ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2004 г. N 737
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002-2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2001 Г. N 717
Правительство Российской Федерации постановляет:
Внести в федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 43, ст. 4100), следующие изменения:
а) в подразделе "Критерии комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации" раздела 4 "Механизмы реализации Программы":
слова: "(приложения N 6, 7)" заменить словами: "(приложение N 6)";
слова: "(приложение N 8)" исключить;
в абзаце тринадцатом слова: "(приложения N 9, 10)" исключить;
в абзаце четырнадцатом слова: "(приложение N 11)" исключить;
абзац пятнадцатый исключить;
в абзаце шестнадцатом слова: "Приложения N 8, 10 и 11 к Программе ежегодно пересматриваются в соответствии с динамикой социально-экономических показателей развития субъектов Российской Федерации и динамикой сокращения межрегиональных различий в количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры" исключить;
б) приложение N 6 к указанной Программе изложить в новой редакции (прилагается);
в) приложения N 7-11 к указанной Программе исключить.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.ФРАДКОВ
Приложение N 6
к федеральной целевой программе
"Сокращение различий в
социально-экономическом развитии
регионов Российской Федерации
(2002-2010 годы и до 2015 года)"
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 3 декабря 2004 г.
N 737)
МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОКРАЩЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2002-2010 ГОДЫ И ДО 2015 ГОДА)" В 2004 ГОДУ
1. Общие положения
Фонд регионального развития является инструментом финансирования проектов и мероприятий федеральных целевых программ регионального развития по объектам, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации либо в муниципальной собственности.
Федеральные целевые программы развития субъектов Российской Федерации, одобренные Правительством Российской Федерации к реализации, имеют конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)" (далее - Программа), для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации, претендующие на государственную поддержку, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Настоящая методика решает эту задачу.
Программа направлена на сокращение различий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и доли населения, живущего за чертой бедности, и обеспечивает участие государства в реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, разработанных в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2001 г. N 800-р.
Настоящая методика определяет перечень субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств Фонда регионального развития, и объем необходимой государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы.
2. Основные принципы
Оказание государственной поддержки для софинансирования проектов и мероприятий Программы за счет средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами:
привлечение средств федерального бюджета для реализации региональных программ;
обеспечение эффективности использования государственной поддержки;
софинансирование инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
3. Общие условия и правила
Определение субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку, и распределение средств осуществляются на основании:
региональной программы экономического и социального развития;
оценки состояния социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
По результатам расчета, проводимого с целью определения отклонения уровня социально-экономического развития от среднероссийского уровня, формируется перечень субъектов Российской Федерации, претендующих на государственную поддержку.
4. Расчет интегрального показателя и определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке
Определение субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке, осуществляется на основе оценки уровня их социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры.
Осуществление оценки уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации базируется на следующих основных принципах:
системность оценки, предполагающая учет взаимосвязи базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;
адаптация используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;
соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
достижение предоставления полной информации о результатах оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления.
Система показателей включает в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения, оценку уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и степень обеспеченности их объектами инфраструктуры.
5. Перечень базовых индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j означает номер субъекта Российской Федерации (RF - для среднероссийских показателей), а нижний индекс t - рассматриваемый год.
Для учета территориальной дифференциации уровня цен в настоящей методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности региона:
коэффициент уровня покупательной способности (КУ), определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_МИН) в субъекте Российской Федерации к среднероссийскому показателю:
районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по субъектам Российской Федерации (К_Уд), определяемый на основе соответствующих официальных данных о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.
6. Перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития субъектов Российской Федерации:
1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ), по формуле:
2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд), по формуле:
3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей финансового баланса в соответствии с методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 199, как доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) к численности населения (N);
4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах), определяемое по формуле:
где:
СрДД - величина среднедушевых денежных доходов населения;
ПР_МИН - величина среднедушевого прожиточного минимума;
5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);
6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;
7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);
8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);
9) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);
10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);
11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.
7. Расчет интегрального показателя
Расчет интегрального показателя отклонения уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от среднероссийского уровня () осуществляется поэтапно.
На первом этапе рассчитываются относительные отклонения базовых индикаторов социально-экономического развития. Показатели () по каждому субъекту Российской Федерации нормируются относительно среднероссийских показателей:
где:
j - номер субъекта Российской Федерации;
k - номер показателя;
- среднее значение показателя по России.
При этом показатели уровня и качества жизни населения определяются по формуле:
На втором этапе определяется интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле:
где j - номер субъекта Российской Федерации.
На заключительном этапе формируется перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке.
8. Определение объема возможной государственной поддержки субъектам Российской Федерации
Объем финансирования для каждого субъекта Российской Федерации определяется пропорционально отклонению уровня социально-экономического развития субъекта Российской Федерации от среднероссийского уровня по формуле:
где:
- объем для субъекта Российской Федерации;
V - объем средств, распределяемых среди субъектов Российской Федерации, финансируемых в соответствии с настоящей методикой;
- интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня:
где:
- коэффициент, учитывающий наличие региональной программы развития субъекта Российской Федерации и/или отдельных поручений Президента или Правительства Российской Федерации;
- коэффициент, учитывающий уровень софинансирования субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в предшествующие годы.
Коэффициент рассчитывается по формуле:
где:
- средний процент выделения средств государственной поддержки в соответствии с Программой в предыдущие годы;
= 1, если у субъекта Российской Федерации есть зарегистрированная региональная программа развития, иначе = 0;
= 1, если у субъекта Российской Федерации есть отдельное поручение Президента или Правительства Российской Федерации, иначе = 0
Коэффициент определяется по формуле:
где - величина превышения уровня софинансирования субъектом Российской Федерации проектов и мероприятий Программы в предшествующие годы.
Если превышение отсутствует, то = 0.
9. Оценка инвестиционных проектов для субъектов Российской Федерации, уровень социально-экономического развития которых ниже среднероссийского уровня
Доля средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации - участника Программы, направляемых на финансирование проектов и мероприятий Программы совместно с привлеченными средствами из внебюджетных источников, определяется дифференцированно исходя из уровня финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации.