УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Госстандарта России
от 25 декабря 2000 г. N 409-ст
Дата введения -
1 апреля 2001 года
ПРАВИЛА ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССИФИКАЦИИ И КОДИРОВАНИЯ ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПР 50.1.019-2000
Предисловие
Разработаны Всероссийским научно - исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Главным межрегиональным центром обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России.
Внесены Научно - техническим управлением Госстандарта России.
Приняты и введены в действие Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 409-ст.
Взамен ПР 50-733-93.
1. Область применения
Настоящие Основные положения определяют содержание работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации, проводимых в области создания и развития Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД) в Российской Федерации, категории классификаторов и унифицированных форм документов, стадии их разработки, порядок введения в действие и применения, методы классификации и кодирования информации и унификации документации, международное сотрудничество в этой области.
Основные положения предназначены для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов, осуществляющих лицензирование, хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, действующими на территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно - правовой формы, при проведении работ по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации.
Порядок разработки общероссийских классификаторов приведен в [1], а процесс их ведения - в [2].
2. Определения
В области ЕСКК и УСД применяются следующие термины с соответствующими определениями:
2.1. Классификация - разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами классификации.
2.2. Объект классификации - элемент классифицируемого множества.
2.3. Признак классификации - свойство или характеристика объекта классификации, по которому проводится классификация.
2.4. Классификационная группировка - подмножество объектов, полученное в результате классификации.
2.5. Ступень классификации - этап классификации при иерархическом методе классификации, результатом которого является совокупность классификационных группировок.
2.6. Глубина классификации - число ступеней классификации.
2.7. Код: Знак (символ) или совокупность знаков (символов), принятых для обозначения классификационной группировки или объекта классификации.
2.8. Кодирование - присвоение кода классификационной группировке или объекту классификации.
2.9. Алфавит кода - система знаков (символов), принятых для образования кода.
2.10. Иерархический метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество последовательно делится на подчиненные подмножества.
2.11. Фасетный метод классификации - метод классификации, при котором заданное множество объектов делится на подмножество независимо, по различным признакам классификации.
2.12. Последовательный метод кодирования - метод кодирования, при котором в кодовом обозначении знаки на каждой ступени деления зависят от результатов разбиения на предыдущих ступенях.
2.13. Параллельный метод кодирования - метод кодирования, при котором признаки классификации кодируются независимо друг от друга определенными разрядами или группой разрядов кодового обозначения.
2.14. Порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда.
2.15. Серийно - порядковый метод кодирования - метод кодирования, при котором кодовыми обозначениями служат числа натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками.
2.16. Классификатор технико - экономической и социальной информации (классификатор) - нормативный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации.
2.17. Общероссийский классификатор (ОК) - классификатор, принятый Госстандартом России и обязательный для применения при межотраслевом обмене информацией.
2.18. Отраслевой (ведомственный) классификатор - классификатор, принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством), на который возложено выполнение определенных видов экономической деятельности, и не подлежащий применению при межотраслевом обмене информацией.
2.19. Классификатор организации - классификатор, принятый организацией, предприятием или их группами, занимающимися аналогичными видами экономической деятельности, применяемый только этими хозяйствующими субъектами.
2.20. Международная классификация - классификация, принятая международной организацией.
2.21. Ведение классификатора - поддержание классификатора в достоверном состоянии и информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.
2.22. Гармонизация классификаторов - приведение данного классификатора в соответствие с классификатором, выбранным в качестве основы, установленными путями гармонизации.
2.23. Переходной ключ - таблица, устанавливающая соответствие каждой группировке или объекту классификации одного классификатора одной или нескольким группировкам или объектам классификации другого классификатора.
2.24. Унифицированная форма документа (УФД) - созданная с использованием методов унификации документации совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данном виде экономической деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
2.25. Унифицированная система документации - созданная с использованием методов унификации документации совокупность взаимоувязанных унифицированных форм документов, отвечающих единым требованиям и объединенных в зависимости от сферы их применения в общероссийские унифицированные системы документации, отраслевые (ведомственные) унифицированные системы документации, унифицированные системы документации организаций.
2.26. Общероссийская унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав общероссийской унифицированной системы документации и обязательная для применения на всей территории Российской Федерации в определенном виде экономической деятельности.
