Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 января 2006 г. N 7383
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 23 декабря 2005 г. N 999
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА СОЗДАНИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882), приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований.
Министр
С.К.ШОЙГУ
Приложение
к Приказу МЧС России
от 23.12.2005 N 999
ПОРЯДОК
СОЗДАНИЯ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
1. Настоящий Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - Порядок) определяет основы создания, подготовки, оснащения и применения нештатных аварийно-спасательных формирований в составе сил гражданской обороны.
2. Нештатные аварийно-спасательные формирования представляют собой самостоятельные структуры, созданные на нештатной основе, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, подготовленные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций.
3. Правовые основы создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 799), от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503) и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.
Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).
В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.
5. Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
6. Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
7. Применение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, разрабатываемым в установленном порядке.
8. Федеральные органы исполнительной власти, исходя из статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", в отношении бюджетных организаций, находящихся в их ведении, вправе:
определять организации, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, исходя из статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", на соответствующих территориях вправе:
определять организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают нештатные аварийно-спасательные формирования;
организовывать создание, подготовку и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований;
вести реестры организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, и осуществляют их учет;
организовывать планирование применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществлять контроль за созданием, подготовкой, оснащением и применением нештатных аварийно-спасательных формирований по предназначению.
10. Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:
разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;
укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;
осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийно-спасательных формирований;
осуществляют планирование и применение нештатных аварийно-спасательных формирований;
поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.
11. При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
12. МЧС России и его территориальные органы осуществляют методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно-спасательных формирований, а также контроль в этой области.
13. Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
по подчиненности: территориальные и организаций;
по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;
по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.
Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 24 часа, военное время - 6 часов.
14. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными.
Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.
Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.
15. Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.
16. Накопление, хранение и использование материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.
17. Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования, с учетом положений статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
18. Подготовка и обучение нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач гражданской обороны и защиты населения осуществляются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организационно-методическими указаниями МЧС России по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, нормативно-методическими документами организаций, создающих нештатные аварийно-спасательные формирования.
19. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
обучение по программам подготовки спасателей в учебных центрах и иных образовательных учреждениях в соответствии с Основными положениями аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5561);
обучение руководителей формирований в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;
обучение личного состава в организации в соответствии с примерной программой обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований, рекомендуемой МЧС России;
участие формирований в учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций, а также практических мероприятий по ликвидации последствий аварий и катастроф.
20. Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.
Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.
21. Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
Практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах - командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.
Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.
Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
22. Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен:
знать:
характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
предназначение формирования и функциональные обязанности;
производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
уметь:
выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
работать на штатных средствах связи;
проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
Приложение N 1
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 23.12.2005 N 999
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
СОЗДАВАЕМЫХ НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
I. Примерный перечень создаваемых территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований
<*> Создаются в субъектах Российской Федерации, городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, городах, имеющих химически опасные объекты или производство.
<**> Создается в субъектах Российской Федерации, городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне, городах и населенных пунктах, имеющих особо ценные объекты культурного наследия России.
II. Примерный перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований организаций
<*> Создаются на химически опасных объектах, производящих или использующих аварийно химически опасные вещества.
<**> В мирное время. При развертывании защитных сооружений вместимостью до 150 чел. - 10 чел., от 150 до 600 чел. - 21 чел., более 600 чел. - 36 чел.
Приложение N 2
к Порядку, утвержденному
Приказом МЧС России
от 23.12.2005 N 999
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ (ТАБЕЛИЗАЦИИ) НЕШТАТНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ СПЕЦИАЛЬНЫМИ ТЕХНИКОЙ, ОБОРУДОВАНИЕМ, СНАРЯЖЕНИЕМ, ИНСТРУМЕНТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ
1. Средства индивидуальной защиты
Нумерация пунктов таблицы приведена в соответствии с официальным текстом документа.
Примечание: При отсутствии в организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
2. Медицинское имущество
Примечания: 1. Медицинские пункты формирований обеспечиваются необходимым медицинским имуществом за счет лечебных учреждений (медицинских пунктов), на базе которых они создаются.
2. Взамен приобретенного ранее имущества, обозначенного "*" (п. п. 1, 4, 5), осуществляется закладка Комплекса индивидуального медицинского гражданской защиты КИМГЗ "Юнита".
3. Средства радиационной, химической и биологической разведки и контроля
Примечания: 1. Источники питания приобретаются ежегодно на все дозиметрические приборы, находящиеся в запасе и резерве.
2. Индикаторные средства для приборов химической разведки и газового контроля на каждый вид отравляющих и аварийно химически опасных веществ пополняются по мере их использования.
3. При отсутствии в организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
4. Наименование и марки приборов радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля, в нормах оснащения, могут меняться в связи с выпуском универсальных и более современных (отечественного производства).
4. Средства спецобработки
Примечания.
1. Дегазирующие, дезактивирующие и дезинфицирующие вещества приобретаются через соответствующие службы материально-технического снабжения, а также используются имеющиеся на местах дегазирующие материалы, учет которых возложен на территориальные органы управления МЧС России.
2. При отсутствии на предприятиях, в учреждениях и организациях типов (марок) материально-технических средств, указанных в нормах оснащения, разрешается применение иных материально-технических средств отечественного производства с близкими по значению характеристиками.
5. Инженерное имущество
6. Средства связи
Примечания: 1. Средства связи для оснащения защищенных пунктов организаций, отнесенных к категории по гражданской обороне, накапливаются в соответствии с проектной документацией. Кроме того, наименование средств связи, используемых для оснащения формирований ГО, может изменяться на более современные, с лучшими характеристиками и параметрами.
2. Радиоприемники следует также предусматривать для установки на загородные запасные пункты управления (по 1 шт.).
7. Пожарное имущество
8. Культпросветимущество
Примечание: В районе (местах) размещения формирований необходимо предусмотреть помещение (место), оборудованное теле- и радиовещательной аппаратурой.
9. Тыловое имущество
а) Продовольственного снабжения
Примечание: При отсутствии полевых кухонь, кипятильников и термосов взамен их предусматривать укомплектование котлами, наплитными кастрюлями, ведрами и бидонами за счет имеющихся в наличии в системе общественного питания.
б) Вещевого снабжения (для формирований, непосредственно принимающих участие в проведении АСДНР)
Примечания: 1. Специальной рабочей одеждой, обувью обеспечивать за счет имеющихся на предприятиях и в организациях.
2. В зимнее время предусматривать выдачу теплых портянок, носков и рукавиц.
10. Автомобильная и специальная техника
1. Формирования оснащаются автомобильной и специальной техникой из имеющейся в наличии в организации и не предназначенной при объявлении мобилизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские и специальные формирования.
2. Обеспечение формирований техникой и имуществом, согласно предусмотренным штатным перечням, осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.
При необходимости некоторые образцы техники могут заменяться на специальные.
а) разведывательно-спасательная машина РСМ-4102 может быть применена:
в звене связи и разведки сводной объектовой команды - вместо грузового автомобиля;
в звене связи и разведки сводной группы - вместо грузового автомобиля;
в группе радиационной и химической разведки - вместо легковых (грузовых) автомобилей;
в звене связи и управления группы инженерной разведки - вместо грузового автомобиля;
б) аварийно-спасательная машина АСМ-4102 на базе УАЗ, Газель может быть применена:
в звене управления и разведки спасательной команды - вместо легкового автомобиля (мотоцикла).
3. Нормы оснащения ведомственных нештатных аварийно-спасательных формирований (медицинских, железнодорожного, воздушного, водного транспорта и др.) разрабатываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации (министерствами, агентствами, службами).