Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 июля 2005 г. N 6815
УТВЕРЖДЕНО
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования
2 июня 2005 г. N 5А/7.2
Председатель Правления
Федерального фонда ОМС
М.Ю.ЗУРАБОВ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ДОТАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОМС НА ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок расчета и предоставления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее - территориальные программы).
2. Финансовая помощь территориальным фондам направляется на безвозмездной и безвозвратной основе в виде дотаций Фонда на выполнение дефицита финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (далее - Дотации).
Источником средств для выделения Дотаций являются средства статьи бюджета Фонда "Дотации на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования".
II. Порядок расчета размера дотаций
1. Общий объем дотаций, предусмотренный в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяется по субъектам Российской Федерации в следующих пропорциях:
I часть - 60% от общего объема дотаций Фонда распределяется безусловно пропорционально условно-расчетному дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - Базовая программа ОМС);
II часть - 40% от общего объема дотаций Фонда распределяется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
2. Для расчета размера дотаций Фонда, направляемых субъектам Российской Федерации, применяются следующие исходные данные:
Sф = S1 + S2 - общая сумма дотаций; где S1, S2 - части дотаций, распределяемые:
S1 - безусловно, всем субъектам Российской Федерации j, пропорционально дефициту территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС D_j ;
S2 - только наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации j (Q_j < 1);
Br = 762,6 руб. - базовый норматив страхового взноса на одного неработающего, применяемый для определения расчетного поступления страховых взносов;
pG = 1612,5 руб. - минимальный подушевой норматив затрат по Базовой программе (единый для всех субъектов Российской Федерации);
K_АУП = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание административно-управленческого персонала (далее - АУП);
kp_j - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов), применяемый в субъекте Российской Федерации (по данным Минфина России);
Nз_j - численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации j;
Nhp_j - численность неработающего населения в субъекте Российской Федерации j;
G_j - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС;
D_j - дефицит территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС j (с учетом kp_j);
D_БП - суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС, D_БП > Sф;
Q_j - уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j (расчетный по данным Минфина России);
W_j - прогноз поступления единого социального налога в субъекте Российской Федерации j;
BN_j - расчетно-нормативный объем страховых взносов на неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Вr x Nhp_j x kp_j);
k21_j - поправочный коэффициент размера второй части субсидии, распределяемой в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;
k22_j - коэффициент стимулирования;
BP_j - плановые поступления страховых взносов на одного неработающего в субъекте Российской Федерации j, утвержденные в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный фонд) на очередной финансовый год;
B_j = BP_j / Nhp_j - величина взноса на одного неработающего в субъекте Российской Федерации j.
3. Размер первой части дотации субъекту Российской Федерации определяется исходя из условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и коэффициента компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, по формуле:
S1_j - размер дотации, выделяемой субъекту Российской Федерации j на первом этапе;
D_j - условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС (приложение 1) и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного поступления страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле:
К1 - коэффициент компенсации условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС за счет средств бюджета Фонда, который рассчитывается по формуле:
S1 - первая часть дотации Фонда, выделяемой субъекту Российской Федерации j;
D_БП - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС, который определяется по формуле:
где D_j - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.
4. Вторая часть дотации субъекту Российской Федерации направляется наименее обеспеченным субъектам Российской Федерации, для которых Q_j < 1, по формуле:
S2_j - вторая часть дотации, распределяемая в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации j;
k21_j - коэффициент дотирования условно-расчетного дефицита финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС, определяется по формуле:
D2_j - непокрытый условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС после выделения первой части дотации, для которого Q_j < 1, определяется по формуле:
S2 - вторая часть дотаций Фонда;
D2 - суммарный условно-расчетный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации после выделения первой части дотации, определяется по формуле:
5. Объем дотаций по каждому субъекту Российской Федерации, распределяемой на I и II этапах, утверждается в приложении к федеральному закону о бюджете Фонда на очередной финансовый год в абсолютных цифрах.
III. Порядок предоставления дотаций территориальным фондам обязательного медицинского страхования
Перечисление дотаций осуществляется на основании закона о бюджете Фонда на очередной финансовый год за счет средств, предусмотренных в бюджете Фонда по соответствующему коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации.
Дотации зачисляются в установленном порядке на счета Территориальных фондов, с отражением их в доходах бюджетов Территориальных фондов.
Дотации перечисляются на счет Территориального фонда ежемесячно в размере не менее 1/12 годовой суммы средств, предусмотренных на указанные цели в законе о бюджете Фонда на очередной финансовый год, по каждому субъекту Российской Федерации, с учетом фактического исполнения бюджета Фонда.