2.27. Отраслевая (ведомственная) унифицированная форма документа - унифицированная форма документа, входящая в состав отраслевой (ведомственной) унифицированной системы документации и не предназначенная для межотраслевого применения.
2.28. Унифицированная форма документа организации - унифицированная форма документа, входящая в состав унифицированной системы документации организации и обязательная для применения только в данной организации (предприятии) или их группах, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности.
3. Общие положения
3.1. Создание и развитие ЕСКК в Российской Федерации осуществляются в соответствии с:
Законом Российской Федерации "О стандартизации" от 10 июня 1993 г. N 5154-1;
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 100 "Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. N 1251 "О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1410 "О Федеральной целевой программе "Реформирование статистики в 1997 - 2000 годах";
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1999 г. N 1212 "О развитии единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации".
3.2. ЕСКК представляет собой систему, включающую:
общероссийские классификаторы технико - экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы);
нормативные и методические документы, регламентирующие разработку, ведение и применение общероссийских классификаторов.
Перечень общероссийских классификаторов и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их ведение, приведен в Приложении А.
3.3. УСД состоят из совокупности взаимосвязанных унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах экономической деятельности; средств их ведения; нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.
Перечень общероссийских унифицированных систем документации, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации, и федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, ответственных за их ведение, приведен в Приложении Б.
3.4. Объектами классификации и кодирования в ЕСКК являются технико - экономические и социальные объекты и их свойства, используемые в различных видах экономической деятельности при межотраслевом обмене информацией.
3.5. Работы по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации проводятся в различных видах экономической деятельности, включая статистику, налоговую, финансовую и правоохранительную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и предоставление услуг, таможенное дело, образование, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, лицензионную деятельность, и осуществляются с целью унификации и стандартизации информационного обеспечения процессов экономической деятельности.
3.6. Общероссийские классификаторы создаются федеральными органами исполнительной власти или соответствующими организациями (далее - учреждения, ответственные за разработку общероссийских классификаторов) по согласованию с Госстандартом России, Госкомстатом России и Минэкономразвития России в части основных видов технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене.
Могут создаваться отраслевые (ведомственные) классификаторы технико - экономической и социальной информации и классификаторы указанной информации, используемые группой организаций, занимающихся аналогичными видами деятельности, или одной организацией.
На этапе принятия общероссийских классификаторов Госстандарт России совместно с учреждением, ответственным за разработку общероссийского классификатора, определяет федеральный орган исполнительной власти или организацию, ответственные за ведение общероссийских классификаторов (далее - учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов), а также организации, с которыми эти классификаторы должны быть согласованы в обязательном порядке.
3.7. Межотраслевую координацию работ по разработке, ведению и развитию ЕСКК осуществляют Госстандарт России и Всероссийский научно - исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России.
Госстандарт России в соответствии с Законом Российской Федерации "О стандартизации" устанавливает порядок разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов.
3.8. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы, осуществляющие лицензирование, при создании информационных систем и ресурсов на федеральном и региональном уровнях управления и разработке правовых актов обеспечивают обязательное применение общероссийских классификаторов.
Банку России и органам местного самоуправления рекомендуется обеспечить применение общероссийских классификаторов.
3.9. Федеральные органы исполнительной власти при разработке проектов правовых актов, связанных с созданием и ведением государственных информационных систем и ресурсов, согласовывают с Госкомстатом России эти проекты в части обязательного применения общероссийских классификаторов в целях обеспечения сопоставимости экономико - статистических данных о деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.10. Госкомстат России и Госстандарт России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и учреждениями, ответственными за ведение общероссийских классификаторов, обеспечивают их автоматизированное ведение и предоставление в установленном порядке пользователям на всей территории Российской Федерации информации об общероссийских классификаторах и вносимых в них изменениях, записанных на машинных носителях, в том числе с использованием средств телекоммуникаций на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России.
3.11. Минюст России при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти учитывает требования об обязательном применении общероссийских классификаторов.
3.12. Госстандарт России принимает и обеспечивает официальное типографское издание общероссийских классификаторов и изменений к ним.
3.13. Минфин России при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривает выделение Госстандарту России средств на развитие ЕСКК.
