МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ.
НАГРУЗКА ВЕТРОВАЯ
НОРМЫ И МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Hoisting granes. Wind load.
Norms and methods of determination
ГОСТ 1451-77
Дата введения 01.01.78
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 10.09.92 N 1151
Взамен ГОСТ 1451-65
Настоящий стандарт распространяется на грузоподъемные краны, эксплуатируемые на открытом воздухе, и устанавливает нормы и метод определения ветровой нагрузки, действующей на краны в их нерабочем и рабочем состояниях.
Стандарт не распространяется на судовые и плавучие краны.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Ветровая нагрузка на кран в нерабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций, механизмов поворота, передвижения крана и тележки, механизма изменения вылета стрелы, осей и валов ходовых колес, противоугонных устройств и собственной устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в нерабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана.
1.2. Ветровая нагрузка на кран в рабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций и механизмов, тормозов, при определении мощности двигателей, собственной и грузовой устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом.
1.3. Ветровая нагрузка на кран должна быть определена как сумма статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая, соответствующая установившейся скорости ветра, должна быть учтена во всех случаях.
Динамическая составляющая, вызываемая пульсацией скорости ветра, должна быть учтена только при расчете на прочность металлических конструкций и при проверке устойчивости кранов против опрокидывания.
2. СТАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ
2.1. Распределенную ветровую нагрузку р на единицу расчетной площади элемента конструкции или груза в данной зоне высоты следует определять по формуле
где q - динамическое давление ветра, принимаемое в соответствии с табл. 2 и 3;
k - коэффициент, учитывающий изменение динамического давления по высоте, принимаемый по табл. 1;
с - коэффициент аэродинамической силы, принимаемый по приложению 1 или данным аэродинамических исследований с учетом указаний п. 6.3. В зависимости от направления аэродинамической силы в приложении 1 данный коэффициент обозначается через сх, су, сn, сt;
п - коэффициент перегрузки, принимаемый по пп. 5.3 и 6.4.
2.2. Динамическое давление ветра q связано с плотностью воздуха r и его скоростью v формулой
v - скорость ветра, направленная параллельно поверхности земли, м/c.
2.3. Статическую составляющую ветровой нагрузки F, действующей на элемент конструкции или на груз, следует определять по формуле
где А - расчетная площадь элемента или груза, принимаемая по приложениям 1 и 2 с учетом указаний п. 6.3.
3. ДИНАМИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЕТРОВОЙ НАГРУЗКИ
3.1. Динамическую составляющую ветровой нагрузки на строительные башенные краны следует определять по НТД, в остальных случаях - по нормам проектирования кранов данного типа.
4. УЧЕТ ВЫСОТЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЭЛЕМЕНТА КОНСТРУКЦИИ КРАНА
4.1. Значение коэффициента k, учитывающего изменение динамического давления в зависимости от высоты расположения от поверхности земли данного элемента конструкции в нерабочем и рабочем состояниях крана, следует определять по табл. 1.
Таблица 1
Примечание. При установке кранов в городах, включая окраины, в лесных массивах и других местностях, покрытых препятствиями высотой более 10 м, допускается снижать значение коэффициента k в пределах высоты: до 20 м - на 30%; 20-60 м - на 15%; 60-100 м - на 10%.
4.2. Для промежуточных высот значения k допускается определять линейной интерполяцией данных табл. 1. В пределах отдельных зон конструкции, при высоте каждой зоны не более 10 м, значение коэффициента k допускается принимать постоянным.
4.3. Значение коэффициента k для тросовых оттяжек и канатов полиспастов допускается принимать постоянным и определять для уровня, соответствующего точке, расположенной на расстоянии 1 / 3 их длины от верхней точки их крепления к элементу крана.
5. НЕРАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
5.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли в зависимости от района СССР следует принимать по табл. 2.
Таблица 2
1. Карта районирования СССР в зависимости от динамического давления ветра приведена в приложении 3.
2. При установке кранов в районах с резко выраженным рельефом местности, в горных ущельях, каньонах рек, на вершинах возвышенностей и в малоизученных районах допускается определять значение динамического давления по скорости ветра, принимаемой по данным Гидрометеорологической службы на высоте 10 м над поверхностью земли (при двухминутном интервале осреднения), превышаемой в среднем один раз в 5 лет.
5.2. В случае, если район установки крана точно неизвестен, динамическое давление q допускается принимать равным 450 Па.
5.3. Коэффициент перегрузки n, учитываемый при расчете конструкции крана по методу предельных состояний, принимается равным 1,1, если в нормах на проектирование данного крана не приводится другое значение этого коэффициента.
При расчете конструкции крана по методу допускаемых напряжений коэффициент перегрузки n принимают равным 1.
6. РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
6.1. Динамическое давление q и скорость ветра v на высоте 10 м над поверхностью земли, вне зависимости от района установки, но с учетом назначения крана, должны приниматься по табл. 3.
