от 8 июля 1981 г. N 976
РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКОН
О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР
(в ред. Законов РФ от 29.05.92 N 2869-1, от 03.07.92 N 3200-1,
16.07.93 N 5451-1)
РАЗДЕЛ I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Осуществление правосудия только судом
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правосудие в РСФСР осуществляется только судом.
В РСФСР действуют суды Союза ССР и суды РСФСР.
Судами РСФСР являются ВЕРХОВНЫЙ СУД РСФСР, ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР о судоустройстве
Судоустройство РСФСР определяется Конституцией СССР, Конституцией РСФСР и конституциями автономных республик, Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР и издаваемыми в соответствии с ними другими законодательными актами Союза ССР, настоящим Законом и другими законодательными актами РСФСР.
Статья 3. Задачи суда
Деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление социалистической законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений и имеет задачей охрану от всяких посягательств:
закрепленных в Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституциях автономных республик общественного строя, его политической и экономической систем;
социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР, Конституцией РСФСР, конституциями автономных республик и советскими законами;
прав и законных интересов государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.
Всей своей деятельностью суд воспитывает советских граждан в духе преданности Родине и делу коммунизма, в духе точного и неуклонного исполнения Конституции СССР, Конституции РСФСР, конституций автономных республик и советских законов, бережного отношения к социалистической собственности, соблюдения дисциплины труда, честному отношению к государственному и общественному долгу, уважения к правам, чести и достоинству граждан, правилам социалистического общежития.
Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но также имеет своей целью их исправление и перевоспитание.
Статья 4. Осуществление правосудия путем рассмотрения судом гражданских и уголовных дел
Правосудие в РСФСР осуществляется путем:
1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций;
2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.
Статья 5. Равенство граждан перед законом и судом
Правосудие в РСФСР осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства м других обстоятельств.
Статья 6. Право граждан на судебную защиту
Граждане РСФСР имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество.
Граждане других союзных республик пользуются на территории РСФСР правом на судебную защиту наравне с гражданами РСФСР.
Статья 7. Осуществление правосудия в точном соответствии с законом
Правосудие в РСФСР осуществляется в точном соответствии с законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик. В установленных законом случаях суды РСФСР применяют и законодательство других союзных республик.
Статья 8. Образование всех судов на началах выборности
Все суды в РСФСР образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Статья 9. Подотчетность судей и народных заседателей
Судьи и народные заседатели ответственны перед избирателями или избравшими их органами и отчитываются перед ними.
Статья 10. Состав суда при рассмотрении гражданских и уголовных дел, коллегиальность в осуществлении правосудия
Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции - с участием присяжных заседателей, народных заседателей либо коллегией из трех профессиональных судей или единолично судьей.
Рассмотрение дел в судебных коллегиях соответствующих судов в кассационном и надзорном порядке осуществляется в составе трех судей. (в ред. Законов РФ от 29.05.92 N 2869-1, от 16.07.93 N 5451-1)
Статья 11. Равные права народных заседателей и судей при осуществлении правосудия
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
Статья 12. Независимость судей и подчинение их только закону
Судьи, присяжные заседатели и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. (в ред. Закона РФ от 16.07.93 N 5451-1)
Статья 13. Язык, на котором ведется судопроизводство
Судопроизводство в РСФСР ведется на русском языке или на языке автономной республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 14. Открытое разбирательство дел во всех судах
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 15. Обеспечение обвиняемому права на защиту
Обвиняемому обеспечивается право на защиту.
Статья 16. Юридическая помощь адвокатуры гражданам и организациям
В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам и организациям.
Порядок оказания юридической помощи адвокатами, а также права и обязанности адвокатов, участвующих в судопроизводстве по гражданским и уголовным делам, определяются законодательством Союза ССР и РСФСР, а в установленных законом случаях и законодательством других союзных республик.
Статья 17. Надзор прокурора за исполнением законов при рассмотрении дел в судах
Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Прокурор РСФСР и нижестоящие прокуроры на основании и в порядке, установленных законодательством Союза ССР и РСФСР, осуществляют надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах.
Прокурор способствует осуществлению задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.
