Положение о порядке расчета дотаций Федерального фонда ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации в рамках базовой программы ОМС

(утв. ФФОМС 02.06.2005 N 5А/7.2)
Редакция от 02.06.2005 — Документ утратил силу, см. «Приказ ФФОМС от 09.04.2013 N 81»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2005 г. N 6815

УТВЕРЖДЕНО
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
2 июня 2005 г. N 5А/7.2

Председатель Правления
Федерального фонда ОМС
М.Ю.ЗУРАБОВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ДОТАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета и предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее - территориальные программы).

2. Финансовая помощь территориальным фондам направляется на безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотаций Фонда на выполнение дефицита финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (далее - Дотации).

Источником средств для выделения Дотаций являются средства статьи бюджета Фонда "Дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования".

II. Порядок расчета размера дотаций

1. Общий объем дотаций, предусмотренный в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяется по субъектам Российской Федерации в следующих пропорциях:

I часть - 60% от общего объема дотаций Фонда распределяется безусловно пропорционально условно-расчетному дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - Базовая программа ОМС);

II часть - 40% от общего объема дотаций Фонда распределяется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2. Для расчета размера дотаций Фонда, направляемых субъектам Российской Федерации, применяются следующие исходные данные:

Sф = S1 + S2 - общая сумма дотаций; где S1, S2 - части дотаций, распределяемые:

S1 - безусловно, всем субъектам Российской Федерации j, пропорционально дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС D_j ;

S2 - только наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации j (Q_j < 1);

Br = 762,6 руб. - базовый норматив страхового взноса на одного неработающего, применяемый для определения расчетного поступления страховых взносов;

pG = 1612,5 руб. - минимальный подушевой норматив затрат по Базовой программе (единый для всех субъектов Российской Федерации);

K_АУП = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание административно-управленческого персонала (далее - АУП);

kp_j - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов), применяемый в субъекте Российской Федерации (по данным Минфина России);

Nз_j - численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации j;

Nhp_j - численность неработающего населения в субъекте Российской Федерации j;

G_j - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС;

D_j - дефицит территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС j (с учетом kp_j);

D_БП - суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС, D_БП > Sф;

Q_j - уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j (расчетный по данным Минфина России);

W_j - прогноз поступления единого социального налога в субъекте Российской Федерации j;

BN_j - расчетно-нормативный объем страховых взносов на неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Вr x Nhp_j x kp_j);

k21_j - поправочный коэффициент размера второй части субсидии, распределяемой в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;

k22_j - коэффициент стимулирования;

BP_j - плановые поступления страховых взносов на одного неработающего в субъекте Российской Федерации j, утвержденные в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд) на очередной финансовый год;

B_j = BP_j / Nhp_j - величина взноса на одного неработающего в субъекте Российской Федерации j.

3. Размер первой части дотации субъекту Российской Федерации определяется исходя из условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и коэффициента компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, по формуле:

S1_j = D_j x К1,

где

S1_j - размер дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации j на первом этапе;

D_j - условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС (приложение 1) и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле:

D_j = G_j - PW_j, где PW_j = W_j + BN_j;

К1 - коэффициент компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, который рассчитывается по формуле:

K1 = S1 / D_БП,

где

S1 - первая часть дотации Фонда, выделяемой субъекту Российской Федерации j;

D_БП - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется по формуле:

D_БП = D_j,

где D_j - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.

4. Вторая часть дотации субъекту Российской Федерации направляется наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации, для которых Q_j < 1, по формуле:

S2_j = k21_j х D2_j х S2 / D2, где

S2_j - вторая часть дотации, распределяемая в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;

k21_j - коэффициент дотирования условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, определяется по формуле:

k21_j = kb1_j - (1 - Q_j ), где kb1_j = 1, если Q_j < 1, иначе kb1_j = 0;

D2_j - непокрытый условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС после выделения первой части дотации, для которого Q_j < 1, определяется по формуле:

D2_j = D_j - S1_j;

S2 - вторая часть дотаций Фонда;

D2 - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации после выделения первой части дотации, определяется по формуле:

D2 = (D2_j x k21_j)

5. Объем дотаций по каждому субъекту Российской Федерации, распределяемой на I и II этапах, утверждается в приложении к федеральному закону о бюджете Фонда на очередной финансовый год в абсолютных цифрах.

