МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 9 августа 2005 г. N 225
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРАВИЛ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И СОПУТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
До утверждения Регламента Министерства образования и науки Российской Федерации в части внутренней организации приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Временные правила нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (приложение N 1);
1.2. Методические правила по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации (приложение N 2).
2. Департаментам Министерства принять Временные правила нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации и Методические правила по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации к руководству и исполнению.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Свинаренко А.Г.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минобрнауки России
от 9 августа 2005 г. N 225
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Временные правила нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Правила) определяют порядок:
подготовки, проведения правовой экспертизы и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство);
подготовки и рассмотрения проектов актов, вносимых в Правительство Российской Федерации (далее - Правительство)
законопроектной деятельности;
участия в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Федеральное Собрание);
взаимоотношений с органами судебной власти.
II. Порядок подготовки, проведения правовой экспертизы и принятия нормативных правовых актов при осуществлении нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерства
2.1. Нормативные правовые акты издаются Министерством в виде приказов.
Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта осуществляет на основе предложений департаментов-соисполнителей (за исключением предложений отдела правового обеспечения и взаимодействия с Федеральным Собранием Департамента экономики и финансов (далее - отдел правового обеспечения) департамент-головной исполнитель с привлечением, при необходимости, специалистов научных и иных организаций. Проект нормативного правового акта, затрагивающий вопросы деятельности федеральных служб, федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, направляется в указанные федеральные службы и федеральные агентства на визирование.
Завизированный всеми заинтересованными департаментами Министерства и находящимися в его ведении федеральными службами и федеральными агентствами проект нормативного правового акта до его подписания передается через приемную Департамента экономики и финансов в отдел правового обеспечения для проведения правовой экспертизы. Проекты, содержащие вопросы, отнесенные к компетенции Департамента экономики и финансов, до проведения правовой экспертизы визируются специалистами (руководителями) соответствующих отделов Департамента экономики и финансов и затем передаются в отдел правового обеспечения для проведения правовой экспертизы.
2.2. Проекты нормативных правовых актов передаются в отдел правового обеспечения с приложением всех актов (документов) в соответствии или во исполнение которых они подготовлены. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов без приложения указанных документов не проводится, а проекты возвращаются исполнителю.
2.3. Правовая экспертиза проекта нормативного правового акта проводится в отделе правового обеспечения в течение не менее трех рабочих дней со дня его поступления в отдел. При проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта исполнитель проекта может привлекаться в рабочем порядке специалистом отдела, проводящим правовую экспертизу, для дачи пояснений по проекту. Проект нормативного правового акта с замечаниями и предложениями, сделанными по тексту, передается в рабочем порядке исполнителю на доработку.
Доработанный проект нормативного правового акта с приложением предыдущего проекта нормативного правового акта, по тексту которого делались замечания и предложения, передается исполнителем специалисту отдела правового обеспечения, проводившему правовую экспертизу, для проверки соответствия и правильности доработанного проекта, а затем начальнику отдела правового обеспечения (а в его отсутствие - заместителю начальника отдела) для визирования и последующего направления на визу директору и (или) заместителю директора Департамента экономики и финансов.
Завизированный директором и (или) заместителем директора Департамента экономики и финансов проект нормативного правового акта, а при наличии разногласий заключение на него, подписанное директором и (или) заместителем директора Департамента экономики и финансов передается исполнителю.
2.4. Отдел правового обеспечения обеспечивает контроль за надлежащим оформлением нормативных правовых актов.
Ответственность за своевременное направление нормативных правовых актов в установленном порядке на государственную регистрацию в Минюст России несет департамент - головной исполнитель.
Департамент - головной исполнитель в обязательном порядке представляет в отдел правового обеспечения:
копию письма Минюста России в случае отказа в государственной регистрации;
копию приказа Министерства с отметкой о государственной регистрации в Минюсте России.
2.5. Нормативные правовые акты подписываются Министром (лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей).
Департаменты Министерства не вправе издавать нормативные правовые акты.
2.6. В целях подготовки проектов нормативных правовых актов межведомственного характера Министерство как ответственный за их подготовку, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти может создавать рабочие группы.
Согласование указанных проектов нормативных правовых актов осуществляется в порядке, аналогичном согласованию проектов нормативных актов Правительства, установленном Регламентом Правительства.
2.7. Заместители Министра и директора департаментов Министерства обеспечивают согласование проекта акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний (при наличии разногласий).
При наличии неурегулированных разногласий по проекту акта соответствующие заместитель Министра, директор департамента или иное уполномоченное должностное лицо докладывает о них Министру и действует в соответствии с его указаниями.
2.8. Заключения на проекты нормативных правовых актов Министерства, относящиеся к сферам деятельности федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в его ведении, подписываются руководителями (их заместителями) федеральных служб или федеральных агентств, и представляются в Министерство, как правило, в 5-дневный срок с даты поступления проектов в указанные службы и агентства. По договоренности между руководителями соответствующих служб и агентств может быть установлен иной срок подготовки заключений, который для наиболее объемных и сложных проектов не может превышать 30 дней.
При наличии неурегулированных вопросов по проекту нормативного правового акта Министр принимает решение о его подписании или доработке.
III. Порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, вносимых в Правительство
Порядок внесения проектов актов
3.1. Подготовленные в департаментах Министерства проекты актов, вносимых в Правительство, с пояснительной запиской, содержащей необходимые расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, визируются директорами соответствующих департаментов, начальником (а в его отсутствие - заместителем начальника) отдела правового обеспечения, директором и (или) заместителем директора Департамента экономики и финансов, заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и вносятся в Правительство в соответствии с требованиями, установленными Регламентом Правительства.
3.2. Проекты актов, вносимых в Правительство, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по вопросам, касающимся полномочий, осуществляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета, подготавливаются в департаментах Министерства и направляются заместителями Министра (в соответствии с распределением обязанностей) для согласования в органы государственной власти субъектов Российской Федерации до их внесения в Правительство. Поступившие в Министерство предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по указанным проектам направляются на рассмотрение в Правительство с проектом акта.
3.3. Проекты актов до их внесения в Правительство подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами и организациями в порядке, определенном Регламентом Правительства. Направление на обязательное согласование завизированных в соответствующих департаментах Министерства (в том числе в отделе правового обеспечения) проектов актов осуществляется Министром или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей).
Заместители Министра и директора департаментов Министерства обеспечивают согласование проекта акта, в том числе путем проведения согласительных совещаний (при наличии разногласий).
3.4. Проекты федеральных законов, указов Президента Российской Федерации нормативного характера и постановлений Правительства после их согласования с заинтересованными органами и организациями и до внесения в Правительство направляются Министром или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации.
В случаях, установленных Регламентом Правительства, проекты нормативных актов направляются на заключение в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
Порядок рассмотрения проектов актов, поступивших в Министерство на согласование
3.5. Проекты актов (их копии) с пояснительной запиской, поступившие на согласование в Министерство, направляются на рассмотрение в соответствующие департаменты Министерства (в том числе в отдел правового обеспечения), заместителям Министра и иным должностным лицам, определенным Министром.
Указанные документы рассматриваются и визируются директорами соответствующих департаментов (в том числе начальником отдела правового обеспечения, а в его отсутствие - заместителем начальника отдела), Министром или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) в 10-дневный срок.
3.6. В случае если поступивший на согласование проект акта относится к сфере деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, он направляется в указанные федеральные службы и федеральные агентства на визирование или заключение (если акт не визируется).
3.7. При наличии возражений проекты визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке Министерства, подписываются Министром или его заместителями (в соответствии с распределением обязанностей) и прилагаются к согласуемому проекту (его копии).
Оформление замечаний осуществляет департамент - головной исполнитель Министерства по рассмотрению проекта акта.
Замечания к проекту акта при наличии неурегулированных разногласий после проведения согласительных мероприятий подписываются Министром.
IV. Законопроектная деятельность
4.1. Законопроектная деятельность Министерства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства, Положением о Министерстве, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Министерства, настоящими Правилами.
4.2. Основными направлениями законопроектной деятельности Министерства являются: планирование законопроектной деятельности Министерства; разработка законопроектов; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти; участие в подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства по рассматриваемым в палатах Федерального Собрания законопроектам; организационное и информационное сопровождение разработанных Министерством законопроектов при их рассмотрении в палатах Федерального Собрания; сбор, учет, систематизация информационных и аналитических материалов, относящихся к законопроектной работе.
4.3. Организация законопроектной работы в Министерстве, координация работы соисполнителей, обеспечение взаимодействия Министерства с палатами Федерального Собрания, возлагаются на заместителя Министра, ответственного за координацию работы и контроль деятельности по вопросам законопроектной деятельности в установленной сфере деятельности Министерства (далее - Заместитель Министра).
4.4. Методическое обеспечение законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом экономики и финансов (отделом правового обеспечения).
Департамент управления делами и государственной службы в целях систематизации и обобщения информации о законопроектной деятельности Министерства отделом правового обеспечения в обязательном порядке незамедлительно направляет копии входящих и исходящих документов, касающихся законопроектной деятельности, в Департамент экономики и финансов.
4.5. Ответственность за обеспечение соблюдения установленного настоящими Правилами порядка организации и осуществления законопроектной деятельности в Министерстве возлагается на директоров департаментов Министерства.
4.6. Работники Министерства несут персональную ответственность за соблюдение настоящих Правил.
