ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 3 мая 2005 г. N 134
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ АГЕНТСТВА ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЬНОГО ОРГАНА И АКТОВ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ
В целях реализации Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом полномочий государственного финансового контрольного органа в случаях, предусмотренных Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "О несостоятельности (банкротстве)", осуществления функций по обеспечению лицензирования оценочной деятельности и контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, а также в целях организации оценки имущества и определения условия договоров о проведении оценки федерального имущества приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации экспертизы отчетов об оценке.
2. Структурным подразделениям Росимущества и его территориальным органам при экспертизе отчетов об оценке объектов оценки руководствоваться прилагаемым Порядком.
3. Установить, что к исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа в случае совершения сделок с имуществом или акциями предприятий и обществ, размер внеоборотных активов которых по состоянию на последнюю отчетную дату превышает 1 млрд. рублей либо попадающих в перечень стратегических предприятий и организаций, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 г. N 22-р, и перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009.
4. Наделить полномочиями по осуществлению функций государственного финансового контрольного органа (за исключением полномочий, отнесенных п. 3 настоящего Приказа к компетенции Росимущества) и обеспечению контроля за соблюдением лицензионных требований и условий территориальные органы Росимущества, указанные в Приложении 2 к настоящему Приказу.
5. Определить Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования (Поляков Е.Н.) структурным подразделением Росимущества, ответственным за проведение экспертизы отчетов об оценке, обеспечение контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, подготовку заключений государственного финансового контрольного органа.
6. Территориальным управлениям Росимущества в срок до 01.06.2005 определить структурное подразделение, ответственное за проведение экспертизы отчетов об оценке, обеспечение контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, подготовку заключений государственного финансового контрольного органа.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Аратского Д.Б.
В.Л.НАЗАРОВ
Приложение 1
к Приказу Федерального
агентства по управлению
федеральным имуществом
от 3 мая 2005 г. N 134
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРТИЗЫ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2002 г. N 395 "О лицензировании оценочной деятельности", Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "Стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519, и иными нормативными правовыми актами в целях организации работы по проведению экспертизы отчетов об оценке объектов оценки, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза отчетов об оценке объектов оценки проводится в случаях:
а) совершения сделок с федеральным имуществом, требующих в соответствии с законодательством Российской Федерации согласования Росимущества и (или) проведения оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) обращения к государственному финансовому контрольному органу для дачи заключения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
в) проведения проверки лицензионных требований и условий в соответствии с положениями Федерального закона N 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519.
2. Основные понятия и определения
2.1. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия и определения:
экспертиза отчета об оценке - совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки объекта оценки требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и условий договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке, полноты и последовательности процедур оценки;
экспертиза отчета с проведением инспекции (обследования) объекта оценки - экспертиза отчета об оценке с выездом на объект оценки;
экспертное заключение - документ, содержащий результаты экспертизы отчета об оценке, с комментариями относительно содержания отчета и качества проведенных исследований и оценкой достоверности итоговых результатов;
акт проверки - документ, содержащий результаты проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий;
эксперт - уполномоченное должностное лицо Росимущества (его территориального органа), проводящее экспертизу отчета об оценке;
сторонний эксперт - лицо, привлекаемое для проведения экспертизы отчета об оценке на основании проведения конкурса в соответствии с заключенным договором на оказание экспертных услуг.
2.2. Все иные понятия и определения, используемые в настоящем Порядке, трактуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Основания проведения экспертизы отчета об оценке
3.1. Экспертиза отчетов об оценке проводится по обращению правообладателей, а также по поручению Руководителя (заместителя Руководителя) либо по запросу начальников структурных подразделений Росимущества.
3.2. Экспертиза отчета об оценке, направленного начальником структурного подразделения Росимущества, проводится в течение 15 рабочих дней с даты поступления отчета об оценке в Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования.
В иных случаях экспертиза отчета об оценке проводится в срок не более 30 рабочих дней с даты поступления отчета об оценке в Управление учета имущества, анализа, оценки и контроля его использования.
