МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 21 октября 1994 г. N 407
О ВВЕДЕНИИ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
В соответствии с Договором о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Федеральной службы занятости России и Приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.07.94 N 289 "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве" и в целях совершенствования профессиональной подготовки рабочих на производстве, незанятого населения и высвобождаемых работников приказываю:
1. Ввести с 1 октября 1994 года модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям, утвержденную Министерством образования Российской Федерации (Приложение 1).
2. Территориальным органам управления образованием (профтехобразованием):
2.1. Организовать разработку рабочей учебно - программной документации на основе предлагаемой модели и примерных учебных планов для подготовки, переподготовки и получения второй профессии рабочими и специалистами различных категорий (Приложения 2 - 5).
2.2. Во взаимодействии с учебно - методическими органами (подразделениями) службы занятости, по труду, объединениями профсоюзов и предпринимателями (работодателями), молодежными организациями обеспечить постоянную помощь образовательным учреждениям начального, среднего профессионального образования и профессиональной подготовки в создании комплексного методического обеспечения профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям.
3. Контроль за исполнением данного Приказа возложить на заместителя Министра Ю.М. Роговского.
Первый заместитель Министра
В.А.БОЛОТОВ
Приложение 1
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
УТВЕРЖДЕНА
Министерством образования РФ
Ю.М.РОГОВСКИЙ
19 октября 1994 года
МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
Учебная нагрузка при обучении:
- с отрывом от производства - 40 часов в неделю;
- без отрыва от производства регламентируется учреждениями профессиональной подготовки.
Режим учебной недели устанавливается учреждением профессиональной подготовки.
<*> Варианты сочетания и перечень предметов в соответствии с видом отрасли, производства или деятельности, к которым относится данная профессия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПЛАНА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕРСОНАЛА ПО РАБОЧИМ ПРОФЕССИЯМ
1. Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям является основой для разработки учебно - программной документации (примерных и на их основе рабочих учебных планов и программ) для краткосрочной профессиональной подготовки персонала в профессиональных образовательных учреждениях, учебных заведениях, подразделениях предприятий, учреждений и фирм, имеющих право ведения указанной деятельности в рамках, установленных действующим законодательством, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
2. Названная модель содержит в качестве стабильных (централизованно устанавливаемых) параметров:
- типовую структуру периода обучения;
- перечень основных курсов и входящих в них предметов;
- примерное распределение объема учебного времени на отдельные курсы в зависимости от установленного срока обучения, практическое (производственное) обучение, объем учебного времени, установленный на консультации и экзамены;
- резерв времени, отводимый на конкретизацию содержания специального предмета, производственную практику.
3. Предлагаемая модель разработана для краткосрочной профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям со сроками обучения от 1 до 6 месяцев. Основой для определения указанных сроков является Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения (Постановление Федеральной службы занятости, Миннауки России, Минобразования России от 22 июня 1992 г. N 13/53/777/26-13).
Конкретные сроки профессиональной подготовки персонала устанавливаются непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами, исходя из специфики профессии, необходимого уровня квалификации, начальной общеобразовательной и специальной подготовки, профессионального и возрастного опыта.
Рекомендуемые сроки переподготовки (переобучения), повышения квалификации, а также обучение вторым смежным профессиям составляют, как правило, не менее половины срока подготовки новых рабочих по данной профессии.
4. Модель учебного плана устанавливает общий объем учебного времени из расчета 160 часов в месяц при 40-часовой учебной неделе.
5. Гибкость предлагаемой модели обеспечивается введением трех относительно независимых курсов: экономического, общетехнического (общеотраслевого) и специального, дифференцированных по объему учебного времени, в соответствии со сроками подготовки.
Экономический курс направлен на формирование у персонала знаний и навыков рыночного хозяйствования в условиях проводимых экономических реформ. Входящие в экономический курс предметы могут быть включены в примерные и рабочие планы как отдельные, так и как интегрированный предмет. Вопросы экономики, относящиеся к практической деятельности предприятия, организации, фирмы, рекомендуется изучать в процессе преподавания учебных предметов специального (базового) курса и (или) производственного обучения.
Общетехнический (общеотраслевой) и специальный (базовый) курсы включают перечень (сочетание) предметов, определяемых спецификой профессии и содержанием труда по ней. При необходимости перечень предметов названных курсов может быть дополнен как другими учебными предметами, так и их сочетанием, отражающим региональную, отраслевую и профессиональную особенности.
Специализация, как наиболее мобильная составная часть специального курса в содержательном плане, определяется непосредственно образовательными учреждениями, учебными заведениями, подразделениями, фирмами во взаимодействии и по согласованию с заказчиком персонала, федеральными и местными методическими органами профессионального образования.
6. Местный компонент модели учебного плана предусматривает включение резерва учебного времени, необходимого как для образовательной реабилитации подготавливаемого персонала при низком начальном уровне подготовки, изучения учебного материала по новой технике, технологии, так и введения, при необходимости, принципиально новых учебных предметов.
7. Начиная со срока обучения 2 месяца порядка 5% учебного времени, предусмотренного на теоретическое обучение, отводится на консультации, проводимые в течение всего срока обучения.
8. На проведение экзаменов отводится 6 часов учебного времени. На экзамены рекомендуется выносить специальный предмет специального (базового) курса. При необходимости в экзаменационные билеты могут включаться вопросы и по другим предметам учебного плана. Учитывая специфику профессии, экзамены могут назначаться и по другим предметам (например, "Охрана труда" и т.п.) и проводиться в этом случае за счет времени, отводимого на данный предмет.
Для минимальных сроков подготовки (менее одного месяца) может быть рекомендовано проведение комплексного зачета в пределах учебного времени, отводимого на соответствующий предмет, либо зачет проводится в период сдачи квалификационного экзамена.
9. Профессиональная подготовка персонала по рабочим профессиям завершается сдачей квалификационного экзамена, на проведение которого отводится 8 часов учебного времени. Квалификационный экзамен проводится в установленном порядке квалификационными комиссиями, создаваемыми в соответствии с действующими нормативными актами.
10. Модель учебного плана включает общие сведения о формах подготовки персонала по рабочим профессиям, его квалификационной структуре и показывает уровень ответственности федеральных и местных методических органов профессионального образования, профессиональных образовательных учреждений, учебных заведений, подразделений и фирм, занятых профессиональной подготовкой персонала по рабочим профессиям.
Приложение 2
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ НОВЫХ РАБОЧИХ
Приложение 3
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОФЕССИИ РАБОЧИМИ, ИМЕЮЩИМИ РОДСТВЕННУЮ ПРОФЕССИЮ
Приложение 4
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ИЛИ ПОЛУЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПРОФЕССИИ РАБОЧИМИ ИЛИ СПЕЦИАЛИСТАМИ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, У КОТОРЫХ ПРЕДЫДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ ИЛИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ НЕ РОДСТВЕННАЯ НОВОЙ ПРОФЕССИИ
Приложение 5
к Приказу Минобразования России
от 21 октября 1994 г. N 407