Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2002 г. N 3859
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2002 г. N 62-э/1
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ СИСТЕМНЫМ ОПЕРАТОРОМ СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО РЫНКА, И ПЕРЕЧНЯ И УСЛОВИЙ ОПЛАТЫ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ СИСТЕМНЫМ ОПЕРАТОРОМ СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО РЫНКА
В соответствии с пунктами 3 и 4 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г., N 15, ст. 1431), Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации постановляет:
утвердить прилагаемые:
Методические указания по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые Системным оператором субъектам оптового рынка;
Перечень и условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых Системным оператором субъектам оптового рынка.
Председатель Федеральной
энергетической комиссии
Российской Федерации
Г.КУТОВОЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ РАЗМЕРА ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ СИСТЕМНЫМ ОПЕРАТОРОМ СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО РЫНКА
I. Общие положения
1. Настоящие "Методические указания по расчету размера платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые Системным оператором субъектам оптового рынка" (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - "Основы ценообразования") и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - "Правила регулирования"), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г., N 15, ст. 1431).
2. Методические указания определяют методологию расчета платы за услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые Открытым акционерным обществом "Системным оператором - Центральным диспетчерским управлением Единой энергетической системы" (далее - ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"), установленные Перечнем и условиями оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка (далее - плата за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"), и предназначены для использования Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (далее - Комиссия) и ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".
3. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г., N 16, ст. 1316) и в Постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226, и означают следующее:
II. Основные методические положения по формированию размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"
4. Расчет и формирование размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (тарифа) осуществляются исходя из принципа обязательного раздельного учета доходов и расходов ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" по видам деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1998 г. N 700 "О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации от 13 июля 1998 г., N 28, ст. 3357).
5. Основным методом расчета размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" является метод экономически обоснованных расходов.
6. Основными исходными параметрами расчета экономически обоснованного уровня расходов на услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка, являются необходимая валовая выручка (далее - НВВ) на период регулирования для покрытия обоснованных расходов на осуществление регулируемого вида деятельности, обеспечение ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" необходимой прибылью и средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством.
7. В случае если ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" кроме деятельности по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление не учитываются при расчете размера платы за указанные услуги.
8. Избыточные и непроизводительные расходы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" исключаются из размера платы. Основания для исключения указанных расходов приведены в пункте 29 Основ ценообразования.
9. Исключаются из состава НВВ:
- избыточные и необоснованные расходы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" согласно пунктам 29 и 31 Основ ценообразования;
- средства, полученные от дебиторов, но ранее учтенные регулирующим органом как убытки от списания дебиторской задолженности;
- средства, привлеченные за счет поступлений от регулируемой деятельности и направленные на оплату процентов по кредитам банков, полученным для финансирования необоснованных расходов.
Выявленные по данным отчетности не использованные в течение базового периода регулирования средства по отдельным статьям расходов учитываются Комиссией при установлении размера платы на следующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов следующего периода регулирования.
10. В случае если ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" в течение расчетного периода регулирования понесло экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении размера платы на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются Комиссией при установлении размера платы на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
11. Комиссия на основе предварительно согласованных с ней мероприятий по сокращению расходов ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования обязана в течение 2 лет после окончания срока окупаемости затрат на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень удельных расходов, сложившихся в период, предшествующий сокращению расходов.
12. НВВ на период регулирования для покрытия обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг по обеспечению системной надежности с учетом корректировки по избытку (исключению необоснованных расходов) средств и возмещению недостатка средств рассчитывается по формуле:
НВВ = НВВр + / - ДельтаНВВ, (1)
где:
НВВр - необходимый доход ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" в расчетном периоде, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов на оказание услуг и получение прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями (тыс. руб.);
ДельтаНВВ - экономически обоснованные расходы ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", подлежащие возмещению (со знаком "+") и исключению из НВВр (со знаком "-") в соответствии с пунктами 8, 9, 10 и 11 настоящих Методических указаний (тыс. руб.).