Статья 18. Участие в судопроизводстве представителей общественных организаций и трудовых коллективов
В судопроизводстве по гражданским и уголовным делам в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР, допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Статья 19. Организационное руководство судами
Организационное руководство судами РСФСР в пределах и порядке, предусмотренных законодательством Союза ССР, РСФСР и автономных республик, осуществляется:
Министерством юстиции СССР - в отношении судов РСФСР;
Министерством юстиции РСФСР - в отношении Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и автономных округов, районных (городских) народных судов;
министерствами юстиции автономных республик, отделами юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов - в отношении районных (городских) народных судов.
Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов:
1) разрабатывают предложения по вопросам организации судов, проведения выборов судей и народных заседателей, составления списков присяжных заседателей;
2) руководят работой с кадрами судов;
3) проверяют организацию работы судов;
4) изучают и обобщают судебную практику, координируя эту деятельность соответственно с Верховным Судом РСФСР, Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными, городскими судами, судами автономных областей и автономных округов;
5) организует работу по ведению судебной статистики.
Министр юстиции РСФСР вправе вносить в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства РСФСР.
Министерство юстиции РСФСР, министерства юстиции автономных республик, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов призваны всемерно содействовать осуществлению задач суда, строго соблюдая принцип независимости судей и подчинения их только закону. (в ред. Закона РФ от 16.07.93 N 5451-1)
РАЗДЕЛ II СУДЕБНАЯ СИСТЕМА
ГЛАВА ПЕРВАЯ СУДЫ РСФСР
Статья 20. Суды РСФСР
Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, Московский и Ленинградский городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, военные суды составляют судебную систему РСФСР. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
ГЛАВА ВТОРАЯ РАЙОННЫЕ (ГОРОДСКИЕ) НАРОДНЫЕ СУДЫ
Статья 21. Образование районного (городского) народного суда
Районный (городской) народный суд образуется в районе, городе (кроме городов районного подчинения), районе города.
Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Министра юстиции РСФСР может образовать один районный (городской) народный суд на район и город, или на район и города, расположенные на территории этого района.
Статья 22. Порядок избрания районных (городских) народных судов
Народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Народные заседатели районных (городских) народных судов избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства, военнослужащих - по воинским частям открытым голосованием сроком на два с половиной года.
Порядок выбора народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов определяется Законом РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР".
Статья 23. Состав районного (городского) народного суда
Районные (городские) народные суды избираются в составе народного судьи (народных судей) и народных заседателей.
При избрании двух и более народных судей районный, городской, районный в городе Совет народных депутатов утверждает на сессии председателя соответствующего районного (городского) народного суда из числа избранных народных судей. Представление по данному вопросу вносится министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов.
Статья 24. Количество народных судей и народных заседателей
Количество народных судей и народных заседателей для каждого районного (городского) народного суда устанавливается Президиумом Верховного Совета автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области и автономного округа по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов.
Статья 25. Полномочия районного (городского) народного суда
Районный (городской) народный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Союза ССР и РСФСР, районный (городской) народный суд или народный судья рассматривают дела об административных правонарушениях.
Районный (городской) народный суд изучает и обобщает судебную практику, оказывает правовую помощь товарищеским судам, а также осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 26. Председатель районного (городского) народного суда
Председатель районного (городского) народного суда:
1) председательствует в судебных заседаниях; назначает народных судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; распределяет другие обязанности между народными судьями;
2) организует работу с народными заседателями;
3) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
4) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
5) представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу;
6) руководит работой аппарата суда;
7) организует работу по повышению квалификации работников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;
8) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства, оказанию правовой помощи товарищеским судам;
9) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Если в районный (городской) народный суд избран один народный судья, он осуществляет полномочия председателя районного (городского) народного суда.
Статья 27. Замещение временно отсутствующего председателя районного (городского) народного суда или народного судьи
В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного (городского) народного суда исполнение его обязанностей по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов возлагается решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов на одного из народных судей этого суда.
В случае временного отсутствия народного судьи исполнение его обязанностей по представлению министра юстиции автономной республики, начальника отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов может быть возложено решением исполнительного комитета районного, городского , районного в городе Совета народных депутатов на одного из народных заседателей этого суда.
