Калужский научно-исследовательский институт телемеханических устройств, г. Калуга
Научно-технический центр ФАПСИ, г. Москва
Научно-исследовательский институт пленочных материалов и искусственной кожи технического назначения, г. Иваново
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 04.01.96 N 6)
Научно-исследовательский институт "Вега", г. Воронеж
Абзац - Исключен. (в ред. Указа Президента РФ от 04.01.96 N 6)
УТВЕРЖДЕН
Указом Президента
Российской Федерации
от 3 июля 1995 г. N 662
СОСТАВ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ФОНДА "РОССИЙСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ И ФОНДОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ"
(в ред. Указа Президента РФ от 16.08.95 N 855)
Чубайс А.Б. - первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (председатель оргкомитета)
Орехов Р.Г. - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации (заместитель председателя оргкомитета)
Старовойтов А.В. - генеральный директор Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (заместитель председателя оргкомитета)
Маслов А.В. - заместитель начальника Государственно - правового управления Президента Российской Федерации (ответственный секретарь оргкомитета)
Андреев В.К. - начальник отдела Департамента финансов, бюджета и денежного обращения Аппарата Правительства Российской Федерации
Васильев Д.В. - заместитель председателя Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации
Булгак В.Б. - Министр связи Российской Федерации
Златкис Б.И. - начальник Департамента Министерства финансов Российской Федерации
Кох А.Р. - заместитель председателя Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом
Козлов А.А. - заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации (по согласованию)
Малышев Н.Г. - руководитель Центра президентских программ Администрации Президента Российской Федерации
Рогозин Г.Г. - первый заместитель начальника Службы безопасности Президента Российской Федерации. (в ред. Указа Президента РФ от 16.08.95 N 855)