МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 января 2004 г. N 31
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004-2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2003 N 19 "О проекте программы Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее Программа).
2. Управлению государственного инспектирования и охраны труда (В.И. Грибанову):
2.1. Подготовить и в установленном порядке внести до 01.04.2004 в Правительство Российской Федерации предложения о разработке федеральной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2005-2009 годы.
2.2. Разработать, согласовать в установленном порядке с МЧС России и ввести в действие в 2004 году: отраслевые Правила пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов; отраслевую отчетность по пожарной безопасности образовательных учреждений.
2.3. Осуществлять ежеквартально инспектирование органов управления образованием и образовательных учреждений по исполнению приказа Минобразования России от 15.04.2003 N 1612 "О принятии мер по усилению противопожарного режима в образовательных учреждениях" и настоящего приказа в части выполнения комплекса мер по укреплению пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
3. Управлению экономики и социального развития (Ю.Н. Фролову) предусмотреть финансирование мероприятий Программы при реализации бюджета Минобразования России на 2004 год.
4. Руководителям подведомственных образовательных учрежденной обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, в 2004 году за счет средств на приобретение оборудования и капитальный ремонт.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации заключить соглашения с Минобразованием России по выполнению мероприятий Программы в 2004 году.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Г.А. Балыхина.
Министр
В.М.ФИЛИППОВ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОГРАММА МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ НА 2004-2007 ГОДЫ "БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы: Программа Минобразования России на 2004-2007 годы "Безопасность образовательного учреждения" (далее по тексту - Программа).
Наименование, дата, номер документа о принятии решения о разработке Программы:
Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 г.г. "Безопасность образовательного учреждения", протокольное решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 N 5.
Разработчики Программы:
- Минобразование России во взаимодействии с МЧС России и Госстроем России;
- Головная организация по разработке Программы - Орловский государственный технический университет.
Цели и задачи Программы:
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Задача, решаемая в рамках Программы:
- реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей.
Сроки реализации Программы:
Начало - 1 квартал 2004 г.
Окончание - 4 квартал 2007 г.
Структура Программы
Программа предусматривает решение вопросов (проблем) двух блоков: I-й блок - инвестиционно - производственный, II-й блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально- техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности".
Научно-инновационный блок Программы включает следующие направления:
Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения;
Направление 2 - Научно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения;
Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения.
Ответственные за исполнение Программы:
Минобразование России, МЧС России, Госстрой России, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, образовательные учреждения и профсоюзные органы.
Источники финансирования Программы.
Бюджет Минобразования России за счет средств:
а) ФПРО;
б) сметных назначений на приобретение оборудования и на капитальный ремонт подведомственных Минобразованию России образовательных учреждений;
в) НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании";
Бюджеты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и внебюджетные средства образовательных учреждений.
Ожидаемые конечные результаты.
Повышение безопасности образовательных учреждений, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей, экономия на этой основе государственных расходов и получение социально- экономического эффекта.
I. Состояние проблемы и обоснование необходимости ее решения программно- ориентированными методами
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам национальной безопасности относятся: личность (ее права, свободы и здоровье); общество (его материальные и духовные ценности); государство (его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность). Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Другими субъектами обеспечения безопасности, обладающими правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, являются также граждане, общественные и иные организации и объединения.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют: Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О безопасности", законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.
Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-I "О безопасности" устанавливает правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
К числу иных наиболее важных законов, формирующих законодательную базу для обеспечения безопасности образовательных учреждений, относятся:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ; от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ; от 26 ноября 2001 г. N 147-ФЗ), в котором сформулированы общие принципы возмещения вреда пострадавшему причинителем вреда;
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ, в котором сформулированы требования к обеспечению безопасности работников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, в котором сформулированы требования к должностным лицам по соблюдению законодательства об обеспечении безопасности;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, в котором сформулированы положения об уголовной ответственности за нарушение требований безопасности;
- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", в котором сформулированы обязанности и ответственность образовательных учреждений и должностных лиц по соблюдению требований в части охраны жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников во время образовательного процесса;
- Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", в котором установлены требования к федеральным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, работодателям в области пожарной безопасности ;
- Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", который устанавливает принципы технического регулирования на основе требований технических регламентов по обеспечению безопасности с учетом степени риска, принципы и формы подтверждения соответствия этим требованиям.