Статья 28. Совет народных заседателей
При районном (городском) народном суде образуется совет народных заседателей.
Организация, задачи и порядок деятельности совета народных заседателей определяются Положением, утверждаемым Президиумом Верховного Совета РСФСР.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ГОРОДСКИЕ СУДЫ, СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОБЛАСТЕЙ И СУДЫ АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ
Статья 29. Порядок избрания и подотчетность краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.
Количественный состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа устанавливается соответствующим Советом народных депутатов по представлению Министра юстиции РСФСР.
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности и систематически докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов.
Статья 30. Состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:
1) президиума суда;
2) судебной коллегии по гражданским делам;
3) судебной коллегии по уголовным делам;
Статья 31. Полномочия краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа:
рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, а также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 32. Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда в количестве, определяемом исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов.
Состав президиума суда утверждается исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя суда.
При рассмотрении судебных дел участие прокурора края, области, города, автономной области, автономного округа в заседаниях президиума суда обязательно.
Статья 33. Полномочия президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;
5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;
6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 34. Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.
Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.
Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.
Постановления президиума подписываются председателем суда.
Статья 35. Судебные коллегии краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.
Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.
Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Статья 36. Полномочия судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Статья 37. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2) приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
3) в случаях и порядке, установленном законом, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по гражданским делам;
4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;
5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;
7) распределяет обязанности между заместителями председателя;
8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;
9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 38. Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Заместителя председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;
3) ведут личный прием граждан;
4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.
Статья 39. Председатели судебных коллегий краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа
Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:
1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;
2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК
Статья 40. Верховный Суд автономной республики - высший судебный орган автономной республики
Верховный Суд автономной республики является высшим судебным органом автономной республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 41. Порядок избрания и подотчетность Верховного Суда автономной республики
Верховный Суд автономной республики избирается Верховным Советом автономной республики в составе председателя, заместителей председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.
Количественный состав Верховного Суда автономной республики устанавливается Верховным Советом автономной республики.
Верховный Суд автономной республики не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету автономной республики и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета автономной республики.
Статья 42. Состав Верховного Суда автономной республики
Верховный Суд автономной республики действует в составе:
1) президиума Верховного Суда;
2) судебной коллегии по гражданским делам;
3) судебной коллегии по уголовным делам.
Статья 43. Полномочия Верховного Суда автономной республики
Верховный Суд автономной республики:
рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В соответствии с Конституцией автономной республики Верховному Суду автономной республики принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете автономной республики.
Статья 44. Президиум Верховного Суда автономной республики
Президиум Верховного Суда автономной республики образуется в составе председателя, заместителей председателя и членов Верховного Суда в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета автономной республики.
Состав президиума Верховного Суда утверждается Президиумом Верховного Совета автономной республики по представлению председателя Верховного Суда автономной республики.
При рассмотрении судебных дел участие прокурора автономной республики президиума Верховного Суда обязательно.
Статья 45. Полномочия президиума Верховного Суда автономной республики
Президиум Верховного Суда автономной республики:
1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) утверждает по представлению председателя Верховного Суда из числа судей Верховного Суда составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;
3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;
4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;
5) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет автономной республики и Президиум Верховного Совета автономной республики в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов автономной республики - в Президиум Верховного Совета автономной республики;
6) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с министерством юстиции автономной республики;
7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 46. Порядок работы президиума Верховного Суда автономной республики
Заседания президиума Верховного Суда автономной республики проводятся не реже двух раз в месяц.
Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.
Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.
Постановления президиума подписываются председателем Верховного Суда автономной республики.
Статья 47. Судебные коллегии Верховного Суда автономной республики
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда автономной республики утверждаются президиумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда.
Председатели судебных коллегий утверждаются Президиумом Верховного Совета автономной республики по представлению председателя Верховного Суда автономной республики из числа заместителей председателя или членов Верховного Суда.
Председатель Верховного Суда автономной республики в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.