4. Основные обязанности эксперта
4.1. Эксперт при проведении экспертизы отчета об оценке обязан:
- соблюдать законодательство Российской Федерации и положения настоящего Порядка;
- обеспечивать конфиденциальность и не разглашать информацию, полученную в ходе проведения экспертизы отчета об оценке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать сроки, установленные настоящим Порядком;
- обеспечивать сохранность документов, переданных эксперту на рассмотрение.
5. Требования к проведению экспертизы отчета об оценке
5.1. Эксперт, используя информацию, содержащуюся в отчете об оценке, обязан проверить:
а) соответствие отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации;
б) достаточность описания существующих и оцениваемых прав на объект оценки (принадлежность и состав прав, обременения, ограничения, сервитуты, интересы третьих лиц);
г) соответствие отчета и вида оцениваемой стоимости условиям договора на проведение оценки (в случаях проведения проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий);
д) наличие описания рынка, к которому относится объект оценки, и сведений о типичных покупателях;
е) учет совокупности необходимых для получения достоверного результата ценообразующих факторов, в том числе местоположения объекта оценки, среднерыночного периода экспозиции объекта оценки на открытом рынке и т.д.;
ж) обоснованность примененных оценщиком стандартов для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки;
з) обоснованность использования правовой, рыночной, финансовой, технической и иной информации и источники ее получения, а также принятых при проведении оценки допущений;
и) наличие и полноту разъяснений специальных терминов, обоснований и выводов оценщика;
к) наличие и полноту необходимых документов и материалов, содержащихся в приложениях к отчету;
л) правильность и полноту оценки варианта наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки (последовательная проверка соответствия возможных вариантов использования критериям: физическая осуществимость, юридическая правомочность, финансовая оправданность, максимальная эффективность);
м) правильность применения затратного, сравнительного и доходного подходов, а также правильность выбора и применения методов оценки в рамках каждого из подходов, обоснование их использования (отказа от использования);
н) структуру отчета и качество его оформления;
о) соответствие используемых в расчетах данных исходным и другим данным, приведенным в различных разделах отчета об оценке или приложениях к нему.
5.2. Эксперт не должен принимать во внимание никакую дополнительную информацию, появившуюся между датой составления отчета об оценке и датой экспертизы отчета об оценке. В экспертном заключении эксперт должен отразить методические ошибки, допущенные оценщиком.
5.3. Выводы эксперта о соответствии либо несоответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации отражаются:
- в контрольном листе в графе "Заключение эксперта";
- в экспертном заключении о проверке отчета об оценке в разделе "Выводы эксперта по результатам проведенной экспертизы отчета об оценке";
- в акте проверки соблюдения лицензионных требований и условий.
5.4. По результатам экспертизы отчета об оценке эксперт заполняет контрольный лист, составленный по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
5.5. При оформлении заключения государственного финансового контрольного органа или экспертного заключения эксперт руководствуется примерной формой, приведенной в Приложении 3 к настоящему Порядку.
5.6. При проведении проверки лицензионных требований и условий оформляется акт проверки по форме, приведенной в Приложении 2 к настоящему Порядку.
5.7. Экспертное заключение в сроки, установленные пунктом 2.2 настоящего Порядка, направляется:
а) Росимуществом (его территориальным органом) правообладателю в случае, если экспертное заключение выполнено по обращению правообладателя;
б) структурным подразделениям Росимущества в случае, если экспертное заключение подготовлено по запросу начальника структурного подразделения;
в) Руководителю (заместителю Руководителя) и в адрес, указанный в поручении (при его наличии), в случае, если экспертное заключение подготовлено по поручению Руководителя (заместителя Руководителя).
5.8. Акт проверки, подписанный экспертом, сопроводительным письмом направляется лицензиату в течение 5 рабочих дней с даты составления этого акта.
5.9. Для проведения экспертизы отчетов об оценке в случаях, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 1.1 настоящего Порядка, может привлекаться сторонний эксперт.
6. Требования к оформлению экспертного заключения
Экспертное заключение должно содержать следующие обязательные разделы:
Раздел 1 "Общие сведения", включающий:
- основания для проведения экспертизы отчета об оценке;
- дату проведения экспертизы отчета об оценке;
Раздел 2 "Экспертиза отчета об оценке на предмет соответствия требованиям, установленным статьей 11 "Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
Раздел 3 "Выводы эксперта по результатам проведенной экспертизы отчета об оценке".
