ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 31 января 2005 г. N 64
О РЕШЕНИИ КОЛЛЕГИИ ФТС РОССИИ ОТ 17.12.2004 "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ"
Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ФТС России от 17.12.2004 "О программе развития и внедрения в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования товаров и транспортных средств" (приложение 1) приказываю:
1. Начальникам главных управлений и управлений ФТС России, начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям организаций, находящихся в ведении ФТС России:
- обеспечить в установленные сроки безусловное выполнение поручений, предусмотренных настоящим решением коллегии ФТС России;
- направлять ежеквартально в Главное управление организации таможенного контроля и секретариат коллегии ФТС России информацию об исполнении поручений коллегии ФТС России, предусмотренных настоящим решением, по принадлежности вопросов.
2. Утвердить План внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году (приложение 2).
3. Первому заместителю руководителя ФТС России В.А.Шамахову осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Руководитель
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к приказу ФТС России
от 31.01.2005 N 64
КОЛЛЕГИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2004 года
О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Заслушав и обсудив доклады первого заместителя начальника Главного управления организации таможенного контроля В.В. Дьяченко и первого заместителя начальника Главного управления информационных технологий В.Н. Слобожанова, коллегия отмечает, что совершенствование выполнения таможенных процедур находится в неразрывной связи с уровнем развития и внедрения в деятельность таможенных органов информационных технологий.
Роль информационных технологий в таможенном деле отражена в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999 года), которая:
-предусматривает максимальное практическое использование информационных технологий;
-рассматривает информационные технологии в качестве одного из принципов таможенного оформления, реализация которого должна способствовать упрощению и гармонизации таможенных процедур;
-устанавливает стандартное правило использования информационных технологий и средств электронных коммуникаций для совершенствования таможенного контроля.
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 27.10.2004 N 1244-р, определяет, что важными приоритетами в использовании информационных технологий в сфере внешнеэкономической деятельности являются внедрение комплексной системы управления рисками и развитие систем электронного декларирования.
Внедрение электронной формы декларирования - неотъемлемая часть мероприятий Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 -2010 годы)" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65), реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне и предусматривает реализацию электронного документооборота между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами при предоставлении таможенной документации, а также реализацию опытных проектов по переходу на электронный документооборот с использованием механизма электронной цифровой подписи.
Эти направления нашли отражение в Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 - 2008 годы, в которой внедрение информационных технологий, в том числе расширение практики электронного декларирования наряду с разработкой и внедрением системы управления рисками, определено приоритетной задачей таможенных органов.
Внедрение и применение электронной формы декларирования в Центральном таможенном управлении при проводимом в 2002 - 2004 годах эксперименте, а также после его окончания (01.07.2004) привело к ускорению, повышению прозрачности и сокращению влияния субъективного фактора при принятии решения должностным лицом таможенного органа, в чем особенно заинтересованы крупные благонадежные участники внешнеэкономической деятельности. В среднем время проверки грузовой таможенной декларации в электронном виде и выпуска товаров составляет около 30 минут.
Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных управлений с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений уполномоченному должностному лицу таможенного органа.
Наиболее выгодно применение электронного декларирования при перемещении товаров по долгосрочным контрактам организациям, имеющим собственные информационные автоматизированные бизнес-системы учета, а также оформление деклараций с большим количеством наименований товаров.
По результатам эксперимента ГТК России был издан приказ от 30.03.2004 N 395 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме" (зарегистрирован в Минюсте России 22.04.2004, peг. N 5767), предусматривающий сокращение сведений, представляемых в электронном виде, а также возможность декларирования в электронном виде товаров в соответствии с любым таможенным режимом. Но в настоящий момент отсутствует программное обеспечение, позволяющее реализовать данный приказ, а также:
- представлять электронную декларацию участнику внешнеэкономической деятельности различными способами;
- минимизировать издержки участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на внедрение системы электронного декларирования;
- учесть при внедрении различные условия телекоммуникационной инфраструктуры в регионах;
- оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.
Коллегия отмечает, что сложность, новизна и большой объем задач, в том числе связанных с подготовкой эксперимента, недостатки в осуществленных организационных мероприятиях, а также существенные материальные затраты обусловили ограниченное число таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, применяющих электронную форму декларирования.
Дальнейшему развитию и внедрению в таможенных органах Российской Федерации электронной формы декларирования препятствуют следующие факторы:
1. Непонимание определенной частью руководителей таможенных органов возможностей внедрения новых информационных технологий, позволяющих упростить и ускорить таможенное оформление, минимизировать непродуктивное использование ресурсов.
2. Недостаточный уровень подготовки должностных лиц таможенных органов, внедряющих и обеспечивающих поддержку информационных технологий, и использующих их при выполнении должностных обязанностей.
3. Отсутствие доступа таможенных органов к информации, содержащейся в базах данных разрешительных документов, выданных контролирующими государственными органами.
4. Отсутствие внедренных либо экспериментальных информационных систем, обеспечивающих безбумажные технологии при выполнении других таможенных процедур (внутренний таможенный транзит, использование предварительного декларирования, контроль за уплатой таможенных платежей, применение системы управления рисками и т.д.), а также при взаимодействии структурных подразделений таможенного органа, предусматривающих электронный документооборот.