Статья 48. Полномочия судебных коллегий Верховного Суда автономной республики
Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда автономной республики рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Статья 49. Председатель Верховного Суда автономной республики
Председатель Верховного Суда автономной республики:
1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;
4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;
5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;
6) представляет Верховному Совету автономной республики отчеты о деятельности Верховного Суда автономной республики и докладывает о ней Президиуму Верховного Совета автономной республики;
7) вносит в Президиум Верховного Совета автономной республики представления по вопросам, требующим толкования законов автономной республики;
8) распределяет обязанности между заместителями председателя;
9) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;
10) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
11) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 50. Заместители председателя Верховного Суда автономной республики
Заместители председателя Верховного Суда автономной республики:
1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;
2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;
3) ведут личный прием граждан;
4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия председателя Верховного Суда автономной республики права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.
Статья 51. Председатели судебных коллегий Верховного Суда автономной республики
Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда автономной республики:
1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
4) представляют президиуму Верховного Суда автономной республики отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
ГЛАВА ПЯТАЯ ВЕРХОВНЫЙ СУД РСФСР
Статья 52. Верховный Суд РСФСР - высший судебный орган РСФСР
Верховный Суд РСФСР является высшим судебным органом РСФСР и осуществляет надзор за судебной деятельностью судов РСФСР в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Статья 53. Порядок избрания и подотчетность Верховного Суда РСФСР
Верховный Суд РСФСР избирается Верховным Советом РСФСР в составе Председателя, заместителей Председателя, членов Верховного Суда и народных заседателей сроком на пять лет.
Количественный состав Верховного Суда РСФСР устанавливается Верховным Советом РСФСР.
Верховный Суд РСФСР не реже одного раза за период полномочий представляет отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР.
Статья 54. Состав Верховного Суда РСФСР
Верховный Суд РСФСР действует в составе:
1) Пленума Верховного Суда РСФСР;
2) Президиума Верховного Суда РСФСР;
3) Судебной коллегии по гражданским делам;
4) Судебной коллегии по уголовным делам;
5) Военной коллегии. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
Статья 55. Порядок утверждения первого заместителя Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР утверждает из числа заместителей Председателя Верховного Суда РСФСР первого заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР и председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР.
Статья 56. Полномочия Верховного Суда РСФСР
Верховный Суд РСФСР:
в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР, возникающим при рассмотрении судебных дел. Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение;
осуществляет контроль за выполнением судами РСФСР руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР;
разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров СССР и РСФСР;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В соответствии с Конституцией РСФСР Верховному Суду РСФСР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР.
Статья 57. Пленум Верховного Суда РСФСР
Пленум Верховного Суда РСФСР действует в составе Председателя Верховного Суда РСФСР, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РСФСР.
В заседаниях Пленума участвуют Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР. Участие Прокурора РСФСР в работе Пленума обязательно.
В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РСФСР могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РСФСР, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.
Статья 58. Полномочия Пленума Верховного Суда РСФСР
Пленум Верховного Суда РСФСР:
1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Прокурора РСФСР и Министра юстиции РСФСР и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РСФСР; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;
2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР;
3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР Научно-консультативный совет при Верховном Суде РСФСР;
4) рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Верховный Совет РСФСР или в Президиум Верховного Совета РСФСР в порядке осуществления законодательной инициативы, а о толковании законов РСФСР - в Президиум Верховного Совета РСФСР;
5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РСФСР и отчеты председателей судебных коллегий Верховного Суда РСФСР о деятельности коллегий;
6) рассматривает представления Председателя Верховного Суда СССР и Председателя Верховного Суда РСФСР о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР, РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР;
7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
Статья 59. Рассмотрение Пленумом Верховного Суда РСФСР вопросов, внесенных на обсуждение
Вопросы, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР, Прокурором РСФСР или Министром юстиции РСФСР, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. При этом по вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РСФСР либо Министром юстиции РСФСР, Прокурор РСФСР дает заключение. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда РСФСР.
Для подготовки проекта постановления, содержащего руководящие разъяснения, Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа членов Пленума.
Статья 60. Порядок работы Пленума Верховного Суда РСФСР
Пленум Верховного Суда РСФСР созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение , члены Пленума, Прокурор РСФСР и Министр юстиции РСФСР уведомляются не позднее чем за тридцать дней до заседания.
Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Прокурору РСФСР и Министру юстиции РСФСР не позднее чем за десять дней до заседания.
Заседание Пленума Верховного Суда РСФСР правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.
Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РСФСР и секретарем Пленума.
Секретарь Пленума Верховного Суда РСФСР наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РСФСР осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.
Статья 61. Президиум Верховного Суда РСФСР
Президиум Верховного Суда РСФСР образуется в составе Председателя Верховного Суда РСФСР, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РСФСР в количестве, определяемом Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Состав Президиума Верховного Суда РСФСР утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР.
Участие Прокурора РСФСР в заседаниях Президиума при рассмотрении судебных дел обязательно.
Заседания Президиума Верховного Суда РСФСР проводятся не реже одного раза в месяц.
Заседания Президиума Верховного Суда РСФСР правомочны при наличии большинства членов Президиума.
Постановление Президиума принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда РСФСР.
Статья 62. Полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР
Президиум Верховного Суда РСФСР:
1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РСФСР;
4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РСФСР;
5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 63. Судебные коллегии Верховного Суда РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РСФСР утверждаются Пленумом Верховного Суда РСФСР из числа судей Верховного Суда РСФСР.
Председатель Верховного Суда РСФСР в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
Статья 64. Полномочия судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда РСФСР рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. (в ред. Закона РФ от 03.07.92 N 3200-1)
Статья 65. Председатель Верховного Суда РСФСР
Председатель Верховного Суда РСФСР:
1) приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
2) в случаях и порядке, установленном законом, вправе приостанавливать исполнение решений и определений по судебным делам;
3) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда РСФСР и вносит материалы на рассмотрение пленума;
4) созывает Пленум Верховного Суда РСФСР и председательствует на его заседаниях;
5) созывает Президиум Верховного Суда РСФСР и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РСФСР при рассмотрении любого дела;
6) представляет отчеты Верховному Совету РСФСР о деятельности Верховного Суда РСФСР и докладывает о ней Президиуму Верховного Совета РСФСР;
7) вносит представления в Президиум Верховного Совета РСФСР представления по вопросам, требующим толкования законов РСФСР;
8) вносит в Пленум Верховного Суда РСФСР представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР законодательству Союза ССР и РСФСР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, а в случае отклонения представления Пленумом Верховного Суда РСФСР вносит представление Председателю Верховного Суда СССР , если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству Союза ССР или постановлениям Пленума Верховного Суда СССР, либо вносит представление в Президиум Верховного Совета РСФСР, если руководящее разъяснение Пленума не соответствует законодательству РСФСР;
9) распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РСФСР;
10) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата Верховного Суда РСФСР;
11) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
12) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Статья 66. Заместители председателя Верховного Суда РСФСР
Заместители председателя Верховного Суда РСФСР:
1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда;
2) приносят в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;
3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений по судебным делам;
4) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РСФСР;
5) ведут личный прием граждан;
6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
В случае отсутствия председателя Верховного Суда РСФСР его права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда РСФСР.
Статья 67. Председатели судебных коллегий Верховного Суда РСФСР
Председатели судебных коллегий Верховного Суда РСФСР:
1) председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;
2) образуют составы суда (палаты) для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;
3) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;
4) представляют Пленуму Верховного Суда РСФСР отчеты о деятельности коллегий;
5) вправе истребовать судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;
6) организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующей судебной коллегии;
7) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РСФСР, кроме того:
1) вносит в Военную коллегию Верховного Суда РСФСР протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов;
вносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотов протесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения военных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановлений судей этих судов;
2) вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегии Верховного Суда РСФСР судебные дела для проверки в порядке надзора;
3) вправе в предусмотренном законом порядке приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановления военного суда, на которые в соответствии с настоящим Законом он может принести протест;
4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по осуществлению контроля за выполнением военными судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР;
5) в случае необходимости решает вопрос о передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группы войск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группы войск, флота. (в ред. Законов РФ от 03.07.92 N 3200-1, 16.07.93 N 5451-1)
Статья 68. Бюллетень Верховного Суда РСФСР
Верховный Суд РСФСР издает "Бюллетень Верховного Суда РСФСР".
РАЗДЕЛ III СУДЬИ И НАРОДНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
Статья 69. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи и народные заседатели
Судьей и народным заседателем может быть избран каждый гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов 25 лет.