Таблица 3
6.2. Если предельная ветровая нагрузка, действующая на груз или элементы крана, ограничена условиями безопасности ведения работ или технологией выполнения перегрузочных или монтажных операций, то допускается принимать значение динамического давления q в соответствии с техническим заданием на проектирование крана, но не ниже 50 Па.
6.3. Расчетную площадь груза следует определять по фактическим или статистическим данным, при их отсутствии - по приложению 2. Коэффициент аэродинамической силы с принимают равным 1,2. Коэффициент k при этом принимают по максимальной высоте подъема груза.
6.4. Значение коэффициента перегрузки n не зависит от применяемого метода расчета и принимается равным 1.
6.5. При отсутствии дополнительных требований, предусмотренных техническим заданием на проектирование крана, ветровая нагрузка, учитываемая при определении мощности приводных двигателей крановых механизмов, не должна превышать 70 % от статической составляющей ветровой нагрузки на кран или на соответствующий элемент крана или на груз.
КОЭФФИЦИЕНТЫ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ СИЛ И РАСЧЕТНЫЕ ПЛОЩАДИ
1. Отдельные стержни
1.1. Коэффициент лобового сопротивления с_х, то есть коэффициент аэродинамической силы, направленной по скорости ветра, при поперечном обтекании круглого стержня диаметром d определяется по табл. 1 в зависимости от параметра qkd2.
Таблица 1
1.2. Расчетная площадь круглого стержня (см. черт. 1) определяется по формуле
d - диаметр стержня.
Черт. 1
1.3. Для стержня с круглым переменным сечением значение диаметра d заменяется на его среднее значение по формуле
где d_1, d_2 - диаметры концов стержня.
1.4. Некруглый (эллиптический, овальный и т.п.) цилиндрический стержень рассматривается как круглый, причем за величину d принимают поперечный размер стержня в плоскости, перпендикулярной направлению скорости ветра.
1.5. Для стержня прокатного или комбинированного профиля коэффициенты с_п и с_t аэродинамических сил, нормальных к граням стержня, при различных направлениях скорости ветра в плоскости, перпендикулярной продольной оси стержня, определяются по табл. 2.
1.6. Для стержня прокатного или комбинированного профиля расчетная площадь определяется по формуле
j - расчетный поперечный размер стержня.
1.7. Для балок и стержней сложного составного поперечного сечения (кроме приведенных в табл. 2), составленных из труб с прокатными профилями и пр. (см. черт. 2а) принимают значение коэффициента лобового сопротивления с_x = 1,4.
Черт. 2
Таблица 2
2. Канаты и кабели
2.1. Для каната или кабеля расчетную площадь определяют то формуле (1), причем за величину l принимают их длину; коэффициент лобового сопротивления принимают c_x = 1,2.
3. Фермы
3.1. Плоские фермы
3.1.1. За расчетную площадь А плоской фермы принимают теневую площадь - площадь проекций всех элементов фермы на ее плоскость.
3.1.2. Коэффициент лобового сопротивления c_x при направлении скорости ветра, перпендикулярном к плоскости фермы, в зависимости от коэффициента заполнения фермы , определяется по табл. 3.
3.1.2.1. Коэффициент заполнения фермы j определяется по формуле
где A_н - площадь, ограниченная наружным контуром фермы.
3.1.3. Коэффициент лобового сопротивления плоской комбинированной фермы, составленной из стержней круглого и некруглого сечения, допускается определять по формуле
где c_x1, c_x2 - коэффициенты лобового сопротивления условных ферм, имеющих одинаковые геометрические размеры с рассматриваемой, но составленных соответственно из стержней только некруглого или круглого сечения;
А_1, А_2 - суммарные расчетные (теневые) площади стержней соответственно некруглого и круглого сечений.
3.2. Пространственные фермы
3.2.1. За расчетную площадь А пространственной фермы принимают расчетную (теневую) площадь наветренной грани фермы.
3.2.2. Коэффициент лобового сопротивления c_x пространственной фермы из стержней некруглого сечения при направлении скорости ветра, перпендикулярном продольной оси фермы, определяется по табл. 4 с учетом коэффициента заполнения _b, грани с шириной b.
3.2.3. Коэффициент лобового сопротивления пространственной фермы, составленной из стержней круглого сечения при направлении скорости ветра, перпендикулярном к продольной оси фермы, определяется по формуле
где m - поправочный коэффициент; для ферм треугольного сечения с углом дельта = 30° при набегании ветра на основание или боковую сторону сечения следует принимать m = 1, а для всех других случаев определять по табл. 5;
c_x - принимают по табл. 6, в зависимости от коэффициента заполнения _b грани с шириной b.
Таблица 5
Примечание. Диаметр d - меньший из диаметров поясов фермы, м.
Таблица 6
3.2.4. Коэффициент лобового сопротивления cx пространственной комбинированной фермы, составленной из стержней круглого и некруглого сечения, допускается определять по формуле (5), причем значения c_x1 и c_x2 следует принимать как для пространственных ферм, имеющих одинаковые геометрические размеры с рассматриваемой, и составленных соответственно из стержней только некруглого или круглого сечения.