III. Порядок предоставления дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования

Перечисление дотаций осуществляется на основании закона о бюджете Фонда на очередной финансовый год за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда по соответствующему коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Дотации зачисляются в установленном порядке на счета Территориальных фондов, с отражением их в доходах бюджетов Территориальных фондов.

Дотации перечисляются на счет Территориального фонда ежемесячно в размере не менее 1/12 годовой суммы средств, предусмотренных на указанные цели в законе о бюджете Фонда на очередной финансовый год, по каждому субъекту Российской Федерации, с учетом фактического исполнения бюджета Фонда.

IV. Порядок расходования и контроля за целевым использованием дотаций

Дотации, полученные Территориальными фондами, направляются на финансирование территориальных программ.

Финансовый контроль за целевым и рациональным расходованием дотаций осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством.

В рамках осуществления Фондом контроля за целевым расходованием средств Территориальный фонд ежемесячно в согласованные с Фондом сроки представляет отчет о расходовании средств, направленных Фондом на выполнение Территориальной программы в объеме, соответствующем Базовой программе ОМС.

Нецелевое использование дотации устанавливается по результатам проверок Территориального фонда контрольными органами Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации или контрольно-ревизионным управлением Фонда либо на основании анализа представленного отчета Территориального фонда об использовании средств дотации.

В случае установления факта нецелевого использования дотаций, выразившегося в направлении Территориальным фондом и использовании ее на цели, не соответствующие условиям получения, дотация подлежит возврату на счет Фонда.

Возврат финансовых средств со счета Территориального фонда осуществляется в месячный срок с момента поступления в Фонд документов, подтверждающих факт нецелевого использования дотации, и уведомления Территориального фонда в установленном порядке.

Невозврат дотации, использованной не по целевому назначению, по истечении срока, установленного для ее возврата, влечет прекращение предоставления дотаций Территориальному фонду.

Средства, возвращенные на счет Фонда, в связи с использованием дотаций не по целевому назначению, учитываются в бюджете Фонда по соответствующим кодам доходов и расходов бюджетной классификации Российской Федерации.

Приложение N 1

РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной (больничной) и стационарозамещающей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (Таблица 1), с учетом районного коэффициента к заработной плате, численности застрахованного населения по субъекту Российской Федерации и коэффициента учета затрат на содержание АУП системы ОМС, по формуле:

G_j = pG x Nз_j x kp_j x K_АУП,

pG - минимальный подушевой норматив затрат (см. Таблицу 1);

Nз_j - численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации;

kp_j - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов) (по данным Минфина России);

K_АУП = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП.

Условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле:

D_j = G_j - PW_j, где PW_j = W_j + BN_j,

где

G_j - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС;

W_j - прогнозируемые поступления (ЕСН, другие налоги и неналоговые поступления, рассчитанные в соответствии с действующим налоговым законодательством) в субъекте Российской Федерации ОМС;

BN_j - расчетно-нормативный объем страховых взносов на неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Br поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения (млн. руб.) исходя из расчетного норматива страховых взносов на 1 неработающего 762,6 рублей (с учетом влияния регионального коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг) и численности застрахованного неработающего населения.

Суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (D_БП) определяется по формуле:

D_БП = D_j,

где D_j - суммарный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.

РАСЧЕТ
МИНИМАЛЬНОГО ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА ФИНАНСИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС НА 2006 ГОД

Таблица 1

Виды медицинской помощи, финансируемые из средств ОМС (единица измерения объема медицинской помощи) Нормативы объема медицинской помощи на 1-го жителя в год <*> Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи <**> (руб.) Минимальный подушевой норматив финансирования Базовой программы ОМС (руб./на жителя) (гр. 1 х гр. 2), pV
А 1 2 3
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (посещение врача) 8,46 75,6 639,6
2. Стационарная помощь (койко/день) 1,94 452,6 878,0
3. Дневные стационары (день лечения) 0,48 197,7 94,9
4. ИТОГО     1612,5

<*> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (далее - Постановление) в расчете на 1000 человек и пересчитаны на 1-го жителя.

<**> Показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением в расчете на 1000 человек, пересчитаны на 1-го жителя и скорректированы с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен на 2006 год 107%.

Расчетный норматив страхового взноса на одного неработающего на 2005 год в размере 712,7 рубля также скорректирован с учетом индекса потребительских цен на 2006 год.