31 декабря 1999 г. N 51-ОЗ
ЗАКОН
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Законов Свердловской области от 17.04.2001 N 35-ОЗ, от 10.12.2005 N 114-ОЗ, от 12.07.2007 N 75-ОЗ, от 19.12.2008 N 121-ОЗ, от 20.02.2009 N 10-ОЗ, от 23.05.2011 N 30-ОЗ, от 17.10.2013 N 97-ОЗ, от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 17.02.2017 N 11-ОЗ, от 17.02.2017 N 19-ОЗ, от 05.06.2018 N 64-ОЗ, от 19.07.2018 N 80-ОЗ, от 22.03.2018 N 28-ОЗ, от 06.11.2018 N 115-ОЗ, от 02.08.2019 N 63-ОЗ, от 20.05.2021 N 40-ОЗ, от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
Принят Областной Думой
Законодательного Собрания
Свердловской области
7 декабря 1999 года
Одобрен Палатой Представителей
Законодательного Собрания
Свердловской области
24 декабря 1999 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Областным законом
Настоящий Областной закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, связанные с осуществлением туристской деятельности на территории Свердловской области.
Действие настоящего Областного закона не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях". (в ред. Закона Свердловской области от 02.08.2019 N 63-ОЗ)
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Областном законе
В настоящем Областном законе применяются следующие основные понятия:
1) туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания; (в ред. Закона Свердловской области от 02.08.2019 N 63-ОЗ)
2) туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
3) туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
4) туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
5) туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
6) туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
7) туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
7-1) туризм детский - туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя; (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
7-2) сельский туризм - туризм, предусматривающий посещение сельской местности, малых городов с численностью населения до 30 тысяч человек, в целях отдыха, приобщения к традиционному укладу жизни, ознакомления с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участия в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды с возможностью предоставления услуг по временному размещению, организации досуга, экскурсионных и иных услуг; (в ред. Закона Свердловской области от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
8) турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания; (в ред. Закона Свердловской области от 02.08.2019 N 63-ОЗ)
9) туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
10) туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
11) туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
12) туроператор - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;
13) турагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по продвижению и реализации туристского продукта.
14) система навигации и ориентирования в сфере туризма - совокупность необходимой для ориентирования туристов информации о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии и средств размещения такой информации (информационных знаков, конструкций, сооружений, технических приспособлений и других носителей, предназначенных для распространения информации, за исключением рекламных конструкций); (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
15) туристский информационный центр - организация, осуществляющая деятельность по информированию физических и юридических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках. (в ред. Законов Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 05.06.2018 N 64-ОЗ)
16) туристский маршрут - путь следования туристов (экскурсантов), включающий в себя посещение и (или) использование туристских ресурсов. (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 19-ОЗ)
17) туристско-рекреационный кластер Свердловской области (далее - туристско-рекреационный кластер) - совокупность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанных отношениями в сфере обеспечения возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории Свердловской области и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью; (в ред. Закона Свердловской области от 19.07.2018 N 80-ОЗ)
18) резидент туристско-рекреационного кластера - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившее (заключивший) с управляющей компанией туристско-рекреационного кластера соглашение об осуществлении в составе туристско-рекреационного кластера деятельности, направленной на обеспечение возможности комфортного использования туристами туристских ресурсов, расположенных на территории Свердловской области и объединенных территориальной близостью и функциональной зависимостью (далее - соглашение об осуществлении деятельности в составе туристско-рекреационного кластера). (в ред. Закона Свердловской области от 19.07.2018 N 80-ОЗ)
Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности
Принципами государственного регулирования туристской деятельности в соответствии с федеральным законом являются:
1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
2) определение и поддержание приоритетных направлений туристской деятельности;
3) формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
4) осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Статья 4. Цели государственного регулирования туристской деятельности
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности в соответствии с федеральным законом являются:
1) обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
2) охрана окружающей среды; (в ред. Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 10-ОЗ)
3) создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
4) развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Статья 5. Приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности в соответствии с федеральным законом являются поддержка и развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма" и самодеятельного туризма. (в ред. Законов Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в ред. Законов Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ, от 20.05.2021 N 40-ОЗ)
Статья 8. Полномочия высших органов государственной власти Свердловской области
1. Законодательное Собрание Свердловской области:
1) принимает областные законы, регулирующие отношения в сфере туризма и туристской деятельности в Свердловской области; (в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 N 30-ОЗ)
2) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением областных законов, регулирующих отношения в сфере туризма и туристской деятельности; (в ред. Закона Свердловской области от 23.05.2011 N 30-ОЗ)
3) заслушивает Правительство Свердловской области об исполнении областных законов, регулирующих отношения в сфере туризма и туристской деятельности;
