ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 г. N 483
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712, от 06.09.2004 N 459)
В целях осуществления целенаправленной политики поддержки русского языка Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Федеральное агентство по образованию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2005 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить мероприятия по формированию и внедрению социально значимых направлений поддержки русского языка в регионах.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 июня 2001 г.
N 483
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712, от 06.09.2004 N 459)
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ
Наименование Программы | - федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы | |
Основание для разработки Программы | - распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 января 2001 г. N 12-р | |
Государственный заказчик | - Федеральное агентство по образованию | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459) | ||
Основные разработчики Программы | - Министерство образования Российской Федерации, Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, Российская академия наук, Российская академия образования, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | |
Цель Программы | - сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России | |
Задачи Программы | - развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации; развитие русского языка как национального языка русского народа; укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии; расширение влияния русского языка в сфере международного общения; обновление содержания и методов обучения русскому языку; усиление роли русского языка в сфере образования; разработка комплекса мер по пропаганде русского языка и русской культуры с помощью средств массовой информации | |
Сроки реализации Программы | - 2002-2005 годы | |
Части и разделы Программы | - часть I. Научно-исследовательские работы Разделы: 1. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712) | ||
2. Русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры | ||
3. Русский язык как мировой язык | ||
Часть II. Прочие нужды | ||
Разделы: | ||
1. Подготовка и повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного | ||
2. Организация семинаров, конференций, совещаний, олимпиад | ||
3. Подготовка изданий и просветительская деятельность в области русского языка и литературы | ||
4. Пропаганда русского языка в средствах массовой информации | ||
5. Меры, направленные на сохранение позиций русского языка в России и за рубежом | ||
6. Организационно-методическое сопровождение Программы | ||
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712) | ||
Объемы и источники финансирования | - на 2002-2005 годы всего - 165180 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 128140 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 15440 тыс. рублей, внебюджетные средства - 21600 тыс. рублей | |
в том числе: | ||
выделено в 2002 году 20380 тыс. рублей, из них: | ||
на научно-исследовательские работы - 7090 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1400 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2940 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; | ||
на прочие нужды - 13290 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 10890 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей; | ||
предусмотрено на 2003 год 39818 тыс. рублей, из них: | ||
на научно-исследовательские работы - 7018 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 1568 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2700 тыс. рублей, внебюджетные средства - 2750 тыс. рублей; | ||
на прочие нужды - 32800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 30000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 1400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 1400 тыс. рублей; | ||
предусмотрено на 2004-2005 годы 104982 тыс. рублей, из них: | ||
на научно-исследовательские работы - 13182 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 4282 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 5400 тыс. рублей, внебюджетные средства - 3500 тыс. рублей; | ||
на прочие нужды - 91800 тыс. рублей, в том числе средства федерального бюджета - 80000 тыс. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - 2000 тыс. рублей, внебюджетные средства - 9800 тыс. рублей | ||
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712) | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - новый свод правил современного русского языка; | |
разработка словарной и грамматической кодификации русского языка; | ||
аналитические доклады по вопросу функционирования русского языка как межнационального; | ||
разработка новых технологий обучения русскому языку, создание нового поколения учебников; | ||
разработка языковых квалификационных требований по использованию русского языка должностными лицами и государственными служащими; | ||
разработка стандартов в области контроля качества владения нормами русского литературного языка, подготовка типовых тестовых материалов; | ||
разработка документов по международной сертификации уровней владения русским языком в соответствии с требованиями Совета Европы и ЮНЕСКО; | ||
выпуск нового поколения учебно-методической литературы; | ||
создание и освоение современных методов преподавания русского языка в средней и высшей школе в России и в странах ближнего и дальнего зарубежья; | ||
получение сведений о реальной языковой ситуации в России; | ||
составление научного прогноза развития межъязыковых отношений в стране; | ||
разработка теории языковой политики в многонациональном государстве; | ||
разработка законодательной базы, регулирующей функционирование русского языка как государственного; | ||
издание новых образцов научной, популярной и справочной литературы по русскому языку; | ||
подготовка справочников, словарей, текстов с культурологическим комментарием, направленных на сохранение русской духовности в системе образования; | ||
подготовка вузовских программ по современному русскому языку, его истории, диалектологии, стилистике, истории русского литературного языка и культуре речи; | ||
разработка курсов дистанционного обучения русскому языку как иностранному; | ||
создание гибких моделей обучения русскому языку как иностранному; | ||
подготовка нового поколения программ, учебников и учебных пособий по русскому языку как иностранному; | ||
создание цикла передач на телевидении и радио, пропагандирующих русский язык и русскую культуру; | ||
разработка региональных программ "Русский язык", входящих в общую систему мероприятий. | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - определяется Федеральным агентством по образованию | |
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459) |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения народов России и государств - участников СНГ, одним из шести официальных и рабочих языков Организации Объединенных Наций, принадлежит к самым распространенным в мире языкам. Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в осуществлении сотрудничества с народами государств - участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
Основой языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного национально-русского и русско-национального двуязычия, при котором обеспечивается знание русского языка как государственного всем населением Российской Федерации, поощряется изучение национальных языков населением ее республик и создаются условия для гармоничного взаимодействия русского языка с другими языками Российской Федерации.
