Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 октября 2005 г. N 7121
МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 октября 2005 г. N 269
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ НОРМАТИВОВ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ И КОТЕЛЬНЫХ
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст. 2566; N 38, ст. 3803; 2005, N 5, ст. 390) приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
2. Утвердить прилагаемый Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Врио Министра
А.Г.РЕУС
УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минпромэнерго России
от 4 октября 2005 г. N 269
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАБОТЫ ПО УТВЕРЖДЕНИЮ НОРМАТИВОВ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ И КОТЕЛЬНЫХ
1. Настоящее Положение определяет порядок рассмотрения и утверждения нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - нормативы).
2. Утверждению в соответствии с настоящим Положением подлежат нормативы создания запасов топлива (угля, торфа, мазута, дизельного топлива) на расчетный период на тепловых электрических станциях (далее - ТЭС) и котельных, имеющих регулярные поставки топлива. Для электростанций, работающих на газовом топливе, утверждению подлежат нормативы резервного вида топлива.
3. Для утверждения нормативов организация до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в Минпромэнерго России заявление с обосновывающими материалами в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения.
4. Материалы по обоснованию нормативов в день их поступления в Минпромэнерго России подлежат обязательной регистрации в журнале учета документов по нормативам.
Каждому заявлению, поступившему в Минпромэнерго России, присваивается номер, указывается время, число, месяц и год поступления, а также проставляется штамп Минпромэнерго России.
5. После регистрации материалы по обоснованию нормативов передаются на рассмотрение в Департамент топливно-энергетического комплекса Минпромэнерго России.
Документы, содержащие коммерческую и служебную тайну, должны иметь соответствующую отметку.
6. Процедура утверждения нормативов проводится путем рассмотрения соответствующих дел.
7. Для организации работы по утверждению нормативов образуется Комиссия по утверждению нормативов (далее - Комиссия), а также определяется уполномоченный по делу из числа сотрудников Департамента топливно-энергетического комплекса.
8. По каждому заявлению организации открывается дело об утверждении нормативов, в которое подшиваются следующие материалы:
1) письменное заявление об утверждении нормативов, к которому прилагаются копии учредительных и регистрационных документов, справка налогового органа о постановке на учет.
2) документы, обосновывающие значения нормативов, представленных к утверждению на расчетный период, в соответствии с перечнем и требованиями Порядка расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных (далее - Порядок).
Дело содержит опись документов, хранящихся в нем, в которой для каждого документа указываются: его порядковый номер в деле, дата поступления, наименование и реквизиты, количество листов, фамилия, инициалы и подпись работника Минпромэнерго России, внесшего документ в дело.
9. При накапливании в одном деле большого количества документов допускается деление дела на тома. В этом случае на титульном листе тома также указывается порядковый номер тома. Опись документов должна соответствовать фактически находящимся в данном томе документам.
10. В деле об утверждении нормативов производятся записи по следующим графам:
1) в графе "Номер документа" проставляется порядковый номер поступившего документа;
2) в графе "Дата приема" проставляется дата приема (поступления) документов (в том числе по дополнительному запросу);
3) в графе "Поступившие документы" указывается наименование поступившего документа и количество листов;
4) в графе "Документы принял" указываются фамилия и инициалы уполномоченного по делу об утверждении нормативов, и ставится его подпись;
5) в графе "Принятое решение" указываются сведения о результате рассмотрения представленных документов.
11. Уполномоченный по делу в недельный срок с момента регистрации проверяет правильность оформления материалов по нормативам: комплектность; наличие указанных приложений; наличие удостоверяющих реквизитов (подписи, штампа, регистрационного номера, фамилии и номера телефона заявителя), проводит анализ представленных материалов на предмет их соответствия требованиям, указанным в Порядке, и направляет организации извещение об открытии дела с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу, а также даты рассмотрения дела по утверждению нормативов.
12. Минпромэнерго России организует проведение экспертизы материалов, обосновывающих значения нормативов, представленных на утверждение.
13. Срок проведения экспертизы определяется Комиссией в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 30 дней.
14. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к делу об утверждении нормативов. Экспертные заключения представляются не позднее, чем за две недели до даты рассмотрения Комиссией дела об утверждении нормативов.