4) осуществляет другие полномочия в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области. (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
2. Губернатор Свердловской области:
1) определяет основные задачи в сфере туризма и приоритетные направления развития туризма в Свердловской области; (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
2) заслушивает отчеты Правительства Свердловской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности;
3) осуществляет другие полномочия в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами Свердловской области. (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
3. Правительство Свердловской области:
1) обеспечивает исполнение областных законов, регулирующих отношения в сфере туризма и туристской деятельности; (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 11-ОЗ)
2) определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности; (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 11-ОЗ)
3) устанавливает порядок разработки и утверждения списка рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления; (в ред. Закона Свердловской области от 05.06.2018 N 64-ОЗ)
4) подпункт утратил силу. (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 11-ОЗ)
5) подпункт утратил силу. (в ред. Закона Свердловской области от 19.12.2008 N 121-ОЗ)
6) осуществляет другие полномочия в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области. (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
Статья 9. Полномочия уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности:
1) участвует в создании благоприятных условий для развития туристской индустрии в Свердловской области;
2) участвует в создании и обеспечении благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Свердловской области, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
3) реализует меры по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Свердловской области;
4-6) подпункты утратили силу. (в ред. Закона Свердловской области от 22.03.2018 N 28-ОЗ)
7) содействует в продвижении туристских продуктов Свердловской области на внутреннем и мировом туристских рынках;
8) разрабатывает и реализует меры по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Свердловской области, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
9) разрабатывает и реализует комплекс мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
9-1) разрабатывает и утверждает в порядке, установленном Правительством Свердловской области, список рекомендуемых туристских маршрутов (других маршрутов передвижения) для прохождения группами туристов с участием детей в рамках осуществления самодеятельного туризма и для прохождения организованными группами детей, находящихся в организациях отдыха детей и их оздоровления, а также размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; (в ред. Закона Свердловской области от 05.06.2018 N 64-ОЗ)
10) организует и проводит на региональном и межмуниципальном уровне мероприятия, направленные на поддержку приоритетных направлений развития туризма, в том числе на развитие внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма (далее - мероприятия в сфере туризма); (в ред. Закона Свердловской области от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
11) участвует в реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;
12) участвует в информационном обеспечении туризма, создает в Свердловской области туристский информационный центр и обеспечивает его функционирование;
13) осуществляет межотраслевую и отраслевую координацию по вопросам туризма и туристской деятельности;
14) представляет по поручению Правительства Свердловской области интересы Свердловской области в международных организациях в сфере туризма;
15) участвует в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском и межрегиональном уровне;
16) участвует в организации проведения научных исследований в сфере туризма;
17) взаимодействует с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма на территории Свердловской области;
18) оказывает содействие в определении приоритетных направлений развития туризма, в том числе путем поддержки развития объектов туристской индустрии на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
19) осуществляет другие полномочия в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Областным законом, другими законами Свердловской области и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Губернатором Свердловской области и Правительством Свердловской области.
Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере туризма (в ред. Законов Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 20.05.2021 N 40-ОЗ)
Органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в сфере туризма в соответствии с федеральным законом вправе:
1) реализовывать меры по развитию приоритетных направлений развития туризма на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма; (в ред. Закона Свердловской области от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
2) содействовать созданию благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
3) осуществлять организацию и проведение мероприятий в сфере туризма на муниципальном уровне;
4) участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском, межрегиональном, региональном и межмуниципальном уровне;
5) содействовать в создании и функционировании туристских информационных центров на территориях муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
6) разрабатывать, утверждать (одобрять) и реализовывать муниципальные программы развития туризма. (в ред. Закона Свердловской области от 20.05.2021 N 40-ОЗ)
Глава 3. ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОВ И ТУРАГЕНТОВ, ОБЪЕДИНЕНИЯ ТУРИСТОВ (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 11. Объединения туроператоров и турагентов
Туроператоры и турагенты в соответствии с федеральным законом в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Деятельность объединений туроператоров и турагентов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Объединения туристов
Туристы в соответствии с федеральным законом в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Деятельность объединения туристов в соответствии с федеральным законом может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.
Глава 4. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 14. - Утратила силу. (в ред. Закона Свердловской области от 10.12.2005 N 114-ОЗ)
Статья 15. Осуществление в Свердловской области деятельности в сфере внутреннего туризма (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
1. Туристский продукт в соответствии с федеральным законом формируется туроператором по его усмотрению исходя из конъюнктуры туристского рынка или по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта (далее - иной заказчик).