Русский язык, выполняя интеграционную функцию, является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны.
В наши дни трудно не заметить снижения культуры речи в языке художественной литературы и журналистики, в средствах массовой информации, в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных выражений, она засоряется жаргонными словами и оборотами. Нормы литературного языка не соблюдаются, слова-паразиты, неоправданные иноязычные заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле- и радиопередач.
Обучение русскому языку и литературе в образовательных учреждениях всех типов и видов решающим образом влияет на реальную грамотность населения и культуру речи общества в целом. Однако выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми знаниями и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
Преподаватели русского языка и литературы в школах и вузах (особенно национальных) ощущают нехватку учебно-методической литературы. Из-за недостатка средств не обеспечивается необходимый объем научно-методической работы в области русского языка и словесности. Не хватает словарей и справочников, крайне мало публикуется памятников русской письменности и культуры, произведений русской классической литературы. Между тем в условиях нынешней языковой ситуации исключительно важно осуществить издание академических собраний сочинений классиков русской литературы, что поможет сохранению и исследованию богатых выразительных возможностей русского литературного языка.
Распространение русского языка за рубежом является важным направлением международной политики Российской Федерации. Но современное положение русского языка в мире, его функционирование за пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили свою деятельность многие образовательные центры, основной задачей которых являлось оказание научно-методической помощи зарубежным русистам. Сокращается число российских преподавателей, направляемых для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не получают методической и материально-технической помощи из России. Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В ряде государств - участников СНГ и стран Балтии вытеснение русского языка из государственных учебных программ исключает возможность его организованного изучения. Свертывание обучения на русском языке усиливает социальную напряженность. Нельзя забывать о необходимости государственной поддержки со стороны России стремления многих миллионов русских, проживающих в государствах - участниках СНГ и странах Балтии, сохранить русскую культуру.
Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и радиовещания на русском языке, ограничение информационного, образовательного и культурного пространства в связи с вытеснением русского языка из печатных и электронных средств массовой информации.
В настоящее время в большинстве стран ближнего зарубежья использование русского языка как средства межнационального общения сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие годы базы, которая, не имея внутренней и внешней поддержки, постепенно разрушается.
Качество преподавания русского языка в зарубежных учебных заведениях не всегда отвечает современным требованиям. Существующие формы повышения квалификации не обеспечивают потребности в национальных кадрах преподавателей русского языка.
На территории России традиционно сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, что служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур. Государственная политика России в языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка.
В связи с этим чрезвычайно важно осознание того, что будучи национальным достоянием общества язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2002-2005 годы (далее именуется - Программа) нацелена на обновление языковой политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).
2. Цель и задачи реализации Программы
Целью Программы является сохранение духовного, художественного, научного и культурного достояния России.
Программа призвана решать задачи федерального уровня и государственного значения: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
развитие и распространение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
развитие русского языка как национального языка русского народа;
укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии;
расширение влияния русского языка в сфере международного общения;
обновление содержания и методов обучения русскому языку;
усиление роли русского языка в сфере образования;
разработка комплекса мер по пропаганде с помощью средств массовой информации русского языка и русской культуры;
сохранение единого культурного пространства. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Предусмотренная Программой система мероприятий направлена на решение указанных задач.
Опыт реализации программы по русскому языку в 1996-2001 годах показал, что абсолютное большинство проектов и мероприятий, выполнение которых было начато, дало первые положительные результаты. В 2002-2005 годах необходимо продолжить работу по созданию предпосылок для бесконфликтного функционирования русского языка в условиях двуязычия, по обеспечению преподавания русского языка в школах и вузах на базе новых учебников и новейших образовательных технологий, по содействию консолидации и культурному развитию народов России, а также по распространению русского языка за рубежом.
3. Программные мероприятия
Система программных мероприятий состоит из двух частей: "Научно-исследовательские работы" и "Прочие нужды". (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Первая часть "Научно-исследовательские работы" включает три раздела: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
русский язык как государственный язык Российской Федерации. Государственная политика в области русского языка;
русский язык как национальный язык русского народа, основа его художественной литературы и духовной культуры;
русский язык как мировой язык.
Каждый раздел содержит тематические подразделы, предусматривающие реализацию научно-исследовательских проектов.
Первая часть предусматривает проведение фундаментальных исследований, связанных с функционированием русского языка в различных сферах жизнедеятельности общества, в целях создания теоретических и учебно-методических основ развития русского языка как государственного, как языка межнационального общения, как иностранного языка.
На основе проведенных исследований предполагается разработать теоретические основы языковой политики в России на современном этапе и создать новое поколение учебной, методической и справочной литературы для разных категорий обучающихся.
Во второй части "Прочие нужды" предусматриваются повышение квалификации преподавателей русского языка как иностранного, проведение семинаров, конференций, олимпиад по проблемам русского языка и литературы, подготовка опытных образцов программ и учебно-методических пособий по русскому языку и литературе для разных категорий обучающихся, пропаганда русского языка в средствах массовой информации.