4. Общие принципы функционирования Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации
Общими принципами функционирования ЕСКК и ведения работ, связанных с ее развитием, являются:
учет социально - экономических изменений в стране;
открытость и общедоступность ЕСКК для пользователей в той части, которая не содержит сведений, составляющих государственную тайну;
автоматизация процесса обработки технико - экономической и социальной информации;
обеспечение методического и организационного единства ЕСКК;
комплексность ЕСКК, предусматривающая наиболее полный охват технико - экономической и социальной информации, используемой при межотраслевом обмене;
постоянная актуализация технико - экономической и социальной информации;
обязательность применения ЕСКК при формировании государственных информационных систем и ресурсов;
совместимость ЕСКК, государственных информационных систем и ресурсов и их взаимодействие в едином информационном пространстве Российской Федерации на основе использования ЕСКК;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификаторами и стандартами.
5. Задачи Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унифицированных систем документации в Российской Федерации
Основными задачами ЕСКК и УСД являются:
создание условий для формирования единого информационного пространства на территории Российской Федерации;
систематизация информации по единым классификационным правилам и их использование при прогнозировании социально - экономического развития страны и ведении учета и отчетности;
информационное обеспечение налогообложения, лицензирования, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхования, финансового посредничества;
содействие специализации и кооперированию в области производства продукции и оказания услуг;
упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
создание условий для унификации документации при осуществлении межотраслевого документооборота;
обеспечение совместимости информационных систем и ресурсов;
обеспечение межотраслевого обмена информационными ресурсами;
гармонизация ЕСКК с международными и региональными классификациями и со стандартами.
6. Категории классификаторов и унифицированных форм документов
6.1. В зависимости от области применения классификаторы подразделяются на следующие категории:
общероссийские классификаторы;
отраслевые (ведомственные) классификаторы;
классификаторы организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - классификаторы организаций).
6.2. Общероссийские классификаторы разрабатываются в целях обеспечения:
сопоставимости данных в различных сферах и на различных уровнях экономической деятельности (межотраслевое применение);
совместимости и взаимодействия государственных информационных систем и ресурсов;
гармонизации с международными и региональными классификациями;
информационной связи с действующими общероссийскими классификаторами;
использования их в общероссийских унифицированных формах документов.
6.3. Отраслевые (ведомственные) классификаторы разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных отраслевых (ведомственных) формах документов, отсутствующей в общероссийских классификаторах или представляющей собой выборки из общероссийских классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
6.4. Классификаторы организаций разрабатываются в целях включения в них информации, содержащейся в унифицированных формах документов организаций, отсутствующей в общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторах либо представляющей собой выборки из общероссийских и (или) отраслевых (ведомственных) классификаторов, в которых допускается перекодирование объектов классификации, дополнение отсутствующими в них объектами и (или) признаками классификации.
6.5. Для проведения сопоставимости объектов классификации или их группировок из различных классификаторов могут создаваться и использоваться переходные ключи, которые следует рассматривать в качестве справочно - поискового аппарата.
Переходные ключи могут разрабатываться между классификаторами, в которых по разным признакам классифицируются одни и те же объекты классификации; между классификаторами, имеющими взаимосвязанные объекты классификации и т.п.
6.6. Унифицированные системы документации и входящие в них унифицированные формы документов подразделяются на следующие категории:
общероссийские;
организаций, предприятий или их групп, занимающихся аналогичными видами экономической деятельности (далее - организаций).
6.7. Общероссийские унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку общероссийских унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов.
6.8. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов и унифицированные формы документов организаций разрабатываются на основе общероссийских унифицированных форм документов или во взаимосвязи с ними.
6.9. Отраслевые (ведомственные) унифицированные формы документов утверждаются федеральными органами исполнительной власти или другими организациями, ответственными за разработку отраслевых (ведомственных) унифицированных систем документации, в состав которых входят данные унифицированные формы документов. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной отрасли (ведомства).
6.10. Унифицированные формы документов организаций утверждаются соответствующими организациями. Формы этой категории включают наряду с реквизитами, содержащимися в общероссийских и отраслевых (ведомственных) унифицированных формах документов, реквизиты, отражающие специфику конкретной организации.