4.7. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства определяется настоящими Правилами и Инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
Планирование законопроектной деятельности Министерства
4.8. В развитие планов законопроектной деятельности и соответствующих поручений Президента Российской Федерации и Правительства приказом Министерства утверждаются планы законопроектной деятельности Министерства.
Планы законопроектной деятельности Министерства могут быть текущими (срок исполнения до 1 года) и перспективными (на срок до 3 лет).
4.9. В планах законопроектной деятельности Министерства указываются:
наименование законопроекта и основания его разработки;
наименование департамента - головного исполнителя и перечень соисполнителей (включая подведомственные Министерству федеральные службы и федеральные агентства);
виды, этапы и сроки работ;
объем и источники финансирования.
4.10. Проекты планов законопроектной деятельности Министерства формируются Департаментом экономики и финансов (отделом правового обеспечения), на основании предложений департаментов Министерства, учитывающих предложения федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству.
Департаменты Министерства представляют свои предложения по формированию планов законопроектной деятельности Министерства в отдел правового обеспечения не позднее, чем за два месяца до начала реализации соответствующих планов.
Подготовленные проекты планов законопроектной деятельности Министерства не позднее, чем за месяц до начала их реализации, согласовываются Заместителем Министра и представляются с проектом приказа на утверждение Министру.
Утвержденные планы законопроектной деятельности Министерства рассылаются во все департаменты Министерства, а также в федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные Министерству.
4.11. Контроль за исполнением планов законопроектной деятельности Министерства осуществляется Департаментом экономики и финансов (отделом правового обеспечения).
4.12. Департаменты Министерства еженедельно направляют в отдел правового обеспечения информацию о выполнении ими планов законопроектной деятельности.
4.13. Решение о внесении изменений в планы законопроектной деятельности Министерства принимает Министр, а в его отсутствие - заместитель Министра, исполняющий его обязанности.
4.14. Директора департаментов Министерства несут персональную ответственность за исполнение планов законопроектной деятельности возглавляемыми ими департаментами.
4.15. Министерство также участвует в формировании проектов планов законопроектной деятельности Правительства. Предложения о разработке законопроектов для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства, представляются департаментами Министерства в Департамент экономики и финансов.
Указанные предложения должны содержать:
рабочее наименование законопроекта;
перечень соисполнителей (заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов и организаций);
ориентировочные сроки (с указанием месяца и года) рассмотрения проекта федерального закона в Правительстве и внесения его в Государственную Думу Федерального Собрания;
концепцию проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку;
копии писем соисполнителей о согласовании концепции проекта федерального закона и проекта технического задания на его разработку;
копию правового заключения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации на концепцию проекта федерального закона и проект технического задания на его разработку.
Поступившие предложения рассматриваются и визируются начальником отдела правового обеспечения (в его отсутствие заместителем начальника), заместителем директора и (или) директором Департамента экономики и финансов и направляются Департаментом экономики и финансов в установленном порядке в Министерство юстиции Российской Федерации.
Разработка законопроектов
4.16. Разработка законопроектов в Министерстве осуществляется на основе планов законопроектной деятельности Министерства и в соответствии с Методическими правилами по разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве. Разработка законопроектов, не включенных в план законопроектной деятельности Министерства, не допускается.
4.17. Организация разработки законопроектов возлагается на директоров департаментов Министерства под контролем Заместителя Министра.
4.18. Для подготовки законопроектов могут создаваться рабочие группы. Решение об образовании рабочей группы принимается Заместителем Министра или директором департамента, являющегося головным исполнителем по подготовке законопроекта. В состав рабочих групп в обязательном порядке должны быть включены представители отдела правового обеспечения.
4.19. Перед разработкой законопроекта определяются его цели и предмет правового регулирования, обобщается практика применения законодательства Российской Федерации в данной отрасли права, проводится анализ недостатков правового регулирования, разрабатывается его концепция и техническое задание на разработку, а также предполагаемые социально-экономические последствия применения его норм. Концепция и техническое задание на разработке законопроекта разрабатываются в соответствии нормативными правовыми актами Правительства и Министерства.
4.20. Департамент Министерства - головной исполнитель по разработке законопроекта координирует работу департаментов Министерства - соисполнителей, привлекает в установленном порядке к работе представителей заинтересованных организаций, обеспечивает согласование законопроекта с заинтересованными органами государственной власти и направление согласованного законопроекта в Правительство.
4.21. Законопроекты, подготовленные Министерством, до согласования с заинтересованными органами государственной власти направляются в Департамент экономики и финансов для проведения финансово-экономической экспертизы, после которой направляются через приемную Департамента экономики и финансов в отдел правового обеспечения для проведения правовой экспертизы.
