Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 января 2004 г. N 5435
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 19 декабря 2003 г. N 399
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
(в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
В целях повышения эффективности расходов федерального бюджета, подготовки и проведения реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации и во исполнение пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. N 1688-р приказываю:
Порядок проведения мониторинга бюджетного сектора согласно приложению 1 к настоящему Приказу;
Распределение главных распорядителей средств федерального бюджета между департаментами Министерства финансов Российской Федерации при проведении мониторинга согласно приложению 2 к настоящему Приказу;
Состав и основное содержание материалов, представляемых департаментами Министерства финансов Российской Федерации к докладу Правительству Российской Федерации о результатах мониторинга согласно приложению 3 к настоящему Приказу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
2. Департаментам Минфина России, указанным в графе "головной департамент" приложения 2 к настоящему приказу:
обеспечить контроль за соблюдением порядка проведения мониторинга бюджетного сектора главными распорядителями средств федерального бюджета;
осуществлять анализ результатов мониторинга бюджетного сектора и подготовку предложений по их учету при формировании проектировок расходов соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета;
проводить консультации по вопросам осуществления мониторинга бюджетного сектора с главными распорядителями средств федерального бюджета;
предоставлять в Департамент бюджетной политики для свода материалы о результатах мониторинга бюджетного сектора согласно приложению 3 к настоящему Приказу в следующие сроки: до 10 марта 2004 года - материалы к докладу о результатах мониторинга бюджетного сектора по состоянию на 1 января 2004 года; до 25 марта 2005 года - по состоянию на 1 января 2005 года; до 25 марта 2006 года - по состоянию на 1 января 2006 года. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
3. Департаменту бюджетной политики (Лавров A.M.):
обеспечить координацию работ по проведению мониторинга бюджетного сектора, а также анализу и учету его результатов при формировании проектировок расходов федерального бюджета на соответствующий финансовый год;
проводить консультации по вопросам осуществления мониторинга бюджетного сектора с департаментами Минфина России;
подготавливать обобщенную информацию о результатах мониторинга бюджетного сектора и предложениях по их использованию в целях повышения эффективности расходов федерального бюджета в следующие сроки: до 25 марта 2004 года - о результатах мониторинга бюджетного сектора по состоянию на 1 января 2004 года (проект доклада Правительству Российской Федерации); до 10 апреля 2005 года - по состоянию на 1 января 2005 года; до 10 апреля 2006 года - по состоянию на 1 января 2006 года (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
4. При наличии секретной и совершенно секретной информации формы мониторинга представляются с грифом "Секретно" и "Совершенно секретно".
5. Информационно-техническому департаменту (Лалаев Г.Г.) совместно с Департаментом бюджетной политики (Лавров A.M.) и Главным управлением федерального казначейства (Нестеренко Т.Г.) в трехнедельный срок разработать техническое задание в части дополнения реестра получателей средств федерального бюджета информацией, предоставляемой органами федерального казначейства, об объемах финансирования расходов федерального бюджета и поступившей за 2003 год сумме доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности по каждому получателю средств федерального бюджета, имеющему по состоянию на 31 декабря 2003 года лицевые счета для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства.
6. Информационно-техническому департаменту (Лалаев Г.Г.):
в срок до 15 февраля 2004 года разработать программное обеспечение задачи указанной в пункте 5 настоящего приказа;
в срок до 1 марта 2004 года обеспечить представление в электронном виде департаментам Министерства, указанным в приложении 2 к настоящему приказу, данных уточненного реестра получателей средств федерального бюджета.
7. Департаменту бюджетной политики (Лавров A.M.) в двухнедельный срок подготовить предложения о включении работ, обеспечивающих автоматизированный сбор, свод и анализ информации, представляемой органами федерального казначейства, в План работ по разработке, внедрению и сопровождению информационных систем Министерства финансов Российской Федерации на 2004 год.
