МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 20 ноября 1996 г. N 344
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" и руководствуясь постановлением Госкомвуза России от 10 марта 1996 г. N 2 "Об утверждении Типового положения о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о структурных подразделениях подведомственных высших учебных заведений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование (повышенние квалификации) преподавателей высших и средних специальных учебных заведений.
2. Руководителям образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации рассмотреть до 1 февраля 1997 г. на заседаниях ученых советов (советов) образовательных учреждений вопрос о состоянии и мерах улучшения работы по дополнительному профессиональному образованию педагогических работников и о результатах проведенной работы сообщить в Отдел повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Отдела повышения квалификации и переподготовки специалистов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (Безлепкина В.В.).
Первый заместитель Министра
В.М.ЖУРАКОВСКИЙ
УТВЕРЖДЕН
Приказом Минобразования РФ
от 20.11.96 г. N 344
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Настоящее Типовое положение определяет порядок повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки педагогических кадров подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.
I. Общие положения
1. Под дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации) преподавателей понимается целенаправленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства.
Повышение квалификации рассматривается в качестве важнейшего критерия деловой карьеры преподавателя и осуществляется в течение всей его трудовой деятельности.
Повышение квалификации является служебной обязанностью преподавателей. Их должностные перемещения, установление соответствующего размера заработной платы находятся в прямой зависимости от результатов повышения квалификация и профессиональной переподготовки.
Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется путем сочетания самообразования, обучения в образовательных учреждениях, прохождения стажировки на предприятиях и в организациях, участия в работе тематических и проблемных семинаров, организуемых кафедрами (структурными подразделениями) образовательных учреждений.
Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) преподавателей является необходимым условием эффективной деятельности высших и средних специальных учебных заведений и рассматривается в качестве важнейшего критерия при оценке деятельности образовательных учреждений.
В образовательных учреждениях формируется система личной заинтересованности и персональной ответственности преподавателей за постоянный профессиональный рост и компетентность. Вводится система прогнозирования и планирования должностного роста преподавателей, формирования и своевременного обучения резерва.
2. Дополнительное профессиональное образование преподавателей включает в себя следующие основные виды обучения: педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку.
3. Дополнительное профессиональное образование преподавателей осуществляется на непрерывной основе. Обучение по различным образовательным программам проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Периодичность прохождения преподавателем повышения квалификации или других видов дополнительного профессионального образования устанавливается руководителем образовательного учреждения на основе представления кафедр (структурных подразделений), составляемых с учетом интересов преподавателей.
При направлении на повышение квалификации, педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и стажировку преподаватели могут участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать дисциплины для факультативной и индивидуальной формы обучения. Для своевременного прохождения дополнительного профессионального образования преподавателей образовательные учреждения разрабатывают пятилетние и годовые планы.
4. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка преподавателей высших и средних специальных учебных заведений осуществляется в высших учебных заведениях, имевших для этих целей соответствующие структурные подразделения, к которым относятся:
институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
факультеты повышения квалификации преподавателей.
Институт и центр педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей - структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее педагогическую подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений в области новейших педагогических технологий, совершенствования педагогического мастерства, обновления и углубления научно-профессиональных и психологических знаний, формирования культуры личности.
Факультет повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений - структурное подразделение вуза, осуществляющее повышение квалификации преподавателей в области научно-профессиональных знаний на основе современных технологий обучения и развивающих методов в образовательных процессах.
Деятельность указанных структурных подразделений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) носит межвузовский характер и обеспечивает повышение квалификации, педагогическую подготовку и профессиональную переподготовку преподавателей подведомственных высших и средних специальных учебных заведений.
5. Структурные подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей (далее - структурные подразделения) организуются в ведущих вузах, располагающих высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и материально-технической базой, Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации по решению ученых советов высших учебных заведений с учетом рекомендаций соответствующих советов ректоров (директоров) высших и средних специальных учебных заведений. Высшие учебные заведения, имеющие в своем составе структурные подразделения педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей, обеспечивают необходимые условия для их работы, создают соответствующие кабинеты и лаборатории педагогического мастерства и новых технологий обучения, закрепляют аудиторный фонд и места для проживания в общежитии.
6. Общими задачами структурных подразделений, осуществляющих дополнительное профессиональное образование преподавателей, являются:
организация и проведение повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений;
обновление и углубление знаний преподавателей в научно-профессиональной и психолого-педагогической областях на основе современных достижений науки, техники и технологии, информатизации образования;
освоение новых форм, методов и средств обучения и повышения общей культуры преподавателя;
проведение учебного процесса на основе современных достижений педагогической науки, внедрения методов активизации познавательной деятельности, технических средств и интенсивных технологий обучения;
разработка и подготовка к изданию учебных планов и программ, учебных и методических пособий;
проведение научных исследований по актуальным проблемам педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
реализация различных форм сотрудничества с российскими и зарубежными образовательными учреждениями, организациями и фирмами;
организация обмена опытом в области дополнительного профессионального образования преподавателей.
Помимо перечисленных задач институты и центры педагогической подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации преподавателей осуществляют:
разработку и апробацию новых методик и технологий обучения;
экспериментальные исследования в области новых форм и методов дополнительного профессионального образования преподавателей;
консультационную деятельность.
7. Методическое руководство учебной работой, научными исследованиями структурных подразделений, координацию и контроль за их деятельностью осуществляет Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
8. Структурные подразделения проходят лицензирование, аттестацию и аккредитацию совместно с высшими учебными заведениями.
9. Реорганизация, ликвидация структурных подразделений производится Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
10. На основании настоящего Типового положения образовательное учреждение, в котором организовано структурное подразделение, разрабатывает соответствующее положением о нем, которое утверждается руководителем образовательного учреждения.