В 2004-2005 годах предусматривается осуществление общественно значимых мероприятий: (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
проведение семинаров для преподавателей, работающих в высших учебных заведениях государств - участников СНГ и стран Балтии, преподавателей русского языка, обучающих детей соотечественников в Федеративной Республике Германия, российско-французского семинара по вопросам языковой политики и языковой нормы, международных конференций по проблемам русского языка и литературы, совещаний преподавателей, работающих в российских центрах науки и культуры за рубежом; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
проведение международной и ежегодных всероссийских олимпиад школьников, международных олимпиад школьников государств - участников СНГ и стран Балтии по русскому языку, конкурсов российских школьников и студентов, изучающих французский язык, и французских школьников и студентов, изучающих русский язык, на лучшее знание языка и страны изучаемого языка, а также мероприятий, приуроченных к Пушкинским дням, международных фестивалей, конкурсов по русскому языку и литературе, конкурсов "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности"; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
организация повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (граждан Российской Федерации), преподавателей русского языка, работающих за рубежом, с учетом условий организации образовательного процесса в разных странах, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий;
издание учебно-методической литературы по русскому языку для обучающихся за рубежом; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
создание банков данных о русском языке, русской литературе и культуре; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
подготовка теле- и радиопередач по проблемам русского языка и литературы; (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
оказание поддержки деятельности Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы и Общества преподавателей русского языка и литературы по проведению общественно значимых мероприятий общероссийского и международного уровней. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
4. Ресурсное обеспечение Программы (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Общий объем ассигнований на финансирование Программы в 2002-2005 годах составляет 165180 тыс. рублей, в том числе 128140 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 15440 тыс. рублей - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 21600 тыс. рублей - за счет внебюджетных средств.
Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета.
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств.
Реализация Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Федеральным агентством по образованию - государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
Реализация Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно Федеральным агентством по образованию с каждым участвующим в реализации Программы субъектом Российской Федерации в соответствии с общим соглашением о сотрудничестве, заключенным ранее в установленном порядке. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Реализация Программы за счет внебюджетных средств осуществляется путем использования собственных средств вузов, участвующих в мероприятиях Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: плана проведения конкурсов на исполнение программных мероприятий, государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов.
Федеральное агентство по образованию отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств федерального бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Государственный заказчик информирует Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из федерального бюджета, внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
6. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление и контроль за исполнением и реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Федеральным агентством по образованию. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 25.11.2003 N 712, от 06.09.2004 N 459)
Руководителем Программы является Министр образования Российской Федерации, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделенных на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы, возглавляет научно-координационный совет Программы (далее - совет). (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Совет является коллегиальным совещательным органом, в состав которого включаются представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и образовательных учреждений, авторитетные ученые. Совет участвует в выборе научных и научно-методических направлений исследований, формировании мероприятий Программы, проведении оценки полноты и комплексности исследований и мероприятий и подготовке рекомендаций о дальнейшем использовании результатов этих работ. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
Ход выполнения Программы в целом и составляющих ее мероприятий периодически рассматривается на заседаниях коллегии Федерального агентства по образованию, в подготовке которых принимают участие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и представители субъектов Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
Государственный заказчик Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики организует ведение статистической отчетности по реализации Программы, а также направляет доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
С учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств Федеральное агентство по образованию уточняет целевые показатели, в том числе включает (исключает) программные мероприятия, а также затраты по выполнению мероприятий и механизм реализации Программы. (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.09.2004 N 459)
7. Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы будет:
улучшаться ситуация в области распространения русского языка, являющегося государственным языком Российской Федерации, на основе научных данных о функционировании русского языка как межнационального, данных об уровне и качестве владения русским языком в многонациональной среде и данных о взаимоотношении русского языка и национальных языков России;
обеспечено совершенствование законодательства по вопросам русского языка как государственного и соответствующих законов субъектов Российской Федерации;
внедрена методика тестового контроля за уровнем владения русским языком государственными служащими;
повышена речевая культура в средствах массовой информации, публичных выступлениях на основе разработанного нового свода правил русской орфографии, орфоэпии и пунктуации;
создано новое поколение учебно-методической литературы по русскому языку и программ для подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
усовершенствован образовательный процесс в школах и вузах на основе использования нового поколения учебно-методической литературы по русскому языку, новых технологий, включая дистанционные;
создана система подготовки и переподготовки преподавателей русского языка;
возрастать интерес к русскому языку у учащихся и студентов за счет проведения российских и международных ежегодных олимпиад, ежегодного общероссийского Праздника русского языка, литературы и культуры, приуроченного к Пушкинским дням;
разработана научно-теоретическая база энциклопедии русской словесности;
укреплена позиция русского языка как средства международного общения народов России, государств - участников СНГ и стран Балтии за счет регулярного проведения конференций по проблемам русского языка, разработки программ для преподавателей русского языка и литературы в школах, преподавание в которых ведется на русском языке, выпуска соответствующих учебников по обучению русскому языку как иностранному и выработки требований по аттестации преподавателей русского языка как иностранного;
активизирована деятельность средств массовой информации по освещению проблем русского языка и русской культуры.
МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.11.2003 N 712)
(тыс. рублей)