Безопасность образовательного учреждения - это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Безопасность образовательного учреждения включает все виды безопасности, содержащиеся в Законе "О техническом регулировании" и, в первую очередь: пожарную безопасность, электрическую безопасность, взрывобезопасность, безопасность, связанную с техническим состоянием среды обитания.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетными являются пожарная, электрическая и техническая безопасность. Все они являются взаимозависимыми и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.
Система безопасности составляет совокупность методов и технических средств, реализующих мероприятия, направленные на объект угрозы с целью ее снижения, на объект защиты с целью повышения его безопасности, на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
Настоящее положение с материально- техническим оснащением образовательных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций), недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение инженерной безопасности образовательных учреждений, нарушением правил их эксплуатации, ослаблением контроля со стороны руководителей и специалистов за поддержанием их в исправном состоянии.
Наиболее проблемными, требующими вмешательства соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, остаются вопросы, связанные с выполнением противопожарных мероприятий, требующих вложения значительных финансовых средств.
Характерными недостатками по обеспечению пожарной безопасности на объектах образования являются:
- слабые знания и навыки поведения обучающихся и сотрудников в чрезвычайных ситуациях и в случаях пожаров;
- отсутствие или неисправность систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей при пожаре;
- неукомплектованность объектов первичными средствами пожаротушения;
- эксплуатация с нарушениями требований норм электроустановок и устаревших электросетей, которые требуют замены;
- невыполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий и сгораемой отделки путей эвакуации;
- отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения или их неисправность.
Многие субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления (особенно дотационные) не могут в полной мере профинансировать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений без государственной финансовой поддержки.
Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне приводит к ежегодному увеличению числа несчастных случаев и пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей. Так, по данным Государственной противопожарной службы МЧС России в Российской Федерации в 2002 году зарегистрирован 1121 пожар, в которых погибло 28 человек, в том числе 3 детей, материальный ущерб составил более 70 млн. рублей. В апреле 2003 года произошли чрезвычайные происшествия - пожары в здании Чочунской средней школы Республики Саха (Якутии) и школе- интернате для глухонемых детей в г. Махачкале (Республика Дагестан), в результате которых погибло 54 учащихся и воспитанника и 156 человек получили ожоги и травмы разной степени тяжести. Практически полностью сгорели обе школы.
Всего пожаров и возгораний за три последних года - 3266. Наибольшее количество пожаров наблюдалось в Иркутской области - 176, Красноярском крае - 166, Свердловской области - 151, г. Москве - 101, Республике Татарстан - 100, Республике Саха (Якутия) - 96, Республике Башкортостан - 95, Мурманской области - 95, Республике Бурятия - 95, Алтайском крае - 93.
За период с 2000 года по настоящее время в системе образования произошло 358 несчастных случаев со смертельным исходом во время образовательного процесса, в т.ч. погибло 256 обучающихся и воспитанников (больше всего в регионах: Республика Саха (Якутия) -30, Республика Дагестан - 28, Краснодарский край - 15, г. Москва - 13, Челябинская область - 10) и 102 работника (Свердловская область - 27, Нижегородская область - 9, Пермская область - 8).
По инициативе Минобразования России в период летних каникул 2003 года было проанализировано состояние зданий образовательных учреждений на пригодность к эксплуатации. В результате проведенного обследования признано аварийными 2518 объекта, из которых планируется ликвидация 69 и проведение капитального ремонта или нового строительства 1845 зданий (без вузов и ссузов).
Следует отметить недостатки в состоянии нормативной базы в области безопасности образовательных учреждений.
Действующие Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) не отражают специфику образовательных учреждений.
СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" приводит пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений зданий на этапах их строительства и эксплуатации. Однако эти требования не связаны с функциональным назначением зданий и их помещений. Справочные пособия к СНиП 2.08.02-89 ("Проектирование учебных комплексов и центров", "Проектирование высших учебных заведений", "Проектирование профессионально- технических, средних специальных учебных заведений и комплексов") вообще не содержат требований к зданиям по оснащению средствами пожарной защиты.
Все это свидетельствует о необходимости создания отраслевой нормативной базы по пожарной безопасности для образовательных учреждений различного уровня, которая должна включать: отраслевые нормы и правила пожарной безопасности, в том числе правила по пожарной автоматике; специализированные разделы, дополняющие существующие нормативы.