8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации Т.А. Голикову. (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
Приложение 1
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА БЮДЖЕТНОГО СЕКТОРА
(в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
I. Общие положения
1. Мониторинг бюджетного сектора (далее - мониторинг) проводится в соответствии с установленными настоящим Порядком формами мониторинга главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС). Мониторинг распространяется на всех распорядителей средств федерального бюджета (далее - РБС) и получателей средств федерального бюджета (далее - ПБС) соответствующего ГРБС, исключая получателей субсидий и субвенций из федерального бюджета и поставщиков товаров, работ и услуг, не относящихся к основным видам деятельности ГРБС.
По каждому ГРБС состав и характеристики РБС и ПБС, указанные в формах мониторинга, должны соответствовать данным реестра РБС и ПБС, который ведется в Министерстве финансов Российской Федерации по данным ГРБС.
Данные всех форм мониторинга должны быть сопоставимыми и взаимоувязанными.
ГРБС, не имеющие сети РБС и ПБС, формы мониторинга не представляют.
2. Заполненные формы мониторинга и приложения к ним представляются ГРБС в соответствующие департаменты Министерства финансов Российской Федерации согласно приложению 2 к настоящему Приказу c сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного заместителя руководителя) ГРБС на бумажном носителе, а также на электронном носителе не позднее 15 марта года, следующего за отчетным. В случае необходимости к каждой из форм мониторинга и приложениям к ней может прилагаться пояснение особенностей определения (расчета) отдельных показателей. Одновременно результаты мониторинга представляются каждым ГРБС соответствующему субъекту бюджетного планирования.
3. При заполнении форм мониторинга в части объемов финансирования из федерального бюджета следует указывать значения:
в строке "2003 год" - на отчетную дату 01.01.04 - данные из уточненной сводной бюджетной росписи на 2003 год, на отчетную дату 01.01.05 - данные из утвержденной годовой бухгалтерской отчетности о кассовых расходах за 2003 год, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2004 год" - на отчетную дату 01.01.04- данные из утвержденной сводной бюджетной росписи на 2004 год, на отчетную дату 01.01.05 - данные из уточненной сводной росписи на 2004 год, на отчетную дату 01.01.06 - данные утвержденной годовой бухгалтерской отчетности о кассовых расходах за 2004 год, в дальнейшем эти показатели не корректируются;
в строке "2005 год" - на отчетную дату 01.01.05- данные из утвержденной сводной бюджетной росписи на 2005 год, на отчетную дату 01.01.06 - данные из уточненной сводной бюджетной росписи на 2005 год.
4. При заполнении форм мониторинга в части объемов финансирования за счет внебюджетных средств следует указывать значения показателей кассового исполнения, исключая направление прибыли в доход бюджета и вышестоящей организации (без учета остатков средств на начало и конец года), по отчету об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам.
5. При заполнении форм мониторинга по количественным показателям:
в строке "План" приводятся контрольные значения показателей из утвержденного ГРБС плана мер по оптимизации бюджетного сектора на все даты, указанные в форме. При представлении формы мониторинга на очередную отчетную дату допускается изменение контрольных значений в строке "План" на последующие отчетные даты (с внесением соответствующих изменений в план мер по оптимизации бюджетного сектора);
в строке "Отчет" приводятся фактические (отчетные) значения соответствующих показателей на последнюю и предыдущие (начиная с 1 января 2004 года) отчетные даты.
6.В случае отсутствия на момент представления форм мониторинга данных отчетности (учета) представляются плановые, сметные или расчетные показатели на соответствующий период с уточнением показателей по данным отчетности (учета) при представлении форм мониторинга на следующие отчетные даты. Характер представленных данных указывается в пояснении к форме мониторинга.
II. Формы мониторинга и порядок их заполнения
7. Форма 1 "Организационно-правовая форма конечных получателей бюджетных средств" характеризует количество и объемы финансирования конечных (не являющихся РБС) ПБС, как подведомственных, так и неподведомственных данному ГРБС, с выделением их основных организационно-правовых форм.