Правовая экспертиза указанных законопроектов осуществляется отделом правового обеспечения только при наличии виз департаментов - головного исполнителя и соисполнителей, а также начальников соответствующих отделов Департамента экономики и финансов, проводивших финансово-экономическую экспертизу.
На осуществление правовой экспертизы законопроектов отделу правового обеспечения отводится на менее трех рабочих дней с момента поступления документов в отдел.
4.22. Подготовленные Министерством законопроекты до их внесения в Правительство подлежат обязательной правовой экспертизе, проводимой Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, и согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Проекты федеральных законов после их согласования до внесения в Правительство направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство юстиции Российской Федерации, которое дает оценку проекта нормативного правового акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также соблюдения правил юридической техники.
Проекты федеральных законов, оказывающих влияние на доходы или расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, одновременно направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, которое дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.
Проекты федеральных законов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, которое дает оценку влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствий для субъектов предпринимательской деятельности.
4.23. Законопроекты, подготовленные Министерством и прошедшие правовую экспертизу, после их согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, вносятся в Правительство за подписью Министра, а в его отсутствие - заместителя Министра, исполняющего его обязанности.
4.24. К тексту законопроекта прилагаются:
пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;
финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;
проект распоряжения Правительства о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания;
заключения, предусмотренные пунктом 4.22. настоящих Правил.
4.25. Финансирование законопроектной деятельности Министерства осуществляется за счет средств федеральных целевых программ, в рамках которых разрабатываются соответствующие законопроекты, а также за счет иных разрешенных источников финансирования. В случае, если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, финансирование законопроектной деятельности Министерства осуществляется за счет средств заказчика.
Подготовка проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства к законопроектам, находящимся на рассмотрении палат Федерального Собрания
4.26. Министерством в порядке, установленном Правительством, готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства.
4.27. Проект заключения Правительства должен включать в себя:
оценку положений законопроекта, с учетом финансово-экономического обоснования, представленного субъектом права законодательной инициативы;
сведения о количестве финансовых средств, расходуемых в настоящее время, а также о возможности финансирования предполагаемых расходов, связанных с реализацией законопроекта в текущем и последующие годы;
мнение Правительства о целесообразности принятия, отклонения, отсрочки принятия законопроекта;
иные сведения.
4.28. Проекты официальных отзывов должны содержать четкую позицию Правительства - поддержать или отклонить законопроект в представленной редакции, существенно его доработать и т.д.
Проект официального отзыва Правительства должен включать в себя следующие сведения:
о соответствии (не противоречии) положений законопроекта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
о финансовой обеспеченности законопроекта в случае, если его реализация потребует средств из федерального бюджета;
о возможных социальных и экономических последствиях принятия законопроекта;
о полноте учета Государственной Думой заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроект;
иные сведения.
4.29. Поправки к законопроекту представляются в Правительство в виде изменений редакции абзацев, пунктов, статей или дополнений законопроекта конкретными словами, абзацами, пунктами, статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, предложений, статей, других его частей.
4.30. Головным исполнителем по подготовке проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства к законопроектам, поступающим в Министерство, является департамент Министерства, к сфере ведения которого относится соответствующее направление.
Департамент экономики и финансов проводит финансово-экономическую экспертизу законопроектов, на которые готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства, в рамках компетенции Министерства
Отдел правового обеспечения проводит правовую экспертизу законопроектов, на которые готовятся проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства, в рамках компетенции Министерства.
Департаменты Министерства - соисполнители (за исключением предложений отдела правового обеспечения) представляют департаменту - головному исполнителю свои предложения на законопроекты не позднее, чем за три рабочих дня до срока представления в Правительство или федеральные органы исполнительной власти проекта заключения, официального отзыва или поправок к законопроекту, с учетом времени поступления законопроекта в Министерство и установленного срока для ответа.
Департамент Министерства - головной исполнитель самостоятельно на основе предложений департаментов - соисполнителей, указанных в резолюции, готовит проект соответствующего ответа. Окончательный вариант ответа на указанные документы в обязательном порядке визируется отделом правового обеспечения. В случае, если проект ответа не может быть завизирован по объективным причинам, отдел правового обеспечения дает обоснование своей позиции в письменной форме. На рассмотрение проекта ответа отделу правового обеспечения отводится не менее трех рабочих дней с момента поступления документов в отдел, с учетом времени поступления законопроекта в Министерство и установленного срока для ответа, но не менее половины от установленного срока на исполнение.
Завизированный начальником отдела правового обеспечения (в его отсутствие заместителем начальника) проект ответа возвращается в рабочем порядке исполнителю, который передает его на визирование заместителю директора и (или) директору Департамента экономики и финансов.
4.31. Проекты заключений, официальных отзывов и поправок Правительства на законопроекты направляются в Правительство за подписью Министра, а в его отсутствие - заместителя Министра, исполняющего его обязанности.
V. Участие в деятельности Федерального Собрания
Участие в работе Федерального Собрания
5.1. Министр, заместители Министра, директора департаментов Министерства (по поручению Министра) участвуют в работе Федерального Собрания в соответствии с Регламентом Правительства и регламентами палат Федерального Собрания по вопросам, находящимся в сфере ведения Министерства.
Подготовка необходимых материалов для участия руководства Министерства в указанной работе осуществляется соответствующим департаментом Министерства с координацией при необходимости со стороны Департамента экономики и финансов.
5.2. Иные должностные лица Министерства, представители отдела правового обеспечения в соответствии со своей компетенцией и функциями, возложенными на отдел, могут участвовать и выступать на заседаниях комитетов и комиссий, рабочих группах, экспертных советов и иных мероприятиях Федерального Собрания, руководствуясь официальной позицией Правительства и по поручению (указанию) или с согласия Министра, его заместителя или директора соответствующего департамента Министерства.
5.3. Координация участия представителей Министерства в мероприятиях Федерального Собрания осуществляется Заместителем Министра, который уведомляет полномочного представителя Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания об участии Министерства в работе палаты и ее органов.
5.4. По приглашению палат Федерального Собрания Министр участвует в заседаниях и отвечает на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат.
О приглашении на заседание палаты Федерального Собрания Министр информирует Председателя Правительства.
В случае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собрания Министр уведомляет палату о причине своего отсутствия с указанием должностного лица, которое прибудет на заседание и ответит на поставленные вопросы.
5.5. Участие Министерства в законопроектной деятельности палат Федерального Собрания осуществляется в соответствии с решениями Комиссии Правительства по законопроектной деятельности и по согласованию с полномочными представителями Правительства в палатах Федерального Собрания.
5.6. Передача в палаты Федерального Собрания проектов законодательных актов, а также иных материалов по вопросам, связанным с законопроектной работой Министерства, без предварительного согласования с полномочными представителями Правительства в палатах Федерального Собрания не допускается.
5.7. Копии материалов, представляемых Министерством по парламентским запросам, а также запросам и обращениям комиссий, комитетов, депутатов Государственной Думы, комиссий, комитетов, членов Совета Федерации, в обязательном порядке должны направляться полномочным представителям Правительства в палатах Федерального Собрания.
5.8. При обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания, а также в учреждениях и организациях представители Министерства должны руководствоваться позицией Правительства по данным законопроектам.
5.9. Должностные лица Министерства являющиеся официальными (специальными) представителями Правительства по законопроектам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания, координируют свою деятельность по представлению в Государственной Думе и Совете Федерации позиции Правительства с полномочными представителями Правительства в соответствующих палатах Федерального Собрания.
5.10. Департаменты Министерства еженедельно направляют в Департамент экономики и финансов информацию о предстоящем участии представителей департаментов в заседаниях рабочих групп по разработке законопроектов, заседаниях "круглых столов", совещаний, парламентских слушаний, посвященных совершенствованию законодательства в установленной сфере деятельности Министерства и о результатах указанных мероприятий.
Отдел правового обеспечения по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю, предоставляет руководству Министерства и соответствующим департаментам Министерства информацию о предстоящих заседаниях и иных мероприятиях проводимых Федеральным Собранием, касающихся вопросов, входящих в компетенцию Министерства.
Порядок рассмотрения парламентских запросов, запросов и обращений депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации
5.11. Подготовка проекта ответа на парламентский запрос к Председателю Правительства, Заместителю Председателя Правительства осуществляется Министерством по их поручению.
В случае, если для подготовки проекта ответа требуется участие иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств), его проработка, подготовка и согласование осуществляются в порядке, предусмотренном для исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, Заместителя Председателя Правительства.
Проект ответа на парламентский запрос с соответствующими обосновывающими материалами представляется в Правительство Министром (или заместителем Министра, исполняющим его обязанности), в срок, указанный в поручении, но не позднее чем через 15 дней со дня поступления парламентского запроса в Правительство или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания срок.
5.12. Проект ответа на депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, к Председателю Правительства или его Заместителю, поступивший в Министерство из Аппарата Правительства подготавливается в том же порядке, как и проект ответа на парламентский запрос.
Ответ дается Министром или его заместителем в письменной форме не позднее чем в 30-дневный срок с даты поступления депутатского запроса, обращения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, или в иной, согласованный с инициатором запроса, обращения срок. Копия ответа направляется в Аппарат Правительства (полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания).
5.13. Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы к Министру рассматриваются в Министерстве в порядке и сроки, установленные для рассмотрения депутатского запроса, обращения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в Правительство, если иное не предусмотрено резолюцией Министра или его заместителя.
Депутатский запрос, обращение члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к Министру или его заместителю могут быть направлены ими для проработки и ответа в находящиеся в ведении Министерства федеральные службы и федеральные агентства, в соответствии с их полномочиями и сферой деятельности, с одновременным информированием об этом заявителя.
Парламентский запрос к Министру (его заместителю) рассматривается в порядке, установленном для рассмотрения депутатского запроса, обращения с учетом того, что ответ на данный запрос должен быть дан в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной, установленный палатой срок, за подписью должностного лица, которому направлен запрос или лица, временно исполняющего его обязанности.
5.14. О результатах рассмотрения запросов, обращений комитетов и комиссий палат Федерального Собрания по вопросам их ведения к Председателю Правительства, его Заместителю, поступившие в Министерство из Аппарата Правительства или непосредственно Министру, Министр или его заместитель сообщают в соответствующие комитеты или комиссии в согласованные с ними сроки. Копии указанных сообщений направляются в Аппарат Правительства (полномочному представителю Правительства в соответствующей палате Федерального Собрания).
VI. Порядок взаимоотношений с органами судебной власти
6.1. Министр может выступать представителем Министерства в суде и вправе совершать от имени Министерства все процессуальные действия, в том числе имеет право на подписание искового заявления и отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, полный или частичный отказ от исковых требований и признание иска, изменение оснований или предмета иска, заключение мирового соглашения, соглашения по фактическим обстоятельствам, а также право на подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обжалование судебного акта, получение присужденных денежных средств и иного имущества.
Министр вправе назначать в соответствии с законодательством Российской Федерации представителей Министерства в суде из числа лиц, состоящих в штате Министерства и находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств, либо привлекать адвокатов.
Полномочия представителей определяются в доверенности, подготавливаемой соответствующим департаментом Министерства, визируемой начальником отдела правового обеспечения (в его отсутствие заместителем начальника), заместителем директора и (или) директором Департамента экономики и финансов и подписываемой Министром.
6.2. Департамент управления делами и государственной службы в целях оперативного реагирования на привлечение Министерства к судебным разбирательствам направляет копии судебных повесток, исковых заявлений в отдел правового обеспечения до того, как на них будет наложена резолюция руководством Министерства в установленном порядке.
6.3. В случае, если головным исполнителем по подготовке ходатайств, отзывов, исковых заявлений является Департамент экономики и финансов в лице отдела правового обеспечения, последний может в установленном порядке запрашивать разъяснения, заключения и материалы, необходимые для судебного разбирательства, в соответствующих департаментах Министерства, подведомственных Министерству федеральных службах и федеральных агентствах.
Отделом правового обеспечения оказывается правовая помощь департаментам Министерства (в том числе отделам Департамента экономики и финансов), являющимся головным исполнителем при подготовке ходатайств, отзывов, исковых заявлений.
6.4. В случае удовлетворения судом требований, предъявленных к Министерству (кроме исковых или иных требований, связанных с долговыми обязательствами Российской Федерации), соответствующий департамент Министерства в установленном порядке незамедлительно докладывает Министру о принятом судебном решении, вносит предложения об обжаловании решения суда, а по вступлении судебного решения в силу - о мерах по его выполнению.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минобрнауки России
от 9 августа 2005 г. N 225
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ И СОПУТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ В МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические правила содержат основные требования к разработке и оформлению законопроектов и сопутствующих документов в Министерстве образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) и являются обязательными для исполнения всеми работниками Министерства.
1.2. Работники Министерства несут персональную ответственность за соблюдение требований настоящих Методических правил.
1.3. Порядок работы с документами в рамках законопроектной деятельности Министерства помимо настоящих Методических правил определяется Временными правилами нормативно-правового регулирования и законопроектной деятельности Министерства и Инструкцией по делопроизводству в Министерстве.
II. Разработка концепции законопроекта и проекта технического задания на разработку законопроекта
2.1. Разработка концепции законопроекта является одним из основных этапов законопроектной работы.
К разработке концепции законопроекта должны привлекаться высококвалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями законодательства Российской Федерации, практикой его применения.
2.2. В зависимости от сложности законопроекта, объема предполагаемого регулирования общественных отношений, разработка концепции может осуществляться Министерством самостоятельно, а также с привлечением научно-исследовательских и иных организаций.
2.3. При разработке концепции законопроекта необходимо изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую информацию, провести необходимые расчеты, учесть зарубежный опыт.
Следует тщательно проанализировать законодательство Российской Федерации в данной области правового регулирования, уяснить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определить пробелы в законодательстве, устаревшие предписания либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения.
2.4. Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным законодательством Российской Федерации.
2.5. В концепции законопроекта должны быть определены:
основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;
общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в законодательстве Российской Федерации, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ соответствующей российской и зарубежной правоприменительной практики, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;
социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.
2.6. Проект технического задания на разработку законопроекта (далее - техническое задание) должен содержать следующие разделы:
а) основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование;
б) заказчик и разработчики законопроекта;
в) перечень документов, подлежащих разработке;
г) примерная структура законопроекта;
д) виды, этапы и сроки работы;
е) порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта);
ж) порядок приемки работы.
2.6.1. В разделе "Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование" указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта, его вид, а также рабочее наименование.
2.6.2. В разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указываются полное наименование заказчика и разработчиков, их место нахождения, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п.
Заказчиком является, как правило, Министерство. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство Российской Федерации.
2.6.3. В разделе "Перечень документов, подлежащих разработке" указываются подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона; перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом; пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие необходимые документы.
2.6.4. В разделе "Примерная структура законопроекта" определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования.
2.6.5. В разделе "Виды, этапы и сроки работы" определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.
2.6.6. В разделе "Порядок финансирования и смета расходов" определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта, в случае если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования.
2.6.7. В разделе "Порядок приемки работы" устанавливаются порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку.
2.7. Концепция законопроекта и проект технического задания направляются для согласования в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
После согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации концепция законопроекта и проект технического задания направляются для проведения правовой экспертизы в Министерство юстиции Российской Федерации.
После получения правового заключения Министерства юстиции Российской Федерации концепция законопроекта и проект технического задания направляются на утверждение в Правительство Российской Федерации.
III. Требования к подготовке текста законопроекта
3.1. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.
3.2. Наименование законопроекта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным.
3.3. Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в законопроекте, целесообразно размещать в начале текста законопроекта.
3.4. Нормативное содержание законопроекта, в зависимости от предмета правового регулирования, объема, формы законопроекта, должно конструироваться в следующей последовательности:
общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений законопроекта Конституции Российской Федерации, действующему федеральному законодательству и др.);
определение используемых понятий (если они не определены уже в действующем законодательстве);
изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;
определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов;
переходные и заключительные положения;
вступление закона в силу (отдельной статьей).
3.5. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Следует правильно использовать официально установленные наименования, общеизвестные термины, не перегружать текст специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.) не допускается. В текст законопроекта не следует включать положения ненормативного характера и бланкетные нормы.
3.6. Законопроекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия закона.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делиться на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3.7. Законопроекты делятся на структурные единицы. Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
3.8. Часть законопроекта обозначается словами "ЧАСТЬ ПЕРВАЯ; ЧАСТЬ ВТОРАЯ" и может иметь наименование. В проектах кодексов могут выделяться общая часть, содержащая положения общенормативного значения, и особенная часть, содержащая конкретные нормативные предписания.
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
3.9. Раздел законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение и наименование раздела законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела законопроекта печатается полужирным шрифтом.
3.10. Подраздел законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.
Обозначение подраздела законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера подраздела, после которого ставиться точка.
3.11. Глава законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование.
Обозначение главы законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера главы, после которого ставиться точка.
3.12. Параграф законопроекта обозначается знаком "§", имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование.
Наименование параграфа законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера параграфа, после которого ставиться точка.
3.13. Статья законопроекта является его основной структурной единицей. Статья законопроекта имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами, и наименование, но в исключительных случаях статья может не иметь наименования.
Обозначение статьи законопроекта печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи законопроекта печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строчку с обозначением номера статьи, после которого ставиться точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставиться и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья законопроекта подразделяется на части, обозначаемые арабскими цифрами с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи законопроекта могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте части будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте части будут следовать после двоеточия, не допускается.
3.14. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, а также законопроекты, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты не имеют наименований статей.
Статьи таких законопроектов делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.
Пункты статей таких законопроектов могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.
3.15. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов статей частей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнение вноситься в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей.
Если дополнение вноситься в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию.
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительными цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 51, статья 93, часть 31, пункт 22, подпункт "в1").
3.16. Заключительные и переходные положения законопроекта следует располагать в отдельной заключительной главе или статье.
В заключительных и переходных положениях законопроекта указываются:
порядок введения закона в действие;
поручения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации подготовить и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию закона;
поручения Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с принятым законом;
порядок и условия применения нормативных правовых актов СССР и РСФСР, сохраняющих свое действие после вступления закона в силу.
3.17. Статья о порядке вступления в силу вводиться в законопроектах в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного законодательного акта, отличный от определенного Федеральным законом от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".
В статьях о вступлении в силу законопроектов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Понятие "введение в действие" употребляется только по отношению к кодексам. Самостоятельный федеральный закон о введении в действие принимается только в отношении кодексов.
3.18. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом.
3.19. Законопроекты могут иметь приложения.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывается.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста законопроекта без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Наименование приложения располагается по центру страницы.
3.20. В тексте законопроекта могут употребляться ссылки на иные законодательные акты.
Ссылки в статьях законопроекта на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в том случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и законопроекты недопустимы.
При необходимости сделать ссылку в законопроекте на законодательный акт указываются следующие реквизиты законодательного акта в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть) и наименование. Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
При ссылке на законодательный акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный законодательный акт в новой редакции (например, "в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ)").
Ссылки на Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом: "в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации".
При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер не указываются.
При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная структурная единица, начиная с наименьшей.
Ссылки в законопроектах могут даваться только на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законопроекте на конкретное постановление Правительства Российской Федерации).
В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
3.21. Если законопроектом вносятся изменения и (или) дополнения в законодательный акт или законодательный акт признается утратившим силу, то обязательно указываются вид акта, дата его подписания, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Источниками официального опубликования законов РСФСР, постановлений Съезда народных депутатов РСФСР, постановлений Верховного Совета РСФСР, указов и постановлений Президиума Верховного Совета РСФСР являлись Ведомости Верховного Совета РСФСР, Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР и газета "Советская Россия".
Источниками официального опубликования законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации, постановлений Верховного Совета Российской Федерации и постановлений Президиума Верховного Совета Российской Федерации являлись Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и "Российская газета".
Источниками официального опубликования федеральных конституционных законов и федеральных законов являются Собрание законодательства Российской Федерации, "Парламентская газета" и "Российская газета".
3.22. В законопроектах о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты изменения и (или) дополнения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
3.23. При внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
3.24. Вносимые в законодательный акт изменения и (или дополнения) излагаются последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
3.25. При внесении изменений и (или) дополнений в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется и (или) дополняется, потом указывается характер изменений и (или) дополнений. Внесение изменений и (или) дополнений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
3.26. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в законопроекте, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в законопроекте о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным законопроектом.
Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым оформляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
3.27. Если утрачивает силу указ Президиума Верховного Совета РСФСР, который был утвержден законом, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются указ и утверждающий его закон (либо его часть).
Если утрачивает силу закон, который вводился в действие постановлением Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации), то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, отдельными позициями включаются закон и постановление о введении его в действие.
Если утрачивает силу кодекс, то отдельными позициями в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается сам кодекс, закон или постановление Верховного Совета РСФСР (Российской Федерации) о введении кодекса в действие или закон об утверждении кодекса.
3.28. Признание утратившими силу законодательных актов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех законодательных актов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной законодательный акт вносились изменения, не допускается.
3.29. Каждый законодательный акт включается в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Законодательные акты, содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с закрывающейся круглой скобкой).
3.30. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
3.31. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
IV. Подготовка документов, прилагаемых к законопроекту
4.1. К тексту законопроекта прилагаются следующие документы:
пояснительная записка, содержащая изложение предмета законодательного регулирования и концепции законопроекта;
финансово-экономическое обоснование принимаемых решений (представляется при необходимости, а также в случае внесения законопроекта, предусмотренного частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации);
перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта;
проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания.
4.2. В пояснительной записке должно отражаться:
обоснование необходимости принятия законопроекта, цели и основные положения, место в системе действующего законодательства, прогноз социально-экономических последствий реализации законопроекта;
конкретные статистические данные, результаты исследований, экспертные оценки, доказывающие несовершенство действующего законодательства;
аргументы, свидетельствующие о необходимости правового регулирования с помощью предлагаемого законопроекта как способа выхода из сложившейся ситуации;
характеристику места, которое будет занимать законопроект в системе действующего законодательства, степень его соответствия Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам.
4.3. Финансово-экономическое обоснование излагается в соответствии с требованиями экономического, статистического, финансового анализа и должно содержать расчеты и сведения об источниках покрытия затрат, необходимых для реального действия проектируемого закона, на текущий и (или) последующие годы.
4.4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих в связи с данным законопроектом признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства, необходимых для обеспечения действия норм законопроекта должен содержать рабочие наименования проектов правовых актов, обоснование необходимости их подготовки, изложение предполагаемых правовых предписаний, срок подготовки, а также сведения о федеральных органах исполнительной власти - головных исполнителях и соисполнителях.
Перечень актов, после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, представляются в Правительство Российской Федерации вместе с законопроектами.
После принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов, осуществляется при необходимости доработка перечня актов. После доработки перечень актов согласовывается с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, и после одобрения указанных законопроектов Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации вносятся в Правительство Российской Федерации.
4.5. Проект распоряжения Правительства Российской Федерации о внесении законопроекта в Государственную Думу и назначении официального представителя Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации должен содержать сведения о внесении законопроекта в Государственную Думу и о лице, которое назначается официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении законопроекта палатами Федерального Собрания Российской Федерации.