В системе образования крайне слабо функционирует обучение и тренинг персонала учебных заведений, учащихся и студентов по безопасности, не организована подготовка и переподготовка специалистов в области пожарной безопасности, обучение руководящих кадров и преподавателей. Этот процесс не обеспечен необходимыми научно-методическими разработками и материалами и требует широкого привлечения к этой проблеме ученых и специалистов в области безопасности жизнедеятельности.
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений очевидна, она является одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования и должна подкрепляться надежной финансовой и материально-технической базой. Решать эту проблему необходимо комплексно с созданием и развитием современных правовых, организационных, научных и методических основ обеспечения безопасности и с привлечением интеллектуальных и материальных ресурсов всего государства.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности жизнедеятельности: пожарной, электрической и технической безопасности зданий, сооружений в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
В рамках настоящей Программы должна быть решена основная задача - реализация государственной политики и требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательных учреждений, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности от возможных пожаров, аварий и других опасностей, включая решение следующих вопросов:
- оснащение образовательных учреждений всех типов и видов современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- создание региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений для организации и проведения всего комплекса работ по реализации Программы, координации деятельности ее участников и контроля за выполнением намеченных мероприятий;
- обследование технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений, их паспортизация, оценка пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по ее повышению до требований существующих норм и правил;
- анализ состояния и разработка предложений по развитию и совершенствованию нормативной, правовой и методической документации по обеспечению безопасности образовательных учреждений;
- разработка требований, норм и регламентов по обеспечению надежной безопасности для всех вновь проектируемых и реконструируемых образовательных учреждений, утверждение соответствующих государственных нормативных документов;
- активизация научных исследований по разработке и внедрению новых систем безопасности, технических и методологических решений, средств измерений и контроля для обеспечения безопасности образовательных учреждений, основанных на использовании современных достижений отечественной и зарубежной науки и техники;
- создание единой информационной среды по проблеме безопасности образовательных учреждений;
- организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность образовательных учреждений;
- разработка и внедрение механизмов организационного, правового, методического и экономического стимулирования исполнителей Программы по обеспечению безопасности образовательных учреждений.
При проведении инженерного обследования образовательных учреждений должны осуществляться:
- оценка рисков возникновения аварийных ситуаций;
- определение зон действия основных поражающих факторов при различных сценариях их развития;
- оценка возможных последствий возникновения аварийной ситуации, включая: оценку величины ущерба; определение числа пострадавших среди учащихся, студентов, производственного персонала образовательных учреждений и населения прилегающих районов; разработку мероприятий, снижающих риск возникновения аварийных ситуаций;
- пропаганда мероприятий по обеспечению безопасности образовательных учреждений в средствах массовой информации.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период 2004-2007 г.г. и в случае необходимости предполагается ее дальнейшее развитие.
IV. Структура Программы
Программа состоит из двух блоков:
I- й блок - инвестиционно-производственный,
II-й блок - научно-инновационный.
Инвестиционно-производственный блок Программы включает следующее направление: "Материально-техническое обеспечение безопасности образовательных учреждений, оснащение, монтаж и сервисное обслуживание соответствующего оборудования и инженерных систем обеспечения безопасности", который связан с практической реализацией задач по обеспечению безопасности образовательных учреждений, включая решение следующих вопросов:
- оснащение современным противопожарным оборудованием и техническими средствами, обеспечивающими безопасность образовательных учреждений; организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
- создание сети региональных центров обеспечения безопасности образовательных учреждений;
- организация работ по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем всех без исключения образовательных учреждений и их паспортизации с целью оценки пожарной и конструктивной безопасности;
- определение комплекта оборудования средств защиты по повышению безопасности образовательного учреждения до требований существующих норм и правил;
- апробация оборудования и технических средств по контролю и обеспечению конструктивной и пожарной безопасности зданий и сооружений; монтаж, наладка и сервисное обслуживание систем обеспечения безопасности; организация и проведение конкурсов на их поставку, монтаж, наладку и сервисное обслуживание.
Научно-инновационный блок Программы предназначен для научного обеспечения безопасности образовательных учреждений и состоит из следующих направлений:
Направление 1 - Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение безопасности образовательного учреждения.