Необходимо принимать во внимание возможность дискредитации идеи электронного декларирования недобросовестными участниками ВЭД. В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют правовые основания нормативно установить критерии для отбора лиц, которые могут декларировать товары в электронной форме. В связи с этим необходима организация эффективного контроля на базе системы управления рисками за лицами, применяющими электронную форму декларирования, с использованием услуг таможенных брокеров, получившими электронную цифровую подпись.
Либерализация экономики, ускорение экономического роста, устранение бюрократических барьеров, транспорентность таможенных процедур невозможны без внедрения систем электронного документооборота, систем подачи сведений в электронном виде, без информационного взаимодействия как с субъектами внешнеэкономической деятельности, так и между государственными органами.
Активное внедрение информационных технологий в Российской Федерации обусловливает необходимость разработки таможенной службой Российской Федерации соответствующей базы для обеспечения выполнения таможенных процедур с применением электронного обмена данными.
Взаимосвязанная и комплексная реализация информационных технологий во все элементы деятельности таможенного органа и при осуществлении таможенных процедур станет в перспективе основой для создания "Электронной таможни (E-Customs)" в рамках "электронного правительства", предусмотренного Концепцией использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.
Коллегия ФТС России решила:
1.Утвердить План внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году.
2.Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить под личную ответственность контроль за исполнением Плана внедрения электронного декларирования в таможенных органах Российской Федерации в 2005 году.
3.Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л. Гусев) до 01.04.2005 осуществить разработку и внедрение программно-технических средств электронного декларирования в целях минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов, учета различных условий телекоммуникационной инфраструктуры в регионах, позволяющих:
- представлять электронную декларацию различными способами;
- оптимизировать работу должностного лица таможенного органа при проверке электронной таможенной декларации с использованием только штатного автоматизированного рабочего места таможенного оформления и таможенного контроля.
4. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов) до 20.01.2004 на основании системы управления рисками подготовить предложения по контролю за допуском лиц к применению электронной формы декларирования.
5. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л. Гусев), Центральному таможенному управлению (Ю.В. Рыбкин), Северо-Западному таможенному управлению (В.И. Вьюнову), а также заинтересованным подразделениям ФТС России до 01.07.2005 обеспечить проведение работ по внедрению информационных технологий, предусматривающих электронный документооборот, с учетом видов транспорта, и до конца 2005 года провести опытную эксплуатацию:
- при использовании электронной предварительной декларации в качестве единого документа,необходимого для применения к товарам таможенных процедур (в том числе внутреннего таможенного транзита и временного хранения), а также при предварительном информировании таможенных органов о ввозимых товарах на таможенную территорию Российской Федерации во взаимодействии с заинтересованными субъектами внешнеэкономической деятельности;
- при выполнении функций и задач таможенного органа, а также при взаимодействии его структурных подразделений.
6. Центральному таможенному управлению (Ю.В. Рыбкин), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов) в первом квартале 2005 года провести мероприятия, необходимые для осуществления на базе Каширского таможенного поста Московской южной таможни:
- отработки и опытного тестирования новых информационных таможенных технологий;
- проведения комплексных стендовых испытаний и испытаний новых программных средств непосредственно при осуществлении таможенных процедур для их последующего внедрения в таможенных органах Российской Федерации;
- организации обучения должностных лиц таможенных органов, где осуществляется внедрение либо проводятся эксперименты по применению новых информационных таможенных технологий.
7. Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России(С.Л. Гусев), начальникам региональных таможенных управлений в течение 2005 - 2006 года обеспечить организационно-техническую поддержку развития региональных вычислительных центров с учетом выполнения требований по устойчивой работе системы электронного декларирования.
8. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов), Управлению таможенного сотрудничества (С.А. Федосов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л. Гусев) в течение 2005 года продолжить работу по организации взаимодействия с таможенными службами зарубежных стран, а также заинтересованными лицами по получению предварительной информации о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию.
9.Центральному таможенному управлению (Ю.В. Рыбкин) оказать методологическую помощь при создании на базе отдела декларирования ОАО "ИКЕА ТОРГ" учебного центра для подготовки представителей бизнеса, желающих работать с применением электронного декларирования.
10.Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов), ГНИВЦу ФТС России (С.Л. Гусев), Главному финансово-экономическому управлению (А.В. Авдонин) в 2005 году организовать и провести четвертую научно-практическую конференцию ФТС России по применению информационных технологий и взаимодействию таможни и бизнеса в области электронного обмена данными.
11.Российской таможенной академии (А.А. Литовченко), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В. Галактионов), Главному управлению информационных технологий (Л.М. Ухлинов) и ГНИВЦу ФТС России (С.Л. Гусев):
- обеспечить на постоянной основе обучение руководителей и должностных лиц таможенных органов, а также слушателей Российской таможенной академии системе электронного декларирования и иным новым информационным таможенным технологиям, в том числе на базе Института повышения квалификации Российской таможенной академии и ее филиалов;
- представить до 20.01.2005 программу обучения системе электронного декларирования и иным новым информационным таможенным технологиям, а также график проведения обучения для утверждения ФТС России.
Председатель коллегии,
руководитель федеральной
таможенной службы
генерал-полковник
таможенной службы
А.Е.ЖЕРИХОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к приказу ФТС России
от 31.01.2005 N 64