7. Стадии разработки и ведения общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов
7.1. Для общероссийского классификатора установлены следующие стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийского классификатора;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийского классификатора и ее рассылка в заинтересованные организации;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийского классификатора, ее обязательное согласование и представление для принятия;
4-стадия - принятие и государственная регистрация общероссийского классификатора;
5-я стадия - официальное издание общероссийского классификатора;
6-я стадия - ведение общероссийского классификатора.
7.2. Для общероссийской унифицированной формы документов установлены следующие стадии разработки и ведения:
1-я стадия - организация разработки общероссийской унифицированной формы документов;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов;
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта общероссийской унифицированной формы документов;
4-я стадия - утверждение и регистрация общероссийской унифицированной формы документов;
5-я стадия - тиражирование бланков форм документов;
6-я стадия - ведение общероссийской унифицированной формы документов.
7.3. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, издания, ведения и применения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
7.4. Порядок разработки, утверждения, введения в действие, тиражирования, ведения и применения отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
8. Методы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унификации документации
8.1. Основными методами классификации технико - экономической и социальной информации являются иерархический и фасетный.
8.2. Основными методами кодирования технико - экономической и социальной информации являются последовательный, параллельный, порядковый и серийно - порядковый.
8.3. Выбор методов классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации в каждом конкретном случае осуществляется разработчиком классификатора.
8.4. В зависимости от специфики информации и области применения классификаторов в них возможно применение различных сочетаний основных методов классификации и кодирования.
8.5. Для защиты кодов классификаторов и обеспечения достоверности информации на всех этапах информационного взаимодействия, а также контроля кодов классификаторов при их применении в классификаторы могут вводиться контрольные числа. Контрольное число проставляют после кода. Целесообразность применения контрольных чисел определяет разработчик классификатора.
Контрольное число рассчитывается в соответствии с методикой, изложенной в Приложении В.
8.6. Основными методами унификации документации являются методы содержательной и формальной унификации.
К методам содержательной унификации относятся:
установление ограничительных номенклатур действующих форм;
создание типовых форм;
построение единой модели документов для групп однородных задач (использование формуляра - образца);
унификация и стандартизация реквизитов, используемых в формах.
Методами формальной унификации являются:
унификация структур документов;
создание общих синтаксических правил построения документа;
унификация методов контроля информации документа.
9. Регистрация классификаторов и унифицированных форм документов
9.1. Принятые Госстандартом России общероссийские классификаторы подлежат государственной регистрации, осуществляемой ВНИИКИ Госстандарта России.
9.2. При государственной регистрации каждому общероссийскому классификатору присваивается обозначение, состоящее из обозначения его категории - "ОК", отделенного пробелом трехзначного регистрационного номера и отделенного тире года принятия общероссийского классификатора, записываемого четырьмя цифрами.
Для общероссийского классификатора, построенного на основе полного аутентичного текста международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта, а также гармонизированного с ними, указываются в скобках обозначения этих классификаторов или стандартов после обозначения категории общероссийского классификатора "ОК".
Для общероссийского классификатора, построенного с учетом требований, отражающих потребности российской экономики, на основе международного, регионального или межгосударственного классификатора или стандарта их обозначения указываются в скобках после обозначения общероссийского классификатора.
9.3. При регистрации общероссийских классификаторов на каждый из них заводится дело общероссийского классификатора.
9.4. Порядок регистрации и обозначения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
9.5. Общероссийские унифицированные формы документов, утвержденные в установленном порядке, подлежат регистрации во ВНИИКИ Госстандарта России путем их включения в Общероссийский классификатор управленческой документации.
9.6. Порядок регистрации отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций устанавливают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства или организации.
10. Ведение классификаторов и унифицированных форм документов
10.1. Основными задачами ведения общероссийских классификаторов являются:
научно - методическое и организационное обеспечение работ по ведению общероссийских классификаторов;
поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии;
информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений.
10.2. Ведение общероссийских классификаторов, их классов и (или) группировок обеспечивают учреждения, ответственные за ведение этих классификаторов, их классов и (или) группировок, или определенные ими головные организации из числа организаций, как правило, находящихся в их ведении.
10.3. Поддержание общероссийских классификаторов в достоверном состоянии включает разработку, согласование, проведение экспертизы и утверждение изменений, вносимых в общероссийские классификаторы, их официальное издание, а также автоматизированное внесение изменений в машинные массивы общероссийских классификаторов.