Это направление предусматривает научно-обоснованную переработку и подготовку отраслевых нормативно-правовых и методических документов в связи с выходом новых законодательных и иных нормативно- правовых актов по безопасности жизнедеятельности.
В частности предусматривается:
- инвентаризация существующих нормативных документов и правовых актов по проблеме обеспечения пожарной и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем и доведение их до сведения руководителей образовательных учреждений;
- разработка отраслевых правил пожарной безопасности образовательных учреждений всех типов и видов, а также методических рекомендаций по обеспечению пожарной, электрической и инженерной безопасности зданий и сооружений;
- анализ существующих и разработка новых рекомендаций по обследованию и оценке технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений;
- разработка рекомендаций для составления мероприятий по поддержанию в нормальном эксплуатационном состоянии всех конструктивных элементов зданий и сооружений, оказывающих влияние на пожарную и конструктивную безопасность.
Направление 2 - Учебно-методическое обеспечение организации обучения, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров по безопасности образовательного учреждения:
- создание методики и оптимизация схем эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала с учетом реальных условий конкретного объекта образовательного учреждения;
- разработка программ по повышению квалификации руководителей и лиц, ответственных за безопасность образовательных учреждений, организация их обучения с выдачей соответствующего документа единого образца;
- подготовка комплекта учебных пособий, методических материалов, программ для подготовки и переподготовки специалистов по пожарной безопасности;
- разработка методических рекомендаций для организации профилактической работы по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях с учетом региональных условий;
- проведение противопожарной пропаганды и распространение передовых достижений по защите от пожара образовательных учреждений.
Направление 3 - Совершенствование элементов современного оборудования и средств обеспечения безопасности образовательного учреждения:
- разработка единой методики обследования объектов образовательных учреждений для оценки их пожарной и электрической безопасности, мониторинга пожарной нагрузки и оценки скорости распространения огня по видам объектов образовательных учреждений;
- разработка (при необходимости) рекомендаций по снижению пожарной нагрузки, созданию систем активной и пассивной пожарной защиты образовательных учреждений;
- разработка рекомендаций по обследованию и реконструкции устаревших систем электрической защиты в образовательных учреждениях с учетом их замены современными средствами пожарной и электрической безопасности, включая устройства защитного отключения (УЗО), автоматического контроля параметров электросетей, сигнализации и принудительного отключения при возникновении пожароопасных ситуаций;
- разработка и создание типовых комплектов специальных средств пожарной защиты для специальных коррекционных образовательных учреждений;
- разработка методов и средств повышения огнестойкости конструктивных элементов зданий образовательных учреждений с учетом их остаточного ресурса и заданных сроков работоспособности в условиях пожара;
- разработка методики расчета параметров и средств систем автоматического первичного пожаротушения и оснащения ими помещений в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и с круглосуточным пребыванием учащихся;
- разработка научно-обоснованных схем регулирования потоков и эвакуации учащихся, студентов, преподавательского состава и обслуживающего персонала для образовательных учреждений различного назначения.
V. Нормативное сопровождение Программы
Распоряжение Министерства образования Российской Федерации от 19.05.2003 N 589-30 "О разработке государственной Программы на 2004-2006 гг. "Безопасность образовательного учреждения".
Протокольное решение заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 29.08.2003 N 5.
Решение Координационного совета по обеспечению реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года от 21.10.2003 N 26.
Решение коллегии Минобразования России от 25.11.2003 N ____.
Соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы "Безопасность образовательного учреждения" между Минобразованием России, МЧС России и Госстроем России от ___________ N ____.
Соглашение между Минобразованием России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Программы Минобразования России на 2004 г. "Безопасность образовательного учреждения".
Издание приказов Минобразования России об утверждении:
а) Программы на 2004-2007 г.г. "Безопасность образовательного учреждения";
б) Совета Программы;
в) Состава рабочей группы Программы;
г) Перечня Региональных центров по обеспечению безопасности образовательных учреждений и Положения о Центре.
Решения (постановления, распоряжения и т.д.) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении и финансировании региональных программ "Безопасность образовательного учреждения".
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Программа по обеспечению безопасности образовательных учреждений является инвестиционной с консолидацией источников финансирования из бюджетов всех уровней.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2004 году предусматриваются следующие.