Туроператор в соответствии с федеральным законом обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт, самостоятельно или с привлечением третьих лиц, на которых туроператором возлагается исполнение части или всех его обязательств перед туристами и (или) иными заказчиками. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
2. Результатом формирования туристского продукта (тура) по внутреннему туризму являются проектно-технологические документы: программа обслуживания и технологическая карта туристского маршрута путешествия. (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 19-ОЗ)
3. Результатом формирования экскурсии являются проектно-технологические документы: технологическая карта экскурсии, схема трассы туристского маршрута транспортной экскурсии, контрольный текст экскурсии. (в ред. Закона Свердловской области от 17.02.2017 N 19-ОЗ)
4. Туроператор и турагент при реализации туристского продукта (тура) в целях обеспечения возможности правильного выбора тура по требованию потребителя обязаны знакомить его с проектно-технологическими документами. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 16. Осуществление в Свердловской области деятельности в сфере въездного туризма (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
1. Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют путешествия в Свердловской области на условиях и в порядке, предусмотренными федеральным законодательством.
2. Въезд и пребывание иностранных туристов в Свердловской области осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренными федеральным законодательством.
3. При осуществлении деятельности в сфере въездного туризма туроператор и турагент обязаны: (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
1) иметь проектно-технологическую документацию, оформленную в соответствии с требованиями, которые предъявляются к ней при осуществлении туристской деятельности по внутреннему туризму;
2) в случае непосредственного оказания услуг, входящих в тур, выполнять требования по обеспечению безопасности туристов в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Областным законом.
Статья 17. Осуществление в Свердловской области деятельности в сфере выездного туризма (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
1. Туристская деятельность по выездному туризму в Свердловской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Пункт утратил силу. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 18. Осуществление в Свердловской области деятельности в сфере социального туризма, сельского туризма, детского туризма (в ред. Законов Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ, от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
1. Социальный туризм осуществляется в интересах лиц, обладающих низким уровнем дохода, в целях реализации их конституционных прав на отдых, свободу передвижения и здоровый образ жизни.
2. Виды и условия осуществления деятельности в сфере социального туризма регулируются законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
2-1. Туристская деятельность в сфере сельского туризма осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона Свердловской области от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
3. Туристская деятельность в сфере детского туризма осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
Статья 19. Осуществление в Свердловской области деятельности в сфере самодеятельного туризма (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
1. Самодеятельный туризм организуется туристами самостоятельно без договора с туроператором или турагентом.
2. Порядок осуществления самодеятельного туризма регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 20. - Утратила силу. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Глава 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 21. Туристские ресурсы Свердловской области
Классификация и оценка туристских ресурсов Свердловской области осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 22. - Утратила силу. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 23. Кадровое обеспечение в сфере туризма (в ред. Закона Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ)
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности в целях содействия кадровому обеспечению в сфере туризма:
1) участвует в организации профессионального обучения по программам подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) участвует в организации дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 24. Формы государственной поддержки развития туризма и туристской деятельности в Свердловской области
1. Государственная поддержка развития туризма и туристской деятельности в Свердловской области осуществляется путем:
1) признания приоритета развития внутреннего туризма, въездного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма; (в ред. Законов Свердловской области от 04.07.2016 N 74-ОЗ, от 17.11.2021 N 97-ОЗ)
2) обеспечения государственных гарантий предоставления туристских услуг на льготных условиях для граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;
3) содействия туроператорам и турагентам, осуществляющим приоритетные направления туристской деятельности; (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
4) поощрения привлечения инвестиций в строительство, реконструкцию и развитие объектов туристской индустрии на территории Свердловской области;
4-1) установления для резидентов туристско-рекреационных кластеров особенностей налогообложения налогами субъектов Российской Федерации (далее - особенности налогообложения отдельными налогами); (в ред. Законов Свердловской области от 19.07.2018 N 80-ОЗ, от 06.11.2018 N 115-ОЗ)
5) предоставления иных форм государственной поддержки развития туризма на территории Свердловской области.