4. Пролетные балки (мосты)
4.1. Расчетную площадь пролетной балки А (см. черт. 2) определяют по формуле
Примечания:
1. Высоту подтележечного рельса включают в общую высоту h балки.
2. Площадь сквозных вырезов в стенках вычитают из габаритной (по контуру).
3. Площадки, ограждения, лестницы и пр., затеняющиеся балкой, учету не подлежат.
4.2. Коэффициент лобового сопротивления c_x коробчатых балок (см. черт. 2б) определяется по табл. 7.
Таблица 7
Примечание. Для трапециевидных сечений (см. черт. 2б) расчетная ширина а определяется по формуле
5. Прочие конструкции
5.1. За расчетную площадь совмещенных участков телескопических ферм (башен, колонн и стрел) принимается расчетная площадь наружной фермы. При этом коэффициент лобового сопротивления следует определять по формуле
где c_xн, c_xв - коэффициенты лобового сопротивления соответственно наружной и внутренней фермы;
А_н, А_в - расчетные (теневые) площади этих ферм, рассматриваемых раздельно.
5.2. Расчетная площадь дополнительных элементов: ограждений, лестниц, площадок, настилов и т.п. определяется по табл. 1 и 2 настоящего приложения и учитывается полностью; при расположении внутри габарита ферм учитывается половина их площади. Коэффициент лобового сопротивления принимается без учета взаимовлияния дополнительных элементов.
5.3. Расчетная площадь грузовых и ходовых тележек, лебедок, аппаратных шкафов, балластных плит противовесов, грузовых подвесок, кабин управления и т.п. определяется как проекция наружного контура на плоскость, перпендикулярную направлению скорости ветра. Коэффициент лобового сопротивления принимается равным 1,2.
6. Влияние затенения
6.1. В случае, если две или более одинаковых конструкций расположены одна за другой на равном расстоянии друг от друга, то за расчетную площадь принимается площадь одной конструкции, а суммарный коэффициент лобового сопротивления , определяется с учетом коэффициента затенения по формуле
где c_x - коэффициент лобового сопротивления одной конструкции (фермы, балки);
h - коэффициент, учитывающий аэродинамическое затенение конструкции впереди стоящей конструкцией, принимают по табл. 8 в зависимости от относительного расстояния между конструкциями s / h. Для плоских конструкций расстояние s принимают по вертикальным осям (см. черт. 3а), для объемных - в свету между ними (см. черт. 3б);
h - габаритная высота конструкции;
i - число одинаковых конструкций.
Черт. 3
Таблица 8
7. Наклонные элементы крановых конструкций
7.1. Фермы (см. черт. 4)
Черт. 4
7.1.1. Коэффициент аэродинамической силы, нормальной к продольной оси фермы, определяется по формуле
Коэффициент лобового сопротивления (направленного по скорости ветра) определяется по формуле
где тета - угол между направлениями скорости ветра и продольной осью фермы длиной l;
A_p / A - относительная доля расчетной площади стержней решетки (раскосов, стоек и пр.) в расчетной площади наветренной грани фермы;
тета - отношение значения коэффициента лобового сопротивления фермы при ее продольном обтекании к значению того же коэффициента при поперечном обтекании; для четырехгранной фермы определяется по формуле
здесь - значение
фермы с квадратным поперечным сечением, принимаемое по табл. 9;
ламбда - отношение размеров сторон поперечного сечения фермы (ламбда > = 1);
c_x - коэффициент лобового сопротивления рассматриваемой фермы при ее поперечном обтекании, определяемый по табл. 3-6 настоящего приложения, при этом параметр qkd2 заменяется на qkd2sin2тета;
c_xкв - значение cx для фермы с квадратным поперечным сечением.
Таблица 9
Формула (13) применима к трехгранной ферме с поперечным сечением в виде равностороннего треугольника и к плоской ферме. В случае равностороннего треугольника множитель (1 + ламбда) / 2 следует заменить на 0,75, а плоской фермы - на 0,25.
7.2. Сплошностенчатые элементы (см. черт. 4)
7.2.1. Коэффициент нормальной силы определяется по формуле
7.2.2. Коэффициент лобового сопротивления определяется по формуле
но должен быть не менее 0,1 с_x.
Примечание. Коэффициент аэродинамической силы, направленной перпендикулярно скорости ветра, определяется по формуле
8. Краны внутри ограждения
8.1. Для кранов, установленных в сплошных ограждениях (корпуса градирен и пр.) учитывается верхняя часть затененной конструкции высотой h = 0,5s (см. черт. 5)
Черт. 5
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
РАСЧЕТНАЯ ПЛОЩАДЬ ГРУЗА АГ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО НОМИНАЛЬНОЙ МАССЫ m
Примечание. Ветровую нагрузку на груз принимают не менее 500 Н.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое