Постановление Правительства РФ от 20.06.2000 N 471

"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях"
Редакция от 26.01.2007 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 31.07.2017 N 911»
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N 471

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, от 26.01.2007 N 50)

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июня 2000 г. N 471

ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 N 731, от 26.01.2007 N 50)

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

2. Лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях по перечню согласно приложению осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее именуется - лицензирующий орган).

3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации.

4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

5. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.

6. Осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях без лицензии не допускается.

7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения, наименования банка и номера расчетного счета;

лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться.

Заявление должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое лицо;

б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731)

в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

д) документы, подтверждающие возможность соискателя лицензии обеспечить выполнение требований и условий, установленных настоящим Положением (далее именуются - лицензионные требования и условия);

е) документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации;

ж) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии нормативно-методических документов по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными материалами, документов, устанавливающих порядок подготовки, аттестации и допуска персонала к работе с радиоактивными материалами, а также наличие сил и средств, готовых к действиям в аварийных ситуациях и к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (для организаций, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну);

и) заключение государственной экологической экспертизы (для проектируемых и реконструируемых объектов);

к) документы о финансовом обеспечении гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, которые могут быть причинены радиационным воздействием.

Если копии документов не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы.

Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.

Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о приеме документов направляется или вручается соискателю лицензии.

8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.

Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины направляется или вручается соискателю лицензии. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.

10. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

В случае если лицензиат в течение 3 месяцев не уплатил государственную пошлину, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.

Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения.

В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против участия данного лица в экспертизе.

Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.

14. Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия.

При принятии комиссией решения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы на проведение независимой экспертизы относятся за счет лицензирующего органа.

15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается:

а) наименование лицензирующего органа;

б) наименование и местонахождение лицензиата;

в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, срок, в течение которого он будет осуществляться;

г) условия осуществления указанного вида деятельности;

д) идентификационный номер налогоплательщика;

е) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

ж) дата выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии.

Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью.

16. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.

17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат обязан соблюдать:

а) законодательство Российской Федерации;

б) нормы и правила по ядерной, радиационной и промышленной безопасности;

в) нормы и правила по физической защите радиоактивных материалов и по сохранению государственной тайны;

г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов;

д) экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила;

е) настоящее Положение.

18. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.

19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:

а) проводить проверки соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием нарушений;

г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;

д) выносить предупреждение лицензиату;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

20. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении в пределах своей компетенции нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить о них в лицензирующий орган.

21. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.

22. В случае преобразования лицензиата - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.

23. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления с необходимыми документами.

24. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан незамедлительно подать заявление о его переоформлении.

25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии или аннулировать ее.

26. Основанием для приостановления действия лицензии является:

а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой возникновение аварий, нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства;

б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего устранить выявленные нарушения.

27. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

29. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия решения.

30. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

31. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 30-дневный срок со дня получения соответствующего подтверждения обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о своем решении лицензиата.

32. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не снимает с юридического лица обязанности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования радиоактивных материалов при использовании атомной энергии в оборонных целях в соответствии с действующими нормами и правилами.

33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.

34. В реестре лицензий должны быть указаны:

а) сведения о лицензиате;

б) сведения о лицензирующем органе;

в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, на осуществление которого выдана лицензия;

г) дата выдачи и номер лицензии;

д) срок действия лицензии;

е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основание и дата приостановления и возобновления действия лицензии;

ж) основание и дата аннулирования лицензии;

з) другие необходимые сведения.

35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для юридических лиц. Указанные лица вправе за плату получить выписку из реестра лицензий.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.

Срок предоставления выписок из реестра лицензий не должен превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.

36. Пункт утратил силу. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 50)

Приложение
к Положению о лицензировании деятельности
по использованию радиоактивных материалов
при проведении работ по использованию
атомной энергии в оборонных целях

ПЕРЕЧЕНЬ
РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ОБОРОННЫХ ЦЕЛЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В РАМКАХ ПОДЛЕЖАЩЕЙ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).

2. Изготовление ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).

3. Испытания ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).

4. Хранение ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).

5. Транспортирование ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).

6. Разборка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и утилизация их составных частей (компонентов).

7. Разработка устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.

8. Изготовление устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.

9. Испытания устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.

10. Ремонт и модернизация устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.

11. Разработка, изготовление и эксплуатация устройств и технических средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.

12. Проектирование зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.

13. Строительство зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.

14. Эксплуатация зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.

15. Проектирование исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

16. Изготовление исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

17. Испытания исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

18. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

19. Проектирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

20. Изготовление ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

21. Испытания ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

22. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения и их наземных стендов-прототипов.

23. Транспортирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

24. Ремонт ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

25. Утилизация ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

26. Работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их хранении и транспортировании, а также при их переработке (на объектах использования этих материалов в указанных целях).

27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств и технических средств обращения с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация изделий с радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях.

28. Переработка радиоактивных отходов, образующихся при использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах использования этих материалов в указанных целях).

29. Проектирование комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

30. Строительство комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

31. Эксплуатация комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно опасных и радиационно опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.

32. Проведение экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.