2. Пункт утратил силу. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
3. Органы местного самоуправления муниципальных образований в пределах своих полномочий могут самостоятельно определять формы поддержки развития туристской деятельности на территории муниципального образования. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
4-5. Пункты утратили силу. (в ред. Закона Свердловской области от 12.07.2007 N 75-ОЗ)
Статья 25. Формирование и реализация государственных программ Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности на территории Свердловской области (в ред. Законов Свердловской области от 19.12.2008 N 121-ОЗ, от 23.05.2011 N 30-ОЗ, от 17.10.2013 N 97-ОЗ)
Формирование и реализация государственных программ Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности на территории Свердловской области осуществляются в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с федеральным законодательством. (в ред. Законов Свердловской области от 23.05.2011 N 30-ОЗ, от 17.10.2013 N 97-ОЗ, от 20.05.2021 N 40-ОЗ)
Статья 26. Государственная поддержка деятельности туристско-рекреационных кластеров (в ред. Закона Свердловской области от 19.07.2018 N 80-ОЗ)
1. В целях обеспечения эффективности деятельности туристско-рекреационного кластера и предоставления государственной поддержки резидентам туристско-рекреационного кластера Правительством Свердловской области с управляющей компанией туристско-рекреационного кластера заключается соглашение о взаимодействии в сфере деятельности туристско-рекреационного кластера.
Соглашение о взаимодействии в сфере деятельности туристско-рекреационного кластера заключается в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Областным законом.
2. Соглашение о взаимодействии в сфере деятельности туристско-рекреационного кластера заключается с управляющей компанией туристско-рекреационного кластера по результатам отбора, проводимого в порядке, установленном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Областным законом.
В отборе, указанном в части первой настоящего пункта, могут принимать участие управляющие компании туристско-рекреационных кластеров, являющиеся коммерческими или некоммерческими организациями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и представившие в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности:
1) концепцию развития туристско-рекреационного кластера, соответствующую требованиям, определенным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности;
2) соглашения об осуществлении деятельности в составе туристско-рекреационного кластера, заключенные не менее чем с пятью юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
3. Основными функциями управляющей компании туристско-рекреационного кластера, с которой заключено соглашение о взаимодействии в сфере деятельности туристско-рекреационного кластера, являются:
1) заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соглашений об осуществлении деятельности в составе туристско-рекреационного кластера;
2) контроль за соблюдением резидентами туристско-рекреационного кластера условий, указанных в части первой пункта 3 статьи 27 настоящего Областного закона;
3) методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение деятельности резидентов туристско-рекреационного кластера;
4) обеспечение взаимодействия резидентов туристско-рекреационного кластера, органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области;
5) обеспечение достижения показателей эффективности деятельности туристско-рекреационного кластера, установленных уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности.
Статья 27. Установление для резидентов туристско-рекреационного кластера особенностей налогообложения отдельными налогами (в ред. Закона Свердловской области от 19.07.2018 N 80-ОЗ)
1. Особенности налогообложения отдельными налогами для резидентов туристско-рекреационного кластера могут быть установлены при соблюдении следующих условий:
1) резидент туристско-рекреационного кластера является налогоплательщиком налога, особенности налогообложения которым для него устанавливаются;
2) резидент туристско-рекреационного кластера имеет статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в соответствии с настоящей статьей.
Резидент туристско-рекреационного кластера утрачивает право на получение меры государственной поддержки в форме особенностей налогообложения отдельными налогами при утрате статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма с первого числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен.
2. Резидент туристско-рекреационного кластера получает статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма со дня принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности решения о присвоении резиденту туристско-рекреационного кластера такого статуса.
Инвестиционный проект признается региональным инвестиционным проектом в сфере туризма со дня получения резидентом туристско-рекреационного кластера, который его реализует (планирует реализовать), статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма.
3. Резиденту туристско-рекреационного кластера присваивается статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма при соблюдении следующих условий:
1) резидент туристско-рекреационного кластера относится к субъектам малого и среднего предпринимательства;
2) резидент туристско-рекреационного кластера реализует (планирует реализовать) инвестиционный проект, соответствующий условиям, установленным в части второй настоящего пункта;
3) в отношении резидента туристско-рекреационного кластера не принято решение о ликвидации, не проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве;
4) деятельность резидента туристско-рекреационного кластера не прекращена и не приостановлена в соответствии с федеральными законами;
5) у резидента туристско-рекреационного кластера не имеется недоимок по налогам, сборам и иным обязательным платежам, уплачиваемым в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также в государственные внебюджетные фонды, на дату подачи декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма.