III. Расчет расходов, относимых на услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"
13. Определение состава расходов и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации, Основами ценообразования и настоящими Методическими указаниями.
14. Расчет расходов, связанных с оказанием ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" услуг, производится по следующим составляющим:
- сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, - исходя из действующих норм и цен на сырье и материалы, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- покупная энергия всех видов, расходуемая на технологические цели, отопление зданий, - исходя из расчетных объемов потребления и тарифов, прогнозируемых на период регулирования;
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями, а также подразделениями самой организации, - исходя из необходимости проведения регламентных (ремонтных и других) работ и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- топливо всех видов для обслуживания производства, включая транспорт и т.п., - исходя из действующих норм и цен и тарифов, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- амортизационные отчисления на реновацию основных фондов и нематериальных активов - по нормам амортизационных отчислений, утвержденным в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке и в соответствии с принятым порядком начисления амортизации;
- расходы на оплату труда персонала - в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования;
- отчисления на социальные нужды (единый социальный налог и отчисления на страхование от несчастного случая на производстве, предусмотренные действующим законодательством) - в размерах, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
- расходы на ремонт основных средств - в соответствии с пунктами 14 и 15 Основ ценообразования;
- оплата работ и услуг сторонних организаций (расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунального хозяйства, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и др.) - исходя из необходимости проведения работ (оказания услуг) и цен и тарифов на указанные работы и услуги, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- арендные платежи - исходя из состава арендованного имущества и ставок арендной платы, определяемых в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования;
- расходы на служебные командировки, включая оформление виз и сборов, - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- расходы на обучение персонала - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- расходы на страхование (имущества, ответственности и др.) - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- другие расходы - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
15. Внереализационные расходы рассчитываются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
16. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов до их утверждения допускается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации использовать в расчетах экспертные оценки на основе отчетных данных.
17. При расчете размера платы за услуги учитывается величина прибыли (расходы, не перечисленные в пунктах 14 и 15 настоящих Методических указаний), необходимая для обеспечения ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" средствами на обслуживание привлеченного и заемного капитала, средствами на развитие, для выплаты дивидендов и финансирования за счет прибыли других обоснованных расходов по следующим составляющим:
- налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за счет прибыли, - в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
- развитие производства, в том числе на капитальные вложения, - исходя из программы производственного развития, утвержденной в установленном порядке (программы развития, как правило, содержат: перечень объектов, объем инвестиций, сроки их освоения, источник инвестиций (амортизация, прибыль, заемные средства и т.д.), расчет срока окупаемости инвестиций);
- расходы на социальные нужды - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- дивиденды по акциям - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- прибыль на прочие цели (с расшифровкой) - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
IV. Расчет размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС"
18. Расчет размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" производится исходя из экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" услуг, и получения прибыли, определяемой в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
19. Размер платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" (Псо) рассчитывается по формуле:
Ээсо - объем полезного отпуска электрической энергии, отпускаемой i-й энергоснабжающей организацией - субъектом оптового рынка потребителям за соответствующий период года, предшествующего расчетному, за вычетом объема полезного отпуска электрической энергии потребителям, выведенным за этот период на оптовый рынок (тыс. кВт.ч);
Эпотр - объем электропотребления j-го потребителя - субъекта оптового рынка за соответствующий период года, предшествующего расчетному (тыс. кВт.ч);
Ээкс - объем отпуска электрической энергии, поставленной на экспорт с территории Российской Федерации, за соответствующий период года, предшествующего расчетному, m-й коммерческой организацией, осуществляющей продажу (поставку) электрической энергии на экспорт (тыс. кВт.ч).