10.4. Информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц в части общероссийских классификаторов и вносимых в них изменений обеспечивают Госстандарт России, Госкомстат России и другие учреждения, ответственные за ведение общероссийских классификаторов.
10.5. Порядок ведения отраслевых (ведомственных) классификаторов и классификаторов организаций определяют соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства и организации.
10.6. Ведение общероссийских унифицированных систем документации включает внесение изменений во входящие в них общероссийские унифицированные формы документов, их замену и включение новых унифицированных форм документов, а также внесение изменений в ОКУД.
10.7. Ведение общероссийских унифицированных систем документации обеспечивают федеральные органы исполнительной власти и организации, ответственные за разработку этих систем документации.
10.8. Ведение отраслевых (ведомственных) унифицированных форм документов и унифицированных форм документов организаций обеспечивают соответственно утвердившие их федеральные органы исполнительной власти и организации.
10.9. Официальная информация о принятии, отмене, замене общероссийских классификаторов, внесенных в них изменениях, а также тексты этих изменений публикуются Госстандартом России в ежемесячно выпускаемом информационном указателе "Государственные стандарты".
Перечень действующих на территории Российской Федерации общероссийских классификаторов публикуется Госстандартом России в ежегодно выпускаемом информационном указателе "Государственные стандарты".
11. Основные задачи, функции и принципы построения автоматизированного банка общероссийских классификаторов
11.1. Автоматизированное ведение общероссийских классификаторов на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России осуществляется в рамках автоматизированного банка общероссийских классификаторов (АБК), предусматривающего возможность получения хозяйствующими субъектами актуальной информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним.
11.2. Основными задачами АБК являются:
организация распределенной базы общероссийских классификаторов и поддержание ее в актуальном состоянии;
создание условий для обозначения сопоставимости данных при межотраслевом и межрегиональном обмене информацией при внедрении общероссийских классификаторов;
оперативное предоставление актуальной и достоверной информации по общероссийским классификаторам пользователям и в системы обработки данных функционирующие на различных уровнях, в том числе в Единый Государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО), целевые реестры (регистры) федеральных органов исполнительной власти;
формирование единого информационного фонда нормативно - справочной информации в целях электронной обработки статистических данных с использованием классификаторов;
рациональное распределение потоков информации (изменений к общероссийским классификаторам, запросов, ответов на запросы) на федеральном и региональном уровнях и уровне местного самоуправления;
обеспечение эффективного информационного взаимодействия АБК с различными информационными системами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
решение с использованием общероссийских классификаторов задач аналитического характера, включая получение сводно - группировочных таблиц статистических данных, и обеспечение информационно - справочного обслуживания пользователей в регламентном и диалоговом режимах.
11.3. АБК выполняет следующие функции:
хранение, актуализацию и многократное использование базы общероссийских классификаторов;
поиск и выдачу на видеотерминальные и печатающие устройства необходимых данных из базы общероссийских классификаторов в требуемой для пользователя форме;
реализацию работы в пакетном и диалоговом режимах;
формирование и запись на машинные носители данных об изменениях общероссийских классификаторов для актуализации нормативно - справочной информации, регистров и других баз данных;
оказание различных информационных услуг по запросам хозяйствующих субъектов;
обеспечение сохранности, целостности, контроля и защиты баз данных общероссийских классификаторов от несанкционированного доступа.
11.4. АБК построен на принципах распределенного банка данных, включающего АБК на федеральном и региональном уровнях и обеспечивающего распределение потоков информации и увязку территориальных банков в единую систему. АБК на федеральном уровне реализуется в Главном межрегиональном центре обработки и распространения статистической информации (ГМЦ) Госкомстата России, на региональном уровне - в территориальных органах Госкомстата России.
11.5. АБК на федеральном уровне, как и каждый территориальный банк в отдельности, представляет собой информационно - справочную систему, предназначенную для хранения и обеспечения актуальности информации по общероссийским классификаторам и изменениям к ним и предоставления этой информации хозяйствующим субъектам.
11.6. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним в АБК представляется ВНИИКИ Госстандарта России на бумажном и машинном носителях на основе принятых Госстандартом России общероссийских классификаторах и утвержденных ВНИИКИ Госстандарта России изменениях к ним. Информация по общероссийским классификаторам и изменениям к ним представляется во ВНИИКИ Госстандарта России (кроме общероссийских классификаторов, закрепленных за Госстандартом России) на бумажном и машинном носителях учреждениями, ответственными за разработку и за ведение общероссийских классификаторов. ГМЦ Госкомстата России представляет во ВНИИКИ Госстандарта России общероссийские классификаторы и изменения к ним только на бумажном носителе.