Инвестиционный проект, который реализует (планирует реализовать) резидент туристско-рекреационного кластера, претендующий на присвоение статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, должен соответствовать следующим условиям:
Инвестиционный проект реализуется (планируется реализовать) на территории Свердловской области;
2) в результате реализации инвестиционного проекта планируются строительство, реконструкция и (или) эксплуатация объектов туристской индустрии;
3) объем инвестиций, предусмотренный в инвестиционном проекте, составляет не менее пяти миллионов рублей;
4) в результате реализации инвестиционного проекта планируется создать вновь не менее пяти постоянных рабочих мест;
5) в результате реализации инвестиционного проекта планируется осуществлять следующие виды деятельности:
виды деятельности, входящие в группу "Рыбоводство пресноводное" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Деятельность пассажирского воздушного транспорта" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в класс "Деятельность по предоставлению мест для временного проживания" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий и прочим видам организации питания" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Подача напитков" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности; виды деятельности, входящие в группу "Деятельность в области демонстрации кинофильмов" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Страхование для путешественника, выезжающего за пределы постоянного проживания" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в группу "Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в класс "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Деятельность по комплексному обслуживанию помещений" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Предоставление услуг по благоустройству ландшафта" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подкласс "Деятельность по организации конференций и выставок" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в группу "Образование дополнительное детей и взрослых" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Деятельность массажных салонов" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в подгруппу "Деятельность санаторно- курортных организаций" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в класс "Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в класс "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в класс "Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в группу "Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в группу "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности;
виды деятельности, входящие в группу "Деятельность физкультурно- оздоровительная" в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности.
4. Резиденту туристско-рекреационного кластера присваивается статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма на основании декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, поданной резидентом туристско-рекреационного кластера в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности. Форма этой декларации утверждается Правительством Свердловской области.
К декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий, указанных в части первой пункта 3 настоящей статьи. Перечень указанных документов устанавливается Правительством Свердловской области.
5. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности отказывает в принятии декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в случае, если к декларации не приложены документы, подтверждающие соблюдение условий, указанных в части первой пункта 3 настоящей статьи.
6. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности в течение десяти рабочих дней со дня принятия декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма направляет ее в комиссию по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма для подготовки заключения о соответствии или несоответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи.
Состав комиссии по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма, а также порядок ее формирования и деятельности утверждаются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности.
7. Комиссия по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма в течение десяти рабочих дней со дня поступления декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма рассматривает эту декларацию и документы, указанные в части второй пункта 4 настоящей статьи, и подготавливает заключение о соответствии либо несоответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи.
8. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности не позднее чем через десять рабочих дней со дня проведения заседания комиссии по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма, по результатам которого подготовлено заключение, указанное в пункте 7 настоящей статьи, принимает одно из решений, указанных в части второй настоящего пункта.
В случае подготовки комиссией по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма заключения о соответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности принимает решение о соответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи, и о присвоении резиденту туристско-рекреационного кластера статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма. В случае подготовки комиссией по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма заключения о несоответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности принимает решение о несоответствии резидента туристско-рекреационного кластера условиям, указанным в части первой пункта 3 настоящей статьи, и об отказе в присвоении резиденту туристско-рекреационного кластера статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма. Копия решения направляется лицу, подавшему декларацию о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.
9. Участник регионального инвестиционного проекта в сфере туризма ежегодно в срок до 15 апреля представляет в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности отчет о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма.
Форма отчета о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, а также порядок представления этого отчета в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности утверждаются Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Областным законом.
10. Резидент туристско-рекреационного кластера утрачивает статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма со дня принятия уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности решения об утрате резидентом туристско-рекреационного кластера такого статуса.
11. Решение об утрате резидентом туристско-рекреационного кластера статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма принимается в следующих случаях:
1) непредставления резидентом туристско-рекреационного кластера отчета о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма в срок, установленный в части первой пункта 9 настоящей статьи;
2) направления резидентом туристско-рекреационного кластера в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности заявления об отказе от статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма;
3) установления недостоверности документов, приложенных к декларации о реализации регионального инвестиционного проекта в сфере туризма;
4) прекращения соблюдения условий, указанных в части первой пункта 3 настоящей статьи.
12. Решение об утрате резидентом туристско-рекреационного кластера статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма принимается уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности с учетом заключения комиссии по региональным инвестиционным проектам в сфере туризма о наличии оснований для утраты резидентом туристско-рекреационного кластера такого статуса. Копия решения направляется лицу, в отношении которого принято решение об утрате резидентом туристско-рекреационного кластера статуса участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения.
13. Учет резидентов туристско-рекреационных кластеров, которым присвоен статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере туризма и туристской деятельности в порядке, установленном Правительством Свердловской области.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Вступление в силу настоящего Областного закона
1. Настоящий Областной закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
2. Губернатору Свердловской области и Правительству Свердловской области привести в соответствие с настоящим Областным законом изданные ими нормативные правовые акты.
Губернатор
Свердловской области
Э. РОССЕЛЬ
г. Екатеринбург
31 декабря 1999 года
N 51-ОЗ