Форма 1 представляется в следующем виде:
Форма 1
В приложении 1.1 к указанной форме приводится перечень всех бюджетных учреждений, государственных унитарных (включая казенные) предприятий, организаций иных организационно-правовых форм, получавших на отчетную дату средства из федерального бюджета от ГРБС, по которому заполняется форма, с указанием по каждой организации срока прекращения финансирования из федерального бюджета от данного ГРБС, либо обоснованием его сохранения, предложений по изменению его организационно-правовой формы.
Приложение 1.1 представляется в следующем виде:
Приложение 1.1
по состоянию на ______________________
Наименование организации | Код по реестру бюджетополучателей | Организационно-правовая форма | Планы в отношении ПБС |
6. Форма 2 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по уровням управления " характеризует количество уровней управления средствами федерального бюджета по данному ГРБС (по подведомственным и неподведомственным РБС и ПБС).
Форма 2 представляется в следующем виде:
Форма 2
<*> РБС и ПБС 2-го, 3-го,..., n уровня являются бюджетополучатели, имеющие право распределять и(или) получать средства федерального бюджета в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке.
В приложении 2.1 к форме 2 приводится перечень подведомственных и неподведомственных ГРБС, заполняющему форму, РБС всех уровней с указанием количества финансируемых ими РБС и ПБС и объемов финансирования в отчетном и плановом периоде (с выделением расходов на финансирование самого РБС и финансируемых им РБС и ПБС).
В данном приложении каждому РБС присваивается код (порядковый номер) в соответствии с подчиненностью РБС. Количество позиций кода должно отражать уровень РБС, значение числа каждой позиции - порядковый номер соответствующего РБС. В случае, если РБС являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их расположение при кодификации производится в последовательности, применяемой Федеральной службой государственной статистики. В графе "План в отношении РБС 4-го и более уровней" по каждому РБС 4-го и более уровней указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации сети главного распорядителя его сохранение или ликвидация (в т.ч. с передачей функций вышестоящему РБС или в негосударственный сектор).
Приложение 2.1.
Перечень распорядителей бюджетных средств ГРБС
по состоянию на ______________________
7. Форма 3 "Состав реестра распорядителей средств федерального бюджета по количеству подотчетных РБС и конечных ПБС" характеризует состав РБС по количеству подотчетных им РБС следующего уровня и конечных ПБС.
Форма 3 представляется в следующем виде:
Форма 3
В приложении 3.1 к указанной форме приводится перечень РБС, которым подведомственно менее 6 РБС следующего уровня и конечных ПБС.
Приложение 3.1 представляется в следующем виде:
Приложение 3.1
по состоянию на ______________________
По каждому РБС, включенному в данное приложение, в столбце "Планы в отношении РБС" указывается, предусматривается ли планом мер по оптимизации бюджетного сектора ГРБС его сохранение или объединение с другими РБС, включение в состав другого РБС, ликвидация с передачей функций в негосударственный сектор и т.д.
8. Форма 4 "Структура управления средствами главного распорядителя средств федерального бюджета по подведомственности распорядителей и конечных получателей средств федерального бюджета" характеризует количество и объемы финансирования РБС и ПБС, не подведомственных ГРБС, заполняющему форму (с выделением учреждений).
Форма 4 представляется в следующем виде:
Форма 4
В приложении 4.1 к указанной форме приводится перечень РБС, не подведомственных ГРБС, с указанием по каждому такому РБС количества подотчетных ему ПБС, в том числе государственных или муниципальных учреждений, объемов финансирования и планов ГРБС в отношении данных РБС (делегирование соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям с предоставлением субвенций, создание территориальных органов ГРБС, передача управления средствами федерального бюджета вышестоящим РБС, некоммерческим организациям и т.д.).