15. Экспертные заключения помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должны содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об утверждении нормативов;
2) анализ соответствия расчета нормативов и формы представления предложений утвержденным нормативно-методическим документам по вопросам утверждения нормативов;
3) расчетные материалы и сводно-аналитические таблицы;
5) иные сведения.
16. Организации за 2 недели до рассмотрения дела об утверждении нормативов направляется извещение о дате, времени и месте заседания Комиссии и проект протокола Комиссии об утверждении нормативов.
17. Комиссия рассматривает на своих заседаниях представленные организациями материалы по утверждению нормативов, экспертные заключения и выносит решения по вопросу утверждения нормативов.
18. В случае если представленные материалы по своему объему, содержанию и обоснованности не позволяют сделать заключение по утверждению нормативов, то Комиссия принимает решение о необходимости дополнительной проработки материалов.
19. В течение 5 дней со дня оформления протокола издается приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов, включающий в себя:
1) величину утвержденных нормативов;
2) дату введения в действие нормативов;
3) сроки действия нормативов.
Выписка из приказа с приложением утвержденных нормативов, заверенная печатью Минпромэнерго России, направляется организации.
20. Приказ Минпромэнерго России об утверждении нормативов публикуется на сайте Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕН
Приказом Минпромэнерго России
от 4 октября 2005 г. N 269
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА И ОБОСНОВАНИЯ НОРМАТИВОВ СОЗДАНИЯ ЗАПАСОВ ТОПЛИВА НА ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ И КОТЕЛЬНЫХ
I. Порядок формирования технологических запасов топлива на электростанциях и котельных электроэнергетики
1. Порядок расчета и обоснования нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных устанавливает основные требования к нормированию технологических запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо) при производстве электрической и тепловой энергии.
2. Норматив создания технологических запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса основного или резервного видов топлива (далее - НЭЗТ).
3. ННЗТ обеспечивает работу электростанции и котельной в режиме "выживания" с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года и составом оборудования, позволяющим поддерживать плюсовые температуры в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях.
4. НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы электростанций и котельных и обеспечивает плановую выработку электрической и тепловой энергии.
5. Регламентирование действий с ННЗТ на тепловых электростанциях и котельных необходимо в целях предотвращения последствий полного останова электростанций или котельных и связанных с ним длительных ограничений и отключений потребителей.
6. Регламентирование НЭЗТ на электростанциях и котельных помимо обеспечения надежной и стабильной работы необходимо также и в целях контроля над созданием запасов топлива при подготовке электростанций и котельных всех назначений к работе в осенне-зимний период (далее - ОЗП).
7. На электростанциях, работающих в единой энергосистеме, в составе ННЗТ учитывается необходимость электроснабжения неотключаемых потребителей, питающихся от фидеров электростанции и не имеющих резервного питания от единой энергосистемы.
8. Расход электроэнергии на собственные нужды электростанции, а также на электроснабжение потребителей, за исключением не отключаемых, расчетом ННЗТ не учитывается, так как питание в этом случае на период достижения электростанцией ННЗТ можно обеспечивать от единой энергосистемы.
9. ННЗТ для электростанций, работающих изолированно от единой энергосистемы, включает запас топлива на электрические и тепловые собственные нужды, а также на тепло- и электроснабжение не отключаемых потребителей.
10. ННЗТ устанавливается на срок 3 года и подлежит корректировке в случаях изменения состава оборудования, структуры топлива, а также нагрузки не отключаемых потребителей электрической и тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.
11. ННЗТ по электростанциям электроэнергетики определяется по согласованию с организацией, осуществляющей диспетчерские функции.
12. Расчет ННЗТ производится по каждому виду топлива раздельно.
13. ННЗТ для электростанций и котельных, сжигающих уголь и мазут, должен обеспечивать работу тепловых электростанций (далее -ТЭС) в режиме выживания в течение семи суток, а для ТЭС, сжигающих газ, - трех суток.
14. Топливо, входящее в НЭЗТ, накопленное к 1 октября - началу ОЗП, вовлекается в расход для выработки электрической и тепловой энергии в течение ОЗП в соответствии с энерготопливными балансами для каждой электростанции и котельной.