Финансирование Программы в 2004 г. предусматривается за счет бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления на условиях софинансирования в объеме 230 млн. руб.
В целом финансирование госпрограммы в 2004 году составит 3,477 млрд. рублей.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы в 2005 г. предполагаются следующие:
- из бюджета Минобразования России за счет средств ФПРО - 400 млн. рублей;
- за счет средств софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления - 600 млн. рублей.
Приобретение оборудования и средств обеспечения безопасности для образовательных учреждений, их монтаж, наладка и сервисное обслуживание будут осуществляться на конкурсной основе среди широкого круга поставщиков, монтажных и наладочных организаций.
Программа базируется на результатах, полученных в ходе выполнения нескольких научно-технических межвузовских программ Минобразования России, в том числе:
- "Качество и безопасность технологий, продукции, образовательных услуг и объектов";
- "Биологическая безопасность и лечебно-профилактическое питание" и др.
Распределение финансирования по Программе
VII. Механизм реализации программы
Распределение госбюджетного финансирования будет производить Минобразование России с учетом софинансирования и принятых региональных программ субъектов Российской Федерации.
Отбор исполнителей проектов при реализации программных мероприятий, финансируемых из средств федерального бюджета и региональных бюджетов будет осуществляться на конкурсной основе.
Финансирование проектов при долевом участии внебюджетных средств образовательных учреждений, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, при наличии утвержденных региональных программ по безопасности образовательных учреждений, будет осуществляться на основе договоров с организациями - победителями конкурсов.
Механизм реализации Программы, начиная с 2005 года, если Программа получит статус государственной, предполагает организацию региональных центров безопасности образовательных учреждений. Эти центры создаются на базе образовательных учреждений, имеющих центры пожарной безопасности, охраны труда, промышленной безопасности, энергосбережения .
Приоритетностью реализации Программы в 2004 году является обеспечение противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений, школ - интернатов общего типа и детских домов.
На региональные центры безопасности образовательных учреждений в 2004 г. возлагаются следующие задачи:
- проведение обучения и повышения квалификации по пожарной безопасности, промышленной безопасности, охране труда, экологической и электробезопасности;
- организация подготовки, переподготовки и аттестации кадров по пожарной безопасности и охране труда;
- проведение аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и обучения, сертификации на безопасность образовательных учреждений региона;
- ведение текущего мониторинга состояния безопасности образовательных учреждений;
- подготовка предложений по переработке и участие в разработке проектов отраслевых нормативных правовых документов, направленных на улучшение условий и охраны труда работников, обучающихся и воспитанников системы Минобразования России;
- изучение, обобщение и распространение передового опыта работы в области безопасности образовательных учреждений;
- организация и проведение смотров - конкурсов по безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях в регионе;
- оказание практической и методической помощи государственным и местным (муниципальным) органам управления образованием и образовательным учреждениям в работе по безопасности жизнедеятельности;
- создание информационной базы данных нормативных правовых документов по охране труда, учебно- программных и методических материалов по обучению вопросам охраны труда, экологической, пожарной и электробезопасности.
С момента придания Программе статуса государственной на региональные центры дополнительно возлагаются следующие задачи:
- формирование технического совета при центре;
- создание рабочих групп из представителей- исполнителей и разработка плана-графика организационно-технических мероприятий по реализации каждого раздела Программы;
- подготовка требований (технических заданий) для выполнения намеченных мероприятий, проведение необходимой для этого аналитической работы;
- разработка конкурсной документации;
- организация и проведение конкурсов;
- подготовка и заключение договоров с исполнителями;
- организация контроля за ходом проведения конкурсов, приемка результатов;
- создание системы проведения независимой экспертизы проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов образовательных учреждений, паспортов безопасности, научных разработок по этой проблеме, а также системы апробации результатов научных исследований;
- проведение экспертизы и согласования проектов строительства, реконструкции и ремонта объектов образовательных учреждений, паспортов безопасности;
- подготовка статистических, финансовых и аналитических отчетов о реализации Программы.
Региональные центры (от имени юридических лиц - образовательных учреждений) заключают договоры на инженерное обследование и разработку проектов по повышению безопасности образовательных учреждений (так как такая деятельность является лицензируемой, то центры должны иметь лицензии на данные виды работ или по согласованию с ГУ МЧС по регионам подобрать подрядчиков для выполнения данной работы).