IV. Порядок расходования и контроля за целевым использованием дотаций
Дотации, полученные Территориальными фондами, направляются на финансирование территориальных программ.
Финансовый контроль за целевым и рациональным расходованием дотаций осуществляется Фондом в соответствии с действующим законодательством.
В рамках осуществления Фондом контроля за целевым расходованием средств Территориальный фонд ежемесячно в согласованные с Фондом сроки представляет отчет о расходовании средств, направленных Фондом на выполнение Территориальной программы в объеме, соответствующем Базовой программе ОМС.
Нецелевое использование дотации устанавливается по результатам проверок Территориального фонда контрольными органами Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации или контрольно-ревизионным управлением Фонда либо на основании анализа представленного отчета Территориального фонда об использовании средств дотации.
В случае установления факта нецелевого использования дотаций, выразившегося в направлении Территориальным фондом и использовании ее на цели, не соответствующие условиям получения, дотация подлежит возврату на счет Фонда.
Возврат финансовых средств со счета Территориального фонда осуществляется в месячный срок с момента поступления в Фонд документов, подтверждающих факт нецелевого использования дотации, и уведомления Территориального фонда в установленном порядке.
Невозврат дотации, использованной не по целевому назначению, по истечении срока, установленного для ее возврата, влечет прекращение предоставления дотаций Территориальному фонду.
Средства, возвращенные на счет Фонда, в связи с использованием дотаций не по целевому назначению, учитываются в бюджете Фонда по соответствующим кодам доходов и расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
РАСЧЕТ
СТОИМОСТИ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется исходя из нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи: амбулаторно-поликлинической, стационарной (больничной) и стационарозамещающей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (Таблица 1), с учетом районного коэффициента к заработной плате, численности застрахованного населения по субъекту Российской Федерации и коэффициента учета затрат на содержание АУП системы ОМС, по формуле:
pG - минимальный подушевой норматив затрат (см. Таблицу 1);
Nз_j - численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации;
kp_j - коэффициент к заработной плате (районный коэффициент к заработной плате, средневзвешенные надбавки к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прочие надбавки для южных районов Восточно-Сибирского и Дальневосточного районов) (по данным Минфина России);
K_АУП = 1,03 - коэффициент учета затрат на содержание АУП.
Условно-расчетный дефицит финансирования территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС определяется как разность между стоимостью территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС и суммой прогнозируемых налоговых поступлений и расчетного размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения по формуле:
G_j - стоимость территориальной программы ОМС в рамках Базовой программы ОМС;
W_j - прогнозируемые поступления (ЕСН, другие налоги и неналоговые поступления, рассчитанные в соответствии с действующим налоговым законодательством) в субъекте Российской Федерации ОМС;
BN_j - расчетно-нормативный объем страховых взносов на неработающее население в субъекте Российской Федерации j (Br поступление страховых взносов на ОМС неработающего населения (млн. руб.) исходя из расчетного норматива страховых взносов на 1 неработающего 762,6 рублей (с учетом влияния регионального коэффициента удорожания условной единицы бюджетных услуг) и численности застрахованного неработающего населения.
Суммарный дефицит территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС (D_БП) определяется по формуле:
где D_j - суммарный дефицит финансирования территориальных программ ОМС в рамках Базовой программы ОМС.
РАСЧЕТ
МИНИМАЛЬНОГО ПОДУШЕВОГО НОРМАТИВА ФИНАНСИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ПРОГРАММЫ ОМС НА 2006 ГОД
Таблица 1
Виды медицинской помощи, финансируемые из средств ОМС (единица измерения объема медицинской помощи) | Нормативы объема медицинской помощи на 1-го жителя в год <*> | Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи <**> (руб.) | Минимальный подушевой норматив финансирования Базовой программы ОМС (руб./на жителя) (гр. 1 х гр. 2), pV |
А | 1 | 2 | 3 |
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (посещение врача) | 8,46 | 75,6 | 639,6 |
2. Стационарная помощь (койко/день) | 1,94 | 452,6 | 878,0 |
3. Дневные стационары (день лечения) | 0,48 | 197,7 | 94,9 |
4. ИТОГО | 1612,5 |
<*> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год" (далее - Постановление) в расчете на 1000 человек и пересчитаны на 1-го жителя.
<**> Показатели нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, утвержденные Постановлением в расчете на 1000 человек, пересчитаны на 1-го жителя и скорректированы с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен на 2006 год 107%.
Расчетный норматив страхового взноса на одного неработающего на 2005 год в размере 712,7 рубля также скорректирован с учетом индекса потребительских цен на 2006 год.