7. Требования к оформлению контрольного листа
7.1. При оформлении экспертного заключения, акта проверки лицензиатов или заключения государственного финансового контрольного органа экспертом заполняется контрольный лист по форме, приведенной в Приложении 1 к настоящему Порядку.
7.2. Контрольный лист является инструментом внутреннего контроля качества работы эксперта и заявителям не направляется.
7.3. Контрольный лист имеет следующие информационные разделы:
- "параметры экспертизы отчета об оценке", в котором указываются оценщик, эксперт, дата проведения экспертизы отчета об оценке;
- "требования законодательства Российской Федерации", в котором в обобщенном виде сформулированы требования раздела 7 настоящего Порядка;
- "комментарии", в котором эксперт отражает результаты проверки полноты и последовательности процедур оценки, профессиональные комментарии относительно содержания отчета и итоговых результатов;
- "заключение эксперта", в котором эксперт отражает свое мнение о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации;
- "решение по экспертизе", в котором эксперт и начальник Отдела оценки выносят решение по экспертизе отчета об оценке.
7.4. По результатам проведенной экспертизы отчета об оценке в контрольном листе выставляется балл на основании следующих критериев:
Балл | Критерии |
5 | Отчет соответствует требованиям Закона и Стандартов, выполнен методически правильно, структура отчета логична и понятна. В отчете представлены дополнительные материалы, упрощающие восприятие отчета (планы, схемы, фотографии). Отчет не перегружен излишней информацией. |
4 | Отчет соответствует требованиям Закона и Стандартов, выполнен методически правильно, структура отчета логична и понятна. |
3 | Отчет не соответствует требованиям Закона и Стандартов в части оформления отчета, исправление нарушений не повлияет на итоговую величину стоимости. |
2 | Отчет не соответствует требованиям Закона и Стандартов, выполнен методологически неверно, исправление нарушений и ошибок, содержащихся в отчете, повлияет (может повлиять) на итоговую величину стоимости. |
1 | Представленный документ нельзя считать отчетом об оценке. |
7.5. Присвоенный экспертом отчету об оценке балл заносится в общую базу сведений о лицензиатах и используется для внутреннего контроля качества отчетов об оценке. Присвоенный отчету балл не должен быть оглашен в рамках экспертного заключения или акта проверки.
8. Осуществление контроля деятельности территориальных органов по реализации настоящего Порядка
8.1. Контроль за деятельностью территориальных органов Росимущества в части осуществления полномочий государственного финансового контрольного органа осуществляется Росимуществом на основании ежеквартального анализа подготовленных экспертных заключений на отчеты об оценке.
8.2. В целях реализации пункта 8.1 настоящего Порядка территориальные органы Росимущества не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязаны направлять в Росимущество все выданные заключения государственного финансового контрольного органа.
8.3. Контроль за деятельностью территориальных органов Росимущества в части проведения проверок соблюдения лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется Росимуществом на основании ежемесячного анализа подготовленных актов проверки.
8.4. В целях реализации пункта 8.3 настоящего Порядка территориальные органы Росимущества направляют в Росимущество все подготовленные акты проверки не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Приложение 1
к Порядку
организации экспертизы
отчетов об оценке
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Параметры экспертизы
Приложение 2
к Порядку
организации экспертизы
отчетов об оценке
АКТ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЛИЦЕНЗИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ И УСЛОВИЙ
Основание проверки: Должностное лицо Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, проводившее проверку: Наименование лицензиата: Номер и дата выдачи лицензии:
На рассмотрение были представлены следующие материалы:
- отчет N ____ Об оценке, согласно Договору N __ от ___;
- отчет N ____ Об оценке, согласно Договору N __ от ___;
- отчет N ____ Об оценке, согласно Договору N __ от ___;
- договор N _____ от _________
- договор N _____ от _________
- договор N _____ от _________
- сведения о штатных сотрудниках и документы о страховании гражданской ответственности (копия полиса N ___________ ОАО "______") за период действия лицензии N _____ от "__" ____ 200_ г.
