ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 января 1995 г. N 01-13/843
О ДОГОВОРАХ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ГААГСКОЙ КОНВЕНЦИИ
1961 ГОДА
В связи с многочисленными запросами таможенных органов о международных соглашениях о правовой помощи сообщаем, что Российской Федерацией заключены договоры о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам с рядом государств - бывших республик Союза ССР. Российская Федерация как правопреемник по международным обязательствам СССР является также стороной международных соглашений о правовой помощи, участником которых был СССР. Перечень стран, с которыми Российская Федерация имеет двусторонние договоры о взаимной правовой помощи, приводится ниже.
<1> Даты подписания дополнительных протоколов к договорам и вступления их в силу.
<2> По заявлению Российской Федерации договор применяется в части, не противоречащей положениям Конституции Российской Федерации.
<3> Правопреемник НДРЙ.
<4> Фактически применяется между Российской Федерацией и Словакией и Чехией. В настоящее время ведутся переговоры о юридическом оформлении такого применения.
<5> Правопреемник СФРЮ.
Кроме того, 22 января 1993 года Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной была подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. К настоящему времени указанную Конвенцию ратифицировали Беларусь, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан. Данная Конвенция вступила в силу 24 марта 1994 года.
Двусторонними договорами о правовой помощи и Конвенцией от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены официальной печатью, не требуют на территории другой Договаривающейся Стороны какого-либо удостоверения. Однако положениями двусторонних договоров с рядом стран (Греция, Италия, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются документы, передаваемые Договаривающимися Сторонами исключительно в рамках правовой помощи.
Российская Федерация также является участницей Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года. Помимо России странами - участницами данной Конвенции являются по состоянию на 1 ноября 1994 года:
Австрия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения, Багамские острова, Беларусь, Белиз, Бельгия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Кипр, Лесото, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловы острова, Нидерланды, Норвегия, Панама, Португалия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и Невис, Словения, США, Суринам, Тонга, Турция, Фиджи, Финляндия, Франция, ФРГ, Хорватия, Швейцария, Япония.
Гаагская конвенция, отменяющая для стран - участниц требование дипломатической или консульской легализации официальных документов, вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.
В соответствии с Гаагской конвенцией на ряде официальных документов, исходящих от учреждений и организаций стран - участниц, должен проставляться специальный штамп, так называемый апостиль, удостоверяющий "подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ" (Статья 5 Гаагской конвенции). Апостиль проставляется учреждением иностранного государства.
По смыслу Гаагской конвенции под официальными документами понимаются, в частности, документы, исходящие от нотариуса, административных и судебных органов, свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, иные документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства - участника Конвенции.
Гаагская конвенция не распространяется на документы дипломатических или консульских учреждений, на документы, прямо относящиеся к таможенным и коммерческим операциям.
Российская Федерация не является стороной ни в одном двустороннем или многостороннем соглашении о принудительном исполнении решений в области административного права.
Правовое управление ГТК России в настоящее время готовит более подробную информацию по затронутому вопросу.