На основании выполненных проектов с образовательными учреждениями или региональными органами управления образованием заключаются договоры на поставку продукции на условиях софинансирования.
VIII. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения
8.1. Организация управления
Заказчиком Программы является Министерство образования Российской Федерации. Выполнение Программы предполагается осуществить во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и региональными органами исполнительной власти.
Минобразование России, МЧС России и Госстрой России заключают между собой рамочное соглашение о сотрудничестве по выполнению Программы Минобразования России на 2004-2007 г.г. "Безопасность образовательного учреждения".
Для реализации Программы будут заключаться двухсторонние соглашения между Минобразованием России и администрациями регионов по согласованию с региональными управлениями МЧС России и Госстроя России.
Управление Программой осуществляет Минобразование России во взаимодействии с МЧС России, Госстроем России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через Совет и Рабочую группу Программы.
Совет Программы формируется из представителей Минобразования России, МЧС России, Госстроя России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других основных исполнителей Программы.
Состав Совета Программы утверждается приказом Минобразования России.
Совет Программы возглавляет председатель - Министр образования Российской Федерации или его первый заместитель.
Совет Программы:
- определяет политику в области безопасности образовательных учреждений, главные приоритеты и общую стратегию Программы;
- принимает решения по управлению Программой;
- не реже 1 раза в полугодие рассматривает результаты выполнения Программы и принимает решения по ее дальнейшему финансированию;
- проводит работу по привлечению дополнительных источников финансирования.
Подготовка заседаний Совета проводится рабочей группой Программы.
Оперативное управление Программой осуществляет рабочая группа Программы.
Рабочая группа Программы возглавляется заместителем Министра и включает в свой состав руководителей структурных подразделений Минобразования России, представителей федеральных министерств и ведомств, заинтересованных в реализации Программы, и других основных исполнителей Программы.
Рабочая группа Программы:
- в своей работе руководствуется решениями Совета Программы;
- осуществляет организационное сопровождение Программы в целом;
- разрабатывает совместные предложения Минобразования России и участников (исполнителей) Программы в рамках Соглашений по включению мероприятий, корректировке и реализации Программы;
- обеспечивает выполнение относящихся к ее компетенции требований настоящей Программы и решений Совета Программы.
Министерство образования Российской Федерации проводит следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
- разрабатывает конкурсную документацию, организует и проводит конкурсы на закупку и поставку противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений в соответствии с нормативами (перечнями), а также для образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников (школ - интернатов общего типа и детских домов) на условиях софинансирования из бюджетов органов исполнительной власти Российской Федерации;
- заключает договора с организациями - победителями конкурса и финансирует их в установленном порядке за поставку соответствующего оборудования;
- разрабатывает нормативы (спецификации) по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения для специальных коррекционных образовательных учреждений, школ - интернатов общего типа и детских домов:
- разрабатывает отраслевую нормативную правовую и методическую документацию по пожарной безопасности;
- создает региональные центры безопасности образовательного учреждения;
- организует обучение, повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров по пожарной безопасности.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводят следующую работу в 2004 году по реализации Программы:
- разрабатывают и утверждают региональную программу "Безопасность образовательного учреждения";
- выделяют из бюджета средства на реализацию региональной программы "Безопасность образовательного учреждения";
- принимают участие в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами зашиты и пожаротушения школ - интернатов общего типа и детских домов на условиях софинансирования (50% на 50%) из регионального бюджета;
- участвуют в реализации мероприятий по оснащению противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения специальных коррекционных образовательных учреждений за счет средств Минобразования России;
- организуют обучение в образовательных учреждениях сотрудников, обучающихся и воспитанников по пожарной безопасности;
- проводят расширенные заседания с участием представителей местных органов Государственной противопожарной службы МЧС России, органов управления образованием всех уровней и других организаций о состоянии безопасности образовательных учреждений региона;
- организуют работу по обследованию технического состояния зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждений региона, их паспортизации и подготовке экспертного заключения по оценке пожарной, электрической и конструктивной безопасности;
- обеспечивают проектной документацией, согласованной с территориальными органами МЧС России и Госстроя России, на монтаж в образовательных учреждениях противопожарного оборудования в соответствии с установленными нормативами;
- определяют организацию для координации работы по поставке и монтажу противопожарного оборудования в конкретные образовательные учреждения региона;
- финансируют и организуют выполнение работ по противопожарной обработке чердачных перекрытий, оконных и дверных проемов и защиты путей эвакуации несгораемой отделкой, а также замену аварийных электросетей в образовательных учреждениях.