Граждане других союзных республик могут быть на территории РСФСР избраны судьями и народными заседателями наравне с гражданами РСФСР.
Статья 70. Срок, на который народные заседатели призываются к исполнению обязанностей в суде
Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием.
Статья 71. Сохранение за народными заседателями среднего заработка на время исполнения ими обязанностей в суде
За народными заседателями из числа рабочих, колхозников и служащих на время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется средний заработок по месту постоянной работы.
Народным заседателям, не являющимся рабочими, колхозниками и служащими, возмещаются расходы, связанные с исполнением их обязанностей в суде. Порядок и размеры возмещения устанавливаются Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Статья 72. Отзыв судей и народных заседателей
Судьи и народные заседатели могут быть досрочно лишены своих полномочий не иначе как по отзыву избирателей или органа, их избравшего, или же в силу состоявшегося о них приговора суда.
Судьи и народные заседатели судов РСФСР могут быть отозваны, если они не оправдали доверия избирателей или органа, их избравшего, или совершили действия, не достойные высокого звания судьи или народного заседателя.
Порядок отзыва народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР определяется Законом РСФСР "О порядке отзыва народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР".
Председатель, заместители председателя, члены и народные заседатели краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отозваны соответствующим Советом народных депутатов.
Председатель, заместители председателя, члены и народные заседатели Верховного Суда автономной республики могут быть отозваны Верховным Советом автономной республики, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета автономной республики с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета автономной республики на очередной сессии.
Председатель, заместители Председателя, члены и народные заседатели Верховного Суда РСФСР могут быть отозваны Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии.
Статья 73. Досрочное освобождение судей и народных заседателей
Судьи и народные заседатели судов РСФСР могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей до окончания срока полномочий в связи с длительной болезнью, а также по их просьбе, - по другим уважительным причинам.
Досрочной освобождение народных судей районных (городских) народных судов производится соответственно Президиумом Верховного Совета автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области и автономного округа по представлению Министерства юстиции РСФСР.
Досрочное освобождение народных заседателей районных (городских) народных судов производится на собраниях граждан по месту работы или жительства, а также на собраниях военнослужащих - по воинским частям, где они избирались народными заседателями.
Председатель, заместители председателя, члены и народные заседатели краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа могут быть досрочно освобождены соответствующим Советом народных депутатов.
Председатель, заместители председателя, члены и народные заседатели Верховного Суда автономной республики могут быть досрочно освобождены Верховным Советом автономной республики, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета автономной республики с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета автономной республики на очередной сессии.
Председатель, заместители Председателя, члены и народные заседатели Верховного Суда РСФСР могут быть досрочно освобождены Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии.
Статья 74. Выборы судей и народных заседателей вместо выбывших
В случае выбытия отдельных судей и народных заседателей судов РСФСР проводятся выборы судей и народных заседателей на оставшийся срок полномочий.
Избрание народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР вместо выбывших проводится в порядке, определяемом Законом РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР".
Избрание председателя, заместителей председателя, членов и народных заседателей краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа вместо выбывших проводится соответствующим Советом народных депутатов.
Избрание председателя, заместителей председателя, членов и народных заседателей Верховного Суда автономной республики вместо выбывших проводится Верховным Советом автономной республики, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета автономной республики с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета автономной республики на очередной сессии.
Избрание Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей Верховного Суда РСФСР вместо выбывших проводится Верховным Советом РСФСР, а в период между его сессиями - Президиумом Верховного Совета РСФСР с последующим представлением изданного в связи с этим указа на утверждение Верховного Совета РСФСР на очередной сессии.
Статья 75. Неприкосновенность судей и народных заседателей
Судьи, а также народные заседатели при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке:
1) народные судьи и народные заседатели народных судов, председатели, заместители председателей, члены и народные заседатели краевых, областных, городских судов, судов автономных областей, судов автономных округов и Верховных Судов автономных республик - без согласия Президиума Верховного Совета РСФСР;
2) Председатель, заместители Председателя и члены Верховного Суда РСФСР, а также народные заседатели этого суда - без согласия Верховного Совета РСФСР, а в период между сессиями - Президиума Верховного Совета РСФСР.