В результате проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных в пункте 3 Положения о лицензировании оценочной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 395, выявлены следующие нарушения:
2. В результате экспертизы отчета N ____ (наименование отчета)_______, согласно Договору N __ от ____, было выявлено:
- ____________________
- ____________________
4. В результате экспертизы договора N __ от _____ выявлено нарушение требований статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации":
- ____________________
- ____________________
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
Приложение 3
к Порядку
организации экспертизы
отчетов об оценке
ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО ОТЧЕТУ N ________________
"_____________ (НАИМЕНОВАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ)"
Основание проведения экспертизы:
Дата проведения экспертизы: "__" _______ 200_ г.
Отчет N ____ "______ (наименование отчета)" от "__" _____ 200_ г. (дата составления отчета) (далее - Отчет) выполнен ООО "________", действующим на основании лицензии N _____ от "__" ______ 200_ г. (далее - Оценщик) для целей _____________ по Договору N ___ от "__" ________ 200__ г. (основание проведения оценки).
Объектом оценки является: _______________.
1. Общая часть оценки
Для целей оценки в Отчете приведены:
Далее экспертом дается оценка соответствия представленного отчета об оценке ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и "Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности" в части соблюдения общих требований к содержанию отчета об оценке объекта оценки.
2. Расчет стоимости объекта оценки
Для целей оценки в Отчете использованы следующие подходы:
Далее проводится экспертиза обоснованности использования или отказа от использования тех или иных подходов к определению стоимости объекта оценки.
2.1. Расчет стоимости объекта оценки доходным подходом
В рамках выбранного подхода оценщик использовал метод
Далее экспертом дается оценка правильности и обоснованности выбора конкретного метода в рамках данного подхода. Кроме того, эксперт проводит анализ полноты и достоверности информации, использованной Оценщиком при определении величины стоимости объекта оценки в рамках выбранного метода, достоверности и обоснованности использованных в расчетах величин.
2.2. Расчет стоимости объекта оценки сравнительным подходом
В рамках выбранного подхода Оценщик использовал метод
Далее экспертом дается оценка правильности и обоснованности выбора конкретного метода в рамках данного подхода. Кроме того, эксперт проводит анализ полноты и достоверности информации, использованной Оценщиком при определении величины стоимости объекта оценки в рамках выбранного метода, достоверности и обоснованности использованных в расчетах величин, правильности выбора объектов-аналогов и величин поправочных коэффициентов к их стоимостям (если таковые применяются Оценщиком).
2.3. Расчет стоимости объекта оценки затратным подходом
В рамках выбранного подхода Оценщик использовал метод
Далее экспертом дается оценка правильности и обоснованности выбора конкретного метода в рамках данного подхода. Кроме того, эксперт проводит анализ полноты и достоверности информации, использованной Оценщиком при определении величины стоимости объекта оценки в рамках выбранного метода, достоверности и обоснованности использованных в расчетах величин, наличия достаточного обоснования вводимых поправочных коэффициентов или отсутствия таковых.
3. Вводимые скидки и премии
В данном разделе экспертом дается оценка обоснованности применения и достоверность величин используемых в расчетах скидок и премий и достоверность их определения.
4. Выведение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки
Для целей определения итоговой величины ______ (вид) стоимости Оценщик использовал ___________ (метод присвоения удельных весов использованным в оценке подходам к определению стоимости).
Далее экспертом дается оценка обоснованности присвоения удельных весов (коэффициентов) подходов.
В итоге _______ (вид) стоимость объекта оценки - _____________ (наименование объекта), рассчитанная с использованием _____ (трех, двух, одного) подходов, составила после согласования _____________ (далее - сумма прописью) руб.
На основании вышеизложенного рассмотренный Отчет N ___ "______ _______ (наименование отчета)" от "__" ______ 200_ г., выполненный ООО "__________________ (наименование Оценщика)", соответствует/не соответствует Федеральному закону "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ от 29.07.1998 и "Стандартам оценки, обязательным к применению субъектами оценочной деятельности", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 519 от 06.07.2001.
Вышеупомянутый Отчет может/не может быть рекомендован для целей совершения сделки.
Приложение 2
к Приказу Федерального
агентства по управлению
федеральным имуществом
от 3 мая 2005 г. N 134