II. Организация деятельности структурных подразделений
1. Деятельность структурных подразделений регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, типовыми положениями об учреждениях высшего, среднего и соответствующего дополнительного профессионального образования, уставом вуза и настоящим приказом.
2. Финансово-хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет бюджетных ассигнований и хозрасчетных поступлений в соответствии с планами приема слушателей на обучение, устанавливаемыми на основе государственного заказа, ежегодно утверждаемого Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
При наличии кадровых и материальных резервов структурные подразделения могут организовывать обучение по прямым договорам с образовательными учреждениями, другими юридическими и физическими лицами.
3. Вопросы управления структурными подразделениями, права и обязанности слушателей и работников регулируются Типовым положением о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних специальных, учебных заведениях Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомвуза России от 10.04.96 N 2.
За слушателями на время их обучения с отрывов от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны (постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610, п. 26).
III. Учебная, научно-методическая и научная деятельность
1. Педагогическая подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка преподавателей проводятся с отрывом от работы, без отрыва от работы, частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
2. Объем образовательных программ дополнительного профессионального образования преподавателей в зависимости от форм и целей обучения устанавливаются:
при педагогической подготовке и профессиональной переподготовке - не менее 500 часов аудиторной учебной работы;
при повышении квалификации - от 72 до 500 часов;
при стажировке - от 100 до 500 часов.
3. Учебные планы и образовательные программы разрабатываются структурными подразделениями самостоятельно, обсуждаются на заседаниях научно-методических советов (советов) и утверждаются руководителем высшего учебного заведения.
4. Учебный процесс в структурных подразделениях осуществляется штатными преподавателями, а также привлекаемыми в установленном порядке преподавателями профилирующих кафедр вуза, специалистами других образовательных учреждений и организаций.
5. Численность педагогического персонала структурных подразделений определяется исходя из среднегодового контингента слушателей, приходящегося на одного преподавателя, который должен быть на 25% ниже норм, установленных для данного вуза.
6. В структурных подразделениях устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекционные, практические и семинарские занятия, консультации, собеседования, тематические дискуссии, деловые игры, лабораторные и другие учебные работы. Для всех видов аудиторских занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 - 50 минут.
7. Контроль знаний слушателей осуществляется при проведении тестирования, зачетов и экзаменов, при защите курсовых, дипломных, выпускных и аттестационных работ.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и педагогической подготовки завершается обязательной государственной итоговой аттестацией.
Для проведения итоговой аттестации создается соответствующая государственная аттестационная комиссия, состав которой утверждается ректором высшего учебного заведения.
10. Структурные подразделения выполняют научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, внедрения в учебный процесс активных методов и новых технологий обучения, вычислительной техники и технических средств, организуют выпуск учебных планов и программ, конспектов лекций и учебных пособий для слушателей.
Научно-исследовательская работа осуществляется структурными подразделениями в соответствии с тематикой, утверждаемой научно-методическими советами (советами) по актуальным психолого-педагогическим проблемам деятельности преподавателей.
IV. Финансовая и хозяйственная деятельность
1. Финансирование дополнительного профессиональною образования (повышения квалификации) преподавателей, направляемых на обучение в соответствии с государственным заказом, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, выделяемых Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
Финансирование обучения преподавателей и заинтересованных граждан, обучаемых сверх государственного заказа, проводится за счет средств юридических и физических лиц по прямым договорам, заключаемым ими со структурными подразделениями.
2. Финансовая и хозяйственная деятельность структурных подразделений осуществляется за счет:
бюджетных ассигнований,
поступлений за обучение по прямым договорам,
средств, полученных за выполнение научно-исследовательских работ и от реализации учебных, методических, научных и других разработок,
общественных фондов и других источников, предусмотренных законодательством.
3. Структурные подразделения в установленном порядке представляют отчеты руководству вуза и Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации.
V. Организация стажировки преподавателей высших и средних специальных учебных заведений
1. Стажировка является одной из основных организационных форм дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) преподавателей и осуществляется в целях непрерывного совершенствования их профессионального мастерства.
2. Стажировка является индивидуальной формой повышения квалификации преподавателей. Ее главной задачей является обновление и углубление знаний в психолого-педагогической, научно-профессиональной и общекультурной областях на основе ознакомления с современными достижениями науки, прогрессивной техники и технологии, освоение новых форм, методов и средств обучения, изучение отечественного и зарубежного опыта.
3. Стажировка проводится в ведущих образовательных учреждениях, на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, учреждениях науки и культуры.
4. Стажировку проходят штатные преподаватели с периодичностью не менее одного раза в пять лет.
5. Стажировка проводится с отрывом, частичным отрывом и без отрыва от основной работы преподавателя.
6. Стажировка организуется образовательным учреждением по согласовании с принимающими преподавателей организациями или учреждениями в соответствии с ежегодным планом повышения квалификации преподавателей, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
7. Направление преподавателя на стажировку оформляется соответствующим приказом образовательного учреждения.
8. Руководитель предприятия (организации), в котором преподаватели проходят стажировку, назначает каждому стажеру консультанта из числа ведущих сотрудников учреждения и оформляет стажировку преподавателей приказом по предприятию (организации).
9. Индивидуальный план работы стажера утверждается кафедрой по согласованию с предприятием (организацией), в котором проводится стажировка.
10. Индивидуальный план стажировки предусматривает выполнение преподавателем конкретной профессиональной технической или другой задачи.
11. По итогам стажировки преподаватель представляет отчет, утвержденный руководителем учреждения, в котором проводилась стажировка. Кафедра (структурное подразделение образовательного учреждения) на своем заседании заслушивает отчет преподавателя и принимает решение о его утверждении, доработке или отклонении, а также дает рекомендации по использованию результатов стажировки в учебном процессе.