Приложение 4.1 представляется в следующем виде:
по состоянию на ______________________
9. Форма 5 "Численность работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам в бюджетных учреждениях, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета" характеризует распределение бюджетных учреждений (включая учреждения, исполняющие полномочия РБС), подведомственных ГРБС, по численности работников.
Форма 5 представляется в следующем виде:
Форма 5
В приложении 5.1 к указанной форме приводится перечень бюджетных учреждений (включая РБС), подведомственных ГРБС, с численностью занятых менее 20 человек с указанием по каждому такому учреждению численности занятых, объемов бюджетного финансирования и внебюджетных средств и планов ГРБС в отношении данного учреждения (сохранение, преобразование, ликвидация).
Приложение 5.1. представляется в следующем виде:
Приложение 5.1
по состоянию на ______________________
10. Форма 6 "Отдельные виды государственных учреждений, подведомственных главному распорядителю средств федерального бюджета"
характеризует количество непрофильных бюджетных учреждений, подведомственных ГРБС, а также численность работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам и объемы финансирования этих учреждений.
К непрофильным бюджетным учреждениям, применительно к форме 6, должны быть отнесены:
1) по признаку ведомственной принадлежности - учреждения, не относящиеся к основному направлению деятельности ГРБС (например, учреждения образования, не подведомственные Минобрнауки России; учреждения здравоохранения, не подведомственные Минздравсоцразвития России и т.д.) (графы 2,5 и 8 формы);
2) по признаку собственности - учреждения, не имеющие федерального значения и подлежащие передаче в ведение субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований (например, детские сады, общеобразовательные школы, поликлиники и т.д.) (графы 3,6 и 9 формы).
В форме 6 приводятся данные по следующим типам бюджетных учреждений, находящихся в ведении ГРБС, заполняющего форму:
высшие учебные заведения, учебные центры, учреждения переподготовки и повышения квалификации, прочие учреждения высшего образования;
учреждения начального и среднего профессионального образования (профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения, техникумы, колледжи и пр.;
детские дошкольные учреждения, учреждения общего образования;
учреждения здравоохранения (больницы, поликлиники, амбулатории), физкультуры и спорта;
дома и базы отдыха, пансионаты, санатории, профилактории;
учреждения культуры.
Форма 6 представляется в следующем виде:
Форма 6
В приложении 6.1 к указанной форме приводится полный перечень учреждений образования (дошкольного образования, общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, прочих учреждений образования), здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения, домов и баз отдыха, пансионатов, санаториев, профилакториев, учреждений культуры. Отдельно указываются ведомственные непрофильные учреждения, выполняющие специальные функции, непосредственно связанные с деятельностью соответствующего ГРБС.
По каждому учреждению, включенному в данный перечень, указывается штатная численность занятых, объемы бюджетного финансирования и внебюджетных средств и планы ГРБС в отношении данного учреждения (сохранение, с приведением обоснования, в ведении ГРБС, передача в ведение профильного ГРБС, передача в ведение/собственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, преобразование в иные организационно-правовые формы, ликвидация).
Приложение 6.1. представляется в следующем виде:
Приложение 6.1
по состоянию на ______________________
11. Форма 7 "Объемы бюджетных и внебюджетных средств по бюджетным учреждениям, доля внебюджетных средств которых в отчетном периоде превышала 25% от суммы средств федерального бюджета" характеризует подведомственных ГРБС РБС, имеющих организационно-правовую форму бюджетного учреждения, и подведомственные им бюджетные учреждения по соотношению объемов бюджетных и внебюджетных средств. В форме приводятся данные только по тем бюджетным учреждениям, для которых доля внебюджетных доходов в отчетном периоде (2003 г., 2004 г. и 2005 г.) превышает 25% от суммы финансирования из федерального бюджета.
Форма 7 представляется в следующем виде:
Форма 7
по состоянию на ______________________
По каждому включенному в форму 7 учреждению указываются объемы финансирования в отчетном периоде по соответствующим источникам. В столбце "Планируемый статус" указывается планируемый на начало 2006 г. статус учреждения (сохранение в нынешнем виде, преобразование в иные организационно-правовые формы).