Статья 76. Дисциплинарная ответственность судей
Судьи судов РСФСР несут дисциплинарную ответственность в порядке, предусмотренном Положением о дисциплинарной ответственности судей судов РСФСР, утверждаемым Президиумом Верховного Совета РСФСР.
РАЗДЕЛ IV ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РСФСР
Статья 77. Судебные исполнители
Исполнение решений, определений и постановлений по гражданским делам, исполнение приговоров, определений и постановлений по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений в предусмотренных законом случаях производится судебными исполнителями.
Судебные исполнители состоят при судах и назначаются министрами юстиции автономных республик, начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов народных депутатов.
В районных (городских) народных судах, в которых имеется два или более судебных исполнителей, один из них назначается старшим судебным исполнителем.
В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР предъявляемые судебными исполнителями требования по исполнению решений, приговоров, определений и постановлений судов, других решений и постановлений, подлежащих исполнению, обязательны для всех государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, должностных лиц и граждан на всей территории СССР.
Статья 78. Структура и штатная численность аппаратов судов РСФСР
В целях обеспечения работы судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики и иной деятельности в судах РСФСР действуют аппараты судов.
Структура и штатная численность аппарата районного (городского) народного суда устанавливается соответственно министром юстиции автономной республики, начальником отдела юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов в пределах штатной численности и фонда заработной платы, утверждаемых Министром юстиции РСФСР.
Структура и штатная численность аппарата краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя соответствующего суда.
Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда автономной республики утверждаются Министром юстиции РСФСР по представлению председателя Верховного Суда автономной республики.
Для проведения работы по изучению, обобщению судебной практики и анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде советского законодательства и выполнению других функций, связанных с деятельностью Верховного Суда РСФСР, в составе аппарата Верховного Суда РСФСР образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники отделов, других структурных подразделений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РСФСР. В судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РСФСР состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспектора, а также служащие и младший обслуживающий персонал.
Структура и штатная численность аппарата Верховного Суда РСФСР утверждаются Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Верховного Суда РСФСР.
Штатное расписание Верховного Суда РСФСР, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждаются Председателем Верховного Суда РСФСР.
Статья 79. Печать судов РСФСР
Верховный Суд РСФСР, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды имеют печать с изображением Государственного герба республики и своим наименованием.
РАЗДЕЛ V ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
(введен Законом РФ от 16.07.93 N 5451-1)
Статья 80. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям
Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела.
В списки присяжных заседателей не включаются лица:
1) не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;
3) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:
1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
3) лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;
4) престарелые, которые достигли возраста 70 лет;
5) руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной властей;
6) военнослужащие:
7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;
8) священнослужители.
Председателем суда или председательствующим судьей освобождаются от исполнения обязанностей присяжных заседателей:
1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;
2) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, - при необеспеченности в суде синхронного перевода;
3) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами, - при отсутствии организационных либо технических возможностей их полноценного участия в судебном заседании;
4) лица, указанные в части четвертой настоящей статьи, - по их просьбе, заявленной до окончания их отбора для исполнения обязанностей присяжных заседателей по конкретному делу.
Председателем суда или председательствующим судьей могут быть освобождены от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению:
1) лица старше 60 лет;
2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
3) лица, которые в силу своих религиозных убеждений считают для себя невозможным участие в осуществлении правосудия;
4) лица, отвлечение которых от исполнения служебных обязанностей может повлечь существенный вред общественным и государственным интересам (врачи, учителя, пилоты авиалиний и другие);
5) иные лица, имеющие уважительные причины для неучастия в судебном заседании.
От исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу председательствующий судья освобождает всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам.
Статья 81. Составление списков присяжных заседателей
Краевая, областная, районная, городская администрация ежегодно составляет общие и запасной списки присяжных заседателей, включая в них необходимое для нормальной работы краевого, областного суда число граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области.
Число включаемых в общие списки присяжных заседателей края, области граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области, должно примерно соответствовать в существующей пропорции числу жителей каждого района и города края, области. Число граждан, включаемых в запасной список присяжных заседателей, определяется главой краевой, областной администрации в размере не более одной четвертой всех присяжных заседателей, включаемых в общие списки.