Организации-исполнители определяются на конкурсной основе. Они обеспечивают:
- выполнение работ по проекту (проектам), финансируемому из средств Программы, на высоком научно-техническом уровне в установленные сроки и в рамках имеющейся у них лицензии;
- целевое расходование выделенных средств, осуществляют их учет и финансовую отчетность;
- своевременно направляют в Минобразование России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации отчетные материалы;
- участвуют в рекламно-информационной деятельности, проводимой в рамках Программы, предоставляя необходимую информацию, выставочные экспонаты, а при необходимости и финансовые средства для рекламы.
IХ. Мероприятия по реализации программы Минобразования России на 2004- 2007 годы "Безопасность образовательного учреждения"
Программа реализуется как комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели, а именно повышение пожарной, электрической и конструктивной безопасности зданий, сооружений и инженерных систем образовательных учреждениях всех типов и видов в Российской Федерации на основе использования современных достижений науки и техники в этой области и привлечения отечественной производственной базы.
Мероприятия Программы определены на основе предварительного анализа состояния пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Основное внимание при разработке Программы уделено минимизации затрат на достижение социального и экономического эффектов при осуществлении программных мероприятий.
1. Организационное обеспечение реализации Программы
2. Оснащение современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения образовательных учреждений
<*> 40% сметных назначений на приобретение оборудования и капитальный ремонт, выделяемых Минобразованием России подведомственным образовательным учреждениям, должны быть направлены на выполнение мероприятий программы.
3. Обучение, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров по пожарной безопасности
4. Нормативное правовое и методическое обеспечение противопожарной безопасности
N п/п | Мероприятия | Финансовые затраты, млн. руб. | Источник финансирования | Сроки проведения работ | Исполнитель | |||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1. | Разработка Правил пожарной безопасности для образовательных учреждений всех типов и видов (образовательных учреждений профессионального образования; специальных коррекционных образовательных учреждений; образовательных учреждений с круглосуточным пребыванием обучающихся и воспитанников; общеобразовательных учреждений) с учетом требований Федерального закона от 27.12.2002 N 184 "О техническом регулировании" | 1,6 | --- | --- | --- | Бюджет Минобразования России, НТП "Федерально-региональная политика в науке и образовании" | 2004 г. | Минобразование России, организация- исполнитель на конкурсной основе |
2. | Разработка общего технического регламента, устанавливающего обязательные требования к эксплуатации образовательных учреждений в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" | 0,8 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |
3. | Разработка системы мониторинга обеспеченности состояния противопожарной защиты образовательных учреждений на базе геоинформационных технологий и создание единой информационной среды | 1,1 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |
4. | Разработка и согласование нормативных, правовых документов и методического обеспечения по охране труда, пожарной безопасности и обеспечению безопасности учебного процесса в образовательных учреждениях, в том числе: | 0,95 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |
а) Разработка и введение с 2004 года отраслевой отчетности о состоянии пожарной безопасности в образовательных учреждениях; | 0,25 | --- | --- | --- | ||||
б) Разработка положения о региональном центре безопасности жизнедеятельности; | 0,20 | --- | --- | --- | ||||
в) Разработка положения о центре по обучению и проверке знаний требований пожарной безопасности работников образовательных учреждений; | 0,25 | --- | --- | --- | ||||
г) Разработка правового и экономического механизма стимулирования исполнителей Программы и участников работ по обеспечению пожарной безопасности. | 0,25 | --- | --- | --- | ||||
5. | Разработка правил и методов оперативной деятельности сотрудников на основе моделирования процесса развития пожара в здании образовательного учреждения | 0,4 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |
6. | Разработка методики и рекомендаций по эвакуации людей из образовательных учреждений различных типов и видов при чрезвычайных ситуациях, вызванных пожаром | 0,6 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |
7. | Разработка методических рекомендаций по пожарной профилактике и типовых наглядных средств (плакатов) для образовательных учреждений | 0,85 | --- | --- | --- | //-// | 2004 г. | //-// |