12. Введение в действие общероссийских классификаторов и унифицированных форм документов
12.1. На этапе принятия Госстандартом России общероссийского классификатора устанавливается дата введения его в действие, исходя из необходимости сбора тиража, издания общероссийского классификатора и подготовки хозяйствующих субъектов к применению общероссийского классификатора.
12.2. При утверждении общероссийских унифицированных форм документов федеральными органами исполнительной власти и организациями, ответственными за их разработку, устанавливается дата введения их в действие с учетом необходимости регистрации и тиражирования форм документов, подготовки хозяйствующих субъектов к внедрению общероссийских унифицированных форм документов.
13. Основные положения по применению общероссийских классификаторов
13.1. Общероссийские классификаторы подлежат применению в различных видах экономической деятельности, включая статистику, финансовую деятельность, налоговую и лицензионную деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, образование, стандартизацию, сертификацию, производство продукции и оказание услуг, таможенное дело, транспорт, торговлю, внешнеэкономическую, правоохранительную деятельности, для обеспечения информационной совместимости федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и ресурсов за счет стандартизации представления объектов технико - экономической и социальной информации в указанных видах экономической деятельности.
13.2. Использование общероссийских классификаторов при разработке правовых актов, а также при создании информационных систем и ресурсов осуществляется путем:
прямого применения общероссийских классификаторов (выборок позиций из общероссийских классификаторов) без изменения принятых кодов и наименований позиций;
включения в общероссийские классификаторы (выборки позиций из общероссийских классификаторов) дополнительных объектов классификации и классификационных признаков, не нарушающих коды и наименования позиций общероссийских классификаторов и предусмотренных в них резервных позиций.
13.3. Присвоение кодов по общероссийским классификаторам хозяйствующим субъектам осуществляют органы государственной статистики при их учете и идентификации в составе Единого государственного регистра предприятий и организаций.
В других случаях присвоение кодов объектам классификации по общероссийским классификаторам хозяйствующие субъекты осуществляют самостоятельно путем их отнесения к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неправильное их присвоение и применение.
13.4. При межотраслевом обмене информацией, создании информационных систем и ресурсов не допускается применение отраслевых (ведомственных) классификаторов технико - экономической и социальной информации и классификаторов организаций для объектов классификации, установленных в общероссийских классификаторах, а также резервных кодов общероссийских классификаторов.
14. Международное сотрудничество в области Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации и унифицированных систем документации
14.1. Международное сотрудничество по классификации и кодированию технико - экономической и социальной информации и унификации документации осуществляется по линии международных организаций, занимающихся указанными вопросами, а также на двусторонней и многосторонней основах с соответствующими организациями других стран.
14.2. Международное сотрудничество в области ЕСКК и УСД осуществляется в таких международных организациях, как: ООН, ИСО, МОТ, ЮНЕСКО, ЕЭК, Евростат и других.
В рамках ИСО оно осуществляется техническим комитетом по стандартизации ТК 257 "Документы и информация в управлении, торговле, промышленности и банковском деле" во взаимосвязи с техническими комитетами ИСО/ТК 154 "Документы и информационные элементы в управлении, торговле и промышленности" и ИСО/ТК 68 "Банковское дело и соответствующие финансовые службы".
14.3. Международное сотрудничество по линии международных организаций заключается в участии в разработке международных классификаций и стандартов, подготовке замечаний и предложений по проектам международных классификаций и стандартов.
14.4. Проведение работ по классификации и кодированию в странах - членах СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением этих стран о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Выработку согласованных решений, координацию работ и определение основных направлений деятельности на межправительственном уровне осуществляет Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации.
14.5. Использование международных и региональных классификаций осуществляется на основе гармонизации с ними разрабатываемых общероссийских классификаторов путем:
прямого применения международных и региональных классификаций без изменения принятых в них кодов и наименований;
включения в них дополнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и наименования позиций международных и региональных классификаций и предусмотренных в них резервных позиций, если иное не предусмотрено в международной и региональной классификации.