Сроки и порядок составления общих и запасного списков присяжных заседателей определяются главой краевой, областной администрации.
Статья 82. Общие и запасной списки присяжных заседателей
Председатель краевого, областного суда заблаговременно вносит главе краевой, областной администрации представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы краевого, областного суда.
Краевая, областная администрация в соответствии с представлением председателя краевого, областного суда, руководствуясь требованиями части второй статьи 81 настоящего Закона, устанавливает и сообщает главе районной, городской администрации число граждан, которых необходимо включить в списки присяжных заседателей от соответствующего района или города. Это число может быть превышено при составлении списков присяжных заседателей не более чем на 10 процентов.
Общие списки присяжных заседателей составляются районной, городской администрацией отдельно по каждому району и городу края, области на основе списков избирателей путем случайной выборки установленного числа граждан. Затем из числа отобранных граждан исключаются подлежащие исключению из списков присяжных заседателей в соответствии с частями второй и четвертой статьи 80 настоящего Закона.
О составлении общих списков присяжных заседателей районная, городская администрация извещает население и в течение двух недель после этого допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступающие заявления.
Уточненные общие списки присяжных заседателей, подписанные главой районной, городской администрации, представляются главе краевой, областной администрации. Краевая, областная администрация составляет на основании поступивших общих списков присяжных заседателей района и города единые общие списки присяжных заседателей края, области, которые подписываются главой краевой, областной администрации и скрепляются печатью.
Одновременно с составлением общих списков присяжных заседателей краевая, областная администрация составляет запасной список присяжных заседателей, в который включаются только граждане, постоянно проживающие в краевом, областном центре либо в другом постоянном месте нахождения соответствующего суда. Запасной список присяжных заседателей подписывается главой краевой, областной администрации и скрепляется печатью.
Общие и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения.
Граждане, представители предприятий, учреждений и организаций имеют право обращаться к краевой, областной администрации с заявлениями о незаконном включении или невключении конкретных лиц в список либо исключении их из списка, других неправильностях в списке.
Краевая, областная администрация в пятидневный срок рассматривает поступившие заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Районная, городская, краевая, областная администрация обязана регулярно проверять и при необходимости изменять списки присяжных заседателей, исключая из списков лиц, утративших право быть присяжными заседателями, и включая тех, кто был отобран по представлению председателя краевого, областного суда дополнительно.
Статья 83. Обязанности граждан и должностных лиц по представлению информации для составления списков присяжных заседателей
Граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций обязаны представить районной, городской, краевой, областной администрации по ее запросу информацию, необходимую для составления списков присяжных заседателей.
За непредставление информации, необходимой для составления списков присяжных заседателей, а также за представление неверной информации граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях.
Статья 84. Направление списков присяжных заседателей в суд
Составленные краевой, областной администрацией общие и запасной списки присяжных заседателей направляются в краевой, областной суд. Все внесенные в списки присяжных заседателей изменения должны направляться на позднее чем в недельный срок в соответствующий суд.
По представлению председателя краевого, областного суда краевая, областная администрация обязана в целях обеспечения нормальной деятельности краевого, областного суда представить новые либо дополнительные списки присяжных заседателей.
Статья 85. Порядок и срок, на который граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде
Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется аппаратом суда в соответствии с распоряжениями судей, рассматривающих дела с участием коллегии присяжных заседателей.
В случае обнаружения судом обстоятельств, требующих исключения лица из списка присяжных заседателей, суд сообщает об этом краевой, областной администрации.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.
Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Статья 86. Оплата труда присяжного заседателя
Присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.
Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников данного предприятия, учреждения или организации.
По представлению председателя краевого, областного суда краевая, областная администрация обязана в целях обеспечения нормальной деятельности краевого, областного суда представить новые либо дополнительные списки присяжных заседателей.
Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации и работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются.
Статья 87. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя
Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; неприкосновенностью присяжного заседателя.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, в полном объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные статьей 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Статья 88. Ответственность лиц, препятствующих присяжному заседателю в исполнении его обязанностей
Руководители предприятий, учреждений и организаций, другие должностные лица и граждане, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности, несут ответственность, предусмотренную законодательством об административных правонарушениях.