20. Для расчета размера платы за услуги используются следующие материалы:
- объем отпуска электрической энергии по Единой энергетической системе России за соответствующий период года, предшествующего расчетному (Таблица 1);
- расчет расходов на оплату труда (Таблица 2);
- расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов (Таблица 3);
- смета расходов, относимых на услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Таблица 4);
- расчет источников финансирования капитальных вложений (Таблица 5);
- справка о финансировании и освоении капитальных вложений (Таблица 6);
- расчет необходимой балансовой прибыли (Таблица 7);
- расчет экономически обоснованного размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" по обеспечению системной надежности (Таблица 8);
- программа производственного развития (план капвложений), согласованная в установленном порядке;
- расчет размера выпадающих доходов или дополнительно полученной выгоды в предшествующий период регулирования, выявленные на основании официальной отчетности или по результатам проверки хозяйственной деятельности;
- бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату;
- другие обосновывающие материалы и расчеты, нормы и нормативы расчета отдельных статей расходов по перечню, установленному регулирующим органом в соответствии с пунктами 9 и 10 Правил регулирования.
21. При заполнении таблиц расчетные показатели базового периода определяются:
- по экономическим (стоимостным) показателям - по текущим показателям периода, предшествующего периоду регулирования;
- по показателям производственно - технического характера - по показателям соответствующего периода прошлого года.
Таблица N 1
Объем отпуска электрической энергии по Единой энергетической системе России за соответствующий период года, предшествующего расчетному
млн. кВт.ч
<*> В столбце 4 (период регулирования) указывается отпуск электрической энергии потребителям, обслуживаемым в данном периоде.
Таблица N 2
Расчет расходов на оплату труда
Расчет амортизационных отчислений на восстановление основных производственных фондов
млн. руб.
Расходы, относимые на услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", уменьшающие налогооблагаемую прибыль
млн. руб.
Расчет источников финансирования капитальных вложений
млн. руб.
Справка о финансировании и освоении капитальных вложений
млн. руб.
Расчет необходимой балансовой прибыли
млн. руб.
Расчет экономически обоснованного размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" по обеспечению системной надежности
ПЕРЕЧЕНЬ И УСЛОВИЯ
ОПЛАТЫ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМНОЙ НАДЕЖНОСТИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ СИСТЕМНЫМ ОПЕРАТОРОМ СУБЪЕКТАМ ОПТОВОГО РЫНКА
I. Общие положения
1. Настоящие "Перечень и условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых Системным оператором субъектам оптового рынка" (далее - Перечень и условия оплаты) разработаны в соответствии с "Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования) и "Правилами государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226 (Собрание законодательства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г., N 15, ст. 1431).
2. Перечень и условия оплаты предназначены для использования Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации (далее - Комиссия) и Системным оператором (далее - ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС") при расчете размера платы за услуги ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".
3. Понятия, используемые в настоящих Перечне и условиях оплаты, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г., N 16, ст. 1316) и в Постановлении Правительства Российской Федерации "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии" от 2 апреля 2002 г. N 226, и означают следующее:
II. Перечень услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка
4. ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" оказывает субъектам оптового рынка услуги по обеспечению системной надежности посредством управления режимами работы Единой энергетической системы России (далее - ЕЭС России) с целью соблюдения установленных государственными органами стандартов, технических норм надежности функционирования электроэнергетических систем и показателей качества электрической энергии.