14.6. Двустороннее или многостороннее сотрудничество по вопросам классификации, кодирования и унификации документации включает работы по гармонизации национальных классификаторов стран - партнеров и систем их ведения, совместную разработку классификаторов, нормативных документов, проведение взаимных консультаций, обмен опытом и информацией.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ
Наименование общероссийского классификатора | Аббревиатура | Обозначение | Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за ведение общероссийских классификаторов |
Общероссийский классификатор стандартов | ОКС | ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор услуг населению | ОКУН | ОК 002-93 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения | ОКИСЗН | ОК 003-99 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг | ОКДП | ОК 004-93 | Минэкономразвития России |
Общероссийский классификатор продукции | ОКП | ОК 005-93 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления | ОКОГУ | ОК 006-93 | Госкомстат России |
Общероссийский классификатор предприятий и организаций | ОКПО | ОК 007-93 | Госкомстат России |
Общероссийский классификатор специальностей по образованию | ОКСО | ОК 009-93 | Минобразование России |
Общероссийский классификатор занятий | ОКЗ | ОК 010-93 | Минтруд России |
Общероссийский классификатор управленческой документации | ОКУД | ОК 011-93 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов | Классификатор ЕСКД | ОК 012-93 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор основных фондов | ОКОФ | ОК 013-94 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор валют | ОКВ | ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-94 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор единиц измерения | ОКЕИ | ОК 015-94 (МК 002-97) | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов | ОКПДТР | ОК 016-94 | Минтруд России |
Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации | ОКСВНК | ОК 017-94 | Минобразование России |
Общероссийский классификатор информации о населении | ОКИН | ОК 018-95 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор объектов административно - территориального деления | ОКАТО | ОК 019-95 | Госкомстат России |
Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой | ОКД | ОК 020-95 | Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения | ОТКД | ОК 021-95 | Госстандарт России |
Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения | ОТКСЕ | ОК 022-95 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор начального профессионального образования | ОКНПО | ОК 023-95 | Минобразование России |
Общероссийский классификатор экономических регионов | ОКЭР | ОК 024-95 | Минэкономразвития России |
Общероссийский классификатор стран мира | ОКСМ | ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-95 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах | ОКОК | ОК 026-95 | Госстандарт России |
Общероссийский классификатор форм собственности | ОКФС | ОК 027-99 | Госкомстат России |
Общероссийский классификатор организационно - правовых форм | ОКОПФ | ОК 028-99 | Госкомстат России |
Примечание. Порядок расположения общероссийских классификаторов соответствует последовательности их государственной регистрации.
Приложение Б
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЩЕРОССИЙСКИХ УНИФИЦИРОВАННЫХ СИСТЕМ ДОКУМЕНТАЦИИ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
МЕТОДИКА РАСЧЕТА КОНТРОЛЬНОГО ЧИСЛА
Контрольное число рассчитывается следующим образом:
1. Каждому разряду кода общероссийского классификатора, начиная со старшего разряда, присваивается набор весов, соответствующий натуральному ряду чисел от 1 до 10. Если разрядность кода больше 10, то набор весов повторяется.
2. Каждая цифра кода умножается на вес разряда и вычисляется сумма полученных произведений.
3. Контрольное число для каждого кода представляет собой остаток от деления полученной суммы на модуль "11".
4. Контрольное число должно иметь один разряд, значение которого находится в пределах от 0 до 9.
Если получается остаток, равный 10, то для обеспечения одноразрядного контрольного числа необходимо провести повторный расчет, применяя вторую последовательность весов, сдвинутую на два разряда влево.
Если в случае повторного расчета остаток от деления вновь сохраняется равным 10, то значение контрольного числа проставляется равным "0".
Пример расчета контрольного числа.
Код 5 6 3 9 2 1
Вес разрядов 1 2 3 4 5 6
Сумма произведений, полученная путем умножения каждой цифры кода на вес разряда, равна
5 x 1 + 6 x 2 + 3 x 3 + 9 x 4 + 2 x 5 + 1 x 6 = 78.
Остаток от деления полученной суммы на модуль "11" равен 1
Контрольное число для данного кода равно 1.
Приложение Г
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
[1] ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов.
[2] ПР 50.1.021-2000 Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно - вычислительной сети Госкомстата России.