12. В форме 8 "Значения контрольных индикаторов мониторинга" приводятся значения контрольных индикаторов мониторинга в отчетном периоде.
Форма 8 представляется в следующем виде:
Форма 8
Значения индикаторов рассчитываются ГРБС по данным, представленным в соответствующих формах мониторинга. Например, по индикатору 1 при составлении формы 8 указывается отношение числа бюджетных учреждений на отчетную и плановые даты к числу учреждений на начало мониторинга (01.01.04) по данным столбца 1 показателя 1.1 формы 1, выраженное в процентах.
В столбце "Критерий оценки" указывается оптимальное значение соответствующего индикатора для данного ГРБС, выраженное в процентах к индикатору на 01.01.04.
III. Требования к планам мер по оптимизации бюджетного сектора
13. План мер по оптимизации бюджетного сектора (далее - План мер) разрабатывается ГРБС на 2004-2005 гг. и утверждается руководителем ГРБС.
План мер представляется в соответствующие департаменты Министерства финансов Российской Федерации согласно приложению 2 к настоящему Приказу одновременно с данными мониторинга и каждый раз в случае его переутверждения.
14. План мер должен содержать:
контрольные (целевые) значения показателей форм мониторинга;
обоснование и сроки реализации мероприятий, обеспечивающих достижение каждого из контрольных значений показателей в увязке с датами проведения мониторинга;
группировку подведомственных ГРБС бюджетных учреждений и предприятий по следующим позициям: 1) учреждения (предприятия), сохраняющиеся в нынешнем статусе; 2) учреждения (предприятия), подлежащие передаче в ведение другим ГРБС; 3) учреждения (предприятия), подлежащие передаче субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления; 4) учреждения, подлежащие преобразованию в некоммерческие организации; 5) учреждения (предприятия), подлежащие преобразованию в хозяйственные общества (приватизации); 6) учреждения (предприятия), подлежащие присоединению к другим учреждениям (предприятиям); 7) учреждения (предприятия), подлежащие ликвидации.
обоснование (расчеты) экономии средств федерального бюджета (в расчете на год) в результате оптимизации бюджетного сектора, а также предложений об использовании указанной экономии в 2005-2006 годах.
Приложение 2
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА МЕЖДУ ДЕПАРТАМЕНТАМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА
(в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
ДБПОЭ - Департамент бюджетной политики в отраслях экономики
ДБПСС - Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки
ДОК - Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа
ДБП - Департамент бюджетной политики
АД - Административный департамент
Головной департамент обеспечивает контроль за соблюдением порядка и анализ результатов мониторинга по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета, департамент-соисполнитель оказывает ему содействие в пределах компетенции департамента.
Приложение 3
к приказу Минфина РФ
от 19 декабря 2003 г. N 399
СОСТАВ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЕПАРТАМЕНТАМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ДОКЛАДУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА
(в ред. Приказа Минфина РФ от 24.02.2005 N 25н)
1). Оценка соблюдения сроков представления материалов мониторинга (формы, приложения, план мер)
Таблица 1
2). Оценка соблюдения требований к материалам мониторинга
Таблица 2
Главный распорядитель средств федерального бюджета | Материалы, соответствующие установленным требованиям | Материалы, доработанные и повторно представленные в течение 5 дней | Непринятые материалы |
3) Оценка отдельных показателей мониторинга.
Главные распорядители средств федерального бюджета с наилучшими и наихудшими значениями показателей формы 8 приложения 1 к настоящему Приказу.
4) Сравнительный анализ и оценка состояния и тенденций изменения бюджетного сектора, планов мер по его оптимизации и степени их выполнения соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета, дополнительно рекомендуемые меры по оптимизации бюджетного сектора
5) Предложения по учету результатов мониторинга при формировании проектировок расходов соответствующих главных распорядителей средств федерального бюджета.