15. Годовой расчет НЭЗТ производится для каждой электростанции и котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на контрольную дату - 1 октября планируемого года, характеризующую подготовку к работе в ОЗП с 1 октября по 1 апреля следующего года.
16. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся согласно главе III настоящего Порядка.
17. ННЗТ и НЭЗТ по объединениям электростанций и котельных определяются как суммарные объемы соответственно по всем электростанциям и котельным, входящим в объединение.
18. Расчеты нормативов создания запасов топлива на контрольную дату (1 октября планируемого года) до их представления в Минпромэнерго России, как правило, рассматриваются:
- по электростанциям и котельным электроэнергетики соответствующими объединениями электростанций и (или) котельных;
- по организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) соответствующими структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
19. Все результаты расчетов и обоснования принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных представляются в виде пояснительной записки на бумажном носителе (брошюруются в отдельную книгу) и в электронном виде: пояснительная записка - в формате Word, расчеты и необходимая для расчетов исходная информация - в формате Excel.
II. Особенности порядка расчета нормативов для теплоисточников муниципальных образований
20. Годовая потребность НЭЗТ для каждого теплоисточника определяется по видам топлива в соответствии с существующими нормативными характеристиками оборудования.
21. Аварийный запас топлива (далее - АЗТ) теплоисточников муниципальных образований определяется в объеме топлива, необходимом для обеспечения бесперебойной работы теплоисточников при максимальной нагрузке.
22. НЭЗТ и АЗТ определяются по суммам значений всех отопительных (производственно-отопительных) котельных, входящих в муниципальное образование.
23. ОНЗТ и его составляющие (без учета госрезерва) для каждого теплоисточника или групп теплоисточников муниципальных образований определяются по таблице 1 (для расхода топлива до 150 т/ч) и таблице 2 (для расхода топлива свыше 150 т/ч). Суточный расход топлива определяется для режима самого холодного месяца.
24. Нормативы для групп теплоисточников муниципальных образований определяются с учетом наличия базовых складов хранения запасов топлива.
25. Минимальные запасы топлива на складах теплоснабжающих организаций ЖКХ составляют: уголь - 45, мазут 30-суточная потребность.
26. Разработка нормативов производится с учетом графиков, маршрутов, способов доставки топлива и его закладки на склады теплоисточников или базовые склады в объеме нормативного запаса топлива до начала отопительного сезона.
Таблица 1
Объем ОНЗТ для расхода топлива до 150 т/ч
Объем ОНЗТ для расхода топлива свыше 150 т/ч
<*> Для электростанций, не имеющих второго независимого источника подачи газа.
III. Методика выполнения расчетов нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных электроэнергетики
27. Расчет ННЗТ осуществляется для электростанций и котельных на основе нормативно-технических документов по топливоиспользованию.
28. Расчет ННЗТ для электростанций и котельных оформляется в виде пояснительной записки. Результаты расчета оформляются отдельно, подписываются руководителями этих электростанций или котельных (приложение 1 к настоящему Порядку) и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции или котельные.
29. Пояснительная записка к расчету ННЗТ включает следующие разделы:
1) Перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой и электрической энергии и данные по минимально допустимым нагрузкам. Не учитывается тепловая нагрузка электростанций и котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные;
2) Обоснование технологической схемы и состава оборудования, обеспечивающих работу электростанций и котельных в режиме "выживания";
3) Расчет минимально необходимой тепловой мощности для собственных нужд электростанций и котельных, а также электрической мощности для собственных нужд электростанций, работающих изолированно от ЕЭС России.
30. Годовой расчет НЭЗТ на планируемый год (с 1 января планируемого года по 1 января следующего года) выполняется по состоянию на контрольную дату 1 октября для отдельных электростанций и котельных. Итоги расчетов НЭЗТ оформляются совместно с итогами расчета ОНЗТ по образцу согласно приложению 2 к настоящему Порядку. К итогам расчетов НЭЗТ прилагается пояснительная записка.
31. По особенностям схемы выполнения годового расчета НЭЗТ электростанции и котельные делятся на три категории:
- стандартные (типовая схема расчета);
- с ограниченными (сезонными) сроками завоза топлива;
- имевшие в предшествующий год критический уровень запасов топлива (менее 60% от ОНЗТ на 1 октября).
32. За основу расчета для стандартной группы электростанций и котельных принимаются среднесуточные в январе и апреле планируемого года расходы угля, мазута, торфа, дизельного топлива на электростанциях или котельных, необходимые для выполнения производственной программы выработки электрической и тепловой энергии планируемого года с учетом коэффициента среднего прироста среднесуточного расхода топлива в январе и апреле за последние перед планируемым три года. Расчет выполняется по формуле:
где Впр - среднесуточный расход топлива для выполнения производственной программы в январе и аналогично в апреле планируемого года, тыс. т;
Кр - коэффициент изменения среднесуточного расхода топлива в январе и аналогично в апреле за три года, предшествующие планируемому году, определяется по формуле:
В1, В2, В3 - фактический среднесуточный расход топлива в январе и аналогично в апреле за первый, второй и третий годы, предшествующие планируемому году;
Кср - коэффициент возможного срыва поставки (учитывает условия поставки, создающиеся в зависимости от положения на рынке топлива, взаимоотношения с поставщиками, условия перевозки и другие факторы, увеличивающие время перевозки), принимается в диапазоне 1,5 - 2,5;
Тпер - средневзвешенное время перевозки топлива от разных поставщиков, определяется по формуле:
где Тпер1, Тпер2, ..., Тперn - время перевозки топлива от разных поставщиков, сутки;
Вмес1, Вмес2, ..., Вмесn - расчетные объемы поставок топлива, различных поставщиков за январь и апрель планируемого года.
33. НЭЗТ на 1 октября (начало ОЗП) определяется по формуле:
34. В случаях раздельного сжигания (по очередям или котельным установкам) углей различных месторождений или невзаимозаменяемых месторождений, НЭЗТ определяется по каждому месторождению. Общий НЭЗТ по электростанции или котельной определяется суммированием.
35. НЭЗТ на 1 октября для объединений электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имеющих ограниченные сроки завоза, должен обеспечивать их работу с конца одного периода завоза до начала следующего аналогичного периода с коэффициентом запаса Кз = 1,2, учитывающим возможный по реалистическим условиям сдвиг времени начала поставок топлива в районы с ограничением сроков поставок.
36. НЭЗТ для объединения электростанций и (или) котельных или отдельных электростанций и котельных, имевших на 1 октября в предшествующий ОЗП критический уровень запасов топлива, увеличивается на коэффициент аварийности (Кав), равный 1,2 от расчетных величин.
37. ОНЗТ рассчитывается по сумме ННЗТ и НЭЗТ. Результаты расчета оформляются отдельно по образцу согласно приложению 2 к настоящему Положению, подписываются руководителями электростанций и котельных и согласовываются руководителем объединения, в которые входят эти электростанции и (или) котельные.
38. В исключительных случаях возможна корректировка нормативов запасов топлива при значительных изменениях программы выработки электрической и тепловой энергии или смене вида топлива. Процедура изменения нормативов аналогична первоначальному утверждению согласно настоящему Положению.
Приложение N 1
к Порядку расчета и обоснования
нормативов создания запасов топлива
на тепловых электростанциях
и котельных
НЕСНИЖАЕМЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА (ННЗТ) ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (КОТЕЛЬНОЙ)
_________________________________________________________
(наименование)
1. Уголь всего ________ тыс. т _______
в т.ч. по месторождениям <***> _______
<*> Согласовываются при вхождении электростанции или котельной в объединение.
<**> Согласовываются для электростанций.
<***> При раздельном сжигании.
Приложение N 2
к Порядку расчета и обоснования
нормативов создания запасов топлива
на тепловых электростанциях
и котельных
ОБЩИЙ НОРМАТИВНЫЙ ЗАПАС ТОПЛИВА (ОНЗТ) НА КОНТРОЛЬНУЮ ДАТУ ПЛАНИРУЕМОГО ГОДА ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ (КОТЕЛЬНОЙ)
___________________
(наименование)
тыс. т
<*> Согласовываются при вхождении электростанции или котельной в объединение.