5. Управление режимами работы ЕЭС России осуществляется посредством выполнения следующего комплекса технологических мероприятий по оперативно - диспетчерскому управлению:
- разработка системы прогнозирования производства и потребления электрической энергии в пределах расчетного периода в рамках ЕЭС России, включая участие в разработке прогнозных балансов производства и потребления электрической энергии с учетом оптимизации режимов работы каскадов гидроэлектростанций и технологических ограничений;
- разработка суточных диспетчерских графиков объектов диспетчерского управления ЕЭС России с учетом режимных условий, условий заключенных договоров на поставки электрической энергии и мощности;
- организация планирования и координация вывода в ремонт и ввода из ремонта энергетического оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики;
- участие в планировании ввода нового и вывода устаревшего энергетического оборудования электростанций, подстанций, линий электропередачи, устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики в части согласования пусковых схем, проведение расчетов режимов, составления режимных программ, непосредственное сопровождение (реализация) переключения;
- определение вида, величины и точек размещения резервов мощности с учетом технологических ограничений (пропускной способности сети, маневренности оборудования) и управление резервами энергетических мощностей;
- контроль величины неснижаемого запаса топлива на электростанциях;
- разработка режимов использования гидроресурсов ГЭС в целях обеспечения надежной работы ЕЭС России и контроль за их осуществлением;
- оптимизация режимов работы электростанций и электрических сетей в темпе технологического процесса производства и потребления электрической энергии (оперативная коррекция);
- разработка и ведение системы документирования диспетчерских распоряжений и команд, обязательных для исполнения всеми субъектами ЕЭС России по вопросам регулирования электроэнергетических режимов, обеспечивающих надежность ее работы;
- планирование размещения на объектах электроэнергетики средств оперативно - технологического, автоматического и противоаварийного управления с учетом изменяющихся системных условий (уровня электропотребления, схемы электрической сети, обеспеченности электрических станций энергоресурсами, состава участников оптового рынка);
- осуществление оперативного управления оборудованием электростанций, подстанций, линий электропередачи, противоаварийной автоматикой и релейной защитой;
- согласование технических условий на присоединение к электрической сети объектов ЕЭС России в части обеспечения режимных параметров их работы с учетом влияния на режимы работы других субъектов ЕЭС России;
- разработка и контроль за соблюдением технических условий и технических требований к параллельной работе объектов электроэнергетики в ЕЭС России и ЕЭС России с энергосистемами зарубежных стран;
- разработка расчетной технологической схемы электрической сети ЕЭС России с учетом изменения состава и состояния оборудования и состава субъектов ЕЭС России;
- расчет и установление технологических ограничений перетоков электрической энергии по линиям электропередачи на всех уровнях иерархии диспетчерского управления.
В целях расчета платы за услуги и оформления договорных отношений с потребителями услуг указанный комплекс технологических мероприятий по оперативно - диспетчерскому управлению представляет собой единую (комплексную) услугу по обеспечению системной надежности, оказываемую ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС".
III. Условия оплаты услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка
6. Оплата услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" субъектам оптового рынка, осуществляется коммерческими организациями - субъектами оптового рынка.
7. Стоимость услуг по обеспечению системной надежности, оказываемых ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС", подлежащих оплате коммерческими организациями - субъектами оптового рынка, определяется:
- для энергоснабжающих организаций - субъектов оптового рынка - исходя из утвержденного Комиссией размера платы (тарифа) за услуги и объема полезного отпуска электрической энергии потребителям за соответствующий период года, предшествующего расчетному, за вычетом объема полезного отпуска электрической энергии потребителям, выведенным за этот период на оптовый рынок;
- для потребителей - субъектов оптового рынка - исходя из утвержденного Комиссией размера платы (тарифа) за услуги и объема электропотребления за соответствующий период года, предшествующего расчетному, при отсутствии электропотребления в предшествующем периоде - исходя из утвержденного Комиссией размера платы (тарифа) за услуги и объема электропотребления за расчетный период (в последнем случае появляющиеся у ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" дополнительные доходы учитываются Комиссией в следующем после расчетного периоде);
- для коммерческих организаций, осуществляющих продажу (поставку) электрической энергии на экспорт, - исходя из утвержденного Комиссией размера платы (тарифа) за услуги и объема отпуска электрической энергии, поставленной на экспорт с территории Российской Федерации, за соответствующий период года, предшествующего расчетному.
8. Условия и порядок оплаты услуг ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" определяются двусторонними договорами между ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и субъектами оптового рынка, указанными в пункте 7 настоящих Перечня и условий оплаты, заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.